«Хорошо у нас в светелке»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Шарафан Ольга Григорьевна

Тема: «Хорошо у нас в светелке»

 

Цель: Закрепить с детьми историю возникновения родной станицы

Программное содержание:

Образовательные задачи:

·        Обобщить и систематизировать знание о Родине, о родной станице.

·        Закрепить с детьми историю возникновения родной станицы.

·        Формировать понятие Родина, «маленькая» Родина.

·        Уточнить знание детей о Кубани, своей станице.

·        Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.

·        Уточнять знания детей об одежде, обуви казаков и славян, заселивших нашу Кубань.

·        Уточнить смысл поговорок.

·        Обобщить представление детей о людях, прославивших Кубань, станицу.

·        Совершенствовать знание детей о предметах народного быта (через загадки).

Развивающие:

·        Развивать мелодику-интонационную сторону речи, зрительное внимание и память, воображение.

 

·        Развивать связную речь детей.

·        Пополнять словарный запас.

Воспитательные:

·        Воспитывать любовь к малой родине, гражданско-патриотические чувства.

·        Воспитывать у детей любовь к родному краю, станице.

·        Воспитывать уважение, чувство гордости за своих земляков, прославивших Кубань, станицу.

·        Воспитывать у детей активность и внимательность на занятиях и желание говорить правильно и красиво.

 

Предварительная работа:

·        Посещение музея с целью ознакомления с русской и казачьей одеждой, обувью, утварью, бытом.

·        Чтение русских сказок, пение казачьих песен, рассматривание иллюстраций, картин.

 

Экскурсии:

·        В музей.

·        К памятнику «Погибших воинов».

·        Возложение цветов у вечного огня.

·        В поле, сад, на огород.

·        Посещение музея – выставки народного быта.

 

Беседы:

·        О старинной одежде наших предков;

·        О труде людей нашего края, станицы;

·        О людях, прославивших край, станицу.

 

Работа над частушками, поговорками, пословицами.

 

Словарная работа:

Саманные, турлучные, лапти, самовар, колодец.

Материалы и оборудование:

·        Кубанская утварь (прялка, самовар, рубель, коромысло и т.д.), посуда, вышитые полотенца, скатерть, ложки, казачья и русская одежда для детей.

·        Подобранные пословицы, поговорки, загадки для детей.

·        Компьютер, проектор, мультимедийная презентация ( о казаках )

 

Ход деятельности:

     Ребята, у каждого из нас, есть Родина – страна, в которой мы живем – Россия. Но есть еще и маленькая Родина – это место, где мы родились, живем, где находится наш отчий дом. А для нас с вами такой Родиной является Кубань (ответы детей) – наша станица Роговская. Мы с вами много уже говорили о нашем крае, нашей станицы, много было экскурсий, походов. Ходили в музей, где познакомились с бытом наших предков. Возлагать цветы у вечного огня. Давайте, сегодня поговорим о том какая – же наша Кубань; наша  родная станица. Кто такие казаки?

(Просмотр слайдов о казаках)

Воспитатель: (в русском цветастом платке с хлебом солью). Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные ,приглашаю вас в гости ко мне в светёлку. Издавна на Руси дорогих гостей встречали хлебом, солью, низкий вам поклон, принимайте хлеб-соль.

 

         Не красна изба углами, а горячими пирогами.

         Баранками, да сушками.

         Да самоварами блестящими.

 

Воспитатель: Проходите, гости милые, в нашу горницу, во светлицу.

    Дети проходят, усаживаются на скамьи, начинают свое рукоделие, вышивают, вяжут, пряжу сматывают, пояски плетут.

 

Рассказы детей о станице.

 

Вопросы к детям:

·        Ребята в честь кого назвали нашу станицу?

·        Как назывались первые умельцы?

·        Какая главная улица?

·        А как вы думаете, почему все люди, во все времена селились вдоль рек?

(ответы детей)

 

·        Правильно, всем людям и животным нужна вода для питья, для полива огорода, стирки белья. В реке ловили рыбу.

·        А какие дома раньше строили? (ответы детей – саманные, турлучные, деревянные) .

·        При постройке домов, что приговаривали?

 

Из гнилого леса, ненадолго изба.

Соломиной не подопрешь хоромину.

Чем больше рук, тем легче труд.

 

Воспитатель: Девицы, красавицы много ли вы знаете пословиц-поговорок?

 

         Долог день до вечера,

         Коли делать нечего.

 

         Труд человека кормит,

         Лень портит.

 

         Умелые руки не знают скуки.

 

         Землю красит солнце,

         А человека – труд.

 

 - Молодцы, девицы – рукодельницы!

 - А какой была одежда наших предков? (ответы детей)

 - Из какой ткани шили одежду? (из льняной)

 - Чем украшали? (вышивкой)

 - С чего берет начало такое выражение «Работать спустя рукава»?

 - А какую обувь носили? (лапти)

 - А как их ласково называли? (лапоточки, лапотки)

 - Из чего плели? (загадка)

         С моего цветка берет

         Пчелка самый вкусный мед.

         А меня все обижают

         Шкурку тонкую сдирают.

                                               (Липа)

 - Липка грустила, ведь с ее ствола снимали кору, или как говорили в народе «драли лыко». Пока лапти плели, частушки придумывали про них (исполняют частушки).

 

         Ох, лапти мои

         Лапоточки мои

         Огороды вы пахали

         Танцевать сюда попали.

 

         Гуляй Матвей

         Не жалей лаптей.

         До субботы доживешь

         Новы лапти наживешь.

 

 - А казаки, какую одежду носили?

 - А обувь, какая у них была?

 - Да, ребята, казаки были позажиточней и в лаптях никогда не ходили.

 

Воспитатель: И казаки, и славяне вместе мужественно защищают свою Родину от врагов. Кому у нас в станице стоит памятник? Горит вечный огонь? (ответы детей).

 

Казачья песня.

 

 

 - А загадки отгадаете?

         В избе – изба, на избе труба.

         Зашумело в избе, загудело в трубе

         Видит пламя народ

         А тушить не идет.        (печь)

 

         Стоит бычок

         Подбоченившись бочок

         Шипит и кипит

         Всем чай пить велит.   (самовар)

 

         В брюхе баня, в носу решето

         На голове пупок

         Одна рука и та на спине.      (чайник)

 

         Три братца пошли купаться

         Два купаться, третий на берегу валяется

         Искупались, вышли на третий повисли. (ведра, коромысло)

 

         Черный конь скачет в огонь (кочерга)

 

         Кланяется, кланяется

         Придет домой растянется.    (топор)

 

         Хвост завязан на бревне

         Ушки – в озере на дне.                   (колодец)

 

Воспитатель: Есть, возможно, уголок красивей

                          Есть богаче, шире есть края

                         Только мне из всей моей России

                         Ближе к сердцу Краснодарский край.

 

 - Ребята,  Кубань наша славится не только прошлым, но и настоящим.

         Ты славишься высоким урожаем

         Ты славишься героями труда

         Тебя вперед ведет и согревает

         Своим теплом заветная мечта.

         И что ни день, ты для меня дороже

         Кубань моя, колхозные поля

         Страна, гордится славою твоею

         Тобой гордится русская земля.

 

Воспитатель: Кубанский край очень богат и славится своими урожаями. Что выращивают у нас на Кубани в станице?

 

 

В поле:…                      (пшеница, ячмень, овес, рис, гречка, кукуруза)

На огороде:…              (помидоры, огурцы, капуста, перец)

В саду:…                      (яблоки, груши, виноград, сливы)

В горных районах:…  (мандарины, лимоны, апельсины, гранаты)

 

Воспитатель: ребята, а кто прославил нашу Кубань своим трудом?

 

 - Академик Лукьяненко, вырастил самую знаменитую пшеницу «Безостоя1», сорт подсолнечника лучший «Пустовой».

 

 - А еще кого вы знаете?

 

 - Космонавты: Севостьянов В.И., Горбатко В.В.

 

 - Наши спортсмены Роговчане – Тисины в далеком Сиднее завоевали золото по гребле на байдарках. Чемпионка мира по фигурному катанию Елена Бережная тоже наша землячка (ее корни на Кубани).

 

 - Да дети, все эти люди прославили наш край, но еще есть у нас сотни таких людей, обо всех сейчас мы просто не успели рассказать.

 

     И дети нашей группы на конкурсе «Восходящая звезда» вышли в финал, может быть, это подрастают будущие знаменитости.

    Народ наш Кубанский умеет трудиться, но умеет, и отдыхать и веселиться.

 

Исполняется песня: «Варенички»

 

         Эй, девчонки – подружки

         Веселушки – хохотушки

         Эй, ребята молодцы

         Удалые удальцы

         Веселее попляшите

         Всех гостей повеселите.

 

 - А еще любят у нас на Кубани в доме гостей принимать, пирогами угощать.

 

         Сверху пар, снизу пар

         Шумит наш русский самовар.

         Милости просим на чашку чая.

         Вот так мы живем

         Пряники жуем, чаем запиваем

         Всех в гости приглашаем.

 

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в историю родной станицы, нашей родины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Хорошо у нас в светелке»21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Хорошо у нас в светелке»

Цель: Закрепить с детьми историю возникновения родной станицы

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Обобщить и систематизировать знание о Родине, о родной станице.
  • Закрепить с детьми историю возникновения родной станицы.
  • Формировать понятие Родина, «маленькая» Родина.
  • Уточнить знание детей о Кубани, своей станице.
  • Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.
  • Уточнять знания детей об одежде, обуви казаков и славян, заселивших нашу Кубань.
  • Уточнить смысл поговорок.
  • Обобщить представление детей о людях, прославивших Кубань, станицу.
  • Совершенствовать знание детей о предметах народного быта (через загадки).

Развивающие:

  • Развивать мелодику-интонационную сторону речи, зрительное внимание и память, воображение.

  • Развивать связную речь детей.
  • Пополнять словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к малой родине, гражданско-патриотические чувства.
  • Воспитывать у детей любовь к родному краю, станице.
  • Воспитывать уважение, чувство гордости за своих земляков, прославивших Кубань, станицу.
  • Воспитывать у детей активность и внимательность на занятиях и желание говорить правильно и красиво.

Предварительная работа:

  • Посещение музея с целью ознакомления с русской и казачьей одеждой, обувью, утварью, бытом.
  • Чтение русских сказок, пение казачьих песен, рассматривание иллюстраций, картин.

Экскурсии:

  • В музей.
  • К памятнику «Погибших воинов».
  • Возложение цветов у вечного огня.
  • В поле, сад, на огород.
  • Посещение музея – выставки народного быта.

Беседы:

  • О старинной одежде наших предков;
  • О труде людей нашего края, станицы;
  • О людях, прославивших край, станицу.

Работа над частушками, поговорками, пословицами.

Словарная работа:

Саманные, турлучные, лапти, самовар, колодец.

Материалы и оборудование:

  • Кубанская утварь (прялка, самовар, рубель, коромысло и т.д.), посуда, вышитые полотенца, скатерть, ложки, казачья и русская одежда для детей.
  • Подобранные пословицы, поговорки, загадки для детей.
  • Компьютер, проектор, мультимедийная презентация ( о казаках )

Ход деятельности:

     Ребята, у каждого из нас, есть Родина – страна, в которой мы живем – Россия. Но есть еще и маленькая Родина – это место, где мы родились, живем, где находится наш отчий дом. А для нас с вами такой Родиной является Кубань (ответы детей) – наша станица Роговская. Мы с вами много уже говорили о нашем крае, нашей станицы, много было экскурсий, походов. Ходили в музей, где познакомились с бытом наших предков. Возлагать цветы у вечного огня. Давайте, сегодня поговорим о том какая – же наша Кубань; наша  родная станица. Кто такие казаки?

(Просмотр слайдов о казаках)

Воспитатель: (в русском цветастом платке с хлебом солью). Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные ,приглашаю вас в гости ко мне в светёлку. Издавна на Руси дорогих гостей встречали хлебом, солью, низкий вам поклон, принимайте хлеб-соль.

        Не красна изба углами, а горячими пирогами.

        Баранками, да сушками.

        Да самоварами блестящими.

Воспитатель: Проходите, гости милые, в нашу горницу, во светлицу.

    Дети проходят, усаживаются на скамьи, начинают свое рукоделие, вышивают, вяжут, пряжу сматывают, пояски плетут.

Рассказы детей о станице.

Вопросы к детям:

  • Ребята в честь кого назвали нашу станицу?
  • Как назывались первые умельцы?
  • Какая главная улица?
  • А как вы думаете, почему все люди, во все времена селились вдоль рек?

(ответы детей)

  • Правильно, всем людям и животным нужна вода для питья, для полива огорода, стирки белья. В реке ловили рыбу.
  • А какие дома раньше строили? (ответы детей – саманные, турлучные, деревянные) .
  • При постройке домов, что приговаривали?

Из гнилого леса, ненадолго изба.

Соломиной не подопрешь хоромину.

Чем больше рук, тем легче труд.

Воспитатель: Девицы, красавицы много ли вы знаете пословиц-поговорок?

        Долог день до вечера,

        Коли делать нечего.

        Труд человека кормит,

        Лень портит.

        Умелые руки не знают скуки.

        Землю красит солнце,

        А человека – труд.

 - Молодцы, девицы – рукодельницы!

 - А какой была одежда наших предков? (ответы детей)

 - Из какой ткани шили одежду? (из льняной)

 - Чем украшали? (вышивкой)

 - С чего берет начало такое выражение «Работать спустя рукава»?

 - А какую обувь носили? (лапти)

 - А как их ласково называли? (лапоточки, лапотки)

 - Из чего плели? (загадка)

        С моего цветка берет

        Пчелка самый вкусный мед.

        А меня все обижают

        Шкурку тонкую сдирают.

                                        (Липа)

 - Липка грустила, ведь с ее ствола снимали кору, или как говорили в народе «драли лыко». Пока лапти плели, частушки придумывали про них (исполняют частушки).

        Ох, лапти мои

        Лапоточки мои

        Огороды вы пахали

        Танцевать сюда попали.

        Гуляй Матвей

        Не жалей лаптей.

        До субботы доживешь

        Новы лапти наживешь.

 - А казаки, какую одежду носили?

 - А обувь, какая у них была?

 - Да, ребята, казаки были позажиточней и в лаптях никогда не ходили.

Воспитатель: И казаки, и славяне вместе мужественно защищают свою Родину от врагов. Кому у нас в станице стоит памятник? Горит вечный огонь? (ответы детей).

Казачья песня.

 - А загадки отгадаете?

        В избе – изба, на избе труба.

        Зашумело в избе, загудело в трубе

        Видит пламя народ

        А тушить не идет.        (печь)

        Стоит бычок

        Подбоченившись бочок

        Шипит и кипит

        Всем чай пить велит.        (самовар)

        В брюхе баня, в носу решето

        На голове пупок

        Одна рука и та на спине.        (чайник)

        Три братца пошли купаться

        Два купаться, третий на берегу валяется

        Искупались, вышли на третий повисли.        (ведра, коромысло)

        Черный конь скачет в огонь        (кочерга)

        Кланяется, кланяется

        Придет домой растянется.        (топор)

        Хвост завязан на бревне

        Ушки – в озере на дне.                (колодец)

Воспитатель: Есть, возможно, уголок красивей

                       Есть богаче, шире есть края

                      Только мне из всей моей России

                      Ближе к сердцу Краснодарский край.

 - Ребята,  Кубань наша славится не только прошлым, но и настоящим.

        Ты славишься высоким урожаем

        Ты славишься героями труда

        Тебя вперед ведет и согревает

        Своим теплом заветная мечта.

        И что ни день, ты для меня дороже

        Кубань моя, колхозные поля

        Страна, гордится славою твоею

        Тобой гордится русская земля.

Воспитатель: Кубанский край очень богат и славится своими урожаями. Что выращивают у нас на Кубани в станице?

В поле:…                        (пшеница, ячмень, овес, рис, гречка, кукуруза)

На огороде:…                (помидоры, огурцы, капуста, перец)

В саду:…                        (яблоки, груши, виноград, сливы)

В горных районах:…        (мандарины, лимоны, апельсины, гранаты)

Воспитатель: ребята, а кто прославил нашу Кубань своим трудом?

 - Академик Лукьяненко, вырастил самую знаменитую пшеницу «Безостоя1», сорт подсолнечника лучший «Пустовой».

 - А еще кого вы знаете?

 - Космонавты: Севостьянов В.И., Горбатко В.В.

 - Наши спортсмены Роговчане – Тисины в далеком Сиднее завоевали золото по гребле на байдарках. Чемпионка мира по фигурному катанию Елена Бережная тоже наша землячка (ее корни на Кубани).

 - Да дети, все эти люди прославили наш край, но еще есть у нас сотни таких людей, обо всех сейчас мы просто не успели рассказать.

     И дети нашей группы на конкурсе «Восходящая звезда» вышли в финал, может быть, это подрастают будущие знаменитости.

    Народ наш Кубанский умеет трудиться, но умеет, и отдыхать и веселиться.

Исполняется песня: «Варенички»

        Эй, девчонки – подружки

        Веселушки – хохотушки

        Эй, ребята молодцы

        Удалые удальцы

        Веселее попляшите

        Всех гостей повеселите.

 - А еще любят у нас на Кубани в доме гостей принимать, пирогами угощать.

        Сверху пар, снизу пар

        Шумит наш русский самовар.

        Милости просим на чашку чая.

        Вот так мы живем

        Пряники жуем, чаем запиваем

        Всех в гости приглашаем.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в историю родной станицы, нашей родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Светелка"

Проект по работе с семьями воспитанников, сценарии семейных клубов....

КОНСПЕКТ организации и проведения организованной образовательной деятельности в образовательной области ПОЗНАНИЕ в старшей группе ДОУ « Хорошо у нас в светелке»

конспект по программе дополнительного образования для детей дошкольного возраста по культурологическому направлению" Изучение традиций и культуры народа своего края"...

«Кукла зерновушка. Посиделки в светелке»План – конспект занятия по направлению художественно – эстетического развития воспитанников в интеграции с духовно-нравственным воспитанием детей в учреждениях дошкольного образования

На примере традиционной народной куклы происходит знакомство детей с историей России, историей родного края, формируется интерес к народным промыслам, дети знакомятся с народным фольклором, у детей ра...

Конспект интегрированной НОД в старшей группе (компенсирующий направленности) «Хорошо у нас в светелке»

формирование у детей нравственных качеств, через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально-эстететической, продуктивной....

Программа "Светелка".

Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к русскому народному творчеству "Светелка"...