сценарий праздника "Хорошо у нас в светелке"
материал (подготовительная группа) на тему

Ямщикова Татьяна Николаевна

карельский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon horosho_u_nas_v_svetyolke_avtosohranennyy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Хорошо у нас в светёлке»

Развлечение для старших дошкольников

Задачи:

1. Расширять представления детей о жизни, быте, обычаях и традициях карелов в прошлом.

2. Активизировать в речи детей запас народных, пословиц, поговорок, загадок, частушек, песен, игр.

3. Развивать эстетический вкус детей на музыкальном песенно-танцевальном творчестве карельского народа. Воспитывать любовь к карельским народным играм.

Хозяйка. Здравствуйте,  добры молодцы да красны девицы! Милости прошу вас в гости, в мою светёлку, в горницу мою светлую! Проходите не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь, будем прясть, шить, хороводы водить, чай пить, пироги кушать да песни слушать!

Дети рассаживаются по лавкам. 

Хозяйка. Всем ли места хватило? Тогда приготовьте ушки и слушайте.  В давние времена был такой обычай у карелов: как заканчивались полевые работы, был собран весь урожай, зерно в амбары засыпано, вот тогда собирались жители деревень в чьей-либо избе и коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. То песню затянут, то шуткой перебросятся, то хороводы заведут, то в игры поиграют.

Но не только пели и плясали, а как говорится в русской пословице: «От скуки - бери дело в руки», проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто тёплые носки вяжет, кто узоры вышивает, кто из дерева ложки вытачивает,  а кто сети вяжет. Весело было! И мы собрались сегодня в моей светёлке на посиделки.

Ребенок:

На завалинке в светелке

Иль на лавочках, каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Ребенок:

При лучине ли сидели

иль под светлый небосвод-

говорили, песни пели

да водили хоровод.

Ребенок:

Добрым чаем угощались,

С медом, явно без конфет.

Как и нынче мы общались

Без общенья жизни нет.

Ребенок:

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ребенок:

Отдых - это не безделки -

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Все:

Для друзей и для гостей!

Хозяйка. Вы пришли в мою горницу, в светёлку, как вы думаете, почему она так называется? (Она самая светлая, самая главная комната в доме). Сейчас в нашей светелке много света дают электрические лампочки в люстрах. А в давние времена, когда ещё не было электричества, в избе горели  вот такие деревянные лучины. Их вставляли в специальные металлические приспособления, которые назывались светцы. А какие необычные старинные предметы вы видите в моей светёлке?

Дети по - очереди называют предметы домашнего обихода.

В последнюю очередь хозяйка показывает прялку.

А ну-ка девочки-рукодельницы покажите ваши  умения!

Девочки исполняют песню «Позолоченная прялица».

Хозяйка. Кто-то в гости к нам пожаловал. А это соседка моя!

Под музыку в зал входит соседка, несёт на подносе с рушником хлеб да соль, обходит весь зал, останавливается.

Соседка. Здравствуй Мария! Здравствуйте, гости дорогие!

Я мимо шла, дай думаю, зайду к соседке на беседу. Урожай уже весь убрали, вот и времечко свободное появилось. Ох, и славный урожай  в этом году. Хороша рожь уродилась. Отведайте детушки хлебушка.

Дети угощаются.

Хозяйка. Да Аннушка, вот и осень к нам пришла.

Листья на дорожках падают шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят.

На ветвях дождинки бусами висят.

  1. Ребенок:

Осень хлебосольная.

Накрывай пиры!

Полюшко раздольное

Принесло дары.

  1. Ребенок:

Хлеба нынче вволюшку,

Хлебушек высок,

Поклонюсь я полюшку,

Гнется колосок.

  1. Ребенок:

Как созреют солнышком

Колоски - лучи,

Жернов смелет зернышки -

Ставят хлеб в печи.

  1. Ребенок:

Корочкой румянится

Пышный каравай.

Осень хлебом славится,

Пробуй урожай!

Хозяйка. И правда, сколько даров приносит осень людям за их труды: и фрукты, и овощи, и конечно хлеб. Чтоб не было зимой голодно, всего наготовили добрые хозяева про запас. До самого лета хватит.

А наши посиделки сегодня посвящены осени. Поэтому мы будем петь осенние песни, загадывать осенние загадки, рассказывать осенние стихи.

Песня «Осень»

Ребенок: Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать

И на этих посиделках

Мы хотели б вам сплясать.

Танец – игра «Tyttӧ da brihačču ollah ystävät»

Соседка. Молодцы петь да плясать вы умеете.

Ребята! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей). Молодцы!

Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький». И посмеивался народ над теми, кто не хотел трудиться.

Разыгрывается сценка «Тит - лодырь». Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, дети стоят возле него.

Тит: Где баранки, калачи?

1 Ребенок: Тит как пень, пролежал целых день.

2 Ребенок: Не жнет, не косит, А обедать просит.

3 Ребенок: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит.

1 Ребенок: Тит, иди дрова колоть!

Тит: Спина болит!

2 Ребенок: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложка?

Дети: (хором) Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Соседка. А вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.

Дети встают с места говорят пословицы и поговорки:

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- Долог день до вечера, коли делать нечего

- О человеке судят не по словам, а по делам.

- Терпение и труд все перетрут.

- Была бы охота - будет и работа.

- Умелые руки не знают скуки.

- Землю красит солнце, а человека - труд.

- Кончил дело - гуляй смело.

- Умелые руки голодными не останутся.

- Любишь кататься. Люби и саночки возить.

 - Только трудом держится дом!

Хозяйка.  Молодцы ребята, сколько вы знаете пословиц и поговорок!

Соседка. Да, трудится хорошо, а отдыхать тоже нужно. Как говорится в пословице: «Делу время, а потехе час».

И сейчас давайте поиграем в карельскую народную игру «Virzuine».

Соседка. Ой, ребятушки. А скажите-ка мне, сколько месяцев в году у осени? А название этих месяцев? А кто расскажет  нам про осень стих-е.

Ребенок:

Одарила гостья осень урожаями плодов,

Моросящими дождями, кузовком лесных грибов

Так давайте славить песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи.

Осень, это праздник твой!

Песня «Осень» (осень снова к нам пришла)

Хозяйка.  Хорошо поёте. А загадки -то отгадывать умеете. Кто отгадывает, тому одевается шапочка.

  1. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая. (морковь).

  1. Зелёные поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком (огурцы).

  1. Расселась барыня на грядке,

Одета в пышные шелка,

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол мешка (капуста).

  1. И зелен и густ на грядке вырос куст,

На кусте том шарики – красные фонарики.

Спелые синьоры это ….(помидоры).

  1. Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети? (лук)

 Соседка. Давайте посмотрим, какие овощи выросли  на нашем огороде.

Все дети выходят в хоровод. Берутся за руки.

Инсценирование  песенки - «Огородная»

Хозяйка. Эй, девчонки - хохотушки

Не пора ли спеть частушки.

Соседка. А мальчишки тоже встанут,

От девчонок не отстанут.

Дети выстраиваются с двух сторон с муз. Инструментами.

Исполняют частушки

Все: Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

Мальчики:

На себе всегда мы ловим

Восхищенья взоры!

Красоту нам и здоровье

Дарят помидоры.

Девочки:

Мы секрет румян достали

От пробабки Фёклы.

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы.

Мальчики:

Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора!

Как мы яблоки увидим

Сразу все кричим: «Ура -а -а!»

Девочки:

Ухажёров нынче сто

Под нашим окошком.

Все желают получить

Пирожки с картошкой.

Мальчики:

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока!

Девочки:

Мы на праздник урожая

Натащили овощей,

После праздника наш повар

На год нам наварит щей!

Вместе:

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли

Мы бы очень все хотели,

Чтоб вы нам похлопали.

Соседка.  Вот здорово! Какие веселые частушки!  Позабавили вы нас девицы да молодцы. Играми да плясками сыт не будешь.

Хозяйка. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным. Дочка, неси сюда  пироги!

Девочка. Пирогов не напекли, молока не принесли.

Звучит музыка. Входит дед Трифон с коровой.

Хозяйка.  Смотрите, это же дед Трифон с нашей деревни.

Дед Трифон.

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна,

Да, видно, не нравилась людям она.

Хозяйка. Нам, дедушка, срочно корова нужна.

Дед Трифон. А зачем она вам?

Хозяйка.  Нам  нужно молока для пирогов.

Дед Трифон. Коли повеселите нас с Зорькой - пожалую вам молока.

Хозяйка.  Это вовсе не проблема, дедушка Трифон. Собирайся детвора, ждет вас веселая игра.

Игра «Как у деда Трифона» «Diedӧi Trifon”

Дед Трифон (спрашивает у коровы). Ну что, Зорька, понравилась тебе игра? Корова кивает головой.

Дед Трифон. Молодцы! Вот вам детушки кувшин молока, а мне дайте вкусного пирога.

Хозяйка и соседка  выносят на подносах пироги, угощают деда Трифона, детей и гостей.

Хозяйка.  Вот гости дорогие повеселились мы с вами.

Соседка. А сейчас мы приглашаем всех в группу на чаепитие. Самовар туда мы отнесём и за чаем мы поговорим о том, о сём.

Хозяйка. Прощаясь, с вами мы желаем

В мире жить, всем дружить

Родным краем дорожить

А на праздниках веселых

Петь, плясать и не тужить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Светелка"

Проект по работе с семьями воспитанников, сценарии семейных клубов....

КОНСПЕКТ организации и проведения организованной образовательной деятельности в образовательной области ПОЗНАНИЕ в старшей группе ДОУ « Хорошо у нас в светелке»

конспект по программе дополнительного образования для детей дошкольного возраста по культурологическому направлению" Изучение традиций и культуры народа своего края"...

«Кукла зерновушка. Посиделки в светелке»План – конспект занятия по направлению художественно – эстетического развития воспитанников в интеграции с духовно-нравственным воспитанием детей в учреждениях дошкольного образования

На примере традиционной народной куклы происходит знакомство детей с историей России, историей родного края, формируется интерес к народным промыслам, дети знакомятся с народным фольклором, у детей ра...

«Хорошо у нас в светелке»

Тема: «Хорошо у нас в светелке» Цель: Закрепить с детьми историю возникновения родной станицыПрограммное содержание:Образовательные задачи:·        Обобщить и с...

Конспект интегрированной НОД в старшей группе (компенсирующий направленности) «Хорошо у нас в светелке»

формирование у детей нравственных качеств, через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально-эстететической, продуктивной....

Программа "Светелка".

Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к русскому народному творчеству "Светелка"...