Речь в развитии ребенка ( консультация для родителей)
консультация (подготовительная группа) на тему

Смирнова Ирина Ивановна

РЕЧЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.

 

     Речь - одна из высших психических функций человека. Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано развитие личности в целом, развитие основных психических процессов. При полноценном общении с окружающими людьми дети чрезвычайно быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в  «копилку человеческого опыта».  Если же контакты нарушены, общение со старшими сокращено, то жизнь ребенка значительно обедняется.

    Ваш ребенок говорит плохо, неправильно произносит звуки.… В каждой семье  по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит, другие спокойны.

В норме до обучения в школе у ребенка 5 лет должен  формироваться правильный грамматический строй, 4 года - фонематические представления, 2 года - правильное звукопроизношение.

    В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?».

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и экологической обстановке, и в том, что будущие мамы не готовы к материнству, а беременность, роды, период новорожденности малыша проходят с осложнениями.

    Возможно, взрослые успокаиваются тем, что многие известные люди  картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые  проблемы являются причиной их неудач. Нарушения речи у учащихся начальных классов являются серьезным препятствием в овладении ими на начальном этапе обучения чтением и письмом, а на более поздних этапах - в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных наук.

    Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, так как они закрепляются и превращаются в стойкое нарушение. Чем раньше начинать обучение, тем быстрее будет достигнут  положительный результат, так как пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается . Не  выявленные причины затруднений в учебной деятельности, недостаток понимания и помощи со стороны  родителей влекут за собой изменения в характере: агрессивность, отказ от выполнения заданий.

         Среди причин стойких нарушений письменной речи хотелось бы выделить:

      1)несформированность зрительного внимания и памяти. Зрительный анализатор формируется к 7 годам жизни ребенка. Большой вред на его развитие оказывают компьютерные игры. Когда  мы рассматриваем картину, мы фокусируем свой взгляд на целостность изображения. Когда мы смотрим на экран компьютера - это движущаяся картинка мешает сфокусировать свой взгляд на предмете. Тем самым развивается боковое зрение, это губительно для чтения и письма, быстро устают глаза. Ребенок с трудом фокусирует свой взгляд на целостности слова, буквы, работает боковое зрение, воспринимается часть слова, часть буквы. Ребенок теряет слово, слог, строчку.

      2) низкий уровень психологической готовности к школьному обучению .Даже если ребенок  умеет читать и писать, считать , это не значит, что он готов сесть за парту. Природа не изменила законы, по которым развивается человек, но общество пытается вмешиваться в эти процессы. У детей должны быть сформированы психологические предпосылки к полноценной учебной деятельности.

      3) недостаточность моторного развития. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Необходимо развивать общую и тонкую моторику рук.

 

 

 

      Важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. У ребенка необходимо формировать:

 

·         Полноценные фонематические процессы ( умение различать на слух звуки речи);

·         Представления о звуко- буквенном составе слова;

·         Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

·          Лексико-грамматическую сторону речи (наличие словаря, соответствующего возрасту, умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи);

·         Правильное звукопроизношение;

·         Пространственные представления (ориентировка в собственном теле, на листе бумаги, в помещении);

 

 

          Итак, родителей должно насторожить:

 

1.      Если у ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни;

2.      Если ребенок левша или он переученный  правша;

3.      Если у ребенка было общее недоразвитие речи;

4.      Если ребенок часто болеет;

5.      Если очень рано пошел в школу;

6.      Если недостаточно сформирован звуко- буквенный анализ;

7.      Если имеются проблемы с мелкой моторикой;

8.      Если в семье двуязычие;

9.      Если у ребенка нечеткое звукопроизношение;

10.  Если ребенок заторможен или у него повышенная активность;

если у него проблемы с памятью, вниманием.

   Ни одна из причин не является решающей, но каждая имеет значение в совокупности.

 

        Коррекционная работа проводится параллельно с обучением детей в детских       учреждениях, но особая роль отводится  родителям. Ведь все навыки необходимо закреплять  в семье для эффективности в работе и укорочения периода коррекционной работы с ребенком. Поэтому советуем родителям:

 

ЗАНИМАЙТЕСЬ, КОНТРОЛИРУЙТЕ, ПОМОГАЙТЕ СВОИМ ДЕТЯМ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ, ОТКРОВЕННОСТИ. 

СОЗДАВАЙТЕ СИТУАЦИЮ УСПЕХА, ДОБИВАЙТЕСЬ ДИАЛОГА.

 

image

                                                                                        Учитель-логопед   Смирнова И.И.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальное развитие ребенка" - консультации для родителей

Часто родители задают вопрос: «Каждого ли ребёнка нужно учить музыке?». На этот счёт у прогрессивной музыкальной педагогики нет разногласий. Учить музыке надо всех детей без исключения. Ве...

«Игра — это ведущий вид деятельности в развитии ребенка». Консультация для родителей

Консультация для родителей  «Игра – это ведущий вид деятельности в развитии ребенка»....

"ДРУЖБА ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ, ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА!" консультация для родителей.

Когда  родители  отдают малыша в детский сад, они надеется, что именно там у него появятся первые постоянные товарищи по играм, он научится дружить и общаться. Как правило, это не происходит...

О нормальном речевом развитии ребенка. Консультация для родителей

Консультация для родителей о сроках речевого развития ребенка от рождения до 7 лет...

«Роль детского конструирования в развитии ребенка». Консультация для родителей.

Термин «конструирование» (от латинского слова сопз1гаеге) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.Под детским конструированием принято пон...