Особенности постановки танца с предметами в условиях детского сада
статья по музыке по теме

Безенкина Екатерина

 

В статье рассмотрены особенности построения танцевальной композиции с использованием предметов и её компоненты, планирование образовательной работы с детьми в условиях детского сада, а также обозначены основные принципы выбора предметов, задействованных в танце.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 50 Невского района Санкт-Петербурга

Статья

Особенности постановки танца с предметами

в условиях детского сада

                           Выполнила:

                                                      Музыкальный руководитель

                                                         ГБДОУ №50 Невского района

                                        г. Санкт-Петербурга

                                                                   Безенкина Екатерина Валентиновна

Санкт-Петербург

2016 г.

         Занятие танцевальной деятельностью в детском саду способствует развитию у детей чувства ритма, ощущения музыкальной формы, свободной координации движений, умения выполнять различные движения под музыку. Для того чтобы работа над постановкой танца могла выполнять свои воспитательные задачи, педагог должен научить ребёнка владеть своим телом и согласовывать движения с музыкой.

В условиях проведения разнообразных по тематике праздников и праздничных досугов в детском саду встает вопрос об их наполнении ярким, образным материалом, доступным и привлекательным для детей. В связи с этим, хочется отметить актуальность использования предметов в танцевальной композиции. Движения с предметами требуют от ребёнка повышенного внимания, хорошей координации, умения организованно двигаться в группе.

Наличие ярких атрибутов стимулирует ребёнка к активному участию в танце, конкретизирует для детей содержание постановки, помогает более глубоко его переживать. «Когда в хореографический номер вводится предмет, для маленьких танцоров данный предмет начинает выполнять роль игрушки, помогающей детям понять смысл и задачи постановки», - пишет балетмейстер, педагог дополнительного образования Бурш Е. В.

Работа над постановкой танца пересекается с работой по общей физической подготовке детей. Танцевальные движения с использованием красочных предметов сопровождаются эмоциональным подъемом, поэтому благотворно влияют на физическое развитие детей. «Получение удовольствия – постоянная черта танца», - подчёркивает Джим Холл, автор книги «Учимся танцевать».

Стоит отметить, что умение двигаться под музыку с предметами является программной задачей, а также одним из критериев педагогической диагностики в детском саду.

           Рассмотрим наиболее значительные, на наш взгляд, особенности, которые нужно учитывать при постановке танца с предметами.

В первую очередь, это построение танцевальной композиции.

        

           Если в основе  композиции танца, предназначенного для детей младшего дошкольного возраста, лежит, преимущественно, элементарная схема, то в старшем дошкольном возрасте танцевальная композиция всё больше соответствуют закону совмещения пяти частей при построении произведения: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Пример построения танцевальной композиции в танце «Мишки с мёдом» для детей младшей группы

Пример построения танцевальной композиции в танце «Чайки» для детей подготовительной группы

Завязка – мишки (мальчики младшей группы) выходят, держа в руках бочонки с мёдом, демонстрируют их зрителям.

Развитие действия – мишки «едят мёд», сидя на полу. Мёд заканчивается, мишки огорчены и качают головой

Кульминация – выбегает пчёлка (девочка младшей группы) с ведёрком мёда и поварежкой разливает мишкам мёд

Развязка – мишки обрадованы, «угощают» зрителей и в конце танца бегут к пчёлке, сидящей на стульчике в центре зала, и замирают на месте.

Экспозиция – Четверо детей придерживая синюю ткань за уголки, управляют ей так, что создается образ морских волн. Чайки (девочки подготовительной группы) по очереди «вылетают» на ткань и выполняют танцевальные движения.

Развитие действия – «чайки летят» по кругу, выполняют танцевальные движения в круге

Кульминация – кружась, «чайки разлетаются» на свои места, опускаются на ткань и выполняют энергичные танцевальные движения. Дети, управляющие тканью, «колышат море».

Развязка – чайки кланяются и по очереди «улетают». Дети выносят и складывают ткань.

          Независимо от сложности построения композиции, педагог должен учитывать, такие компоненты, как:

1. Содержание танца

2. Выбор предметов

2. Хореографический текст (движения, позы, мимика, жесты)

3. Создание хореографической лексики

3. Музыка

4. Рисунок танца (организация пространства)

5. Разработка и оформление танцевального костюма

6. Создание декораций

        Предмет, задействованный в танце, может быть сделан собственными руками или приобретен в магазине, главное, чтобы в основе его выбора лежали следующие принципы: эстетичность, безопасность, удобство в использовании, прочность.  Использование предмета должно быть оправданным и не должно создавать у зрителя дисгармонию танца.

          Планирование – неотъемлемая часть педагогического процесса. План может быть подробным или кратким, но, в любом случае, должен отражать задачи каждого этапа работы. Составление письменного плана педагогом является залогом того, что работа по постановке танца будет систематична, а, следовательно, эффективна.

          Планирование ведём с учетом особенностей предметов, задействованных в танце, а также возрастных особенностей детей, в соответствии с которыми разрабатываем методы и приёмы разучивания движений с данными предметами.

          Часто, при составлении плана работы, встаёт вопрос о том, как сделать содержание танцевальной композиции доступным для детей. В своей педагогической деятельности мы используем схему, которая отражает три этапа работы. Каждый этап начинается вопросом, который мы раскрываем вместе с детьми.

  1. Где мы танцуем?  Например, если мы занимаемся постановкой танца «Осенние листики», определяем пространство зала как «осенний сад». На этом этапе, просим детей импровизировать с осенними листочками в руках. Наблюдая за тем, как двигаются дети, педагог может диагностировать степень развития таких качеств, как чувство ритма, пластичность, ощущение музыкальной формы и др.
  2. Как мы танцуем? На данном этапе учимся держать в руках предметы так, чтобы это выглядело эстетично, обсуждаем, какие движения будем выполнять (разнообразные по силе, скорости и качеству выполнения).
  3. С кем мы танцуем? В каких отношениях находимся с партнерами по танцу? Дети учатся взаимодействовать между собой, двигаться в разных направлениях, связывать части танца в единую композицию.

Важно, что наряду с составлением плана педагогом, перед исполнением танцевальных движений планирование ведётся совместно с детьми. После выполнения поставленных задач проводится сравнительный анализ и оценка детьми того, что было сделано не только ими, но и другими детьми. Одна из основных задач педагога - научить ребёнка применять свои выводы для улучшения качества выступления.  

   

     Итак, мы рассмотрели основные особенности постановки танца с предметами, учёт которых поможет ребёнку понять содержание, сделать танцевальную деятельность увлекательным и осмысленным процессом.

Использованная литература

  1. Барабаш, Л. Н. Хореография для самых маленьких. – Спб.:   Белый ветер, 202. – 108 с.
  2. Раевская, Е. П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
  3. Холл, Д. Учимся танцевать. – М.: Астрель, 2009. – 184 с.
  4. Пуртова, Т.В., Беликова, А.Н., Кветная, О.В. Учите детей танцевать. - M.: Владос, 2001. – 256 с.
  5. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/01/30/ispolzovanie-predmetov-v-tantsevalnykh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

При поступлении в детский сад многие дети переживают эмоциональный стресс со всеми его негативными последствиями, в то время как для родителей – это радостное и волнительное событие. Так же для детей ...

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям детского сада».

   Цель: развитие психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДОУ....

Особенности организации коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада

Основной задачей детского сада является:- создание благоприятных условий, способствующих умственному, психологическому, эмоциональному и физическому развитию личности;- обеспечение социальной защиты, ...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада

Основной задачей детского сада является:- создание благоприятных условий, способствующих умственному, психологическому, эмоциональному и физическому развитию личности;- обеспечение социальной защиты, ...

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям детского сада».

Консультация для родителей«Особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям детского сада»....

Особенности постановки танцев с предметами в детском саду.

Особеноости постановки танцев с предметами в детском саду....

Особенности общения детей со сверстниками в условиях детского сада.

Консультация для родителей об особенностях общения детей со сверстниками в условиях детского сада.Может использоваться для стендов или папок-передвижек....