Метод сказкотерапии- основной принцип целостного развития личности
статья на тему

Татьяна Николаевна Голошумова

"Через сказку, фантазию, игру,
Через неповторимое детское творчество -
Верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка - это ключик, с помощью которого
можно открыть эти истоки,
И они забьют животворными ключами.
                                             В.Сухомлинский
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_2015.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

Метод сказкотерапии-

основной принцип целостного развития личности

«Через сказку, фантазию, игру, через

Неповторимое детское творчество –

Верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка – это ключик, с помощью

которого можно открыть эти истоки,

и они забьют животворными ключами»

                            В. Сухомлинский

В последнее время в России произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании  духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, компьютера,  с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста  взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе.

Родители покупают своим детям красочные энциклопедии,  водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст  ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым?

Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о том, что ребенок должен быть всесторонне развит. ФГОС в дошкольном образовании   нацелен на главный результат – социализацию  ребенка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха, целостность развития личности.

Но о таком развитии можно говорить только тогда, когда в ребенке развиты такие жизненно важные качества, как Доброта, Взаимопомощь, Сочувствие. Закладывать предпосылки данных качеств в самом раннем возрасте начинают родители, даря свою заботу и тепло, а продолжает педагогический коллектив детского сада.

Воспитатели и родители дошкольников довольно часто обращаются к педагогу-психологу с жалобами, что некоторые дети бывают агрессивными, плаксивыми, либо у них появилась излишняя тревожность, страхи.

Проведя диагностику и наблюдение за детьми имеющие данные проблемы по следующим диагностическим методикам: «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С.Кауфмана; « Выявления наличия страхов» Захарова А.И.; «Тест тревожности» В.М.Астапова; и анкетирование родителей педагог-психолог выявила, что  агрессия, тревожность и страхи занимают одно из наиболее важных мест в эмоционально-поведенческом развитии этих детей.

Все это свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки (32%), у 42% детей отмечается высокий уровень тревожности, 24% детей высокий уровень агрессивности.

Изучив научно-методическую литературу, результаты деятельности и опыт работы педагогов по данной проблеме  выяснили, что проявление детской агрессивности в данное время является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость.

Что касается тревожности у ребенка дошкольного возраста — то это то же самое, что и тревожность взрослого человека, то есть предчувствие грозящей опасности и связанного с этим дискомфорта и неблагополучия.

По результатам анкетирование родителей «Сказка в жизни ребенка», выяснили, почему родители не читают детям книжки:

Родители забывают об одной важной области в воспитании детей – умственной поддержки. Одним из главных способов этой поддержки это совместное чтение с ребенком, а как показали результаты анкетирования – регулярно читают лишь 22% родителей.

Не знание родителями книг, которые можно и интересно читать ребенку в определенном возрасте (43%).

Не обсуждают содержание прочитанной сказки с ребенком (52%).

Чтение заменяют просмотром телепередач (39%).

Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии духовно-нравственных качеств детей.

Вопросами эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие зарубежные и отечественные ученые  (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, З.Фрейд, А.И. Захаров). Они предлагают разнообразные методы коррекции эмоциональных нарушений в поведении детей с помощью разных средств, таких как игры, игрушки, изобразительная деятельность ребенка, музыка и музыкально-пластическая деятельность, театр и в целом искусство. Однако самым, на наш взгляд, эффективным и доступным для дошкольников средством является сказка

Рассматриваемый нами в данной направлении вопрос – обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на наш взгляд, интересным и актуальным, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости.

Использование данного средства в работе с детьми для нас стало возможным при применении сказкотерапии — метода, использующего сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.

Сказкотерапия –один из видов здоровьесберегающих технологий и является инновационным методом в работе с детьми.

Сказкотерапия –

метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром.

Основной принцип метода -

духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе.

Забота о Душе (в переводе греческого) – и есть терапия.

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей.

Актуальность и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптации их к психике ребенка. Необходимо подчеркнуть, что метод сказкотерапии применяется в совокупности с другими методами и приемами воспитательно-образовательной работы.

Перед нами  возникла проблема: Как использовать ресурсы сказок в формировании и развитии личности дошкольника?

С этой целью была разработаны и внедрены в образовательный процесс проекты:

«Волшебный мир сказок», «Здравствуй сказка», «Ребенок в мире сказок»

Все проекты ориентированы на использование в воспитательно-образовательном процессе детского сада любым педагогом (воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем).

Проект «Здравствуй сказка». Включает в себя конспекты коррекционных занятий детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, проведению с ними коррекции эмоционально — волевой сферы, развитие их произвольного внимания и обучения процессу расслабления, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют общение детей со сверстниками.

В проекте «Ребенок в мире сказок» разработан материал по организации театрализованной деятельности со старшими дошкольниками позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формирование эстетического вкуса, нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

В проекте «Волшебный мир сказок»,  предлагается применение сказкотерапии — метода, использующего сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром,прогрессивного развития языковой личности ребенка дошкольного возраста. Представлены и подробно описаны два ведущих направления развивающей работы с дошкольниками: сказкотерапии (для всех возрастных групп) и занятия по развитию связной монологической речи (для старшего дошкольного возраста). Предлагаемый цикл занятий поможет эффективно организовать работу по развитию устного  словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию хорошо знакомых детям сказок и последующего сочинения  собственных сказок и их постепенной драматизации.

Проект  «Волшебный мир сказок», разработан с учетом возрастных особенностей. Занятия проводятся воспитателем 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей: для детей 3-4 лет – 15минут, для детей 4-5 лет – 20 минут, для старших дошкольников – 25-30 минут.

Большое значение имеет размещение детей в комнате. Проект рассчитан на детей с нормой развития. Сказкотерапия проводится по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Как показывает опыт, именно в этом диапозоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться особенно ярко.

Участие в играх для сказочного путешествия дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход сказкотерапии. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного. раздрожительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Участники проекта:

1. Воспитатели;

2. Дети;

3. Родители.

Проект: долгосрочный

Поставили перед собой цель: гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.

 Для достижения цели  наметили следующие задачи:

 • разработать содержание различных форм организации работы с детьми по  использованиюСказкотерапии;

  • Пополнить  предметно-пространственную среду
  • корректировать и развивать психомоторную сферу,  коммуникативные навыки;
  • развивать диалогическую, монологическую речь;
  • расширять кругозор детей, формировать знания об окружающем мире
  • воспитывать чувство доброты, взаимопомощь, сочувствие
  • развивать воображение, мышление, память, внимание;
  • содействовать сплочению детского коллектива
  • укрепить союз   «Ребенок-Родитель -Педагог»

Предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие

Этапы проекта:

I. Подготовительный (организационный)  этап:

Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Изучение методической литературы по данной теме.

II. Основной этап реализации проекта:

Роль воспитателя в совместной деятельности с детьми при работе со сказкой. Самое главное –это вовлечение ребенка в мир игры, сказки. Использовать можно буквально все – песок, воду. крупу. мелкие игрушки. конструктор, бросовый материал, разные виды театров.

Вся работа проходит в форме игровых занятий, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного материала с нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. по принципу «от простого к сложному». Главное. Чтобы ребенок понял смысл того, что хотели до него донести.

  • Работа с детьми (виды деятельности по сказкотерапии)
  • 1. Диагностика детей по социально-личностному развитию детей с использованием методик:
  • 2. Сказкотерапия (игры-занятия):
  • 3. Свободная деятельность
  • 1. Изотерапия
  • 2. Песочная терапия
  • 3. Игровая терапия
  • 3.1 Музыкотерапия
  • 4. Дидактические игры:
  • 5. Беседы: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».
  • 6. Сюжетные творческие игры:
  • 7.Чтение художественной литературы
  • 8.Продуктивная деятельность детей
  • 9.Досуг «Сказка в гости к нам пришла»

Эффективные формы работы с родителями

  • 1. Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций посказкотерапии.
  • 2. Анкетирование родителей по данной проблеме.
  • 3. Проведение родительского собрания на тему: «Сказкотерапия в работе ДОУ и семьи».
  • 4. Консультации для родителей по данной проблеме:
  • «Сказочная куклотерапия»
  • «Игры в сказкотерапии».
  • 5. Творческая мастерская: «Куклотерапия» (совместное творчество детей и родителей)
  • 6.Тренинг с родителями.
  • 7. Выставка творческих работ (сказочных героев, рисунков)
  • 8.  Фотовыставка

Для проведения работы по сказкотерапии необходима предметно-развивающая среда. Куда входят:

  • 1. Оформление сенсорного уголка.
  • 2. Создание и пополнение фонотеки (для проведения  музыкотерапии и релаксации).
  • 3. Приобретение необходимых материалов для проведениесказкотерапии: «волшебная» лампа, напольные подушки, пособия, атрибуты и т.п.
  • 4. Пополнение театральных уголков в группе: пальчиковый театр, театр теней, куклы-марионетки и др.

Различные виды театров (настольный, Би-ба-бо, пальчиковый, теневой и др.), ширмы, костюмы, шапочки-маски, наборы дисков для прослушивания сказок, фонотеки и др.

III. Заключительный этап

Открытый показ для педагогов;

День открытых дверей для родителей;

Развлечения, праздники;

Показ музыкально-театрализованной сказки старшими дошкольниками для младших;

2 раза в годс воспитанниками подготовительной к школе группы     посещаем  МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» и показываем для ребят музыкально-театрализованные представления;

2014 год –«Хвосты», «Репка»»

2015 год – «Муха-цохотуха», «Лесная аптека»

Расспостранение опыта работы

Открытый показ, Совет педагогов Учреждения, семинары-практикумы,  публикация на сайте МБДОУ 30, инетернетресурсах.

Результатом работы со сказкой является:

Дети:

 • Установление психологического комфорта в коллективе.

. Саморегуляция своего поведения ребенком.

 • Формирование у детей познавательного интереса.

 • Развитие связной монологической, диалогической речи.

 • Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.

 • Овладение умением моделировать сказки, опираясь на мнемотаблицы, карты Проппа.

 • Развитие творческого воображения, мышления.

 • Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.

 • Овладение навыками взаимоотношения с миром.

Родители:

- становятся единомышленниками с педагогами по использованию сказкотерапии в работе с детьми;

- получают необходимые знания по данной теме, более информированными в вопросе по данному вопросу.

Введение элементов сказкотерапии в воспитательно-образовательный процесс привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Сказкотерапия – это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных задач педагогом. Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.

Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.

Таким образом, саморегуляция своего поведения, повышение самооценки, самостоятельность, переживания, обогащение новыми чувствами и мотивами, творческое самовыражение – вот неполный перечень особенностей личностного развития дошкольников, сформированных в процессе использования сказкотерапии.

В соответствии с ФГОС, по завершению дошкольного образования,  воспитанник должен соответствовать Модели выпускника ДОУ

1. Любознательный, активный .

- Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутренней мире).

- Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел.

- Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности.

- Имеет способность к обобщению, установление причинно-следственных связей и речевому планированию.

2. Эмоционально отзывчивый.

- Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь.

- Умеет “читать” эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника.

- Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

3. Коммуникативно развит.

- Проявление доброжелательного отношения к окружающим людям, отзывчивость к их переживаниям.

- Способность к фантазии и воображению, ярко проявляющаяся в ролевой и режиссёрской играх, которые к концу дошкольного периода характеризуются наличием оригинального замысла, гибкостью сюжетной линии в зависимости от условий и обстоятельств.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

- Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе.

- Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим, в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Психологические характеристики.

- Устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру.

- Способность к инициативе и самостоятельности в сфере решения социальных и бытовых задач.

- Активность при участии в игре, общении и других видах детской деятельности.

- Ребенок эмоционален, креативен, инициативен, самостоятелен и ответственен, с адекватной самооценкой.

Использование в воспитательно-образовательном процессе метода сказкотерапии позволяет реализовать основной принцип сказкоторапии – целостное развитие личности.

Соблюдение определенных правил при работе со сказкой, желание родителей, усердие и неравнодушие педагогов, несомненно, дадут хорошие результаты. Педагоги, работающие с детьми – это творческие люди, которые постоянно что-то придумывают, стараются сделать мир детей краше и интереснее. Поэтому, педагог, в принципе, и сам в состоянии придумать сказку для ребенка, главное желание. И неважно, в стихах или прозе, важен смысл сказки, важен результат. А если есть результат, значит все, что мы делаем для детей – это не напрасно. Стоит всего один раз попробовать придумать самостоятельную сказку и желание возвращается снова и снова.

Пригласите  в мир «СКАЗКИ» малыша

И он узнает, как «СКАЗКА» хороша

Проникнется и мудростью и добротой

И с чувством сказочным

Пройдет он жизненной тропой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «О конструктивном взаимодействии МДОУ и семьи как условие целостного развития личности и успешной реализации стандарта»

Цель: Провести анализ совместной деятельности семьи и МДОУ в условиях  реализации стандарта. Повысить профессиональную компетентность  педагогов в области организации взаимодействия с р...

Использование интегрированного подхода к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности в художественно-эстетической деятельности

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению,...

Презентация "Использование интегрированного подхода к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учётом его индивидуальности в художественно – эстетической деятельности"

   Изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения....

«Влияние театральной деятельности на целостное развитие личности ребёнка-дошкольника»

Творческая деятельность и развитие творческих способностей — ребёнка-это составная часть социально-экономических и духовных направлений общественного устройства....

Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи как условие целостного развития личности и успешной социализации ребенка

В презентации представлены выдержки из нормативных документов по вопросу взаимодействия дошкольной организации и семьи. Приложены анкета-опросник для педагогов, рекомендации по проведению родительског...