Интегрированный подход к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности в художественно-эстетической деятельности
консультация (старшая группа) на тему

Зиновьева Ольга Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный подход к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности в художественно-эстетической деятельности

Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в воспитании личности ребёнка. Главным направлением перестройки дошкольного воспитания становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребёнка, изменение характера общения с ним, творческую самостоятельность и профессиональный рост людей, работающих с детьми.

В основе концепции развития дошкольного образовательного учреждения как адаптивной модели лежит Концепция дошкольного воспитания (1989 год), Концепция построения развивающей среды ДОУ (по В. А. Петровскому), Закон об образовании (1992 год). Для прогностического моделирования и определения перспективы развития проведён глубокий анализ процесса развития ДОУ с момента открытия и до сегодняшнего состояния, анализ социальной ситуации, образовательных запросов и интересов детей, ресурсного состояния ДОУ, материально-технической базы, научно-методического обеспечения, взаимоотношений со школой.

Компетентность педагогического коллектива в вопросах воспитания и образования и необходимость личностного развития каждого ребёнка посредством различных видов искусства с одной стороны, с другой отсутствие комплексности в программах и технологиях применительно к ДОУ подвигли к написанию Программы развития ДОУ.

Научной основой концепции послужили исследования учёных (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.К. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.А. Парамонова, О.П. Радынова), а также опыт работы педагогов-мастеров (Л.А. Волкова, Т.И. Космачёва, Э.Г. Чурилова, Н.Ф. Сорокина), направленные на систему художественно-эстетического воспитания, основанную на синтезе искусств и художественных видов деятельности. Исследователи доказывают, что раскрытие личности ребёнка возможно в том случае, если учитываются его индивидуальность, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов. Восприятие ребёнка-дошкольника должно быть построено на эмоциональном воздействии, на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Средствами искусства и детской художественной деятельности у детей формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижается напряжённость, скованность, закомплексованность, поведение принимает характер открытости, естественности, детской непосредственности.

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению, с возрастом падает), поэтому необходимо расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных детских способностей. От возраста к возрасту у ребёнка увеличивается объём художественных представлений, знаний, изобразительных умений через своё понимание мира, свой личный опыт, через своё “Я”. Познанное ребёнком должно творчески трансформироваться и приобретать свой колорит, свои особенности и индивидуальность. Использование интеграции разных видов искусств и художественных видов деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду.

Итак, цель данной программы: создать новую адаптивную модель дошкольного образовательного учреждения, в которой путём интегративного подхода, через раскрытие внутреннего потенциала ребёнка с учётом его индивидуальности будут созданы условия для целостного личностного развития.

Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:

Способствовать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру.

Развивать художественно-речевые способности, эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление ребёнка как основу развития творческой личности.

Способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства.

Создать условия экстраполяции практического опыта, полученного ребёнком на занятиях, в повседневную жизнь.

Оформить цикл интегрированных занятий для каждой возрастной группы по видам деятельности.

Улучшать условия предметно-игровой развивающей среды и здорового проживания детей в МДОУ.

Концепция строится на следующих принципах:

Культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир.

Эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства.

Интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.

Взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора творческой личности.

Адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.

Теоретическое обоснование

На этапе дошкольного детства художественное творчество носит синкретический характер, в котором не отделены и не специализированы различные виды искусства. Для ребёнка естественна синкретическая целостная ориентация в мире.

По мнению педагогов и психологов (Н.А. Ветлугина, Л.В. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова), дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. А исследователи (Т.С. Комарова, О.В. Радонова, А.О. Куревина, Л.А. Волкова, Т.И. Космачёва) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребёнка.

Многие специалисты (С.Г. Чурилова, Н.Ф. Сорокина, О.А. Куревина, Т.С. Комарова), считают, что художественная культура оказывает огромное влияние на формирование духовной жизни ребёнка, развитие его интеллекта и эмоций, потребности в общении и творческих способностей. Такие исследователи как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Н.К. Сакулина, О.П. Радынова, Н.В. Корчаловская, убедительно доказывают, что раскрытие личности ребёнка возможно в том случае, если учитываются его индивидуальность, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приёмов.

И, наконец, многие специалисты (К.Ю. Белая, Д.И. Воробьёва, Т.С. Комарова, Н.В. Корчаловская, О.А. Куревина), считают, что интеграция является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребёнка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.

Состояние и перспективы развития приоритетной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интегрированного подхода к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности в художественно-эстетической деятельности

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению,...

Совместная деятельность педагога и детей старшего дошкольного возраста с целью раскрытия творческого потенциала ребенка «В гостях у сказки»

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи:Образовательные:Способствовать  использованию как вербальных (темп,  сила голоса, интонационная вы...

Презентация "Использование интегрированного подхода к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учётом его индивидуальности в художественно – эстетической деятельности"

   Изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения....

Раскрытие творческого потенциала ребенка через организацию кружковой работы по театрализованной деятельности

Данный вид деятельности обуславливает особое взаимодействие педагогов и детей на базе свободной творческой атмосферы, поощрения детской инициативы и любознательности, свободы выражения своего мнения, ...

«Раскрытие внутреннего потенциала ребенка посредством музыки»

Неделя творчества «Мастерская талантов»Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста-актуальная проблема современной педагогики. Воспитание детей, имеющих творческое начало и ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» (рисование), «Познавательное развитие», «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного воз «Осень в березовой роще».

Используемые современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, развивающее обучение. Автор конспекта:  Смелягина Ольга Теймуразовна, воспитатель высшей квалиф...