Методические рекомендации "Метод проектов в дошкольном учреждении".
методическая разработка на тему

Мерзлякова Оксана Владимировна

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_vklyuchaet_v_sebya_ponyatie_metod_proktov.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в дошкольном учреждении.

Что включает в себя понятие "метод проектов"?

Для того чтобы ответить на этот вопрос обратимся к истории и понятию "проект" вообще. Из истории известно, что это понятие впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI в. для обозначения эскизов, планов. Постепенно оно стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися конкурсное задание.

В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие "projectus" означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

В настоящее время термин "проект" часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов, а в узком – "планирование от цели принципиально новой для организации деятельности, ограниченной по срокам и ресурсам".

За рамками управленческой терминологии понятие "проект" так же часто связывается с понятием "проблема". Проект как проблема может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве. Такое понимание проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. "Метод" является дидактической категорией. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания. Это путь познания, способ организации процесса познания.

Слово "метод" (греч. methodos): meta – вне, за пределами и hodos – путь. Потому метод – это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению необходимого результата. В основу метода проектов положена идея, составляющая понятие "проект", его прагматическая направленность на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Ее решение предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных образовательных областей.

Под проблемой мы понимаем противоречие между идеальной и реальной ситуацией. Более общее понимание проблемы – "осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в той или иной ситуации, средствами наличного знания или – в данном случае можно сузить до противоречия между субъективной "нуждой" и условиями внешней среды, не позволяющими ее удовлетворить".

Результаты выполненных проектов, которые получают дети, должны быть, что называется, "осязаемыми": если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, если практическая – конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых интегративных качеств, который демонстрирует ребенок в ходе проектной деятельности.

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является воспитанник) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Таким образом, под проектом мы подразумеваем специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению значимой для воспитанников проблемы, завершающихся созданием продукта.

Под методом проектов мы подразумеваем технологию организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности ребенка.

На сегодняшний день существует два определения проекта:

  • проект как нормативная модель некоторой системы;
  • проект как целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени, ресурсах и имеющее специфическую форму организации.

Метод проектов не следует путать с педагогическим проектированием. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

На основании приказа МО и Н РТ от23.04.14г.  № 2295/14 «О внедрении ФГОС ДО»  наше дошкольное учреждение  вошло в список ДОО – пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО по Чистопольскому м...

Публикация проекта "В гости Сказка к нам пришла" в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений "Проектный метод в деятельности ДОУ", г. Нижнекамск - 2014 год.

Публикация проекта "В гости Сказка к нам пришла" в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений "Проектный метод в деятельности ДОУ", г. Нижнекамск - 2014 год....

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея «Песни, опаленные войной»

Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений - проект "Машины на дороге".

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего является незнание детьми э...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея "Песни опаленные войной"

Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...