Доклад из опыта работы "Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста"
материал на тему

Гайсина Таслия Рафгатовна

Публичный доклад из опыта работы на тему "Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста" транслируемый в рамках "Педагог года - 2011 года".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»

Формирование вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель:

Гайсина Таслия Рафгатовна

г. Лангепас

2011

Содержание:

1. Введение

2. Аналитико-диагностический раздел

3. Организация воспитательно-образовательного процесса формирования вокально-хоровых навыков

3.1.Занятия

  • Структура занятий
  • Формы проведения занятий
  • Методика проведения занятий

3.2. Разработка и реализация индивидуальных маршрутов

3.3. Проектная деятельность

3.4. Студийная работа с детьми

3.5. Взаимодействие с педагогами

3.6. Сотрудничество с родителями

4. Результативность и перспектива работы

5. Заключение

Список литературы

« Таланты создать нельзя, но можно создать почву,

на которой особенно успешно они произрастают»

Г. Нейгауз

 

1. Введение.

Как  приятно, когда ребенок правильно и красиво поет! Приятно, но достичь это можно только в результате систематического и целенаправленного обучения.

Представляю вашему вниманию опыт работы по формированию вокально – хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответную реакцию. Слушая её, ребенок по-своему воспринимает и отображает ее в песне, игре, танце.

В этом возрасте наиболее доступной для детей является исполнительская музыкальная деятельность, в частности пение.

Пение  - один из любимых видов музыкальной деятельности и, на первый взгляд, оно не представляет трудностей. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение развивает коммуникативные способности ребенка. Скрытость в общей массе создает предпосылки для преодоления чувства скованности, застенчивости.

Проблема формирования вокальных навыков неоднократно поднималась в работах Л. Б. Безбородовой, Л.Г. Дмитреевой, В.М. Никитиной. Авторы отмечали необходимость глубокого изучения процессов звукообразования, звуковосприятия у детей, их голосовых возможностей.

В сороковых годах музыковедом Н. А. Тепловым в своей диссертации «Обучение пению детей старшей группы детского сада»,  были определены для каждой группы певческий диапазон, выработаны рекомендации по овладению вокальной установкой, вокальными и хоровыми навыками (звукообразованием, дыханием, дикцией, чистотой интонации, ансамблем). Особенности развития музыкального слуха, методы и приемы обучения пению, роль упражнений и их систематизация, развитие самостоятельности, творчества в пении, необходимость индивидуально–дифференцированного подхода исследовала Н. А. Ветлугина.

Практика обучения детей вокально – хоровым навыкам показывает:

Общее развитие старших дошкольников, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности.  Однако голосовой аппарат по – прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости проведения специально организованной работы по формированию вокально-хоровых навыков у дошкольников.

2. Аналитико-диагностический раздел.

Работа начата с комплексной диагностики обследования уровня сформированности вокально-хоровых навыков у дошкольников.

 При этом использовались методики: Т.М.Орловой «Учите детей петь», Ветлугиной АА. «Методика музыкального воспитания в детском саду».

Обследование проходило по следующим параметрам:

  • Певческий диапазон
  • Строй (чистота интонации)
  • Качество звука
  • Умение петь в ансамбле
  • Качество дыхания
  • Выразительность
  • Качество дикции

В обследовании приняло участие 23 ребенка.

Диаграмма показывает, что

высокий уровень имеют 2 ребенка, что составляет 9 %;

средний уровень – 12 детей, т.е.52 %;

низкий уровень -  9 детей (39%).

Результаты обследования показали реальные трудности и проблемы процесса формирования вокально-хоровых навыков: 

- нет легкости в звучании голоса, чистоты интонирования в пении;

- звучание низких звуков более напряженно;

- звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно

- узкий диапазон детского голоса;

- снижен музыкальный слух.

Выявленные проблемы позволили грамотно организовать работу.

Цель деятельности:

Формировать вокально-хоровые навыки у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Учить детей:

1.1.петь выразительно, ускоряя, замедляя и ослабляя звучание в пределах до1-ре2, правильно передавая мелодию;

1.2. брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца музыкальной фразы;

1.3. правильно передавать мелодию, петь меццо форте (умеренно громко) и пиано (тихо);

1.4. самостоятельно начинать и заканчивать песню;

1.5. сольно и коллективно исполнять ранее выученные песни.

3. Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию вокально-хоровых навыков

В воспитательно-образовательном процессе использованы методики Н.А.Ветлугиной, Т.М.Орловой и личные наработки:

  1. Цикл занятий «Уроки пения»; «Как песня с оперой сдружилась».
  2. Проект «Нужна ли песня на войне?»;
  3. Цикл развлечений «Как прекрасен мир поющий»
  4. Методические рекомендации по организации праздников, развлечений с использованием хороводных игр.
  5. Цикл практических консультаций «Моделирование педагогических ситуации для формирования вокально-хоровых навыков»

Обеспечены условия, в которых  дети обучались пению: температура и чистота воздуха, соответствовала требованиям, занятия проводились в проветренном помещении с предварительной  влажной уборкой.

3.1. Занятия

Главная роль в обучении детей пению принадлежит занятиям, структура которых:

  1. Вводная часть - подготовка голосового аппарата (дыхательная, артикуляционная гимнастика; упражнения, дидактические игры на развитие музыкального слуха и голоса);
  2. Основная часть - вокально–хоровая работа (знакомство и разучивание песни, работа над сложными оборотами в мелодии, над интонацией и т.д.);
  3. Заключительная часть - игра на музыкальных инструментах, музыкальные игры с пением, хороводы.

Используются следующие виды музыкальных занятий по обучению вокально-хоровым навыкам: доминантное, тематическое, комплексное.

Доминантное занятие  - занятие с  преобладанием одного вида музыкальной деятельности. Направлено на развитие музыкальных способностей с включением различных видов музыкальной деятельности (развитие чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, ладового чувства и т.д.).

Доминантные замятия на развитие чистоты интонирования и звукообразования «Музыкальный волчок», на развитие дикции, чувства ритма и выразительного исполнения «У нас в гостях медуза Аграфена», на развитие ладового, звуковысотного слуха и совершенствование вокально-хоровых навыков «Путешествие в Африку».

Тематическое занятие характеризуется наличием определенной темы, объединяющей все виды музыкальной деятельности. В зависимости от характера выбранной темы тематические занятия подразделяются на собственно тематические; музыкально-тематические (когда сама тема связана с музыкой, её выразительными средствами, с музыкальными инструментами и т.д.); сюжетные музыкальные занятия. Эти музыкальные занятия  объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией.

Тематические занятия: «Что такое оперетта?», «Знакомство с оперой М.Глинки «Руслан и Людмила».

Комплексное музыкальное занятие, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии.

Комплексные занятия: «Русская народная песня о детях и для детей», «Как песня с оперой сдружилась»

Работа по усвоению вокально-хоровых навыков строится поэтапно, согласно алгоритма:

Этапы разучивания

Содержание

1 этап

Звукообразование

2 этап

Дыхание

3 этап

Дикция

4 этап

Чистота интонирования

5 этап

Ансамбль

Приоритет отдается упражнениям на развитие музыкального слуха и голоса.

 Они могут быть в форме коротких песен с игровым содержанием,  маленьких песенок, подобранных педагогами, песен написанных композиторами Е.Тиличевой, В.Карасевой, народных песен – попевок, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками.

Используются  упражнения - игры  в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально – ритмическое игровое действие, игра на металлофоне)

Для  легкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении рекомендуются песенки «Прибаутка», «Солнышко – ведрышко»,  «Дудочка» (обр. В.Карасевой). Используются новые упражнения, направленные на развитие дыхания, напевности «Поет, поет соловушка», «У кота Воркота»; в распевании двух звуков на один слог – «Дождик, лей на крылечко», русская народная закличка.

Различные по тематике упражнения используются и для формирования ладотонального слуха, развития дыхания, умения петь протяжно, напевно.

Для развития музыкального слуха и голоса детей,  используются такие методические приемы, как:

  1. Слуховое сосредоточение и вслушивание в исполнение музыкального руководителя с целью последующего анализа услышанного;
  2. Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
  3. Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
  4. Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
  5. Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;
  6. Пение «по цепочке»;
  7. Моделирование высоты звука движениями руки;
  8. Отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
  9. Настройка на тональность перед началом пения.

Как показывает практика, одной из сложных задач является – умение петь без музыкального сопровождения с воспитателем.

На опыте работы убедилась, что лучше всего предлагать детям петь  в  сопровождении фортепиано, подыгрывая мелодию, далее с полным сопровождением, затем без инструмента с помощью педагога, наконец, самостоятельно спеть, акапелльно.  

Все упражнения вызывали живой интерес и эмоциональную вовлеченность детей в процесс пения.

Наиболее эффективными приёмами обучения самостоятельному пению являются:

- пение в сопровождении металлофона, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям, близким к пению без сопровождения.

- пение всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано. При таком пении дети лучше слышат себя. Желательно предлагать хорошо выученные  маленькие песенки, а также отдельные музыкальные фразы, запев или припев. При этом особое внимание уделяется детям не чисто поющим. Их целесообразно размещать среди хорошо поющих.

Особое  внимание в работе уделяется разучиванию песен.

Начинается разучивание песни с целостного ее восприятия, проигрываются трудные мелодические обороты. На первом занятии разучивание проходит без аккомпанемента. В ходе занятия используются: 1-2 песни-упражнения; 1- творческое задание, 1 – песня разучиваемая, 1- песня повторная.

Хотелось бы остановиться на играх с пением. Это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у детей дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, фантазию, воображение, элементы творческих проявлений. Игры с пением разучиваются на музыкальных занятиях. Вначале разучивается песня, затем постепенно, от занятия к занятию развивается игровая ситуация, связанная с содержанием песни и, как итог, все дети включаются в игру.

Позднее, при закреплении игры, детям предоставляется возможность играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они играют и поют самостоятельно.

Здесь важно взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя. Воспитатель создает в группе ситуацию, при которой дети  стремились бы повторить игру.

На занятиях  используется дидактический материал: иллюстрации, стихи, загадки, дидактические игры («Три цветка», «День рождение», «Сломанный телевизор», «Вот так зайка»).

3.2. Разработка и реализация индивидуальных маршрутов.

Индивидуальные маршруты по формированию вокально-хоровых навыков представляют собой принципиально новую форму работы, главной отличительной особенностью которой являются ориентировка на полную индивидуализацию в выборе задач  и их решений в работе с ребенком.

Теоретической базой и отправной точкой для составления индивидуальных маршрутов послужили программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство», раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», критерии, разработанные  Т.М.Орловой и описанные в методике «Учите детей петь».

В основу индивидуальных маршрутов положены особенности взаимодействия взрослого с ребенком,  позволяющие воспитателям творчески использовать весь арсенал педагогических приёмов для индивидуального обучения пению, исходя из его индивидуальных особенностей, уровня развития вокально-хоровых навыков и степени освоенности основной образовательной программы по разделу музыкального воспитания.

Индивидуальные маршруты содержат основные, наиболее значимые результаты обследования ребенка. Задачи работы ставятся в зависимости от результатов обследования и общего музыкального образования ребенка, особенностей его эмоциональной сферы.

Реализация индивидуальных маршрутов проходит по следующим направлениям:

  • Обеспечение обогащенной предметной среды.
  • Обучение ребенка индивидуально или в маленькой подгруппе (2-3 человека со сходными задачами обучения);
  • Сотрудничество с родителями.

3.3. Проектная деятельность.

В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми.

Проекты социальной направленности воспитывают у детей любовь к семье, развивают интерес к событиям исторической значимости, формируют гуманные, доброжелательные чувства.

В канун празднования 65-летия Великой Победы разработан и реализован проект «Нужна ли песня на войне?».

С большим интересом дети работали над проектом.

Предложила выбрать для разучивания и инсценировки песни военных лет. Дети инсценировали песенные композиции: «Синий платочек», «Катюша», Смуглянка», «День победы». Итогом проекта стал фестиваль военной песни.

В перспективе планируется реализация  проектов:

  • «Герои нашей семьи»
  • «Космические дали»
  • «Музыка смеётся, сердится, грустит»

3.4. Студийная работа.

Дети проявляют свои певческие способности в вокальной студии «Непоседы». Репертуар самый разнообразный: песни классических композиторов «Улетают журавли» муз. Георгия Свиридова, «Соловушка» муз. П. И Чайковский; русские народные песни «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранёшенько»; детские песни «Здравствуй, весна!» муз. и сл. Л. Б. Гусевой, «Наш художник Осень» муз. и сл. И.В.Павленко. При выборе произведений главное – музыка должна нести положительный заряд, добрый настрой, светлые эмоции.

Разработан план-программа вокальной студии.

С каждым годом оттачивается мастерство, увеличивается количество номеров. Зрители неизменно долго аплодируют  задорным и озорным «Веснушкам» и «Разноцветной игре», технически сложной песне про «Косолапый дождь», величественной «Моя Россия», торжественной «День Победы».

Но самая большая победа пришла к «Непоседам» в 2010г. Они стали  обладателями диплома лауреатов 1-й степени в номинации «Вокал. Дуэт», «Вокал, Ансамбль». Членами жюри конкурса была отмечена исполнительская культура, сохранение фольклорных традиций, оригинальное оформление костюмов.

3.5. Взаимодействие с педагогами

Справиться с поставленными задачами можно только активизировав творческий потенциал педагогического коллектива детского сада.  Идей было много. Не все удалось воплотить в жизнь, но отдельные находки помогли изменить ситуацию во взаимодействии с педагогами к лучшему. Использованы эффективные формы работы с педагогами:

- семинар – тренинг  «Основы певческого дыхания», где педагоги знакомятся с видами певческого дыхания, дыхательной гимнастикой, учатся правильно дышать во время исполнения музыкального произведения в статическом положении и в движении;

-обучающий семинар «Использование музыкально-речевых игр и вокально-двигательных разминок» знакомит педагогов с особенностями организации музыкально-речевой деятельности;

- педагогическая мастерская «Создание предметно – развивающей  и пространственной среды» - использование творческого потенциала педагогов при осуществлении соответствующей работы.

-практические консультации «Моделирование педагогических условий для развития вокально-хоровых навыков».

Все люди любят петь, в не зависимости от музыкального слуха. Музыканты-педагоги утверждают, что он есть у каждого человека, только его надо развивать. В целях обеспечения условий для личного и профессионального развития педагогов, общения педагогов, развития их музыкального и песенного творчества,  создан  клуб по увлечению «Поющие голоса» - добровольное, неформальное объединение педагогов, имеющих общие интересы, в данном случае – любовь к пению.

Участие педагогов в различных формах методической работы предполагает творческое отношение к своей деятельности, стремление к самосовершенствованию, постоянное пополнение профессиональных знаний и умений.

3.6. Сотрудничество с родителями.

Немаловажную роль в решении поставленных задач отводится взаимодействию музыкальных руководителей и родителей.

С целью вовлечения родителей в работу по формированию вокально-хоровых навыков у детей, использованы современные эффективные формы взаимодействия: музыкальная гостиная «Театр песни», мастер-класс, практические консультации, музыкальные досуги, групповые презентации и т.д.  

Конструктивной формой взаимодействия с семьёй является музыкальная гостиная «Театр песни» – форма, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях возрождения народной песни. Одна из функций музыкальной гостиной – приобщение детей и взрослых к истории народной песни и культуре её исполнения.

Чтобы достоверно передать на сцене мелодичное звучание народной песни, каждая семья находила свои способы поиска информации:

- знакомство с литературными источниками;

- прослушивание и запись народных песен;

- посещение музея;

- творческое сотрудничество с фольклорными коллективами города.

Итог большой и важной работы – концерты народной песни, костюмированные театрально-песенные вечера.

После проведенного мастер-класса «Поем вместе», родители успешно справились с поставленными задачами, нередко при активной поддержке детей.

В детском саду должно быть интересно не только детям, но и взрослым. «Высший пилотаж» работы педагогов – умение привлечь родителей к участию в праздниках и развлечениях. Задача непростая, зато заряд положительных эмоций гарантирован!  Традиционно любимые в «Светлячке»:

- «Папа, мама, я - музыкальная семья»

- «Путешествие в страну Музыкляндию»

- «Два рояля»

- «Путешествие с Трубадуром»

- «Фестиваль семейной песни»

- Музыкальный конкурс «Домисолька»

4. Результативность работы по формированию вокально – хоровых навыков у детей.

Таким образом, проведенная работа позволила подтвердить верность выбранного направления деятельности.

Результаты обследования детей по формированию вокально–хоровых навыков представлены в диаграммах.

Уровни развития

Проводимое обследование

Сентябрь

2008 года

Май

2009года

Май

2010 года

Январь

2011 года

Выше среднего

9%(2ребенка)

35%(8детей)

43%(10детей)

39%(9детей)

Средний

52%(12детей)

52%(12детей)

57%(13детей)

61%(14детей)

Ниже среднего

39%(9детей)

13%(3ребенка)

0

0

Всего:

23

23

23

23

        Результаты итогового обследования:

Высокий уровень сформированности вокально-хоровых навыков возрос на 39% в сравнении с 2008 годом, средний на 14%, низкий снизился до 0%

Отмечена положительная динамика роста высокого уровня по формированию вокально-хоровых навыков с 9% (2008г.) до 39% (2011г.), среднего с 39% до 52% (2011г.), низкий уровень снизился с 26% (2008г.) до 0% (2011г.).

Увеличилась активность, любознательность, инициативность, самостоятельность, количество творческих действий воспитанников  в вокально-хоровой деятельности.

Анализ проведенной работы свидетельствует о том, что все дети овладели вокально-хоровыми навыками за счет использования специальных методик и индивидуального подхода при организации воспитательно-образовательного процесса. Подтверждение тому многочисленные победы и достижения  воспитанников «Светлячка» в конкурсах и фестивалях.

Кроме того, результатом педагогической деятельности стало создание следующих продуктов:

1. Цикл занятий «Уроки пения»; «Как песня с оперой сдружилась».

2. Проект «Нужна ли песня на войне?»;

3. Методические рекомендации по организации праздников, развлечений с использованием хороводных игр.

4. Цикл практических консультаций «Моделирование педагогических ситуаций для развития вокально-хоровых навыков»

5. Цикл развлечений «Как прекрасен мир поющий».

5.  Заключение   

Убеждена, развитие и формирование вокально–хоровых навыков, необходимо начинать с детства, об этом говорил композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы А. Е. Варламов, подтверждение тому практика и опыт работы.

         Необходимо начинать  целенаправленную работу по формированию певческого голоса не в 7 лет, а раньше.

Мы учим детей, петь не для утренников, концертов, детских развлечений. Главная цель – привитие ребенку любви к музыке, формировать и развивать его духовную культуру. Голос – инструмент общедоступный, а петь хочет и может практически каждый ребенок за очень небольшим исключением.

     Перспектива дальнейшей деятельности:

1. Открыть сайт-страничку «Веселые нотки»

2. Организовать концертную деятельность семейных ансамблей в рамках музыкальной гостиной.

3. Создать ансамбль (2-х голосие) из участников вокальной студии.

4. Организовать творческое сотрудничество с музыкальной школой, ЛГ МА ЦДО для детей «Радуга».

Список литературы

  1. Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова «Воспитание ребенок – дошкольника», - М. 2004г.
  2. О. П. Радынова, И. В. Грыздов, Л. Н. Комисарова «Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников», - М. 1999г.
  3. Г. П. Новикова «Музыкальное воспитание дошкольников пособия для практических  работников дошкольных учреждений», - М. 2000г.
  4. Я. Н. Комисарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», - М. 1986г.
  5. М. А. Михайлова «Игры и упражнения для музыкального развития ребенка», - Ярославль. 2006г.
  6. Н. А. Ветлугина «Методика музыкальное воспитание в детском саду», - М. 1989г.
  7. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду», - М. 2005г.
  8. Т. М. Орловой, С. И. Бекина «Учим детей петь», - М. 1987г.
  9. Г. А. Праслова «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста», - С-П. 2005
  10. Н. И. Льговская «Организация и содержание музыкально – игровых досугов детей старшего дошкольного возраста», - М. 2007г.

Конкурс «Педагог года – 2011»   ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 «Светлячок»                                                        Технологическая карта занятия

«В гости к фее Музыке»

Музыкальный руководитель: Гайсина Таслия Рафгатовна

Группа/возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Вид занятия: музыкально

Тип: доминантно – певческое

Цель: развивать вокально-хоровые навыки (дикцию, звукообразование, дыхание, чувство ансамбля)

Задачи:

  • образовательная – совершенствовать умение детей петь не форсируя звук, естественным голосом, правильно выполнять логические ударения, упражнять в чистом интонировании, четкой дикции, формировать хорошую артикуляцию.
  • развивающая – развивать дыхание, певческую технику, активный динамический, звуковысотный и тембровый слух, чувство ансамбля, выразительность игровых образов.
  • воспитательная – учить детей добиваться результатов, выполнять певческие упражнения, воспитывать интерес к музыке, создать положительный эмоциональный настрой.  

Методы: наглядный: наглядно-зрительный, наглядно слуховой,  иллюстрационной наглядности; словесный: рассказ, беседа, объяснение; практический:  прямого воздействия, упражнений в практических действиях, моделирования; игровой: воображаемая ситуация, музыкальная игра.

Приёмы:  показ иллюстраций, использование зрительных ориентиров; указания, вопросы, поощрение;  показ исполнения, начало и окончание пения по дирижёрскому жесту, пение стоя, сидя,  по подгруппам,  моделирование высоты звука движением руки, проговаривание текста в темпе и ритме мелодии с хлопками и притопами выразительное чтение и пропевание текста, пропевание шёпотом, с чёткой дикцией; создание игровой ситуации, повторение упражнений в игровой форме, сюрпризный момент, игровое действие,  имитация.

Материал и оборудование: музыкальная дорожка, мольберт с иллюстрациями замка и феи Музыки,  игрушки гномов, бабочки на палочках, мольберт с буквами, снежинки, детская шапочка гнома для игры, фортепиано, синтезатор, музыкальный центр, колокольчики по количеству детей.

Музыкальный репертуар:  скороговорка «Евсей, Евсей», песенка-упражнение «Скок-поскок» (русская народная попевка), попевка «Ручеёк»,  песня «Ах, снежок!» сл. и муз. Е.Д. Гольцовой, «Игра с гномом» сл. и муз. Л.А. Старченко.


п/п

Этапы

занятия

Дидактические

задачи

Содержание деятельности

Методы

Приёмы

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

Показатели

результативности

1.

Вводная

часть

Упражнять в развитии   певческого дыхания,  артикуляции, звуковысотного и динамического слуха; активизировать внимание, подготовить голосовой аппарат к пению.

Наглядный: наглядно зрительный, иллюстрационной наглядности, наглядно-слуховой.

Словесный: беседа, рассказ, объяснение.

Практический: метод прямого воздействия, упражнений в практических действиях, моделирования.

Игровой: воображаемая ситуация.

Показ иллюстраций, использование зрительных ориентиров, исполнение попевки педагогом. Указания,  вопросы, поощрение. Показ исполнения, пение сидя, стоя, по подгруппам, моделирование высоты звука движением руки, выразительное проговаривание и пропевание текста в темпе и ритме мелодии с хлопками и притопами. Сюрпризный момент, повторение упражнений в игровой форме,  игровое действие, имитация.

Встречает детей, устанавливает эмоциональный контакт с детьми. Предлагает воображаемую ситуацию. Вместе с детьми выполняет упражнения на дыхание и артикуляцию.

Объясняет и пропевает попевки и  песни-упражнения, по ходу выполнения заданий даёт оценку.

Становятся в круг, выполняют упражнения на развитие дыхания («Бабочки») и на развитие артикуляции (пропевания скороговорки «Евсей, Евсей»). Садятся на стулья, поют попевки «А-Э-И-О-У», «Ручеек» и  песню-упражнение «Скок-поскок».

Заинтересованность, правильное выполнение упражнений.

Дикция детей чёткая, с ясным звучанием согласных, дети поют легко, звонко и напевно, округляя гласные, дыхание спокойное и продолжительное. Исполняют песню-упражнение «Скок-поскок» с динамическими оттенками (тихо, громко), чисто интонируя поступенное движение мелодии вниз.

2.

Основная

часть

Совершенствовать навык ансамблевого пения,  умений детей петь, не форсируя звук, естественным голосом, правильно выполнять логические ударения,  упражнять в чистом интонировании мелодии и четкой дикции.

Наглядный: наглядно-зрительный, иллюстрационной наглядности.

Словесный: беседа, рассказ, объяснение.

Практический:

метод прямого воздействия, упражнений в практических действиях.

Использование зрительных ориентиров.

Указания,  вопросы, поощрение.

Начало и окончание пения по дирижёрскому жесту, выразительное пропевание  текста песни, пропевание шёпотом, с чёткой дикцией.

Предлагает детям спеть песню «Ах, снежок!». Пропевает слова куплета шепотом вместе с детьми, исполняет первый куплет песни  на  пиано (тихо),  четко пропевая слова.         Вместе с детьми выразительно проговаривает слова припева, а затем пропевает, правильно выполняя логические ударения. По ходу выполнения заданий дает оценку. Предлагает исполнить песню всем вместе.

Все вместе исполняют песню  «Ах, снежок!». Пропевают слова первого куплета шепотом, исполняют первый куплет без аккомпанемента;  выразительно проговаривают слова припева, а затем пропевают без аккомпанемента, правильно выполняя логические ударения; все вместе исполняют песню с аккомпанементом.

 Исполнение песни естественным голосом, четко пропевая слова в соответствии с характером музыки (легко, напевно, весело). Поют одновременно и выразительно, выполняя динамические оттенки, смысловые акценты.

3.

Заключи-

тельная

часть

Развивать тембровый слух, выразительность игровых образов, умение петь слажено, передавая характер музыки. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры. Снизить эмоциональную нагрузку.

Словесный:

рассказ, объяснение.

Практический

Игровой:

воображаемая ситуация, музыкальная игра.

Указания, поощрение.

Выразительное пропевание текста.

Создание игровой ситуации, игровое действие, имитация, сюрпризный момент.

Объясняет правила игры, проводит  игру с пением  «Игра с гномом». Релаксация «Волшебный звон».

 Включает аудиозапись.

Подводит итог занятия. Прощается с детьми.

Играют в игру с пением, соблюдая правила. Воспроизводят упражнение на расслабление. Прощаются.

Сосредоточение и распределение внимания детей при  ходьбе  по кругу спокойным, хороводным шагом с одновременным исполнением песни.

Выразительная передача игрового образа, определение детьми на слух тембр голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход к процессу формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В статье рассматривается процесс формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности. Анализируется вопросы интеграции и...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке;  обогащаются переживания ребенка, эмоциональная отзывч...

Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Статья рекомендована музыкальным руководителям дошкольных учреждений, в которой даются методы и приемы вокально-хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Педагоги дошкольных учреждений до...

Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Статья освещаает значимость использования распевок на музыкальных занятиях  в ДОУ, рекомендует педагогические методы и приёмы формирования и развития певческих навыков у детей старшего дошко...

Статья на тему "Особенности развития вокально - хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В статье рассматриваются особенности слуха и голоса детей 5 -7 лет, а также определяется последовательность формирования вокально - хоровых навыков....

Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста

в результате изучения методического материала коллег и собственного опыта  предлагаю ознакомиться с материалом для работы с вокальной группой доу....

РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пение является самым доступным видом музыкального искусства, широко востребованным в практике музыкального образования. Многие исследователи в различных областях науки сходятся во мнении, что в процес...