Опыт работы Тема: «Развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования»
проект (старшая группа) по теме

Карпова Ирина Вячеславовна

В материале представлена разработанная и апробированная система работы по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом.

Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx17.63 КБ
Microsoft Office document icon proekt.doc107.5 КБ
Файл perspektivnyy_plan_.docx22.38 КБ
Файл diagnostika.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования»

                 «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
                                                                                         В.А. Сухомлинский

       Актуальность: Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, таков новый социальный заказ государства. Поэтому, считаю, что актуальной и важной задачей является художественно – эстетическое воспитание. Рисование одно из самых занимательных удовольствий для ребенка. Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.

      Цель:  Развитие изобразительной деятельности детей средствами нетрадиционных техник рисования.

     Задачи: - Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

- Обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Работа по изучению нетрадиционных техник рисования проводится в  соответствии с разработанным мной проектом (Приложение  1) , перспективным планом (Приложение № 2), является дополнением к основным занятиям по программе «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

     Для успешной реализации поставленных задач необходимо тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

     Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным  техникам  рисования, изготовление самодельных инструментов для изобразительного творчества (Приложение №3).

     Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки,  показ открытых занятий,  семинары-практикумы, мастер-классы с целью ознакомления с нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети)  и анкетирование по вопросам художественного развития детей  (Приложение № 4).

     Ожидаемый результат:

-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

  -  Способность к активному усвоению художественного опыта.

   - Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

 -  Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

К концу года умения детей  должны расшириться и совершенствоваться.  Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. (Приложение № 5).

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Проект

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Карпова Ирина Вячеславовна воспитатель первой квалификационной категории МДОБУ №12 «Звёздочка»

 г. Соль-Илецка

г. Соль-Илецк

2015г

 Актуальность выбора темы

      Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

      Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.

      Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

      И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают  развитие навыков рисования.

     Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

    Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

     Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

    Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

    Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было  найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованные в работе с детьми, я экспериментально попробовала применить элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования.

    Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.

 

 Цель проекта: развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста посредством освоения нетрадиционных техник рисования.

Задачи: 

  • Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
  • Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
  • Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
  • Развивать творческое мышление.         
  • Создать развивающую среду на основе различных видов искусства, предметного окружения.
  • Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
  • Обеспечить участия воспитанников в конкурсном движении района и города по развитию детского творчества.  

Тип проекта: творческий

По содержанию:  детское творчество

По составу участников: дети старшей группы, воспитатели, родители

Сроки реализации:  октябрь-май

Гипотеза образовательного проекта:

   Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

Обеспечение проектной деятельности:

 Методическая литература

1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2.«Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ М., 2015

3. «Рисование с детьми дошкольного возраста» Р.Г.Казакова,  «Творческий центр» М.,2015

 Кроме этого, я использую сайты коллег, работающих в данном направлении,     а также опыт работы и исследовательская деятельность с детьми 5-6 летнего возраста по развитию творчества в процессе обучения их нетрадиционной технике рисования, проводимые в течение 2-х лет.

Основное содержание и методы  реализации проекта

Этапы реализации проекта: 

Подготовительный этап 

I этап - Организационный - создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.

II этап - Диагностический – определение уровня развития  художественных способностей детей.

Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

  1. анкетирование родителей.
  2. Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.
  3. Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.
  4. Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.
  5. Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, рисование, нетрадиционные техники.
  6. организация работы по реализации проекта.

III этап - Практический - апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий; повышение уровня родительской компетентности в области художественно-эстетического воспитания.

  1. Совместная художественная  деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.
  2. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.
  3. Подведение итогов работы –выставка работ семейного творчества в детском саду.

IV этап - Обобщающий - распространение и внедрение опыта в практику других дошкольных учреждений

   

Модель реализации проекта

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

1. Работа с детьми

1. Игры-занятия,  дидактические и развивающие игры («Радуга», «Черное – белое», «Волшебный круг» и др.), эксперименты с красками («Подкрасим воду», «Кто больше получит оттенков», «Разноцветные льдинки»)

в течении учебного года

2. Диагностика с целью выявления уровня развития развитие художественных способностей детей

3 раза в год (октябрь, ноябрь, май)

3. Посещение детьми выставок картин внутри детского сада.

в течении учебного года

4. Чтение художественной литературы, загадок

1-2 раза в неделю

5. Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.

в течении учебного года

6. Продуктивная деятельность детей.

в течении учебного года

7. Участие в городских выставках детского творчества.

в течении учебного года

8. Организация выставки в группе.

1 раз в месяц

9. Оформление альбома детских рисунков «Волшебные рисунки»

май

2. Сотрудничество с родителями

1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе.

в течении учебного года

2. Анкетирование родителей.

1 раз в год

3. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ.

в течении учебного года

4.Оформление фотоальбома «Волшебные рисунки»

в течении учебного года

6. Участие в викторинах и конкурсах.

в течении учебного года

3. Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

в течении реализации проекта

2. Подборка художественной литературы «Сказки про краски» и оформление библиотечки юного художника.

  апрель

3. Картотека нетрадиционных способов рисования.

 май

4. Подборка игр с рисунками для детей.

 май

5. Конспекты игр-занятий.

в течении реализации проекта

6. Сценарии развлечений

в течении реализации проекта

7. Консультационный материал для педагогов

 в течении реализации проекта

8. Консультационный материал для родителей

 в течении реализации проекта

9. Обобщение и распространение наработанного материала

 в течении реализации проекта

   

  1. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

С  этой   целью   в  детском саду  оформлено помещение для  организации занятий  по изобразительной деятельности. Собраны образцы народно –  прикладного   искусства, репродукции картин русских  и  зарубежных художников, TV-аппаратура, атрибуты к играм, дидактические игры, книги и методические пособия, скульптуры малых форм. Столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.

Помещение украшено произведениями народного искусства, выставкой авторских работ сотрудников ДОУ и родителей, предметами детского творчества.

Для рисования имеются необходимые разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

Необходимые изобразительные материалы:

Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, свечи восковые, ватные палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальная бумага различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумага цветная,  картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки,  трубочки от коктейля, колпачки, растительный материал, поролон. 

   

2.Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. 

Цель развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет средствами нетрадиционного рисования.

        Задачи:

      1.  Познакомить   детей  с  нетрадиционной изобразительной  техникой:  рисование        пальчиками, ладошкой,  размывание     краски     пальцем, тычкованием,    оттиска печатками, свечой, монотипией, кляксографией,   граттаж,   набрызг, ниткографией  и     др.).

      2. Способствовать развитию умения комбинировать ранее освоенные элементы в новых сочетаниях, использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, нити, сухие листья, мятую бумагу, поролон.

     3. Развивать     у     детей      наблюдательность,      умение  видеть характерные   эстетические   признаки     окружающих     объектов.

       4. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.

       5. Развивать   познавательные   и   творческие     способности      детей.

Система работы проекта

Работа с педагогами:

 Консультации:

1.«Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве»

2.«Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»

Семинары-практикумы:

1. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

2. «Увлекательное рисование»

Работа с родителями:

Консультации:

1.«Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии

креативности детей»

2.«Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию»

Беседа с элементами практикума:  

«Рисуя – играем»

Цель: показать родителям значение совместных  творческих игр в семье для творческого развития ребенка.

Совместная деятельность родителей и детей

1. Открытые занятия:

1. «Рисуем дружно»

2. «Белая береза в инее стоит»

2. Развлечение  по изобразительной деятельности

«Путешествие в страну  «Рисованию»

3. Выставки рисунков и конкурсы:

1. «Осторожно - огонь!»

2. «Волшебная шкатулка»

3.  «Времена года»

4.  Выставка работ семейного творчества

Прогнозируемый  результат проектной деятельности:

для педагогов:

  • повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
  • удовлетворенность работой;
  • систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей.

для детей:

  • развитие детского творчества в изобразительной деятельности;
  • совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке;
  • умение самостоятельно искать нужное решение;
  • способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;
  • способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;
  • навыки коммуникативного общения;

для родителей:

  • осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
  • бережное отношение к продуктам детского творчества;
  • партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Описание промежуточных результатов, полученных в ходе реализации проекта

Диагностика на начало реализации проекта проводилась через диагностические занятия.

Показатели уровня художественных способностей выявлялись по следующим параметрам:

  1. Самостоятельный выбор замысла рисунка.
  2. Умение передавать выразительность образа, используя нетрадиционные приемы рисования.
  3. Выбор техники рисунка.
  4. Умение передавать необычность, оригинальность образа.

        

Результаты диагностики художественных способностей детей

 Начало проекта

        

Замысел рисунка -15%

Выразительность образа -20%

Выбор техники рисунка и изобразительных материалов -20%

Оригинальность рисунка -15%

        Сравнив результаты диагностики по разделам видно, что дети испытывают затруднение в  разделах: «Выбор техники рисунка и изобразительных материалов», «Оригинальность рисунка». Следует вести целенаправленную, углубленную работу по развитию творческого воображения и способов его реализации: через дидактические игры на развитие воображения, занятия по рисованию.

                                                   Середина проекта

Замысел рисунка -25%

Выразительность образа -30%

Выбор техники рисунка и изобразительных материалов -30%

Оригинальность рисунка -30%      

     Целенаправленная работа по развитию художественно-творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования на первом этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков  в художественном творчестве воспитанников возросла. Следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческого воображения и совершенствования приемов работы с нетрадиционными материалами и техниками.

      Подводя итоги проделанной работы, нужно отметить эмоциональный подъем у детей, проявление самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования доступного материала. Появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем - то интересным и увлекательным.

В планах на следующий год:

1. На занятиях с детьми:

  • Разнообразить и усложнить техники нетрадиционного рисования на занятиях;
  • Показать способы их сочетания между собой, учитывая возможности детей;
  • Ввести ранее не используемый материал для рисования;
  • Разработать больше занятий работ по подгруппам или коллективных;
  • Использовать занятия на улице;
  • Принимать участие в различных районных и городских  конкурсах.

2. В работе с родителями:

  • Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы.
  • Организовывать различные выставки завершённых работ родителей и работ, выполненных с детьми в домашних условиях;
  • Продолжать пополнять альбом «Волшебные рисунки».

3. В работе с педагогами:

  • Запланировать семинары – практикумы с методическими рекомендациями для использования элементов нетрадиционного рисования в совместных занятиях с детьми по развитию их творческих способностей.
  1. Заниматься самообразованием:
  • Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая     свои способности рисовать, используя незнакомые виды нетрадиционного рисования и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями.

Список литературы

1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2.«Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ М., 2015

3. «Рисование с детьми дошкольного возраста» Р.Г.Казакова,  «Творческий центр» М.,2015

Карпова Ирина Вячеславовна МДОБУ №12 «Звёздочка» г. Соль-Илецка



Предварительный просмотр:

                                                                                                        Приложение №2

Перспективный план работы по нетрадиционной технике рисования (старшая группа 5-6 лет)

Месяц

Тема

Задачи

Октябрь

Как художники составляют натюрморт

   Закрепить знания детей о жанре живописи – натюрморт. Дать детям представление о композиции, композиционном центре картины. Показать роль цветового фона для натюрморта. Упражнять детей  в составлении композиции из разных предметов и рисовании составленной композиции.

Секреты художника – пейзажиста

   Продолжить работу над пейзажем. Закрепить и уточнить знания детей о законах композиции, перспективе в пейзаже, цвете. Вызывать эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства.

    Познакомить детей с техникой печатания пробками, тампонами, поролоном, обратной стороной карандаша.

Осенний пейзаж

   Совершенствовать умение детей самостоятельно придумывать сюжет рисунка, определяя главное и второстепенное. Формировать умение рисовать всеми пальчиками руки, получая интересный рисунок.

Шишкой, маком, колосочком, мы рисуем на листочке

    Познакомить детей с техникой печатания пробками, тампонами, поролоном, обратной стороной карандаша.

Ноябрь

Унылая пора

   Развивать у детей умение эмоционально воспринимать цвет, обратив внимание на то, что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать любое время года. Формировать умение видеть выразительный образ унылой  поры осени – грустный, задумчивый.  

Идет дождь

Познакомить детей с техникой рисования по - сырому.

Осенний парк

Рисование  в технике монотипия.

 Поздняя осень

   Подвести детей к созданию выразительного образа поздней осени – грустной, задумчивой, побуждать находить для этого соответствующие изобразительные средства: цветосочетания, рисунок – пятно, ломаная   линия.

Формировать умение рисовать с использованием любых средств изображения.

Декабрь

Зимушка-зима

   Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Совершенствовать владение различными приемами рисования и закрашивания, в том числе нетрадиционной техникой - набрызг.

Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь

   Вызвать у детей интерес к изображению лунной зимней ночи или

 синего зимнего вечера. Развивать фантазию, творческие способности.

Закрепить навыки рисования в технике тампонирования.

 Снеговик

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.

Зимняя новогодняя сказка

     Дать ребятам понятие «фон», находить наиболее эффективные гармоничные цветные сочетания. Вызвать трогательно – заботливое отношение к доброму празднику. Познакомить с новой нетрадиционной техникой (рисование клеем).

Январь

Зимушка – зима

     Продолжать знакомить детей с различными видами пейзажей; воспитывать наблюдательность, интерес к явлениям природы и их отображению в  изобразительном творчестве. Совершенствовать владение нетрадиционными приемами рисования и закрашивания  - тампонирования.

Зимняя сказка

   Формировать умения составлять сюжет рисунка. Упражнять в композиционном освоении всего пространства листа. Развивать умение передавать радостное настроение в рисунке.

Размытый рисунок в зимних композициях

   Упражнять в композиционном освоении всего пространства листа. Развивать умение передавать радостное настроение в рисунке. Упражнять в рисовании по сырой бумаге.

 Цвет как средство передачи настроения

   Обратить внимание на то, что цвет и цветосочетания используются художником для передачи настроения.

Февраль

Лес Бабы – Яги

   Развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление, интерес к персонажу. Побуждать использовать в творчестве пальчиковую живопись, кляксографию.  

 Белая береза в инее стоит

  Закреплять представления детей о природе, как основе воплощения дизайнерских идей художника. При рассмотрении иллюстраций обратить внимание на грациозную форму березы.

 Снегопад

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту, используя нетрадиционную технику рисования – набрызг

Метель

   Продолжить работу над композиционным размещением изображения на листе бумаги. Развивать умение рисовать в технике по сырому листу.

Март

Весенние цветы для мамы

   Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. Закреплять умение  рисовать пальчиками – палитрами, тампонированием, в технике «набрызг».

 Вот уж на проталинах весенних появились первые цветы

Продолжать развивать у детей интерес к весенним явлениям в природе, появлению первых весенних цветов. Вызвать желание создать выразительный образ весны, ее первых цветов, используя средства изображения  - рисунок, цвет, композицию в технике  пальчиковой живописи.

Как птицы возвращаются из дальних стран

Рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели».

Формировать умение создавать в пейзаже выразительный образ весны и возвращающихся с юга птиц, используя средства выразительности: рисунок, цвет, композицию.

Закрепить рисование в технике монотипия.

 Весна в образе девушки

   Воспитывать любовь к природе, желание изучать ее, замечать мелкие детали. Создать фантастический образ весны – в технике по сырой бумаге.

Апрель

 Цветы за занавеской

   Воспитывать эстетический вкус, творческую фантазию при составлении букетов.

Закрепить знания детей о холодных и теплых тонах.

рисовать в технике по - сырому.    

Радуга

Совершенствовать знания детей об основных цветах и производных, теплых и холодных тонах, порядке расположения цветов в спектре.

Формировать умение рисовать в технике по - сырому.

Первые бабочки и стрекозы

   Совершенствовать знания детей о насекомых, раньше всех появляющихся весной.

Воспитывать бережное отношению к природе.

Формировать умение рисовать с помощью соли.

 Мне приснились сны

Предложить детям нарисовать наиболее интересный сон способом по – сырому.

                                                         Май

 Букет нежных ландышей

   Вызвать интерес у детей к изображению букета ландышей, эмоциональный отклик на их красоту, изящество и нежный аромат. Совершенствовать умение детей изображать цветок ландыша пальчиками – палитрами.

Морское царство

Совершенствовать умение детей передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета и его характер с помощью мелких деталей. Познакомить с рисованием в технике «граттаж»

 Цветущий луг

   Вызвать у детей интерес к живописному пейзажу, эмоционально нравственный отклик на художественный образ необъятных просторов земли, красоту родных лугов. Упражнять в рисовании способом по – сырому.

Любимые рисунки на асфальте

Предложить детям  для рисования цветные мелки

Карпова Ирина Вячеславовна МДОБУ №12 «Звёздочка» г. Соль-Илецка



Предварительный просмотр:

Приложение № 5

Диагностика уровня художественных способностей детей

Ф.И. ребёнка

Замысел рисунка

Выразительность образа

Выбор техники рисунка и изобразительных материалов

Оригинальность рисунка

высокий уровень (справляется самостоятельно)

средний уровень  (справляется под руководством педагога)

низкий уровень (не справляется)

        

Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.  Рисунки , выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

В своей работе использую следующую диагностику

Тема исследования: «Развитие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками».

Целью исследовательской работы  является:

-изучение механизмов  формирования и развития  художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

-выявления уровня художественного развития в изобразительной деятельности

Методы исследовательской работы:

-наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;

-эксперимент – основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;

-диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;

-анализ продуктов деятельности– один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;

Задачи исследовательской работы:

- проведение исследовательской работы по выявлению художественно-творческих  способностей детей в старшем дошкольном возрасте в технике живописи;

- разработка путей развития творческих способностей в области рисования нетрадиционными техниками;

- апробирование инновационных техник в живописи для развития художественно-творческих  способностей старшего дошкольного возраста.

 Подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования красками.

Основные направления изучения художественно-творческих способностей:

-способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;

-способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

- способность рационально применять различные нетрадиционные  техники

и рисовать живописными материалами, используя цвет.

Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в живописи  является  способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных нетрадиционных  техник живописи.

Исследовательская работа состоит из трех этапов:

1)констатирующий;

2) формирующий;

3) итоговый.        

Методы оценки результативности работы:

Количественный анализ:

посещаемость; статические данные; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.

Качественный анализ:

формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Карпова Ирина Вячеславовна МДОБУ №12 «Звёздочка» г. Соль-Илецка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...

Педагогический опыт на тему: "Развитие воображения старших дошкольников средствами изобразительной деятельности".

Цель педагогической работы - развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность....

«Развитие изобразительного творчества дошкольников через использования нетрадиционных техник в декоративном рисовании» (на примере дымковской игрушки).

Теперь приступаем к росписи игрушек. Дымковские мастера лепили игрушки зимой, когда вокруг все было белым-бело и хотелось им сделать игрушку такой же белой и чистой....

Консультация для родителей 1 младшей группы на тему: «Изобразительная деятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования».

Цель: раскрыть роль изобразительной деятельности в жизни детей дошкольного возраста; познакомить с нетрадиционными техниками рисования в детском саду, обозначить их значимость в жизни ребенка; вызвать...

Консультация для родителей 1 младшей группы на тему: «Изобразительная деятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования».

Консультация для родителей 1 младшей группы на тему: «Изобразительная деятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования»....

Использование инновационных технологий в изобразительной деятельности в раннем возрасте. Нетрадиционная техника рисования.

Использование инновационных технологий в изобразительной деятельности в раннем возрастеНетрадиционная техника рисования...

Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования «Кляксография», в партнерской деятельности

Активизация воображения личностине происходит сама по себе, а для этогонеобходимо целенаправленноепсихолого-педагогическое воздействие».Л.С. Выготский. Детство – светлое и радостное в...