Центры экспериментирования
опыты и эксперименты на тему

Логачева Елена Николаевна

Оборудование центров эксприментирования в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oborudvanie_tsentrov_eksperimentirovaniya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Оборудование центров экспериментирования

Воспитатель:

Логачева Е.Н.

 «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»
С.Л. Рубинштейн

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.

Термин «экспериментирование» понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:

  • максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними,
  • безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,
  • показ только существенных сторон явления или процесса,
  • отчетливая видимость изучаемого явления,
  • возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития ребенка, а также жизненный опыт дошкольника.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Оборудование центров экспериментирования.

  • Центр «Песок - вода» и «Наука и природа»: банки и бутылки, крышки и пробки, бисер, бусинки, стеклярус, янтарь, ведра, тазы, ванночки, весы, воронки, галька, гравий, глобус, губки, деревянные предметы, дневники наблюдений за посадками овса, лука, чеснока, иллюстративный материал, календари погоды и природы, карта мира, картотека опытов, клеенчатые фартуки, коллекция ракушек, семян, кораблики, крупы, ложки, магниты, мелкие игрушки («киндер-сюрприз»), мерные чашечки, стаканы, микроскоп, лупа, монеты, железные предметы, мыло, настольно-печатная игра «Большой детский атлас», палочки, дощечки, песочные часы, пипетки, пластилин, природный материал (желуди, шишки, семена, ракушки), пуговицы, сито, дуршлаг, скорлупа от яиц, совки, соломинки, трубочки, сахар, соль, терка, формочки для печенья.
  • Центр «Искусство»: акварельные и гуашевые краски, кисти, фломастеры, цветная бумага, картон, цветные карандаши, мелки восковые, чернила, тушь, баночки, миски, палитры, листы бумаги различных размеров, восковые свечи, газеты губки, штампы, дырокол, зубные щетки, клей, кисточки, клубочки ниток, коробки, крупы, яичная скорлупа, ножницы, обводки, оберточная бумага, пенопласт, пластилин, игровое тесто, пооперационные карты, пуговицы, синтепон, старые журналы и книги, степлер, тряпочки, художественная литература.
  • Цент «Кулинария»: электрическая блинница, духовка, вазочки для мороженого, воронки, картографы «Наш повар», кондитерский шприц, консервный нож, контейнеры, миски, лопатки, поварешка, мука, подсолнечное масло, ножи, вилки, ложки, ножи кухонные, овощерезка, подносы, разделочные доски, рецепты, сахар, соль, сито, дуршлаг, скалки, терки, шинковка, толкушка, фартуки, косынки, формы для кекса, печенья.
  • Центр «Литература»: алфавит, буквы, бумага, ручки, прописи, игры для занятий по звуковой культуре речи, картотеки чистоговорок, скороговорок, разрезные картинки, упражнения для пальцев рук, книжки-самоделки, книжки-малышки, кроссворды, ребусы, комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, кубики с азбукой, магнитофон, аудиокассеты, различные виды театра.
  • Манипулятивный центр: балансовые весы, геометрические фигуры, домино, шашки, игры Монтессори, коллекции крышек, часов, конструкции, кубики Никитина, кубик Рубика, линейки, ручки, лото, настольно-печатные игры, монеты, пуговицы, палочки Кюизенера, счетные палочки, песочные часы, рабочие листы с заданиями, разрезные картинки-головоломки, семена, природный материал, счеты, тетради в клетку, цифры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы и оборудование для центра экспериментирования в детском саду.

Перечень оборудования и материалов для экспериментирования....

Конспект деятельности в центре экспериментирования на тему « Воздух и вода»

В игровой форме ребята знакомятся со свойствами воды и воздуха.Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;                  ...

Перспективный план работы в центре экспериментирования

Перспективный  план на каждый месяц по  познавательно-исследовательской деятельности....

Предметно-развивающая среда группы "Центр экспериментирования"

В нашей группе создан "Центр экспериментирования" он размещен подальше от игровых зон, в непосредственной близости от "Центра познавательного развития" и "Центра природы". Оборудование в нашей л...

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Маленькие исследователи» ( на лучшее оформление центра экспериментирования)

Положение определяет цели и задачи проведения конкурса в ДОУ, а также содержит критерии и параметры оценки уголков экспериментирования. К положению прилагается таблица оценки уголков по группам....

Центр экспериментирования в старшей группе

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию....

Центр экспериментирования в детском саду

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей , поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель...