«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка на тему

Петрова Наталья Юрьевна

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД № 32 «РОСИНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

                                                                         Составила воспитатель

                                                                      Петрова Наталья Юрьевна

Щелково

2015

   В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

     Объект исследования: взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.

Предмет исследования: формы сотрудничества ДОУ с семьёй по воспитанию и образованию дошкольников.

Цель исследования: выявить эффективные и новые формы работы с родителями по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы определили основные задачи:

1) Изучить семью, с точки зрения самого близкого окружения воспитанника.

2) Раскрыть задачи, содержание, методы работы ДОУ с родителями.

3) Дать характеристику роли семьи в воспитании и образовании дошкольника.

4) Выделить формы потенциальных возможностей семьи.

Актуальность рассматриваемой темы на современном этапе педагогической науки  раскрывается определениями исследовательской работы: объект, предмет, цель и задачи.

Методы исследования:

1) Анализ научной и педагогической литературы .

2) Беседа с родителями

3) Наблюдение

4) Анализ взаимодействия с семьями дошкольников.

Дошкольный возраст — период фактического формирования личности и механизмов поведения. Это возраст, когда подготовка ко взрослой жизни идет полным ходом. Когда желания ребенка обрастают социальным опытом, проще говоря, приходит осознание, что «можно» или «нельзя». И так сложилось,

что ведущие роли в древе социального воспитания детей играют две ветви: это семья и детский сад.

Семья для ребенка – это и место его рождения и основная среда обитания. Сад – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную роль.

           Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

 Семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии ребенка.  Еще  В. А. Сухомлинский говорил:

«Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». Ребенок учится, беря пример с родителей. Но не стоит забывать и о старшем поколении, ведь социальный опыт общения со старшими ребенок  подчерпывает, наблюдая за общением своих мам и пап со старшими родственниками, то есть с бабушками и дедушками. Если родители осознают всю возложенную на них ответственность за воспитание ребенка, они уважают мнение старших членов семьи, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей, не перекладывая ответственность на бабушек, дедушек или на детское дошкольное учреждение. Но понимая, что воспитание в дошкольном учреждении тоже важно для всестороннего развития личности ребенка, стараются установить единые требования в семейном и общественном

воспитании. Задача ДОУ скорее педагогическая - это обучение, подготовка к школе, но и про воспитание так же не стоит забывать. То есть ближайшим окружение ребенка становятся как родители - так и воспитатели-педагоги. Но у воспитателей есть свои преимущества, а у родителей есть свои. Например,

в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и другое. Если они начнут воспитывать и обучать детей

независимо друг от друга, то положительных результатов вряд ли добьются. Поэтому семья и ДОУ должны найти общие точки соприкосновения, должны выработать единые требования к воспитанию ребенка. Инициатива по установлению сотрудничества должна идти от педагога, поскольку он

профессионально  подготовлен  к образовательной работе, а стало быть, понимает, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.

Дети – наше будущее. Счастливые и умные дети – залог счастливого и мудрого общества нашей страны. Работа с родителями это кропотливый труд, в котором необходимо наладить контакт с родителями. Сначала завоевав их доверие, изучить  семью, в которой воспитывается ребенок, вовлечь их в сотрудничество с ДОУ, при этом вести педагогическое просвещение родителей.  Во-первых, очень важно завоевать доверие родителей, ведь они должны уверенно вести детей в детский сад. Они должны твердо знать, что работники ДОУ положительно настроены к ребенку. Для этого родители должны чувствовать компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценить его

личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

Такое доверие само – собой не происходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушие и милосердие. Так же культурное общение, такт и

взаимопонимание – это и будет прекрасный воспитатель. При изучении семьи воспитатель знакомится с проблемами родителей в вопросах воспитания ребенка. Здесь мамы и папы, которые обрели доверие к педагогу, могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам. Таким образом,  и строится общая концепция и преемственность в воспитании дошкольника. Вовлекая родителей во взаимодействие с ДОУ применяются, как правило, три формы сотрудничества это:

коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Коллективные  родительские собрания могут быть как традиционными,  так и нетрадиционными, дни открытых дверей, праздники, занятия  тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, конкурсы, анкетирование, тестирование, родительские гостиные, родительские собрания, устные журналы, экскурсии, походы, совместные досуги (посещение театра, музея и т.д.) и др.

Наглядно – информационные:  выставки  детских работ,  музыкально – поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок  краткой информации, фото уголок,  устный журнал, «Окно» - очень короткие  новости», др. Индивидуальные – консультации – «Почтовый ящик».  Если у родителей нет время подойти и побеседовать с педагогом напрямую -  он может спокойно

в свободное время написать вопрос на бумаге и положить в него, так же в современном мире может использоваться электронная почта, куда родители могут отсылать свои вопросы и пожелания круглосуточно, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, беседы, консультации, посещения

семей, поручения родителям, родительские клубы, мини-библиотека, выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей» и др. Хотелось бы уточнить, что детям очень важно видеть, что родители интересуются их достижениями, праздниками, и зачастую сами в них участвуют. Так же важно видеть,

что родители помогают группе, и не только потому, что они таким образом через личный пример прививают любовь к труду, но и прививают чувство гордости за родителей, сколько любви у ребенка к папе или маме, когда он говорит: «Это мой папа вешает полочку» или «Посмотрите моя мама

нарисовала этот цветочек на стене».

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

•    информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;  

•    обеспечить открытость дошкольного образования;

•    создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

•    поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;

•    обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

•    создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.  Приоритетные задачи в работе с семьей:

•    установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

•    объединение усилий для развития и воспитания детей;

•    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной  взаимоподдержки;

•    активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ проводится  работа в трех направлениях:

1.    Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2.    Повышение педагогической культуры родителей.

3.    Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей

Работа с родителями в   детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому  нужно начинать работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводится анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную  целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

•    установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

•    объединение усилий для развития и воспитания детей;

•    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной  взаимоподдержки;

•    активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:

1.    Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2.    Повышение педагогической культуры родителей.

3.    Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

- "Круглый стол" по любой теме;

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- семейные спортивные встречи;

- почта доверия, телефон доверия;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- конкурс семейных талантов;

- день открытых дверей;

- сайт ДОУ

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

- Это учет индивидуальности ребенка.

- Это укрепление внутрисемейных связей,

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

  При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.

- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.

- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и педагога в воспитании нравственных чувств дошкольников.

Педагоги и психологи, занимающиеся развитием и воспитанием дошкольников, рассматривают отсутствие единых взглядов и подходов в вопросах воспитания ребенка как один из неблагоприятных факторов. С...

«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения....

Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании и образовании современных дошкольников

Презентация на тему:"Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании и образовании современных       дошкольников"...

Родительское собрание "Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании и образовании современных дошкольников"

Только вместе с родителями, общими усилиями педагоги могут дать большое человеческое счастье.                             ...