«Хоровое пение – важнейшее средство формирования психического и физического здоровья ребенка» ( мастер – класс)
методическая разработка на тему

 

мастер – класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2 села Ржевка  Шебекинского района Белгородской области»

мастер – класс

«Хоровое пение – важнейшее средство формирования психического и физического здоровья  ребенка»

                                                         

                   

                                                                                     Подготовила:

                                                                                     Рябцева М. В.,

            музыкальный руководитель

Известно, что музыка, хоровое пение являются
важнейшим средством формирования здорового
человека, что образование начинается с музыки.

Владимир Филиппович Базарный,

доктор медицинских наук, академик

 

      Обязательным и важнейшим учебно-воспитательным предметом в системе Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. По мнению Базарного, народное хоровое пение несёт в себе не только художественно-эстетические начала, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность.

Тема по инновации: «Хоровое пение – важнейшее средство формирования психического и физического здоровья  ребенка»

Хоровое пение с давних времён существует в России как часть жизни. Люди пели в моменты отдыха и за работой, во время торжества все пели огромным хором, даже цари пели в хоре. Пела вся Россия. Пели рабочие и учёные, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде.

    Пение в хоре не случайно так повсеместно распространено. В хоре голоса людей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни.. Пение в хоре развивает творческие способности в любой области жизни, жизненно необходимые каждому. Не случайно многие успешные люди в детстве пели в хоре.

 Врачи говорят о том, что дети, которые поют в хоре, гораздо реже болеют, кроме того, пение снимает стресс, даёт человеку расслабиться. Педагоги говорят о том, что пение развивает владение речью, устраняет проблемы логопедии, помогает изучению математики и иностранных языков. Пение в хоре – это культурный досуг, эстетическое развитие, раскрытие творческих способностей в любой области жизни, важная часть здорового образа жизни

  Перед педагогами  стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья дошкольников.

Эпиграфом к моему мастер-классу станут следующие слова: «Давайте пробовать, учиться, использовать!»

  Пение как средство лечения  назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить термином «активная пауза». Главное качество певческого вдоха – бесшумность – при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой всю основную установку дыхательной мускулатуры.

Стрельниковская дыхательная гимнастика -  детище нашей страны. Создавалась она на рубеже 30-40х годов как способ восстановления певческого голоса, потому что А.Н.Стрельникова  была певицей и его потеряла.

Гимнастика зарегистрирована Государственным Институтом патентной экспертизы в 1972 году. Её автору Александре Николаевне Стрельниковой в Госреестре СССР было выдано авторское свидетельство номер 411865 на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».

Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь – пение самая сложная.

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

(Основной комплекс дыхательных упражнений)

  1. Ладошки

    Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.

     Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причём все пальцы сжимаются однвременно и с силой. Это очень важно.

     Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаются самостоятельно.

     Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаются, кисти рук на мгновение расслабляются.

     Не следует растопыривать пальцы при пассивном выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

     В нашей дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный» воздух.

     Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха), сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-движения.

     Норма – 96 вдохов-движений. Это так называемая стрельниковская «сотня».

     На второй или третий день тренировки вы можете делать подряд уже не по 4 вдоха без остановки, а по 8 или даже по 16 раз, а еще через несколько дней – уже по 32 вдоха-движения без паузы.

     Группируются дыхательные движения в стрельниковской гимнастике не по 5 или 10, как обычно, а строго по 8. Так и говорим: 8 дыхательных движений – одна «восьмерка», 16 дыхательных движений – две «восьмерки», 24 дыхательных движения – три «восьмерки», 32 дыхательных движения – четыре «восьмерки». Считать нужно, конечно же, только мысленно, а не вслух.

     Если Вы часто сбиваетесь со счёта и Вам нужно, к примеру сделать подряд 32 вдоха-движения (только при хорошей тренировке!) можно прибегнуть к такому простому приёму: мысленно просчитав до восьми, то есть сделав 8 вдохов-движений «возьмите на заметку» один угол комнаты; выполняя оставшиеся две «восьмёрки», поочерёдно переводите взгляд на два других угла. Таким образом, делая 4 раза по 8 дыхательных движений, т. Е. 32 вдоха-движения, берите на заметку для каждой «восьмёрки» какой-нибудь из четырёх углов комнаты, в которой Вы делаете стрельниковскую гимнастику.

     Сделав 32 вдоха-движения, остановитесь и отдохните в течение 3-5 секунд (отдыхайте, если хотите, до 10 секунд). Можно положить перед собой спичку. Спички будут играть роль тех «узелков на память», с помощью которых удобно отсчитывать «тридцатки» (т. Е. циклы из 32 вдохов-движений).

     Сделав без остановки еще 32 вдоха-движения (считая мысленно с каждой «восьмеркой» углы комнаты), снова остановитесь, отдохните в течение 3-5 секунд и положите перед собой следующую спичку. По завершении третьей «тридцатки» перед вами будут лежать уже 3 спички.

     Вот и все – 96 дыхательных движений выполнены. Стрельниковская «сотня» отработана!

     Если Вы переходите к новому упражнению – продолжайте выкладывать по спичке на каждую «тридцатку». В идеале каждое упражнение стрельниковской гимнастики должно выполняться в 3 захода по 32 вдоха-движения с паузами между подходами.

     Гимнастику вы должны выполнять дважды в день: утром и вечером.

     Упражнение «Ладошки» можно выполнять сидя, а в тяжелом состоянии – даже лежа, по 4 или по 8 вдохов-движений за один заход.

     Норма:

     - по 4 вдоха-движения – 24 раза,

     - или по 8 вдохов-движений – 12 раз,

     - или по 16 вдохов-движений – 6 раз,

     - или по 32 вдоха-движения – 3 раза.

2. Погончики

    Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

     Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются. Это тоже очень важно.

     На пассивном выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки – выдох ушел сам.

     Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение – выдох уходит самостоятельно через нос или через рот (кому как удобно).

     Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете!) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выходе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) – воздух уходит абсолютно пассивно. Не думайте об этом!

     Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) – 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений.

     Это упражнение можно делать сидя и даже лежа. Если у вас травмирована рука, используйте одну здоровую руку. Постепенно, очень осторожно, с каждым днем тренировки начинайте включать в работу и больную руку. Со временем она «разработается».

     Норма:

     - 12 раз по 8 вдохов-движений,

     - или 6 раз по 16 вдохов-движений,

     - или 3 раза по 32 вдоха-движения.

3. Насос (Накачивание шины)

    Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»).

     Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.

     Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем слегка выпрямитесь, пассивно выпуская воздух через нос или через рот.

     Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд – и снова 8 поклонов-вдохов.

     Норма – 12 раз по 8 вдохов. В общей сложности – 96 вдохов-движений – стрельниковская «сотня». Вы можете выполнять и по 16 вдохов-движений, затем пауза 3-5 секунд и снова 16 вдохов-поклонов. В этом случае необходимые 96 вдохов-движений разбиваются на 6 подходов с паузами между ними. В итоге получатся все те же 96 дыхательных движений.

     Через 2-3 дня ежедневной тренировки ( а для некоторых людей и через более длительный перод времени) можно уже делать не по 16 вдохов-движений, а по 32. Затем отдых – 3-5 секунд и снова 32 вдоха-движения без остановки. И так 3 раза. В общей сложности – 96 движений («сотня»).

     Кому тяжело, пусть делает без остановки только по 8 вдохов-движений. Потренируйтесь так в течение 1-2 недель, а когда Вам станет легче, можно попытаться увеличить количество выполняемых за 1 заход вдохов-движений до 16, а в перспективе – до 32 движений.

     Это упражнение напоминает накачивание шины, нужно постараться делать его легко, без лишних усилий и напряжения в пояснице.

     В тяжелом состоянии это упражнение можно выполнять сидя.

     Существуют и ограничения. При травмах головы и позвоночника, при смещениях межпозвонковых дисков и позвоночных грыжах, при многолетнем остеохондрозе и радикулите, при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении, при камнях в печени, почках и мочевом пузыре, близорукости более 5 диоптрий ни в коем случае низко не наклоняйтесь! Кисти рук в момент поклона не должны опускаться даже до колен. Ни в коем случае не кланяйтесь ниже! И еще раз повторяю: не напрягайтесь!

     «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага. Возможно, после первых тренировок у Вас появится боль в пояснице – не пугайтесь! Продолжайте тренироваться, но очень осторожно, учитывая указанные выше ограничения. И конечно же, подряд без остановки делайте только по 8 вдохов-движений. Постепенно боль отступит, и Ваша поясница перестанет Вас беспокоить.

4. Упражнение «обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки)

    Исходное положение:встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. При этом одна рука окажется над другой, причем какая над какой – все равно. Главное – помнить, что в течение всего упражнения положение рук менять не следует.

     Сразу же после короткого вдоха руки слегка расходятся в стороны (но не до исходного положения). В момент вдоха локти сошлись на уровне груди – образовался как бы треугольник, затем руки слегка расходятся – получился квадрат. В этот момент на выдохе абсолютно пассивно уходит воздух.

     Итак, руки сходятся в треугольник – вдох, затем слегка разводятся в стороны (образовался квадрат) – выдох ушел незаметно через нос или через слегка приоткрытый рот. Помните, что вы должны бросать руки навстречу друг другу параллельно, а не крест-накрест. Вспомните, как когда-то много лет назад первоклашки сидели за партами, старательно положив одну руку на другую строго параллельно. Так вот, точно так же и в нашем упражнении нужно бросать руки навстречу друг другу одна параллельно другой (локти сходятся).

     Ограничения: сердечная недостаточность и другие тяжелые заболевания.

     Начиная осваивать стрельниковскую гимнастику, не делайте упражнение «обними плечи» 2-3 недели, тренируйтесь без него. Когда все остальные упражнения вы уже будете выполнять легко и просто, подключите «обними плечи».

     Сначала делать это упражнение нужно очень осторожно и только по 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений.

     Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений за одно занятие. Через несколько недель тренировки можно делать уже по 16 или 32 вдоха-движения подряд без остановки.

     Помните! Руки в этом упражнении не следует напрягать, не следует разводить широко в стороны и не следует менять местами. Рука, которая сверху, в момент вдоха-объятия идёт к плечу, а рука, которая снизу – к подмышке.

     Упражнение «обними плечи» можно делать сидя, а в тяжелом состоянии даже лежа. Если у вас одна рука травмирована (или, например, вы перенесли инсульт с правосторонней парализацией тела) – делайте это упражнение одной здоровой рукой, мысленно включая в тренировку и больную руку. И постепенно, со временем она обязательно начнет двигаться. Не жалейте ее. Поставьте перед собой цель: во что бы то ни стало я должен разработать больную руку!

 Если упражнение «Обними плечи» у Вас уже хорошо отработано и Вы делаете его по 32 вдоха-движения без остановки в оложении «стоя», можно в момент встречного движения руками слегка откидывать голову назад – делая вдох «с потолка». Думвйте так: локти, сходясь пр встречном движении рук, как бы ударяют снизу по подбородку, и голова в это мгновение откидывается назад. Спина при этом должна быть абсолютно прямой, откидывая голову назад, не прогибайтесь в пояснице. В этом случае это упражнение называется «Наклон назад».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хоровое пение, как средство эсттического воспитания дошкольников

Одно из ярких средств эстетического воспитания- хоровое пение. Чтобы оно выявило свою основную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Хоровое пение влияет на общую культуру поведения д...

Упражнения мышечной регуляции как средство восстановления после физической нагрузки мастер-класс

В современном мире, мы испытываем на себе повышенные психические и физические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, уста...

Обучение хоровому пению – важнейший вид деятельности в развитии дошкольников. Консультация для воспитателей детского сада.

Музыкальное занятие в детском саду - единственное занятие, включающее  различные  виды деятельности. А именно: пение, музыкально-ритмические движения, слушание и анализ музыкальных произведе...

Творческий проект Тема: «Хоровое пение как средство развития индивидуализации детей старшего дошкольного возраста»

Проект разработан для выявления детей с хорошими музыкальными способностями, развития индивидуализации и стимулирования вокальных – хоровых навыков....

Двигательная активность ,как важнейшее средство формирования физического здоровья дошкольников.

Двигательная активность как важнейшее средство формирования физического здоровья дошкольников ....

Консультация: Двигательная активность ,как важнейшее средство формирования физического здоровья дошкольников.

Здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче...