Обучение хоровому пению – важнейший вид деятельности в развитии дошкольников. Консультация для воспитателей детского сада.
консультация на тему

Рыбалко  Наталья  Алексеевна

Музыкальное занятие в детском саду - единственное занятие, включающее  различные  виды деятельности. А именно: пение, музыкально-ритмические движения, слушание и анализ музыкальных произведений, игру на детских музыкальных инструментах, творческие задания, музыкальные игры. Пение - важнейший вид деятельности в развитии дошкольников. Дети очень любят петь. Главное, чтобы песня пришлась по душе.  В процессе обучения детей пению решаются многие задачи, и не только  музыкальные.  Надо только грамотно учить детей петь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsulatsiya.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение хоровому пению – важнейший вид деятельности в развитии дошкольников.

«Запоют дети – запоет народ»

(К.  Д. Ушинский)

Искусство пения еще со времен античности причисляли к тем способностям, которыми должен уметь пользоваться каждый образованный человек. Как известно, любой навык лучше развивать с раннего возраста, из чего следует, что для воспитания музыкально развитого ребенка необходимо начать приучать его к пению как можно раньше, но делать это нужно грамотно.

Для того чтобы научить дошкольника управлять голосом, потребуется немало усилий, но результат вознаградит все приложенные старания.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка, т.е. обучение пению, оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечнососудистой системы, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье. И, наконец, пение не только доставляет удовольствие поющим, но и развивает  их  воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение, активизирует умственные способности.

 Итак, можно выделить следующие задачи при обучении хоровому пению:

  • формирование вокально-хоровых навыков: развитие слуха и голоса – (чистота интонирования),  работа над дикцией (над артикуляцией и звукообразованием), навык пения в ансамбле (целостное, слитное звучание), обучение правильному дыханию
  • развитие «общеучебных»  навыков и умений: памяти, речи, внимания, эмоционального отклика на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности
  • развитие интеллектуальных способностей: расширение кругозора, формирование положительного отношения детей к музыкальному искусству, к окружающему миру через постижение ими эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.

Рассмотрим методы и приёмы,  с помощью которых решаются поставленные задачи. Но прежде чем говорить  о методах и приёмах, хочется сказать два слова о подборе репертуара.

Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы должен быть  подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков и общеучебных, а также осуществлять интеллектуальное развитие.

Вокально-хоровая работа.

В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении. Певческая установка (правила пения):

- сидеть (стоять) ровно;

- не сутулиться;

- корпус и шею не напрягать, голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

- дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

- петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого звука;

- нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Певческое дыхание - это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.

Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д.Огороднова («Понюхать цветок»).

В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях  (между фразами).

Правильная постановка дыхания при пении очень важна, потому что наше обычное дыхание и дыхание певческое существенно отличаются друг от друга. Правильная постановка дыхания нужна для того, чтобы научиться координировать силу воспроизводимого звука. Это достигается с помощью упражнений, в которых ребенок получает задание надуть животик как мячик,  погасить свечку, «понюхать цветочек» и многие другие. Задача состоит в том, чтобы  задействовать нижний отдел легких, необходимый при пении, научиться использовать диафрагмальное дыхание – самое правильное и полезное дыхание для человека.

(Диафрагма  — большая мышечная перегородка, которая разделяет органы грудной и брюшной полостей).

Поэтому, когда мы в хоре работаем над дыхание, мы решаем задачу по укреплению здоровья.

Но надо помнить и о том, чтобы не навредить!

Обучая детей пению, нужно обязательно учитывать их физиологические особенности. Голосовые связки у них тоньше и короче чем у взрослых, а размер гортани и объем легких в три раза меньше, поэтому звуки, которые издают малыши легче и выше, и намного слабее, чем у взрослых. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели  без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять  вредность крикливого пения  у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Дикция.

Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

Нужно научить детей певческой дикции, объяснять  им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показывать, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов.

Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному звукообразованию. В результате этой работы  повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Например, игра «Язычок».

Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения.

Влево, вправо                – протыкаем языком щёку слева, заем справа

Раз, два 

Вверх  - вниз,                     - протыкаем языком верхнюю губу, нижнюю,

Вверх — вниз,                     еще по разу верхнюю и нижнюю губу

Язычок, не ленись!          

Язычок, покажись,               - кусаем кончик своего языка, высовываем язык  и зубов не страшись               вперед и убираем его назад, при этом

                                                       покусывая всю поверхность языка.

А зубы-то, а зубы                    - кусаем нижнюю губу

кусают даже губы

Кусаются, кусаются             - кусаем верхнюю губу

и не унимаются.

А губы то хохочут,               - в улыбке открываем верхние зубы

то сильно обижаются,         - выворачиваем нижнюю губу, придав лицу   

                                           обиженное выражение

То весело хохочут,                 - в улыбке открыть верхние зубы

то снова обижаются           - выворачиваем нижнюю губу

Зубам надоело кусать —         жуем язык боковыми зубами

стали язык жевать

Язычок — не лист капустный,

он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь,     - проводим языком между верхней губой и

хорошенечко умойтесь             зубами

Не сердитесь, не кусайтесь,   - проводим языком между нижней губой и

а вместе с нами улыбайтесь!   зубами, улыбаемся

Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки. В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламациия рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей. До тех пор, пока ребёнок не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. На занятиях даже плохо поющие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации.

Ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

Например, речевая зарядка:

Покажите-ка, ребята, как мы в лес шагали? 

Вот так, вот так, весело шагали.

Налетели комары, мы их отгоняли.

Вот так, вот так, мы их отгоняли.

Рассердились и потом шишки в них кидали,

вот так, вот так, шишки в них кидали.

Вдруг полил из тучи дождь, мы все испугались,

позабыли мы про шишки, и домой помчались.

Работа над интонированием  (совершенствование вокально-слуховой координации).

Интонирование – точное воспроизведение мелодии.

Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха.

Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно также пользоваться следующими приемами: пение вслух и «пение про себя», «пение с телефончиком»,  «по цепочке», дуэтом, трио поочерёдное пение  (музыкальный руководитель – дети),  «песенки-эхо». Иногда ребенку неудобно петь, потому что мелодия звучит слишком высоко или слишком низко, тогда используется  транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность.

Развитие «общеучебных»  навыков и умений.

Работа над песней (осуществляется в три этапа):

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

Для успешного знакомства детей с песней и дальнейшего её разучивания, прежде всего необходимо собрать внимание детей. 

Различные методические приёмы, применяемые  в  подготовке  детей к целенаправленному прослушиванию песни:

  • краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
  • пояснение непонятных слов;
  • чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;
  • разгадывание загадок, ребусов;
  • вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

 

2 этап – разучивание песни.

Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.

После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Такой анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.

3 этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.

Развитие интеллектуальных способностей.

Разучивая новые песни, дети расширяют свой кругозор. Узнают, что песни бывают композиторскими и народными, со словами и без слов, с музыкальным сопровождением и без него (а капелла). Учатся анализировать музыкальные произведения и в частности песни,  умеют пересказать содержание. Известный композитор Д. Б. Кабалевский говорил: «…активное восприятие музыки – это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения».

Видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н.А. Метлов считал: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь».

Перед учителем пения должна стоять задача научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей.

Список использованной литературы:

1. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г

2. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22

3. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2

4. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.

5. Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.

6. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

7. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.

9. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.

10. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.

11. Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.

   Проектный метод обучения  – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Верак...

Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

Консультация для воспитателей детского сада Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру....

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Консультация для воспитателей детского сада "Развитие творческого потенциала ребёнка на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности"

Консультация для воспитателей детского сада на тему "Развитие творческого потенциала ребенка на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности"...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период. Консультация для воспитателей детского сада.

Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укрепления их здоровья. Задача педагогов – организовать жизнь ребят в детском саду таким образом, чтобы за лето каждый из них получи...