перспективное планирование по речевому развитию
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Дёмина Светлана Валентиновна

 программа "Радуга" подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_podg.gruppa.docx57.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи – подготовительная группа

Задачи:

1.Сформировать   представление об арифметических действиях как способе описания изменений количества.

2. Формирование интеллектуальных операций - абстрагирование признаков, сравнения, нахождения сходства и различий, обобщения, классификации, сериации, счета, нахождения закономерностей.

3. Формирование системы представлений, которые могут стать фундаментом последующего  обучения систематическому курсу математики.

4. Развитие воображения.

5. Формирование положительного отношения к предмету, мотивации дальнейшего познания в данной области.

6. Предоставление возможности амплификации развития каждого ребенка в данном материале.

7. Воспитание уверенности в собственных интеллектуальных возможностях , устойчивости к фрустрации.

8. Развитие способности к продуктивному диалогу  со взрослым и сверстниками как основы коллективной мыслительной деятельности.

Месяц/
неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приёмы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

 Сентябрь

3 неделя

Диалог и монолог.

 

Программа «Радуга», с.190 (зан.1)

Рассказать детям о двух формах речи - диалоге и монологе; упражнять в различении диалога и монолога в речевом общении людей;  обогащать  словарь детей за счёт фраз словесной вежливости;

развивать умение вступать в разговор со

взрослыми, задавать и  отвечать на вопросы; воспитывать потребность в употреблении простейших форм речевого этикета.

Рассказ Н.Носова «Фантазеры», сказка «Красная Шапочка», «Теремок», рассказ Е.Чарушина «Медвежата

Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, чтение отрывков из произведений, вопросы.

Практические: чтение диалогов детьми (потешек)

Беседа об А. С. Пушкине  

Заучивание одного из стихотворений Д. Хармса по выбору детей («Удивительная кошка», «Очень страшная история», «Что это было?»).

 Беседа «Интересно ли слушать рассказы о животных.

 

Консультация для родителей:

«развитие речи детей 6-7 лет».

 

4 неделя

Монолог. Описание и повествование.

Программа «Радуга», с.193

Рассказать о разнообразии монологических высказываний;

показать роль описательных и повествовательных высказываний в жизни человека; упражнять в различении описания и повествования; способствовать накоплению читательского опыта литературных произведений;

развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к произведениям художественной литературы.

Тексты описательного и повествовательного характера.

Словесные: вопросы, рассказ воспитателя.

Наглядные: пример повествовательного и описательного рассказов.

Практические: определение на слух

Игровые: д/и «Волшебные уши»

-Драматизация стихотворения Ю. Владимирова «Оркестр»

- Упражнение «Расскажи стихи руками» (стихотворение Д. Хармса «Очень, очень вкусный пирог»).

Пальчиковые игры.

Игра с картинками-загадками «Что изменилось?».

Чтение дома различных потешек- диалогов. (например: сказка  В.Бианки «Лис и мышонок»).

Октябрь

1 неделя

Пересказ художественного произведения. Я.Тайц «По грибы».

Программа «Радуга», с.193

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова.Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи, с.19

Продолжать учить детей пересказывать текст самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям; закрепить умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно- ласкательные наименования; соотносить действие с его значением.

Корзинка;

Книга Я.Тайца «По грибы».

Словесные: чтение рассказа; вопросы; пересказ рассказа детьми;

Наглядные: иллюстрации к рассказу;

Игровые: игра «Кузовок».

 

Словообразование по аналогии прилагательных (ушастый - глазастый- зубастый; синеглазый - кареглазый - зеленоглазый; заплаканная - зарёванная).

 Разбор картинок, на которых надо найти предметы (зверей, птиц, цветы), спрятанные художником:

«Кто где спрятался?».

Речевая игра: «Солнечные зайчики»

Чтение стихотворений о поздней осени

А.С.Пушкин:

« Уж небо осенью дышало…», М.Волошин:

«Осенью», А.Майков «Осенние листья по ветру кружат..»,

2 неделя

Рассказывание по картине составление описательного рассказа по репродукции И.Левитана «Золотая осень»

Программа «Радуга», с.195

В.Н.Волчкова, с.25

 Закрепить представление детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», аудиозапись: П.И.Чайковский «Времена года».

Словесные: беседа, вопросы, худ.слово.

Наглядные: демонстрация репродукции картины.

Практические: составление рассказа.

Игровые: д/у «Самый внимательный»

 

Прогулка в осеннем парке, наблюдения на участке.

 Беседа «Что за прелесть эти сказки!» .

Заучивание наизусть стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».

Драматизация знакомых стихотворений: «Бульдог и такса» Д. Хармса; «Оркестр», «Чудаки» Ю. Владимирова.

Упражнение «Расскажи стихи

руками».

Прогулки по осеннем лесу, парку;
фотовыставка :

«Уж  небо осенью дышало..».

3 неделя

Описание

(l-e занятие)

Программа «Радуга», с.195 (зан.4)

Учить детей выбирать начало и направление описания; познакомить с элементарными направлениями описаний предмета (слева направо, справа налево, сверху вниз и др.);  развивать и активизировать словарь детей, познавательный интерес; воспитывать творчество, самостоятельность, любовь к родному языку.

Картинка с изображением полки с игрушка-

ми; игрушки (такие же, как на полке ).  

Словесные: вопросы, объяснение.

Наглядные: демонстрация картины, игрушек.

Практические: рассматривание выставленных предметов, составление описательных рассказов детьми.

Игровые: д/и «Скажи по - другому»

Д/и  «Странные рассказы», «Вопросы и ответы», «Немое кино», «Чудеса в решете»  

 Чтение русских народных волшебных сказок, стихотворений об осени, рассказов о жизни и повадках разных птиц.

 Чтение русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк».

Рассказать детям о нашем городе. Погулять по  городу.  Показать интересные места, памятники культуры и архитектуры.

4 неделя

Описание

(2-е занятие)

Программа «Радуга», с.198

Показать детям другие направления описания (по кругу: по часовой стрелке, против часовой стрелки, от общего к частному и др.);

учить выбирать объект речи при описании;  развивать и активизировать словарь детей, познавательный интерес; воспитывать творчество,

самостоятельность, любовь к родному языку.

Картинки

с предметами, изображёнными

по кругу, картинки «одежда».

Словесные: напоминание последовательности рассказа, вопросы.

Наглядные: демонстрация картинок с изображением одежды.

Практические: составление описательных рассказов детьми

Д/и  «Опиши любой предмет в группе (составить описание предметов (картин) по выбору детей).

Загадки-описания (один ребёнок описывает картинку, остальные по описанию определяют объект или находят его среди других объектов).

 Д/и «Так бывает или нет».

Составление рассказа по схеме.

Информацион-ный стенд «Речевые игры».

Ноябрь

1 неделя

Описание

(3-е занятие)

Программа «Радуга», с.199

Закрепить полученные детьми сведения и навыки построения высказываний-описаний; развивать и активизировать словарь детей, познавательный интерес; воспитывать творчество, самостоятельность, любовь к родному языку.

 

Предметные картинки; сюжетные картинки: с простым сюжетом, с минимальным количеством персонажей и действий,

со сложным сюжетом;

многоплановые картинки

Словесные: вопросы, объяснение.

Наглядные: демонстрация картинок.

Практические: составление описательных рассказов детьми

Разучивание скороговорки.

Кукольный спектакль по мотивам сказки «Лисичка со скалочкой».

Д/и «Сошьем платье» (программа «Радуга»)

Чтение  детям дома небольших рассказов по возрасту и пересказ детьми близко к тексту

2 неделя

Пересказ художественного произведения. Е.Пермяк «Для чего руки нужны».

Программа «Радуга», с.199 (зан.6)

Волчкова, с.63.

Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги персонажей.

Книга  Е. Пермяк «Для чего руки нужны».

Словесные: вопросы, чтение художественного произведения

Наглядные: рассматривание иллюстраций

Практические: пальчиковые игры по выбору детей.

Игровое упражнение «Догадайтесь, какие предметы на картинке и сколько их» (картинки, на которых художники изобразили несколько предметов, хитроумно расположив их один относительно другого).

Прочитать детям дома рассказ Л.Н.Толстого «Пожарные собаки».

Сделать проект   «Кем я хочу быть?»;

Прочитать стихи В.Маяковского  «А что у вас?».

3 неделя

Беседа на тему «О дружбе и друзьях».

В.В.Гербова.

Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.

с.169.

Формировать у детей представления о дружбе Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, четко отвечать  на поставленные вопросы, продолжать развивать диалогическую речь, приобретать опыт в составлении творческих рассказов;

Аудиозапись  В.Шаинский  «Дружба верная»;

Мяч.

Словесные: вопросы, ответы детей;

Пословицы; решение проблемных ситуаций про дружбу;

Игровые: загадки;  «Игра на пальцах»  , д/и «зачем?»,

Чтение стихов Е.Благининой «Холодно воробушке» (Т.Фалькович, с.132); К.Шабановой «Осени приметы» (Т.Фалькович, с.89).

Беседа с детьми «Почему улетают птицы?».

Д/и «Хорошо - плохо».

Прочитать детям дома рассказ В.Осеевой «Синие листья»;

Предложить родителям вместе с детьми  дома подумать  и объяснить , почему в народе так говорят: «Друзья познаются в беде», «Дружба- в делах помощница», «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью», «К дому друга дорога никогда не бывает длинной».

4 неделя

Составление рассказов по картинкам на тему «Мы  для милой мамочки…»

В.В.Гербова.

Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.

С.127.

Учить  детей отвечать на вопросы по содержанию картинок; учить самостоятельно составлять рассказ по картинкам с общим сюжетом; совершенствовать навыки речевого общения.

Картинки женщин разных профессий;

Картины с изображением ситуации подготовки к празднику « Дню матери».

Словесные: вопросы ,ответы детей; чтение рассказа в стихах  С.В.Михалкова «А что у вас?»;

Наглядные:

Рассматривание картин ;

Игровые: д/и «Моя мама…» (на закрепление профессий);

Практические:   

Составление рассказов.

Чтение произведений: «Финист - ясный сокол» (русская сказка) пословицы и поговорки о маме;

А. С. Пушкин «Птичка»;

А. Милн

«Непослушная мама» (пер: с англ. С. Маршака) .

Нравственные беседы с детьми дома на тему «День матери»;

Фотовыставка «Нет лучше дружка – чем родная матушка».

Декабрь

1 неделя

«Зима».

Гербова В.В. Учусь говорить;

зан.2 январь,с.120.

Петрова Т.И.,кн.2

Старшая группа, с.35.

Развивать ассоциативное мышление детей , побуждать их высказывать свои мысли, предложения, внимательно слушать своих собеседников;

Продолжать учить детей составлять рассказ по пейзажу, четко отвечать на вопросы;

Учить образовывать прилагательные от существительных, объяснять значение малоупотребляемых  слов;

Учить детей четко произносить звук «с» в словах, называть слова с этим звуком.

Разрезанная на несколько фрагментов картина «Зима».

Словесные: вопросы ,ответы детей; чтение стихотворений;

Наглядные:

Рассматривание картины;

Игровые: отгадывание загадок; д/и «Чьи лапки?»;

Практические:   

Составление рассказа по картине.

Чтение произведений: д. Мамин-Сибиряк «Медведко» ;  С. Маршак «Двенадцать месяцев» ; песенок-колядок: «Коляда, коляда! ... »,

«Как пошла коляда ... », «Коляда, коляда, ты подай пирога ... » ; Г. Снегирёв «Пингвиний пляж»

Познакомить детей с традициями, обычаями русского народа.

Рассказать  о традиции встречать Рождество и ходить поздравлять  соседей т.е Колядовать.

2 неделя

Рассказ-описание «Собака».

Филичева Т.Б. Туманова Т.В.

Дети с  ОНР. Воспитание и обучение.Учеб.-метод. пособие.-М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.-с.78.

Закрепить навык составления развернутого рассказа- описания собаки.

Конверты с иллюстрациями к сказкам «Репка», «Золотой ключик» (А.Толстой), «Волшебник изумрудного города» (А.Волков), «Дядя Федор, пес и кот» (Э.Успенский), «Бобик в гостях у Барбоса» (Н.Носов).

Словесные: вопросы; сравнение; составление рассказа по плану.

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Практические: придумывание чистоговорок;

Игровые: д/у «Придумай рассказ»

Беседа с детьми о том, зачем люди сочиняют, слушают и запоминают стихи. Чтение детьми и воспитателем любимых стихотворений.

Дидактические игры: «Что в дороге пригодится?», «Волшебные имена», «Что общего?», «Хороший - плохой»

Проект «моя собака».

3 неделя

Пересказ художественного произведения. Н.Калинина «Про снежный колобок»

В.В.Гербова, с.84

В.Н.Волчкова, с.41

Учить детей целенаправленно  овладевать материалом рассказа, излагать содержание близко к тексту, передавать интонацию и сопереживать персонажу.

Рассказ Н.Калининой «Про снежный колобок»

Словесные: вопросы, загадки; чтение рассказа; пересказ рассказа детьми.

Наглядные: рассматривание иллюстраций

Практические: рассказывание детьми.

Игровые: д/и «Закончи предложение»

Дидактическая игра «Что общего?».

 Моделирование сказочного сюжета с сопровождением картинок-символов

Чтение  детям дома небольших рассказов по возрасту и пересказ детьми близко к тексту.

4 неделя

Творческое рассказывание. «Сочиняем сказку про Деда Мороза»

Программа «Радуга», с.199 -201

В.Н.Волчкова, с.39

Активизация детского воображения; подготовка к литературно – словесному творчеству; использование различных синтаксических конструкций, употребление согласованных существительных и глаголов.

Предметные картинки, сюжетные картинки  на тему «Новогодний праздник».

Словесные: вопросы. Новогодние стихи; загадки про зимние забавы.

Наглядные: показ картинок, иллюстраций.

Практические: «письмо Деду Морозу»;

Игровые: прием «писатели – слушатели».

Групповая традиция «В этот вечер у нас ... ».

План проведения:

- Рассматривание рисунков разных художников к одним и тем же сказкам, различных сборников со стихотворениями. Обмен впечатлениями от просмотра рисунков, слушания (или чтения) стихотворений из детских изданий.

Дома  помочь детям  рисовать,

лепить, вырезать или наклеить, конструировать из бумаги новогоднюю елку.

Январь

2 неделя

Рассказывание об игрушках. «Подарки от Деда Мороза.

Программа «Радуга, с. 203 - 204»  

В.Н.Волчкова, с.45

Продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать об игрушке развернутыми и полными предложениями; развивать у детей логическое мышление и память, сообразительность; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Мешок Деда Мороза; игрушки; игрушечные Дед Мороз и Снегурочка.

Словесные: история рассказанная воспитателем; вопросы к детям;

Наглядные: рассматривание игрушек; картинок

Практические: составление рассказов детьми.

Дидактическая игра «Опиши любой предмет в группе.

Дидактические игры: «Задом наперёд», «Сказочная путаница», «Чепуха».

Неделя весёлого рассказа. Чтение рассказов Н. Носова, В. Драгунского, Л. Пантелеева.

Познакомить детей с традициями, обычаями русского народа.

Рассказать  о традиции встречать Рождество и ходить поздравлять  соседей т.е Колядовать.

3 неделя

Рассказывание по картине «Зимние развлечения».

Программа «Радуга», с. 203- 204

В.В.Гербова.

Занятия по развитию речи с детьми 4-6, с.66

учить детей целенаправленному рассматриванию картины(целостное восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного);Формировать у детей умение составлять логичное, эмоциональное и содержательное описание.

Картина «Зимние развлечения»

Словесные: вопросы, Наглядные: рассматривание картины

Практические: составление рассказа

Рисование-описание: дети по описанию педагога делают зарисовки; остальные дети группы контролируют правильность.

Составление рассказа по схеме; по сюжетной картинке «Медведица с медвежатами»

Совместные рисунки на тему «Зимние развлечения».

4 неделя

Приключение знакомых вещей»

Т.Н.Доронова «На пороге школы», с.82

Т.А.Фалькович, с. 230

Учить детей придумывать рассказ от первого лица. Развивать монологическую речь детей, творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к вещам, которые нас окружают.

Мел, предметные картинки.

Словесные: вопросы, образец речи.

Наглядные: показ картинок.

Практические: составление творческих рассказов.

Вечер загадок, скороговорок и считалок.

Групповая традиция «В этот вечер у нас ... ».

План проведения:

-Рассматривание иллюстрированных изданий сказок, обмен впечатлениями. - Рассказ воспитателя о книге, оформление которой ему особенно нравится.

Чтение  детям дома небольших рассказов по возрасту и пересказ детьми близко к тексту.

Февраль

1неделя

« О дружбе, о друзьях».

Гербова В.В. Учусь говорить;

зан.1

февраль,с.124.

Петрова Т.И.,кн.2

Старшая группа, с.65.

Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, четко отвечать  на поставленные вопросы, продолжать развивать диалогическую речь, приобретать опыт в составлении творческих рассказов;

Активизировать в речи детей глаголы и прилагательные, учить построению сложных предложений в ситуации устного составления « Звукового письма», учить понимать  и объяснять смысл поговорок.

Аудиозапись  В.Шаинский  «Дружба верная»;

Мяч,

Словесные: вопросы ,ответы детей;

Пословицы; решение проблемных ситуаций про дружбу;

Игровые: загадки;  «Игра на пальцах»  , д/и «зачем?»,

Практические:   

« Звуковое письмо».

Чтение произведений: былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» ;

Н. Некрасов «Мороз-воевода»;

П. Бажов «Серебряное копытце» . Работа со словарём: игра «Кто больше слов на букву Н назовёт» . Игровое упражнение «Подумай и скажи».

Предложить родителям вместе с детьми  дома подумать  и объяснить , почему в народе так говорят: «Друзья познаются в беде», «Дружба- в делах помощница», «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью», «К дому друга дорога никогда не бывает

2 неделя

«Это не игрушки, это опасно».

Гербова В.В. Учусь говорить;

зан.3 декабрь,с.117.

Петрова Т.И.,кн.1

Средняя  группа, с.92.

Учить детей внимательно слушать, пересказывать текст стихотворения выразительно, воспитывать навыки связной речи;

Упражнять в подборе глаголов;

Описывая пожарных, пользоваться  в речи сложноподчиненными предложениями.

Картинки: спички, свечка;

Иллюстрации: пожарные, пожарные принадлежности : ведро,  бранспойт, лестница, песок, топор, лом, пожарная машина;

Цветные карандаши, лист бумаги.

Словесные: вопросы ,ответы детей;  чтение отрывка из стихотворения С.Я.Маршака «Пожар»;

Наглядные:

Рассматривание картинок; иллюстраций;

Игровые: отгадывание загадок;

« Что нужно пожарному?»;

Практические:   

Рисование пожарной машины.

Речевые игры: «Поле чудес; «Делай – делайте; «Лото»; «Разложи картинки» . Занимательный вечер «Русская народная сказка и сказки русских писателей»

Составление детьми рассказов по картинкам с фабульным развитием действия.  Рассматривание картинок-загадок (в быту).

Дома  помочь детям  рисовать,

лепить, вырезать или наклеить, конструировать из бумаги пожарную машину.

3 неделя

Пересказ рассказа К.Ушинского «Спор животных»

«На пороге школы», с.72

Л.Н.Ефименкова, с.90

Учить детей пересказывать текст по ролям, целиком. Закреплять умение определять последовательность звуков в односложных словах. Расширять словарь детей словами – антонимами. Учить использовать в речи обобщенные слова.

Игрушки: корова, лошадь, собака. Шапочки: собака, корова, лошадь. Предметные картинки.

Словесные: чтение рассказа, вопросы, повторное чтение.

Наглядные: показ игрушек.

Практические: распределение ролей, пересказ по ролям.

Игровые: игра «Было - будет», «Замени звук»

Беседа о том, любят ли дети «толстые» книжки и почему, какая книжка им нравится; чтение глав из известных детям книг.

 Инсценирование знакомых детям произведений и нового - «Сказки о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сефа.

Рассматривание иллюстрированных изданий сказок Х. К. Андерсена.

Чтение  рассказа К.Д.Ушинского «Наше Отечество»;

Рассматривание иллюстраций, фотографий «Наша Родина»;

Просмотр телепередач на данную тему.

4неделя

Беседа на тему «Труд работников детского сада»

Программа «Радуга», с. 205

В.В.Гербова.

Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.

С.118.

Расширять и уточнять знания детей о труде сотрудников дошкольного учреждения; показать детям взаимосвязь между разными видами труда; поупражнять детей в образовании глаголов с приставками.

Иллюстрации с изображением действий воспитателя с детьми; иллюстрации с изображением действий няни.

Словесные: беседа

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Игровые: игра «Назови слово правильно»

Загадки-описания (один ребёнок описывает картинку, остальные по описанию определяют объект или находят его среди других объектов).

Рассказы-каламбуры.

Поиграть   дома с детьми в словесные   игры:

«Магазин», «Что у вас?», « У кого что?», « Чепуха»,

«Ласковые

имена».

март

1 неделя

Пересказ художественного произведения. К.Ушинский «Лекарство»

«Радуга», с.206

В.Н.Волчкова, с.74

Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному

человеку –маме;

развивать желание заботиться о своих близких людях; учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов; закреплять умение последовательности в пересказе; развивать диалогическую и повествовательную речь.

Картинки: «Стирка кукольного белья», «помощь папе в ремонте стула», «подклейка порванной книжки». «уход за рыбками в аквариуме», «прогулка со щенком», «забота о малыше», «уборка игрушек»;

«разбросанные игрушки», «грязные вещи, драка, ссора, грубое отношение к близким, капризы и т.д.»

Словесные: стихотворение И.Косякова «Все она»;рассказ К.Ушинского «Лекарство»; Наглядные: показ картинок, их рассматривание.

Игровые: игра «Положи свое слово в шкатулочку»

Практические: пересказ рассказа детьми.

Рисование-описание: дети по описанию педагога делают зарисовки; один ребёнок составляет описание чего-либо с опорой на любой наглядный пример, а другой (другие) ребёнок у доски зарисовывает данное описание; остальные дети группы контролируют правильность выполнения и правильность составления описания.

Посетить с детьми музей изобразительных искусств им. С.Эрьзи. Показать красоту  произведений искусств на которых изображены женщины, рассмотреть скульптуры, рассказать детям о них , т.е. приобщить детей к миру прекрасного.

2 неделя

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели»

Программа «Радуга», с.207

В.Н.Волчкова, с.81

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;

 учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать;

учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

Репродукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели».

Словесные: загадки; чтение стихов; вопросы.

Наглядные: рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели»

Практические: составление рассказов детьми по картине

Игровые: прием «Расскажем вместе»

Составление рассказа по схеме; по сюжетной картинке «Лошади и жеребята.

Рассказ воспитателя об авторе «Алёнушкиных сказок». Чтение отрывков из знакомых детям сказок Д. Мамина-Сибиряка, новой сказки.

Упражнение «Расскажи стихи руками» (по желанию (выбору) детей).

Поиграть   дома с детьми в словесные   игры:

«Магазин», «Что у вас?», « У кого что?», « Чепуха»,

«Ласковые имена».

3 неделя

Составление рассказа по теме «Весна»

Петрова Т.И.,кн.2

Старшая группа, с.74.

На пороге школы, с.69

Учить детей составлять описательный рассказ по картине, подбирать наиболее точные определения при описании природы;

Активизировать в речи детей сравнения, учить детей образовывать однокоренные слова при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов, подбирать слова по смыслу, развивать ассоциативное мышление детей;

Продолжать учить детей произносить фразы с заданной интонацией.

Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

Словесные:  вопросы, ответы детей;

Заучивание закличек о весне;

Знакомство с поговорками о весне;

Чтение стихотворения «Разговор с весной»;

Наглядные:

Рассматривание картины;

Игровые: д/и «Скажи ласково»;

«Доскажи словечко»;

Практические: инсценировка стихотворения «Разговор с весной» с элементами костюма весны

Речевые игры «Цветы и пчёлки» ; «Кто ушёл?» Пальчиковая игра.

Игры и упражнения со словами и в слова.

Проговаривание чистоговорок.  Игры с разрезными картинками.

Чтение  детям дома небольших рассказов по возрасту и пересказ детьми близко к тексту.

4 неделя

Рассказывание по серии картинок- иллюстраций детских книг «Детский книжный магазин»

В.В.Гербова,

с.125

В.Н.Волчкова, с.67

Вызвать интерес к сказочному жанру; учить узнавать в перепутанице отдельные сказки по характерным героям; опираясь на серию иллюстраций из детских книг, уметь рассказывать знакомые сказки; активизировать речь, обогащать словарный запас.

Книги с иллюстрациями –«Курочка ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба яга», «Красная шапочка», «По щучьему велению», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живет на крыше».

Словесные: вопросы, чтение отрывков из знакомых сказок Наглядные: показ иллюстрации.

Игровые: игра «В книжном магазине»

Практические: «нарисуй любимого героя».

Вечер весёлых рассказов по альбому «Рассказы в картинках».

 Игра-небылица «Чего на свете не бывает?» («Ягнята не летают?» - «Не летают»; «Слоны не квакают?» и т. д.).

Чтение сказок детям дома .

Апрель

1неделя

Комбинирован-ные монологи

Программа «Радуга»

с. 208-209

Показать детям значение и роль комбинированных монологов в нашей речи; упражнять детей в вычленении описаний и повествований из больших текстов; упражнять в составлении планов знакомых произведений; развивать и активизировать словарь детей, познавательный интерес; воспитывать творчество, самостоятельность, любовь к родному языку.

Знакомые детям произведения, иллюстрации по данной теме.

Словесные: вопросы, пример взрослого.

Наглядные: показ картинок.

Практические: составление планов, рассказы детей.

Беседа с детьми о том, что нового они узнали.

Заучивание стихотворения А.Майкова «Ласточка».

Дидактическая игра «Потерялся звук».

Помочь детям нарисовать картинки 4-х времен года.

2 неделя

Весенние посиделки

Т.А.Фалькович, с.241

На пороге школы, с.83

Познакомить детей со значимостью фольклора; формировать положительное отношение к народному творчеству. Учить строить предложения по опорным словам. Развивать речь, темп речи, выразительность речи.

Картинки весенней природы, солнышко.

Словесные: вопросы, худ.слово.

Практические: работа с предложением

Дидактические игры «Радио», «Найди по описанию».

Чтение мордовских народных сказок.

Рассматривание иллюстраций художника В.Васнецова, рассказывание по ней.

Упражнение «Расскажи стихи руками».

Прогулки по весеннему  лесу, парку;
фотовыставка :

«Весна, весна  на улице, весенние деньки...».

3 неделя

Составление рассказа «На прогулке»

В.В.Гербова, с.119

На пороге школы, с.70

Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке, подбирать к одному прилагательному несколько существительных. Упражнять в составлении предложений из нескольких слов.

Сюжетная картинка «На прогулке», набор картинок на звуки Ф – фь

Словесные: беседа, вопросы.

Наглядные: показ картины.

Практические: подбор слов, выражений, составление плана рассказа, рассказывание детьми.

Дидактическая игра «Так бывает или нет».

Драматизация знакомых детям произведений.

Моделирование сказки «Кот в сапогах».

Помочь детям дома придумать свою сказку, нарисовать героев сказки, поиграть в семейный театр

4неделя

Пересказ художественного произведения. Русская народная сказка «У страха глаза велики»

В.В.Гербова,

с.127

В.Н.Волчкова, с.101

Учить-понимать эмоционально-образное содержание произведения; помочь понять содержание сказки «У страха глаза велики»;обратить внимание на языковое богатство сказки, необычное название(это пословица); учить пересказывать сказку по частям самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам.

Книга - Русские народные сказки с иллюстрациями. Сказка «У страха глаза велики».

Словесные: вопросы, рассказывание сказки воспитателем

Наглядные: показ иллюстративного материала к сказке

Практические: Пересказ сказки воспитателем, детьми.

Чтение стихотворения М.Карема «Тэдди».

Игры с игрушками.

Помочь детям дома придумать свою сказку, нарисовать героев сказки.

Май

2 неделя

Творческое рассказывание. «Кто такой  Чебурашка?»

В.В.Гербова,

с.130

В.Н.Волчкова, с.98

Развивать творческое воображение; На основе начала показать, как можно придумывать конец сказки; Учить развивать ход событий, развязку, соблюдать логику развития сюжета, эмоционально передавать переживания действующих лиц.

Серия картинок с изображением зверей, по каким-то признакам имеющих сходство с Чебурашкой: слон, павлин, хомяк, медведь, мартышка;

Сказка Э.Успенского «Про Чебурашку»

Словесные: вопросы, чтение начала сказки Э.Успенского «Про Чебурашку»  беседа по поводу услышанного, Наглядные: рассматривание картинок;

Практические:

придумывание диалогов 

Д/и «Скажи наоборот», «Добавлялки», «Один – много».Групповая традиция «В этот вечер у нас ... ». План проведения: рассматривание рисунков разных художников к одним и тем же сказкам, различных сборников со стихотворениями Обмен впечатлениями от просмотра рисунков, слушания (или чтения) стихотворений из детских изданий.

Придумывание картинок – мультфильмов.

Опрос «Что читают ребёнку?».

Стимулировать родителей к чтению детям различной литературы.

3 неделя

«Цветы».

Гербова В.В. Учусь говорить;

зан.2

май ,с.142.

Петрова Т.И.,кн.2

Старшая группа, с.84.

Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, по серии картин, связанных одним сюжетом;

Развивать ассоциативное мышление;

Продолжать учить образовывать однокоренные слова, подбирать прилагательные к существительному;

Активизировать в речи детей глаголы, связанные с уходом  за растениями.

4 картинки , заготовленные родителями к занятию (1.появился росток из почвы;

2.появились листья, росток тянется вверх;

3.появился первый бутон;

4.цветок распустился;

Картинки цветов: полевые, луговые, садовые, комнатные, лесные;

Пазл « Цветы».

 Словесные:  вопросы, ответы детей;

Заучивание чистоговорки;

Составление рассказа по картинкам;

Чтение стихотворений о цветах;

Наглядные:

Рассматривание картины; иллюстраций;

Игровые: д/и «Что где растет?»;

Практические: Пазл « Цветы».

Чтение произведений: В. Лебедев-Кумач «Священная война»;

Е. Воробьёв «Обрывок провода» .

Игры и упражнения со словами и в слова.

Проговаривание чистоговорок

Игры с разрезными картинками.

 Пальчиковые игры.

 Игровые упражнения : «Что неверно?» ;

 «Кто летит в самолёте?» .

К занятию заранее заготовить 4 картины:

1.появился росток из почвы;

2.появились листья, росток тянется вверх;

3.появился первый бутон;

4.цветок распустился;

Сделать вместе с детьми гербарий полевых или садовых цветов или проект «Наша цветочная планета».

4 неделя

Пересказ художественного произведения. Е.Чарушин «Воробей»

Программа «Радуга», с.194 (зан.3)

В.Н.Волчкова, с.88

Учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.

Картинки птиц- голубь, ворона, воробей, сорока, синица.

Книга Е.Чарушина «Воробей».

Словесные: чтение рассказа «Воробей», вопросы детям, объяснение, беседа

Наглядные: рассматривание картинок

Практические: упражнение на различение видов рассказа

Дидактические игры: «Что в дороге пригодится?», «Волшебные имена», «Что общего?», «Хороший - плохой»    

  Беседа с детьми о том, зачем люди сочиняют, слушают и запоминают стихи. Чтение детьми и воспитателем любимых стихотворений.

Чтение дома рассказа Е.Чарушина «Воробей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей логопедической группе.

  Сентябрь  НеделяЛексическаятемаРечевое развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование    2Обследование     3 Детский сад...

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе

Данный материал используется для облегчения работы с детьми в старшей группе...

перспективное планирование по речевому развитию(развитие речи) за первый квартал ст.гр.

перспективное планирование по речевому развитию(развитие речи) за первый квартал ст.гр....

перспективное планирование по речевому развитию(развитие речи) за второй квартал

перспективное планирование по речевому развитию(развитие речи) за второй квартал...

Перспективное планирование ОО "Речевое развитие" подготовительная к школе группа

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе ДОУОбразовательная область «Речевое развитие»  по программе «От рождения до школы» под ред...

Перспективное планирование по "Речевому развитию" "РАЗВИТИЕ РЕЧИ"

Перспективное планирование по "РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ" РАЗВИТИЕ РЕЧИ"...

Перспективное планирование по "Речевому развитию" "РАЗВИТИЕ РЕЧИ" 2 младшая группа

Перспективное планирование по "Речевому развитию" "РАЗВИТИЕ РЕЧИ" 2 младшая группа...