Роль устного народного творчества в развитии речи детей
консультация по теме

В основе общего развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_dlya_vospitateley.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение для воспитателей

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

         В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребёнка, в особенностях его речи, находят выражения разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность  (способность к творчеству).

           В формировании  правильной устной речи, огромная роль, отводится сказкам и художественным произведениям. Тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Это во многом зависит от того, как говорят взрослые и в первую очередь – воспитатель.

           Во – первых нужно научить ребёнка правильно задавать вопросы. Разумное формирование вопроса является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ситуативно задаёт массу вопросов, но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказка про «курочку Рябу» (деду, бабе, курочке или мышке). После прослушивания сказки, многие дети задавали такие вопросы. Например: Матвей спросил: - «А зачем мышка хвостиком виляла? А почему курочка несёт золотые яйца? Разве так бывает?»

           Для формирования основ устной речи требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:

- придумать несколько однокоренных слов (лес, лесок, лесочек);

- срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

- составить достаточно длинное, распространённое предложение в игре «От каждого – по словечку» - (Колобок – Колобок катится – Колобок катиться по дорожке – колобок катится по зелёной дорожке и т.д.)

        Давно известно, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. Поэтому важно не только научить ребёнка устно сочинять, но и показывать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записи, телеграммы, короткие письма. И,  несомненно, любимые герои сказок являются первыми объектами такого общения. Я рассказываю детям сказку «Гуси - лебеди» и мы решаем, кому лучше отправить записку, кому письмо (да ещё срочно) и начинаем вместе сочинять. Пишем: - «Привет, Алёнушка! Разве ты не знала, что оставлять братика одного нельзя без присмотра? Что необходимо слушать маму, папу. Нельзя было грубить яблоньке, печке и речке. Если бы ты слушала взрослых и выполняла советы других, можно было бы избежать многих неприятностей». Ребёнок говорит, а я записываю, затем вместе читаем, обсуждаем, совершенствуем по содержанию и стилю.

        Хочу заметить, что ребёнок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при собственном участии. Кроме того, записки могут быть по своему эмоциональному настроению различны и выражать восхищение, благодарность…  Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируют параллельность.

         Для развития речи полезно прибегать к испытанному методу – придумываю иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Например,  в сказке «Рукавичка», дети предложили следующие новые названия – «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т.д.

            Сказка способствует общению. Для этого можно использовать игру – задание «Интервью» (заменить – ручка от скалки). А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки. После прочтения детям сказки «Лисичка со скалочкой», Игорь  взял микрофон, а Злата одела костюм лисички. Игорь задаёт вопрос: - «Зачем ты лисичка обманула дедушку? Зачем забрала курочку, ведь он пустил тебя домой, накормил, спать уложил?»

А Ксюша – лисичка отвечает: - «А мне курочка очень понравилась, очень уж она красивая была» и т.д.

       Особенно развитию речи, мышлению, воображению помогает объединение двух коротких  сказок или рассказов в один с новым сюжетом. Здесь нужно логично вплести вместе новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В этом случае активную роль играет и речь и воображение ребёнка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые. Например, прослушав знакомую сказку «Репка» и «Колобок», мы вместе с детьми рассуждаем: «Вот Колобок катился, катился, встретил зайца, волка, медведя и лису, позвал их всех вместе с собой, и они пошли помогать бабке и деду выдёргивать репку из земли. А потом дружно разделили репку на части и все вместе съели».

        Чтобы справиться со многими речевыми затруднениями, мы развиваем память, внимание, логическое мышление, умение связно выражать свои мысли, воспитываем навыки речевого этикета и побуждаем детей к активному познанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

Тема: «Развитие внимания и эмоционально-волевой среды детей младшего дошкольного возраста» Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные техн...

план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

Фольклор - прекрасное средство для развития у ребенка всех сторон речи....