РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
консультация по развитию речи на тему

Миникаева Елена Николаевна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_unt_v_razvitii_rechi_detey.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО  ТВОРЧЕСТВА

В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

          Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

          Знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек, колыбельных песенок. Используя их в своей работе, можно многократно обогатить речь детей. Если в младших группах малыши просто слушают потешку, то, повзрослев, они могут уже обыграть, инсценировать её.

          Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запоминать их. Они начинают вводить потешки в свои игры. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности.

           Далее нужно подбирать для них потешки с более сложным смыслом. Перед дошколятами нужно ставить задачу не только запомнить потешку, эмоционально прочитать её, но и самим обыграть. Малыши учатся двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь, курочка, ёжик и т. д., в зависимости от того, о ком потешка.

           В работе с детьми большую роль играет такой жанр детского фольклора, как народная сказка. Сказку нужно детям «играть», а не читать. Рассказывание сказки позволяет чувственно общаться с детьми, видеть их ответную реакцию, жестами, мимикой, интонацией поддерживать и развивать интерес к сообщаемому сюжету, вызвать ребенка на сопереживание, пробудить желание обыграть услышанное.

            Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений.

              К малым формам фольклора относятся и считалки – это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, догадливым, ловким. Все эти качества в детской душе развивает считалка. Соревнования в рассказывании считалок развивают память, обучают детей артистизму, вырабатывают чувство ритма.

          Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.

           Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предметов или явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

          Загадки отражают реальный мир, близкий и понятный детям, который помогает формированию разнообразных конкретных представлений.

В дошкольных учреждениях для развития речи также можно использовать пальчиковые и словесные игры.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

  Воспитание детей – дело не простое. Оно требует внимания, любви, уважения к растущему человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Консультации для родителей: "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей", "Развиваем речь с помощью чистоговорок", "Как заучивать стихи наизусть"

Консультации "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей","Развиваем речь с помощью чистоговорок" помогут родителям с помощью простых упражнений развать речь детей.Консульта...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Роль игровых технологий в развитии речи детей с общим недоразвитием речи

Основная идея статьи: работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в игровой деятельности...

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по речевому развитию «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» ...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...