Тематический контроль по теме"Система работы педагогов ДОУ по физкультурно – оздоровительному направлению»
методическая разработка на тему

Аналитическая справка о результатах работы ДОУ по физкультурно - оздоровительному направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Аналитическая справка25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности  по физическому направлению  развития  воспитанников №9 «Аленка»    

Аналитическая справка

по итогам тематического контроля по теме:

Система работы педагогов ДОУ по физкультурно – оздоровительному направлению»

Цель: Определить систему и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ; выявить уровень соответствия требованиям СанПиН условий функционирования ДОУ в направлении сохранения здоровья детей.

Сроки проверки: 16.11 – 20.11.2015г.

Формы и методы: наблюдение и анализ физкультурных занятий, двигательной активности детей в процессе режимных моментов, свободной деятельности; изучение предметно-развивающей среды, беседы с воспитателями и детьми, анализ документации.

   

 Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника (социальных, культурных, гигиенических и др.), одно из важных мест занимает физическая культура. Роль ее уникальна в плане комплексного развития всех аспектов целостной личности: психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного. Физическая культура постепенно подготавливает ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. А результативность достигается с помощью всей системы средств – упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов.

    Все эти направления были предметом изучения в ходе проверки  учреждения  по физкультурно-оздоровительной работе. Проверка осуществлялась планово. Были изучены условия организации образовательного процесса, проанализирована документация, имеющая отношение к сохранению здоровья детей, проведены беседы с педагогами и детьми, организованы наблюдения за детьми и педагогами на занятии по физической культуре; на зарядке, в процессе подвижных игр, прогулки , свободной деятельности детей, режимных моментов.

   В ходе проверки было установлено: территории   ДОУ по периметру огорожена забором, имеются зеленые насаждения, что имеет непосредственное отношение к сохранению определенного микроклимата. Все группы имеют групповые площадки. Покрытие площадок предусмотрено травяным, утрамбованным, беспыльным грунтом. Групповая площадка для детей 1 младшей группы расположена в непосредственной близости от выхода из помещения  группы. Для защиты детей от солнца и осадков на территории групповых площадок имеются веранды.

   Игровые площадки для дошкольных групп оборудованы с учетом высокой активности детей в играх – турниками, гимнастическими стенками, лесенками, качелями. На всех участках имеются: зоны с оборудованием для подвижных игр;  зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами. К сожалению оборудование участков старое, его недостаточно для полноценной организации физкультурных занятий, в корпусе 4 «б» и 16 отсутствуют: беговые дорожки; ямы для прыжков; полоса препятствий.

   Ежегодно весной на игровых площадках всех  групп проводят полную смену песка.  Песочницы  имеют  защитное покрытие, что не дает доступа инфекции.

Площадь игровых участков соответствует наполняемости групп.

   В  зданиях ДОУ соблюден принцип групповой изоляции, позволяющий полноценно организовать жизнедеятельность детей. Окна в каждом групповом помещении оборудованы открывающимися форточками или фрамугами для соблюдения режима проветривания,  в соответствии с предъявляемыми требованиями.

    В корпусе 16 имеется один зал, совмещающий музыкальную и физкультурную деятельность детей. В корпусе 4«б»  зала нет, что конечно же ограничивает возможности педагогов в организации физкультурно-оздоровительного процесса.

   Оборудование основных помещений  (столы, стулья, кровати) ДОУ  соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования. Вся мебель промаркирована.  Столы для занятий установлены вблизи светонесущей стены при левостороннем освещении рабочего места.

   Игрушки в группах отвечают санитарно – эпидемиологическим требованиям, они безопасны, могут подвергаться влажной обработке, мягконабивные  игрушки для детей дошкольного возраста  используются  только в качестве дидактических пособий.

   Основные помещения всех ДОУ имеют естественное освещение. Шторы и жалюзи на окнах в групповых помещениях не снижают уровень естественного освещения.  Зашторивание окон в спальных помещениях допускается  только во время сна детей, тем самым  обеспечивая инсоляцию помещения. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения  используется дополнительное искусственное освещение.

Учитывается длительность проветривания в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.  

   В учреждении 2 медицинских кабинета с изоляторами.

   Питание обеспечивает в полной мере  растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами. При организации питания соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах. В учреждении имеется примерное 10-дневное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания. На основании примерного 10-дневного меню составляется меню-требование установленного образца с указанием выхода блюд.

При отсутствии каких-либо продуктов проводится замена на равноценные по составу продукты  в соответствии с требованиями СанПиН.

В целях профилактики гиповитаминозов проводится искусственная витаминизацию холодных напитков аскорбиновой кислотой.  

   Профилактические медицинские осмотры детей проводятся в соответствии с планом 2 раза в год.

   Оценку физического развития детей педагоги  проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей и для детей среднего и старшего дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности. Режим дня во всех ДОУ соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Ежедневная продолжительность прогулки детей в теплое время года составляет не менее 4-4,5 часа, в холодное время в зависимости от температуры и силы ветра. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом домой.

   Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, соответствует требованиям СанПиН. В середине занятий проводят физкультминутки. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводят в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей. Открытые занятия с применением здоровьесберегающих технологий показали, что педагоги на занятиях используют здоровьесберегающие технологии. Но рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются не со строгим учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года в большинстве групп.

 Организованные формы двигательной деятельности включают: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, физические упражнения после дневного сна, подвижные игры и т.п. Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, физкультурного уголка групп, спортивной площадки. Физкультурные уголки есть в каждой группе, они оборудованы как традиционным , так и нетрадиционным оборудованием. Но ни в одной группе нет теоретического материала, спортивных альбомов, наглядных пособий для детей. В конкурсе картотек физкультурно – оздоровительного направления приняли участие Мамаева О.А., Железко А.Н., Егоренкова Т.И., Архипова Н.И. предоставила материал, имеющийся в первой младшей группе, данный материал не соответствует условиям конкурса. По итогам конкурса  наиболее полная картотека у Железко А.Н.     Предметно-игровая среда группы организуется зонально. Все пособия,  игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей и создать условия для общения по интересам небольшими подгруппами. Предусмотрены места, где ребенок может на время уединиться, отойти от общения, подумать, помечтать.

    Физкультурные занятия для дошкольников проводятся 3 раза в неделю. В первой младшей группе занятия проводит воспитатель Архипова Н.И., в остальных руководитель по ФИЗО. В дождливые, ветреные  и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале или в группах, в остальное время на улице. Руководитель по ФИЗО Мамаева О.А. методически грамотно проводит свои занятия, характерной чертой ее занятия является: ярко выраженная дидактическая направленность, руководящая роль педагога, строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки. Данные занятия обеспечивают оптимальную двигательную деятельность. Обязательно на каждом занятии проводится подвижная игра, в старших группах показ упражнений осуществляют дети. Педагог строго следит за дыханием и пульсом, применяет дыхательные упражнения. Основные способы организации детей во время занятия фронтальный, групповой (с подгруппой) и поточный. В зимнее время педагог организует занятия с использованием лыж. Ведет всю необходимую документацию. Планирует деятельность на основании методических рекомендаций Пензулаевой Л.И. в соответствии с основной образовательной программой ДО. Педагог проводит дни здоровья и спортивные праздники в соответствии с перспективным планом. Праздники Мамаевой О.А., всегда яркие, эмоциональные, с обязательным музыкальным сопровождением и привлечением родителей.   По итогам мониторинга физического развития за 2014 – 2015 учебный год старшие дошкольники  имеют высокий уровень развития физических качеств личности.

   Во время тематического контроля комиссия посетила утреннюю зарядку в 1, 2 младшей, старшей и подготовительной группах.  Все педагоги меняют комплекс утренней зарядки через две недели. При планировании учитывают возраст детей. Продолжительность зарядки соответствует норме: 5 минут в 1 младшей, 6 минут во второй младшей, 10 минут в старшей и подготовительной группах. Все педагоги используют дыхательные упражнения. Во второй младшей и старшей группах применяют элементы точечного массажа. Во второй младшей группе зарядка проводится под музыку в виде музыкальной игры. В старшей группе зарядка игрового характера, после основного комплекса, Егоренкова Т.И. провела малоподвижную игру, к показу упражнений привлекает детей. В подготовительной группе Татарникова Ж.Ю. строго следит за правильностью выполнения упражнений, обязательно делают упражнения на растяжку, также разучивают танцевальные элементы.

Для развития мелких мышц, особенно кистей рук, воспитатели используют пальчиковую гимнастику, занятия рукоделием, изобразительную деятельность, разнообразные графические упражнения: штриховки, закрашивания контурных изображений, рисование узоров, копирование орнаментов и т.п.

 Закаливание детей в ДОУ  включает в себя самые простые мероприятия: элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, но определенной системы в этом направлении работы нет. Этому вопросу педагогам необходимо уделить пристальное внимание, так как лучшая профилактика заболеваемости – закаливание.

   Дополнительная программа по оздоровлению детей разработана только в средней группе Мамаевой О.А. и начала работу по своей программе Татарникова Ж.Ю.  

 Исходя из анализа планов образовательной работы. Педагоги планируют в течение дня оптимальный двигательный режим, но недостаточно планируется  физкультурных развлечений, их нужно проводить один раз в месяц  для детей среднего и старшего возраста.  Физкультурные развлечения – активная форма отдыха детей. Увлекательные игры, аттракционы, забавы составляют основное содержание таких досугов.

  ВЫВОД:  На основании наблюдений за организацией жизнедеятельности детей можно сделать вывод: дети подвижны, жизнерадостны, любознательны, а, значит, здоровы, нормально физически развиты. Дети много играют, двигаются, с удовольствием принимают участие во всех делах. Соблюдены все гигиенические нормы  светового и температурного режима в помещении возрастных групп, преобладает выбор наиболее целесообразного режима для детей, используются элементарные методы закаливания.    

 В общем, продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.

   Однако, не у всех педагогов предметом особого внимания является психическое самочувствие ребенка в детском саду. Педагоги повышают голос на детей, не следят за стилем общения младших воспитателей. Не все  педагоги поощряют положительные эмоции детей, выражают каждому ребенку участие, интерес к его замыслам и действиям.

   Хочется отметить, что старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатели обогащают представления детей о здоровье,  об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливания на занятиях и в образовательной деятельности режимных моментах.

   В общем, комплексный подход к организации режима двигательной активности способствует укреплению физического, соматического, психического здоровья ребенка и снижению роста заболеваемости.

Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ соответствует требованиям СанПин и способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Рекомендации:

  1. Дополнить физкультурные уголки в группах методическими и наглядными пособиями, а также картотеками гимнастик, подвижных игр и физкультурных развлечений
  2. Раз в месяц в средней, старшей и подготовительной группе проводить физкультурное развлечение с обязательным отражением в плане образовательной работы
  3. Всем педагогам организовать закаливание детей в системе. Для профилактики гриппа и ОРЗ использовать точечный массаж.

Ст.воспитатель: Арнольд А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект работы семейного клуба "Крепыш"физкультурно оздоровительной направленности

Проект взаимодействия детского сада с семьей, в форме семейного клуба, разработан на основе парной гимнастики Токаевой Т.Э. Проект направлен  на предупреждение и коррекцию наиболее типичны...

Работа с родителями по физкультурно - оздоровительному направлению

В документе представлены основные задачи воспитателя по работе с родителями в физкультуроно - оздоровительном направлении...

Система работы педагога с родителями. Физкультурно-оздоровительная работа в средней группе

Система работы педагога с родителями, Физкультурно-оздоровительная работа в средней группе  в виде схемы...

Тематический контроль по теме: «Состояние работы по созданию условий для оптимизации работы повышения качества экологической культуры детей подготовительной группы»

Тематический контроль по теме: «Состояние работы по созданию условий для оптимизации работы повышения качества экологической культуры детей подготовительной группы» (план, карты контроля и аналитическ...

Нетрадиционные формы работы с родителями по физкультурно-оздоровительному направлению.

Выступление на РМО, в МБОУ"ИзлучинскойОНШ" (дошкольная ступень №2)...

Тематический контроль на тему: «Система работы в ДОУ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста»

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет – это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещ...

Проектная работа "Парциальная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Здоровячок"

Проект отражает совместный запрос педагогов, родителей и общества на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста....