Нетрадиционные формы работы с родителями по физкультурно-оздоровительному направлению.
статья (средняя группа) по теме

Сидорова Лидия Сергеевна

Выступление на РМО, в МБОУ"ИзлучинскойОНШ" (дошкольная ступень №2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад99.93 КБ
Файл Презентация2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Нетрадиционные формы  работы с родителями

по физкультурно-оздоровительному направлению

подготовила

Сидорова Лидия Сергеевна

воспитатель

пгт.Излучинск, 2016

Нетрадиционные формы  работы с родителями

по физкультурно-оздоровительному направлению

 «Здоровью научить нельзя -

надо воспитывать потребность быть здоровым».

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь

Поэтому внедрение инновационных технологий и вкрапливание оздоровительных мер в образовательный процесс, подготовка ребёнка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных форм организации физкультурно˗оздоровительной работы является приоритетным направлением деятельности нашего детского сада.

Одной из задач нашей работы является сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий и оптимальная реализация оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.

К основным задачам охраны и укрепления здоровья детей относятся:

- укрепление здоровья детей;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

- приобщение детей к традициям большого спорта.

Для решения поставленных задач обязательно привлекаем медицинского работника, который проводит с детьми беседы, игры о здоровом образе жизни.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ

При выборе нетрадиционных форм педагогу необходимо учитывать задачи, содержание, место и условия проведения занятия, физическую подготовленность детей, степень владения ими определёнными видами движений, индивидуальные особенности и интерес детей.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей взрослых, благотворно влияющими на психику ребёнка и эмоциональное благополучие семьи.

Чаще всего в своей работе мы используем такие формы как:

-дыхательная гимнастика;

-самомассаж;

-закаливание;

-совместные занятия с родителями;

-фитболл – гимнастика;

-корригирующая гимнастика.

Дыхательная гимнастика. Задачи такой гимнастики состоят в следующем:

-учить детей прислушиваться к своему дыханию;

-учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения;

-учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей.

Самомассаж. Задачи:

-создать устойчивую мотивацию и потребности в сохранении здоровья;

-разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней;

-сформировать привычку к здоровому образу жизни;

-осознавать свои телесные ощущения и переживаемые чувства;

-снять эмоциональное и мышечное напряжение;

-оптимизировать мышечный тонус;

-привить навыки элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица

Закаливание. Основные задачи:

-укрепление нервной системы;

-развитие мышц и костей;

-улучшение работы внутренних органов;

-активизация обмена веществ;

-повышение сопротивляемости организма к вредным влияниям окружающей среды.

Фитбол – гимнастика

Фитбол-гимнастика, как современная форма корригирующей гимнастики, имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи:

-знакомить детей с разными видами фитболов;

-учить выполнять упражнения, укрепляющие мышцы, формирующие и поддерживающие правильную осанку;

-формировать и закреплять навык правильной осанки.

-развивать способность удерживать равновесие, мелкую моторику;

-учить выполнять упражнения в паре;

-поддерживать интерес к упражнениям и играм с фитболами;

-побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы, активности.

Корригигуюшая гимнастика 

Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.

Цель лечебной гимнастики – формирование и укрепление сводов стоп.

Задачи лечебной гимнастики:

-развитие основных функций стоп;

-обучение правильной постановке стоп при ходьбе;

-повышение тонуса мышц стоп;

-увеличение подвижности в суставах стоп;

-улучшение кровообращения стоп;

-улучшение координации движений.

Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.

Основная цель таких занятий - это помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, родителям - установить эмоционально-двигательный контакт с детьми. Способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым.

 

Работа с родителями является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит.

Взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников проходит под девизом: «К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи. Для этого используются различные формы и методы:

  • групповые родительские собрания и встречи («Чтобы ребенок рос здоровым», «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и т.д.)
  • анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье»
  • совместные акции: спортивные праздники, недели здоровья
  • консультации, рекомендации («Здоровье в порядке – спасибо зарядке»)
  • памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»,
  • дни открытых дверей в обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы)

В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутрисемейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия.

В соответствии с этим планирование работы с семьей предусматривает:

˗ ознакомление родителей с результатами диагностики; целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, оптимальной двигательной активности, полноценного питания, закаливания и т. д.;

˗ формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, с инновациями в организации работы по оздоровлению детей;

˗ обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, йоги, фитотерапии и т. д.).

Для взаимодействия с родителями воспитанников оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», «ЗОЖ», книжки-раздвижки, проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты, семейные праздники, диспуты, почтовый ящик, передвижные библиотеки.

Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают открытые показы занятий и праздников с использованием указанных техник, совместные спортивные мероприятия детей и родителей: «Осенний марафон», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Нам вместе весело», «Физкульт-ура!» и другие «Самая спортивная семья», «Веселые старты на воде», которые организуются в детском саду, а также Дни Открытых Дверей для родителей, где родители могут принять участие в занятии.

В нашем в детском саду внедрена такая форма работы с родителями  ˗ ежемесячные «Недели здоровья». Согласно плана руководителей физического воспитания 1 раз в месяц (последняя неделя) в каждой возрастной группе проходит «Неделя здоровья», где родители совместно с детьми: оформляют выставку рисунков о спорте, в группах и дома проходят беседы по ЗОЖ, родители оформляют стенгазеты, плакаты, готовятся команды семей для участия в спортивных соревнованиях по итогам недели здоровья. Всем родителям такая форма физкультурно˗оздоровительной работы очень нравится и они с нетерпением ждут следующих соревнований.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу.

Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери, к укладу семьи. Поэтому, вовлекая родителей в физкультурно-оздоровительную работу, мы совершенствуем методы педагогической работы по формированию как у детей, так и у родителей активного здорового образа жизни.  

Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки-походы. В зимний период проводятся лыжные прогулки, катание с горы на санках за пределами участка детского сада. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Большое значение в сближении детей и родителей имеют мини-походы, где у детей формируются первоначальные навыки «выживания» в природной среде, развивается любознательность, инициатива, творчество, трудолюбие и самостоятельность, дружеские взаимоотношения между детьми и родителями. Оздоровительный, познавательный и тренирующий эффект от прогулок – походов бесспорен, но главное – это приобретение детьми коммуникативного опыта, гармонизация отношений родителей с детьми.

На протяжении двух лет, занимаясь с дошкольниками, и используя нетрадиционные технологии, мы обратили внимание на то, что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными. Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.

1. Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей, но и с оздоровительной работой.

2. Повысилась посещаемость.

3. Снизилась простудная заболеваемость.

4. Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.

Вывод: организованная образовательная и физкультурно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей: способствует укреплению психического здоровья, нормализации их социально-адаптивной сферы.

Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно - образовательной и физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Приоритетными задачами на перспективу считаем:

-продолжать формировать потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье, у всех участников образовательного процесса

-повышать индекс здоровья;

-повышать уровня теоретических знаний родителей по формированию основ здорового образа жизни;

-формировать образовательное пространство с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий;

-повышать уровень применения нетрадиционных форм организации физкультурных занятий;

-улучшение качества работы интегрированной психолого-медико-педагогической службы сопровождения в детском саду.

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ

Образовательная

Программа

Программа

Комплексный

программа

«Развитие»

«Здоровье»

план

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ

Воспитание навыков и

привычек культуры

Учебно-

поведения, положительных

воспитательная

взаимоотношений и

работа

гигиенических

навыков

Оздоровительные

Внедрение

мероприятия

новых

технологий

Физическое

Лечебно-

воспитание

профилактические

и развитие

мероприятия

Музыкально-

Работа

валеологическое

с

воспитание

родителями

ЗДОРОВАЯ

СЕМЬЯ



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные формы работы с родителями по вопросам укрепления и сохранения физического здоровья в дошкольном возрасте. Сидорова Лидия Сергеевна, воспитатель

Слайд 2

Организация работы с детьми в ДОУ Физкультурно ˗ оздоровительная работа Утренняя гимнастика Физкультурные занятия Спортивные досуги, праздники, развлечения Динамические паузы, физминутки пальчиковая гим˗ка Походы, экскурсии Прогулки, подвижные игры Гимнастика после сна, закаливание Занятия ОБЖ, ЛФК Секции кружки

Слайд 3

Формы работы с родителями традиционные нетрадиционные Родительские собрания Совместные детско˗родительские народные и календарные праздники, досуги, в том числе фольклорные, включают в себя народные игры и развлечения Открытые занятия Дни открытых дверей Консультации специалистов спортивные праздники Информационный бюллетень «Здоровье» Недели здоровья Анкетирование, опрос Мастер˗классы (практикумы)

Слайд 4

Образовательная Программа Программа Комплексный программа « Развитие » « Здоровье » план СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ Формирование здорового образа жизни Воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений и гигиенических навыков Учебно-воспитательная работа Оздоровительные мероприятия Физическое воспитание и развитие Музыкально-валеологическое воспитание Внедрение новых технологий Лечебно- профилактические мероприятия Работа с родителями Здоровая семья

Слайд 5

Физическая культура

Слайд 6

Гимнастика пробуждения

Слайд 7

Закаливание

Слайд 8

Умывание, обтирание

Слайд 9

Чеснок и лук- наш лучший друг

Слайд 10

Нетрадиционное оборудование

Слайд 11

Уголок здоровья

Слайд 12

Спортивные стенгазеты

Слайд 13

Прогулки зимние-осенние

Слайд 14

Прогулки летние- весенние

Слайд 15

Солнечные ванны летом и зимой

Слайд 16

Спортивные праздники

Слайд 17

Знакомство с бассейном

Слайд 18

Наши спортивные достижения

Слайд 19

Спасибо за внимание