Детская одаренность
консультация на тему

 Надежда Владимировна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_odarennost.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

на тему

«ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ»


Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: "все дети являются одаренными" - "одаренные дети встречаются крайне редко". Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Следующей причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом  следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):

1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. "маску" одаренности, под  которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить "угасание" признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

        3. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей  наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.

4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

 Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий "могу" и "хочу, поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Одарённость, проходя в своём развитии ряд этапов, проявляется в психике конкретного ребёнка в разной степени и форме. Она может рассматриваться в виде:

  1.  психического процесса (развитая память, внимание);
  2. психического состояния (любопытство, удовлетворенность, интерес);
  3. личностной черты.
  1. Дети с процессуальным уровнем развития одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы «средством раскрытия и развития природных задатков» (максимальная вариативность, разнообразие, возможность попробовать себя в максимальном количестве видов деятельности).
  2. Дети с одаренность на уровне психического состояния нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы «средством, дающим возможность более частого проживания состояния творческого акта» (обучение операциональной деятельности, развитие творческого мышления, способствовать «проживанию ситуации успеха».
  3. Дети с личностным уровнем одаренности нуждаются в такой образовательной среде, которая служила бы «средством личностного становления» (напряженность, максимальная насыщенность по предметному содержанию и нравственно-этическим ценностям, участие в конкурсах). Важно, чтобы ребёнок видел, что он не один увлечен определенной деятельностью.

Таким образом, подход к одарённости,  как становящейся психической реальности, смещает акцент практической работы с одаренными детьми к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества, т.е. созданию условий развивающей среды, которая способствовала ба раскрытию и оптимальному проявлению природы психики ребёнка.

Рефлексия для педагога.

Для проверки, достаточно ли у каждого педагога качеств, способствующих организации процесса обучения как базы для раскрытия и развития одаренности детей, предлагается следующий опросник (приложение 1). На основе личной педагогической рефлексии рекомендуется внимательно ознакомиться с каждым из утверждений, оценивая их с помощью баллов 0,1,2,3. Подсчитав в конце сумму балов, педагог сможет сделать обоснованный вывод о наличии или отсутствии психолого-педагогического потенциала в работе с одаренностью ребенка (0-15 баллов – низкий уровень, 16-30 баллов – уровень ниже среднего, 31-45 баллов – средний уровень, 46-60 баллов – уровень выше среднего, 61-75 баллов – высокий уровень.)

Приложение 1

        Утверждение

  1. Умею признавать ранее не признанные или неиспользуемые возможности ребенка
  2. Уважаю желание ребенка работать самостоятельно
  3. Умею воздержаться от вмешательства в творческий процесс ребенка
  4. Предоставляю ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели
  5. Умею индивидуализировано применять учебную программу в зависимости от особенностей ученика
  6. Создаю условия для конкретного воплощения творческих идей
  7. Предоставляю возможность внести свой личный вклад в общее дело группы каждому ребенку
  8. Поощряю работу над проектами, предложенными самими детьми
  9. Исключаю какое-либо давление на детей в творческой деятельности
  10. Умею создать в группе раскрепощенную обстановку
  11. Нахожу возможность одобрить результаты деятельности ребенка в определенной области
  12. Побуждаю желание ребенка испытать себя в новой для себя области деятельности
  13. Подчеркиваю положительное значение индивидуальных различий детей
  14. Уважаю, ищу потенциальные возможности отстающих детей
  15. Демонстрирую свой энтузиазм
  16. Оказываю авторитетную помощь детям, высказывающим отличное от других мнение и испытывающим в связи с этим давление со стороны сверстников
  17. Создаю ситуации, при которых ребенок, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного сотрудничества с более способными ребятами
  18. Извлекаю максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей ребенка
  19. Ищу возможные точки соприкосновения фантазии с реальностью в процессе обучения
  20. Терпимо отношусь к беспорядку в период творческой деятельности детей
  1.  Активизирую мыслительные процессы детей с помощью частого использования в обращении к ним ключевых слов и фраз: перечислите, расскажите своими словами, объясните смысл, объясните причины
  2. Имею чувство юмора
  3. Имею реалистичную Я-концепцию
  4. Владею саногенным мышлением
  5. Умею реалистично мыслить категориями прошлого, настоящего и будущего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одаренность. Диагностика детской одаренности.

  В настоящее время проблема детской одаренности достаточно актуальна. В данной статье рассматривается понятие "одаренности", особенности развития одаренных детей, а также диагностика....

Доклад «Одаренность. Признаки детской одаренности»

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных за...

Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...

Консультация для родителей "Детская одаренность. Правила общения с одаренным ребенком»

Детская одаренность.Правила общения с одаренным ребенком»...

Детская одаренность Признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

Для организации практической деятельности каждому педагогу  необходимо определить такие понятия, как «одаренность», «одаренный ребенок», признаки одаренности, виды одаренн...