Снятие психоэмоционального напряжения у одаренных детей
методическая разработка на тему

Шарапова Юлия Владимировна

Особенности работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Снятие психоэмоционального напряжения у одаренных детей

Особенности развития одаренных детей.

Познавательное развитие.

1.        Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

2.        Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

3.        Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4.        Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5.        Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

6.        Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

1.        Одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

2.        Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

3.        Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

4.        Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

5.        Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

6.        Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

7.        Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

8.        Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

1.        Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

2.        Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей

Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

1.        Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2.        Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3.        Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4.        Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5.        Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6.        Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7.        Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение

Все эти факторы тормозят процесс  социализации. Нередко среди них встречаются дети с заниженной самооценкой; дети, отрицающие авторитеты и не умеющие прислушиваться к чужому мнению; застенчивые, молчаливые, тревожные дети. Наибольшее значение в процессе социализации одаренных детей играют Я-концепция, самооценка, мотивация деятельности. Ускоренное психическое развитие одарённого ребёнка иногда может  вызывать нервно-психическое напряжение, невротизацию, и привести к  школьной дезадаптации, проблемам с учёбой и взаимоотношениям со сверстниками.

Ну, и конечно же родители своих одаренных детей загружают иногда немыслимыми нагрузками помимо детского сада,- это и различные кружки, спортивные секции и развивающие клубы и т.п. Порой, такой ребенок загружен не меньше, а зачастую и больше взрослых. Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Именно поэтому очень важно использовать в работе с одаренными детьми метод психомышечной релаксации-мышечное расслабление.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять свои телом. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Следовательно, имея нарушения в эмоциональной сфере одаренных детей старшего возраста и волшебную сенсорную комнату, была написана программа «Сеансы расслабления».

Цель программы: профилактика и предупреждение психоэмоционального напряжения у одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Количество сеансов:8-12.

Время: от 15 мин. до 45 мин.

Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные.

В программу входят следующие методы по снятию психоэмоционального напряжения:

-метод песочной терапии;

-релаксационные упражнения;

-аутотренинг;

-телесно-ориентированный метод;

-дыхательная гимнастика;

А также непосредственная работа с оборудованием сенсорной комнаты.

Метод песочной терапии очень уникален тем, что ребенок, когда играет осваивает мир, проигрывая, создавая, моделируя различные ситуации из своей жизни. Пространство песка позволяет лепить, закапывать-откапывать, строить-ломать и т.п.Тем самым способствуя развитию сюжетно-ролевых игр, а значит и развитие коммуникативных навыков ребенка .А также содействует снятию психоэмоционального напряжения, содействует отреагированию негативных эмоций и состояний.

Релаксационные упражнения, аутотренинг, дыхательная гимнастика- все эти методы дают новые ресурсы; учат  ребенка расслабляться, успокаиваться, в трудных для него жизненных ситуациях.

Оборудование сенсорной комнаты, способствует снятию психоэмоционального напряжения, а также  дети получают  новый сенсорный опыт, который очень важен для правильного восприятия действительности; дает ребенку быть «здесь и сейчас». Ну, и конечно, же развиваются познавательные процессы.

Таким образом, вся система работы в сенсорной комнате ведет к снятию психоэмоционального напряжения, развитию коммуникативных навыков, повышению самооценки и приобретению нового опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становит...

«Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей для использования в педагогической практике»

Тренинговое занятие для педагогов по использованию игровых упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей....

Использование игр для снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей. Психологические речевые настройки. Психопрофилактическая работа по организации сна....

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста Подборка игр для детей раннего возраста

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста Подборка игр для детей раннего возраста ...

Мастер-класс для родителей и детей «Снятие психоэмоционального напряжения у детей»

Конспект занятия направленный на обучение родителей методам снятия эмоционального напряжения с детьми и родителями...

Агрессивное поведение детей. Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определённой кате...