Народное декоративно - прикладное искусство и его разнообразие
консультация на тему

Суркова Татьяна Васильевна

Консультация для воспитателей о народном декоративно- прикладном искусстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_dekorativno.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Народное декоративно - прикладное искусство и его разнообразие

  Декоративно – прикладное искусство  — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его  духовном мире.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Декоративно – прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает в наследство.

Предметы, которые употребляются в жизни и вместе с тем служат украшением, называются декоративно – прикладными. Прикладное – значит употребляющееся в жизни, декоративное – значит украшающее жизнь.

В произведениях декоративно – прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.

    Дети знакомятся с особенностями декоративно – прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно – оформительские работы.

   Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Блестящего расцвета достигло искусство всех народов нашей многонациональной страны. Его многообразие ярко выражено в местных национальных художественных традициях (сюжетных, композиционных, цветовых, технических), что удобнее всего проследить по росписям мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Загорска, Семенова, Полхов – Майдана, Дымкова, Гжели, по узорам вологодского кружева и русской набойки. Они красивы, полны оптимистического мироощущения, хорошо выражают форму и могут быть использованы в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству и, конечно, для развития творческих способностей, технических и композиционных умений и навыков.

Хохломская роспись — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы Хохломы — травяные узоры, красные сочные ягоды, рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Городецкая роспись. В Нижегородской области широко известен и другой центр художественной росписи – г.Городец.

   Здесь расписывали лубяные короба, элементы мебели, игрушки и особенно любовно прялки, их широкие сиденья – донца. В верхней части донца изображалась праздничная жанровая сценка из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, гарцующие всадники. Пустые места заполнялись пышными цветами («розанами», «купавками», «яблоками») и ветками с зубчатыми листочками.

   Росписи выполняются клеевыми красками. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, гирлянды, венки в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету, смело применяя при этом яркие красные, розовые, синие, голубые и зеленые цвета и их неожиданно звучные сочетания.

Жостовская роспись. Неподалеку от Москвы в старинной деревне Жостово возник промысел расписных лаковых подносов.

   Производственный процесс начинается с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем заготовке придают одну из 26 принятых на фабрике форм: круглую, овальную фигурную,овальную крылатую, готическую, прямоугольную «сибирскую», «гитарную», восьмигранную или другую. Острые края формы подгибают и переходят к грунтовке, шпаклевке, просушке, шлифовке, окраске черной краской и лакировке.

Жостовская роспись представляет собой цветочную композицию из любимых жостовцами пышных роз, тюльпанов, астр, георгинов, пионов, маков, колокольчиков, васильков, незабудок, ромашек. Эти цветы собираются в букет, венок, гирлянду, дополняются листьями и мелкими веточками и располагаются в середине подноса, по его краям или по всему дну. Сделанная роспись должна хорошо вписываться в форму подноса и подчеркивать ее особенности.

   Роспись дополняется золотой орнаментальной рамкой вдоль бортика, составленной из элементов, которые называются елочкой, травкой, лентой, дождичком и др. Поднос становится материально полезной вещью, украшением на столе и картиной на стене.

Дымковская игрушка. На берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась старинная слобода Дымково. Здесь занимаются лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилец, всадников и пр. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавший условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент.

   Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами- синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты, добиться гармоничного слияния всех элементов.

Гжельская роспись. Гжель- древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Здесь издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Гжельская посуда отличается большим разнообразием форм и особенно красотой росписи, вобравший в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства.

   Роспись наносится на поверхность обожженного изделия керамической краской, главным образом синим кобальтом. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы- розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной. Часто темно- синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов.

Полхов-Майданская роспись. Село Полховский Майдан огромное и расположено в Нижегородской области.

Полхмайданские мужчины вставляют в станки липовые длинные кругляши, включают моторы и, крепко ухватив руками резцы, вытачивают фигурки матрешек, грибки- копилки. А потом эти фигурки переносят в дома, и дальше все делают только женщины.

   Сначала обмазывают фигурки крахмалом и сушат, они становятся белее снега. Затем пёрышками и кисточками начинают их разрисовывать. И перво- наперво выводят на каждой свои любимые большие розово- малиновые цветы шиповника. Игрушки как  полыхающая радуга – малиновое в них, зеленое, синее, желтое, алое.

Филимоновская игрушка. Один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный в России и за рубежом. Его родина- деревня Филимоново Тульской области.

   Художественный стиль миниатюры основан на своеобразном сочетании удлиненной формы и полосатой росписи, точно впаянной выразительный силуэт. Лепят игрушку из темно- серой с сизым оттенком глины. Любая скульптурка со всеми деталями от начала до конца создается из одного комка пластичной глины, способной тянуться, изгибаться, расширяться, сужаться. Сушат изделия вдали от солнца. Обжиг проводится в муфельных печах. После обжига «синика» становится светлой. Роспись ведется анилиновыми красителями кисточками или пёрышками. По белому или желтому фону животных и птиц, солдат и барынь в колоколовидных юбках наносится орнамент из зеленых, желтых, малиновых полос, солнечных розеток, цветов, елочек, решеток.

Список литературы

  1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1997 – 240 с.
  2. Вершинина Н., ГорбоваО. Знакомство с особенностями декоративно – прикладного искусства в процессе дидактических игр // Дошкольное воспитание.- 2004-№6-с.42
  3. Гейкер Н. Национально региональной компонент в работе с детьми. //Дошкольное воспитание.- 2007-№9-с.33
  4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985 – 192с.
  5. Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно – творческих способностей // Дошкольное воспитание.- 1998-№10-с.65
  6. Павлова Л. Фольклор для маленьких//Дошкольное воспитание.- 1990-№10-с.51
  7. Попова Ос., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. (Нар.ун-т. Фак. Литературы и искусства).М.:»
  8. Ткачев С. Трудные темы дошкольной педагогики// Дошкольное воспитание.- 1997-№3-с.80
  9. Фокина Т., Хитрова В.Программа художественного эстетического развития детей//Дошкольное воспитание.- 1999-№1-с.35
  10. Фольклор и дети: Сборник материалов /составитель Д.Л.Крейдлина.- М.:НМЦ, 1994,54с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Занятие «Знакомство с искусством – русское народное декоративно-прикладное искусство»

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовского, горо...

Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "

Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "...

Итоговое занятие по народному декоративно – прикладному искусству «В гостях у народных мастеров» для детей подготовительной к школе группы

Конспект поможет закрепить полученные знания о видах народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и...

Консультация для педагогов. Тема: «Прикладное творчество» и «Народное декоративно- прикладное искусство в старшей и подготовительной к школе группе»

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...