Научная статья "Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природным миром".
статья на тему

Лялина Ирина Анатольевна

«Мир, окружающий ребёнка, -  это прежде всего мир

Природы с безграничным богатством явлений,  с

Неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,  вечный

Источник детского разума».

В.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природным миром

«Мир, окружающий ребёнка, -  это прежде всего мир

Природы с безграничным богатством явлений,  с

Неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,  вечный

Источник детского разума».

В.Сухомлинский

Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатство.

К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, вследствие  чего гибнет растительный и животный мир. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни всему живому на Земле.

Экологический кризис подвинул человечество к осмыслению своей деятельности, пересмотру значения результатов научно-технического прогресса, переосмыслению своей роли в системе «человек-природа-общество».

Ведущие отечественные и зарубежные учёные ( Н.Н.Моисеев, Н.Ф. Реймерс,  А. Печчен  и  другие) считают, что истоки экологического кризиса находятся в самом человеке - в проблеме отсутствия или недостаточного развития его нравственности. Современно звучат слова русского философа Н.А.Бердяева: «человек перестал понимать, для чего человек живёт, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни, которые стали самоцелью». Кризис духовный ещё более опасный, чем кризис экологический, ибо его результатом является интеллект, вышедший из-под контроля нравственности.

Природа, человек, нравственность – понятие тождественное. И к великому горю, в нашем обществе,  именно эти понятия разрушены.      

Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но, что сами для этого сделали? Люди оглянитесь!

Мы растеряли, растратили богатства, копившиеся веками. Растоптали и низвергли все заветы, традиции, опыт поколений. Мы практически всё уничтожили своими руками, своим бездушием, своей бесхозяйственностью. И сейчас, если только всем миром осознаем то, что мы на краю гибели и каждый, именно каждый, на своём месте, по крупицам, упорно и добросовестно будет восстанавливать, залечивать, «выращивать» добро, под корень искоренять зло, то может  быть,  природа вновь  поверит нам, улыбнётся солнышком, прольётся живительными дождями.

Таким образом, экологическая проблематика современности актуализирует необходимость в подготовке нового экологически образованного, высоконравственного поколения.

 В современном мире маленький человек живет и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как  позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

В этой борьбе за будущее человечества, за экологически грамотного высоконравственного  человека, важная роль отведена нам, педагогам. Либо мы посеем злак, либо вырастим бурьян.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». С чем я полностью   согласна. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка.

Одной из составляющих нравственного воспитания является любовь к природе. Природа  обогащает человека духовно, общение с ней способствуют формированию положительных моральных качеств.

Экологическое воспитание это новое направление дошкольной педагогики. У детей формируются осознанное – правильное отношение к  объектам  природы.

Ведущая идея экологического воспитания  - познание всего живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия и поведения. И закладывать эти основы надо как можно раньше.

Наиболее сензитивным периодом  является -  дошкольное детство.

Самаценность дошкольного детства  очевидна        :  первые семь лет в жизни ребёнка -  это период его бурного роста и интенсивного развития, непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Именно в этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребёнок начинает осознавать её как общую ценность для всех людей.

Все выдающееся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (А.А. Быстров, Р.М. Басс,  А.М.Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И.Волкова и др.).

Впервые проблемы экологического образования обсуждались в  1977 году на тбилисской межправительственной конференции по образованию в области и окружающей среды. Именно на этой конференции было особо указано на значение экологического образования и необходимость формирования системы непрерывного экологического образования населения. Однако вопросы дошкольного воспитания на конференции не поднимались. В целом развитие экологического воспитания как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов. В 90-е годы выходит ряд официальных документов, в которых подчёркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников (Постановление Правительства РФ « О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г.; Постановление « Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях российской федерации», 1994 г.). Разработан проект « Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящён отдельный раздел. В « Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нём особо подчёркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан  России, в первую очередь детей.

В настоящее время система экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своём начальном звене-сфере воспитания дошкольников. Имеется множество как комплексных программ  («Детство», «Радуга», «Истоки», «Кроха» и др.), так и парциальных ( «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Открой себя» Е.В.Рылеевой, «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой, «Семицветик» В.И. и С.Г. Ашиковых, «Мы» Н.Н.Кондратьевой) программ, которые дают педагогам возможность реализовать это направление в любом дошкольном учреждении.                  

Авторы различных программ и пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников.

Но все сходятся в одном: экологическое воспитание должно включать -формирование экологической культуры, экологического сознания,     мотивации определённого поведения, бережного отношения и любви к природе.

Воспитывая экологически грамотного человека, особое внимание, считает Н.А. Рыжова, следует уделять следующим вопросам:

  • Пониманию самоценности природы;
  • Осознанию ребёнком себя как части природы;
  • Воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
  • Формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
  • Понимание того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за  собой другие изменения, происходит как бы « цепная реакция»;
  • Пониманию того, что нельзя уничтожить то, что не можем создать;
  • Формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознания ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды ( например: если я оставлю после себя  мусор в лесу, то животное может поранить лапку и заболеть);
  • Усвоению азов экологической безопасности;
  • Усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
  • Формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, быть примером подрастающему поколению. По своей природе дети очень внимательны и наблюдательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в словах и действиях взрослых. Ведь если сам педагог сорвал ветку и отмахивается от мошки как объяснить потом ребёнку, что дерево живое и ему больно.

Система экологического образования нашего МКДОУ №41 базируется на деятельности ребёнка, опыте взаимодействия с семьёй и социумом, применяются инновационные технологии и эффективные программы экологического образования, такие как: «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич, «Система экологического воспитания в ДОУ» О.Ф. Горбатенко и др..

.Педагоги  нашего детского сада постоянно в поиске новых инновационных форм в  работе с детьми. В 2004 году коллектив нашего детского сада  разработал личностно-ориентированную модель воспитательной системы «Экология детства», одной из стержневых основ которой является детско-взрослое объединение эколого - валеологической  направленности - клуб « КОАПП».

«КОАПП»: Клуб Отважных Активных Помощников Природы начал свою деятельность с 2009 года. Основной целью, которого является формирование экологической культуры и здорового образа жизни всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов). Занятие Клуба проводятся раз в две недели в соответствии с планом, составляемым на каждый год активом Клуба (родители и педагоги). Наши родители принимают активное участие в деятельности Клуба « КОАПП», придуманный ими девиз взят за основу нашей деятельности: «Мы ребята патриоты и хранители природы. Любим по лесу гулять и вокруг всё охранять!». В Клубе имеется своя атрибутика: жёлтые и зелёные косынки, которые повязываются членам Клуба как опознавательные знаки. Совместно педагогами и детьми были разработаны заповеди Клуба исследователей природы.

Заповеди Клуба исследователей природы «КОАПП»

  • природовед любит родной край, бережёт его, активно участвует во всех экологических мероприятиях;
  • природовед – друг животных и всей природы;
  • природовед – настоящий исследователь, постоянно наблюдает за природой, читает о природе;
  • природовед – настоящий коллекционер неживой природы;
  • природовед – ведёт большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний;
  • природовед – активный участник походов в лес;
  • природовед хорошо трудится в природе;
  • природовед собирает народные приметы, проверяет их, наблюдает изменения в погоде, ведёт календарь.

Таким образом, объединение педагогов, детей и их родителей в Клуб исследователей природы способствует эффективному формированию экологической культуры всех участников образовательного процесса.

Основные принципы нашей работы с детьми это:

  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации;
  • принцип « спирали», когда дети возвращаются к изученной теме несколько раз в  образовательной деятельности, а затем на заседаниях Клуба ( при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются приёмы и методы исследования);
  • интеграция программных областей знаний, которая позволяет сформировать у ребёнка целостное представление о мире;
  • рациональное сочетание различных видов деятельности;
  • сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Многолетний опыт работы показывает, что важнейшее условие успешной реализацией экологического воспитания детей, является создание среды, где взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

В методическом кабинете имеется природоведческая литература, дидактические материалы, наглядные пособия, игры экологического содержания. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Кроме постоянных растений в уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-огород на окне: лук, чеснок, овёс и другие культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.

На территории детского сада создана экологическая тропинка с описанием природных объектов. Имеется уголок леса. Это «экологическое пространство» позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу. В качестве объектов экологической тропинки мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Есть небольшая полянка с лекарственными растениями: мать и мачеха, тысячелистник, ромашка. На больших берёзах и соснах есть гнёзда и скворечники, здесь можно понаблюдать за повадками птиц, рассмотреть их и сравнить.
Очень радует глаз цветущие растения на клумбах.  Они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь ребята имеют возможность позаботиться о цветах: рыхлить почву, полить, осенью собрать семена. С удовольствием ребята трудятся на огороде, выращивают лук, морковь, укроп, горох, петрушку, здесь они знакомятся с основными видами овощных культур нашего региона и способах ухода за  ними. Гордостью нашего детского сада является зимний сад. Наличие, которого позволяет более углублённо работать с детьми в эколого-нравственном направлении.

В нашем зимнем саду уникальная коллекция тропических и субтропических растений, родина которых: Австралия, Южная Америка, Африка, Индия, Юго-Восточная Азия. Высота нашего зимнего сада позволяет расти очень крупным растениям: финиковой пальме, фикусу, монстере,  юкке. Большое разнообразие комнатных растений, а именно: колеус, бальзамин, разнообразные виды бегоний, пахистахис, калатея, драцена, диффенбахия, хлорафитум, цикас, алоэ и многие другие  ( около100 видов ) - дают детям знания о строении этих растений, приспособляемости к факторам внешней среды ( влаголюбивые, засухоустойчивые, теневыносливые, светолюбивые ), способах ухода за ними.

В зимнем саду созданы условия для опытно - экспериментальной деятельности дошкольников. Здесь проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качеством материалов. Имеется коллекция камней, ракушек, шишек, семян. Дети получают эмоциональное удовольствие от общения друг с другом, с природой.

Формы и методы экологической работы в нашем детском саду разнообразны это: непосредственно, экологическая образовательная деятельность, различные опыты и эксперименты, целевые прогулки, наблюдения, экскурсии в парк, музеи, экологические викторины и конкурсы, КВН, экологические сказки, природоохранные акции, экологические выставки и экспозиции, эколого – познавательные  праздники и развлечения.

По пропаганде экологических знаний проводится большая работа с родителями: участие родителей в поведении экскурсий, заготовке природного материала, оформлении гербариев, коллекции семян, экологических выставок, плакатов и праздников.

В качестве важнейшей целевой установки экологического воспитания и развития наши педагоги взяли за основу формирование личностно – деятельных проявлений чувств добра, красоты, понимания, сопереживания и помощи. Актуально звучат слова Веретенниковой С.А. «Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её».

Таким образом, истинное экологическое воспитание должно сочетаться с пониманием ценности природы, с овладением нормами поведения в природной среде, с необходимостью развития нравственных и моральных качеств у подрастающего поколения. Только экологически грамотный, высоконравственный человек в состоянии остановить нависшую над нашей планетой экологическую катастрофу.

Список литературы:

Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2009.

Николаева С.Н. О некоторых вопросах экологического воспитания дошкольников. Дошкольное образование №4,1989.

Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование №11, 2004.

Психолого – педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.,1983.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.,1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой

Развитие речи в онтогенезе, требования к речи ребенка 4-летнего возраста, рекомендации   родителям, памятка родителям по развитию речи ребенка....

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром   Евдокимова Н.Е., воспитатель ДОУ «Улыбка», вторая квалификационная катего...

Статья: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»

Сегодня нам  предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по ...

«Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природным миром»

Жизнь любого человека неразрывно связана с общением с дру­гими людьми и огромную роль в этом играет речь. Наблюдение природных явлений, беседы, чтение художественных произведений о природе, использова...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ

Статья на тему: "Развитие творческих способностей в процессе ознакомления с природным окружением"...