Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке.
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шаповалова Татьяна Александровна

Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_deyatelnosti_rebenka.docx57.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г.Советский»

Развитие познавательного интереса у детей с ТНР

через организацию опытно-исследовательской деятельности

на прогулке

Шаповалова Татьяна Александровна

г.Советский

2015г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Развитие познавательной деятельности через опытно-исследовательскую деятельность на прогулке

1.1. Детское экспериментирование - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

1.2. Особенности детского экспериментирования

1.3. Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

1.4. Формы работы и структура опытно исследовательской деятельности

1.5. Предметно-пространственная среда для экспериментирования

1.6. Методы и приемы  работы

1.7.Педагогическая диагностика экспериментальной деятельности

1.8. Принципы построения процесса экспериментальной деятельности

2. Система работы по организации познавательной деятельности через опытно-исследовательскую деятельность на прогулке (перспективный план)

3. Организация работы по развитию познавательной деятельности через опытно-исследовательскую деятельность на прогулке (творческий отчет)

4. Заключение

5. Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

3

5

7


        В        ведение

Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.

Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как? ” и “почему? ”

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство,  постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны  расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников, стремясь создать условия для их исследовательской активности, я столкнулась со следующими трудностями:

1. Дети  тяжелыми нарушениями речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей:

  • недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания;
  • дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением;
  • недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения;
  • возникают  трудности при выполнении движений по словесной инструкции;
  • часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики;
  • отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля;
  •  отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи  нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Методическая литература по организации экспериментирования в коррекционных группах отсутствует.

2. В коррекционных группах достаточно много различных занятий, вся непосредственно образовательная деятельность расписана поминутно и трудно найти время для экспериментальной деятельности.

Дети находятся на прогулке 2 часа, а в теплое время еще более продолжительное время. Зачастую роль прогулки в развитии детей недооценивается и сводится к простому пребыванию на улице. Но при этом на прогулке множество возможностей для не только физического, но и умственного, нравственного воспитания и развития детей.

Во время прогулки появляется множество возможностей для всестороннего слаженного развития личности ребенка. Находясь на площадке, дети много двигаются, соответственно становятся более ловкими, подвижными, вырабатывают новые умения и навыки, укрепляется мышечная система, появляется аппетит, улучшается настроение, создается дружный коллектив.

Но в силу своих возрастных особенностей, дети сами не могут играть и познавать мир, воспитание и развитие возможно только под чутким руководством воспитателя.

Воспитатель должен педагогически верно руководить деятельностью детей. Необходимо создать для детей условия, чтобы они охотно шли на прогулку. На улице пользоваться не только стационарным оборудованием, но и обязательно выносить на площадку дополнительные материалы, что сделает прогулку более познавательной и интересной.

Таким образом, назрела необходимость в создании системы работы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста на прогулке.

Тема: Развитие познавательного  интереса у детей с ТНР  через организацию опытно-исследовательской деятельности на прогулке

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по организации детской опытно-экспериментальной деятельности.

2. Создать условия для организации экспериментальной деятельности детей через обогащение предметно-развивающей среды.

3. Составить систему работы по экспериментальной деятельности детей на прогулке.

4. Разработать систему мониторинга детской экспериментальной деятельности.

5. Разработать план мероприятий по взаимодействию с семьей в популяризации детского экспериментирования.

Теоретической основой являются исследования Н.Н.Подъякова, который в качестве основного вида ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования.

Ожидаемый результат:

  • более глубокое усвоение предметного содержания;
  • развитие творческого мышления, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  • эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.

  1. Развитие познавательной деятельности

через опытно-исследовательскую деятельность на прогулке

1.1. Детское экспериментирование - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

Как доказал Н.Н. Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Об этом хорошо сказал К. А. Тимирязев: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

И великий  Я.А. Каменский: «Старательно упражняя чувства в области правильного восприятия различий, существующих между предметами, мы положим основание и для всей мудрости, и для всего мудрого красноречия, и для всех разумных жизненных действий».

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности ,позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить  интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.


1.2. Особенности детского экспериментирования

Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования  школьников,  и, тем  более,  от научно-исследовательскойработы взрослых. Если оставить в стороне те сами собой разумеющиеся отличия,которые укладываются в хорошо известный принцип соответствия содержания и методов обучения возрастным особенностям учащихся (продолжительность работы, сложность совершаемых операций и т.п.), то главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира.

Рассмотрим его некоторые особенности.

1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребенка ставить опыты, как поступили бы с учеником старшего класса или сотрудником лаборатории. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

2. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы нанести вред животным и растениям.

3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешить детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.

4. Дети не могут работать, не разговаривая. Многие психологи, начиная с Ж.Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме.

5. При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Так, у одних склонность к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, в то же время не стоит неволить тех, у которых особых склонностей к исследовательской работе нет.

6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Несмотря на  то, что фиксирование  результатов  приносит  огромную   пользу, злоупотреблять этим видом деятельности не следует. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка. Кроме того, не все дети дошкольного возраста способны осознать смысл этой процедуры. Большинство из них еще не созрели для восприятия значения условных знаков.

7. Следующий важный момент, который необходимо учитывать, - это право ребенка • на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Учитывая наглядно-образный характер мышления, гораздо целесообразнее позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред - ни объекту наблюдений, ни ребенку).

8.Очень важно уметь применять адекватные способы вовлечения детей в работу:работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателей и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей. Как сознательно используемый прием воспитатель иногда допускает неточности в работе, давая тем самым детям возможность внести исправления, точно так же он иногда выполняет неверные рекомендации детей, давая им возможность заметить свои ошибки.

9.Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

10.Следующей отличительной особенностью детского экспериментирования является способ введения ребенка в целостный педагогический процесс:  в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить;если в школе можно давать знания большими порциями, то в детском саду их приходится дробить и преподносить микродозами. Опыт, который можно провести в школе на одном уроке, в детском саду на одном уроке, в детском саду разбивается на ряд мелких наблюдений и проводится как серия опытов.

11. Очень ответственным является конечный результат эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов.Вдетском саду словесный отчет об увиденном и формулирование выводов не должны копировать опрос школьников - ни по форме, ни по духу. Лучше всего сделать так, чтобы дети в непринужденной форме поделились с воспитателем радостью открытия или решили какую-то экспериментальную задачу, требующую анализа всего изученного материала.Нельзя подменять анализ результатов эксперимента анализом поведения детей и их отношения к работе.

1.3. Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Детское экспериментирование  - это  не изолированный от других виддеятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и его результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

Аналогичные взаимоотношения встают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели,-во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. С.Л.Рубинштейн и А.М.Леушина показали, что совершенство связных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Очень емко эту мысль выразил народный казахский поэт ШакеримКудайбердиев: «Если знанья есть - то и слову честь».

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект, тем точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

1.4. Формы работы по  – развитию познавательной активности детей  через экспериментальную деятельность

  1. Специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание»  по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД).
  2. Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;
  3. Свободная самостоятельная деятельность детей.
  4. Совместная работа с родителями(участие в различных исследовательских проектах).

При проведении НОД у детей вызывался  интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать?Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепить полученные ранее представления.

Структура занятия-экспериментирования

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2.Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4.Уточнение плана исследования.

5.Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Т.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования

1.  Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

1.5. Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Такая среда строится на принципах, разработанных В.А. Петровским, Р.М. Чумичевой:

>принцип дистанции, определенной позиции при взаимодействии ребенка с объектами неживой природы, помогающий обнаружить физические законы;

>принцип активности, самостоятельности, предполагающий обнаружение физических законов при взаимодействии ребенка и находящимися в группе объектами;

>принцип стабильности и динамичности. В группе каждый объект имеет свое место, однако если возникает необходимость передвинуть его, то на новом месте он символизирует то же отношение взаимодействия или помогает ярче обозначить изучаемое отношение между объектами и явлениями физического мира;

>комплексирование и гибкое зонирование. Данный принцип помогает выразить связи, существующие в мире живой и неживой природы, в жизни человека и природы и др.;

>принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности позволяет ребенку почувствовать свою внутреннюю, глубинную связь с природой, которая выполняет функцию создания внутреннего покоя человека, осознания своей гармоничности в мире природы.

Материал детских игр должен позволять ставить постепенно все более усложняющиеся и самостоятельно решаемые задачи в процессе экспериментальной деятельности. Для этого он должен быть достаточно простым, гибким, способным по желанию ребенка быть усложняемым и упрощаемым. Необходимо внести в среду различные природные материалы (листья, шишки, песок, глину, воду и т.п.), предметы - посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы «Лего», дезодоранты и т.д.), которые достаточно просты в использовании, безопасны, допускают бесконечные степени усложнения; благодаря самой своей простоте таят в себе тысячу новых комбинаций и не наскучат ребенку. Играя таким материалом, ребенок ставит себе все более отдаленные, сложные интеллектуально-познавательные задачи для разрешения, познавая физические закономерности.

Во всех мини-средах имеются общие знаки и символы, отражающие неживую природу, растения, животных, человека и связи с ними, а также позволяющие отразить изменения своего эмоционального состояния при достижении положительного или отрицательного результата эксперимента.

Таким образом, развивающее пространство группы представляет собой единую цепь мини-сред, где бы осуществлялось развитие экспериментальных способностей ребенка-дошкольника. Педагог создает условия для того, чтобы в процессе экспериментально-познавательной деятельности ребенок систематически самостоятельно или осуществлял интеграцию известных ему способов, или конструировал новые способы, или строил новый тип делового партнерства со сверстниками.

1.6.Методы и приемы  работы

Традиционные методы

- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).

- Словесные (беседы, чтение  художественной  литературы, использование фольклорных материалов).

-  Практические  методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

Инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников (компьютерные и мультимедийные средства обучения) что стимулирует познавательный интерес дошкольников.  

1.7.Педагогическая диагностика экспериментальной деятельности

Прежде чем подбирать диагностические методики, необходимо четко определить цели и задачи, которые предстоит решать в процессе экспериментирования. Очевидно, что результаты должны быть четко диагностируемы.

Можно выделить структурные компоненты деятельности экспериментирования и те характеристики, которые определяются как «ряд навыков деятельности», опираясь на общеизвестную схему мыслительной деятельности.

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы;
  • анализировать объект или явление;
  • выделять существенные признаки и связи:
  • сопоставлять различные факты;
  • выдвигать гипотезы, предположения;
  • отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
  • осуществлять эксперимент;
  • делать выводы;
  • фиксировать этапы действий и результаты графически.

Методика «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова)

Методика  исследует  предпочитаемый  вид  деятельности,   выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На  картинках  изображены  дети,   занимающиеся  разными  видами деятельности:        

1- игровая;

2-чтение книг;        

3-изобразительная;

4-детское экспериментирование;

5-труд в Уголке природы;

6-конструирование из разных материалов.

Ребенку  предлагается  выбрать  ситуацию,  в  которой  он хотел  бы оказаться.

Последовательно делается три выбора.

Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй - 2 балла, за третий - 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляют в таблицу:

Шифр ребенка

Выбор деятельности

1

1

2

3

4

5

6


1.7. Принципы построения процесса экспериментальной деятельности

  1. Принцип научности:

-  предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

  1. Принцип доступности:

 - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

  - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

3. Принцип систематичности и последовательности:

 - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальнойдеятельности дошкольников;

  - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных    повторений.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

 - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности  ребенка.

  1. Принцип целостности:

 - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

 - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

  1. Принцип активного обучения:

 - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

  - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

  1. Принцип креативности:

 - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартныхзадач и проблемных ситуаций.

  1. Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

2. Система работы по организации познавательной деятельности через опытно-исследовательскую деятельность на прогулке (перспективный план)

3. Организация работы по развитию познавательной деятельности через опытно-исследовательскую деятельность на прогулке (творческий отчет)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей поведения предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.

Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введённое Н.Н.Поддъяковым понятие "детское экспериментирование". Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребёнка.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть  пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребёнок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является её внутренней неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.

 В заключении хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: "Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл". В этом, намой взгляд заключается актуальность детского экспериментирования.


Список используемой литературы

  1. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
  2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
  3. Дыбина О.В.; Из чего сделаны предметы (Игры- занятия для дошкольников)
  4. Дыбина О.В.; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией  Прохоровой;
  5. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
  6. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
  7. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3
  8. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
  9. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  10. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
  11.  «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
  12. Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
  13. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
  14. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.
  15. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
  16. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  17.  Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2
  18. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
  19. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическое пособие по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В материале представлены игры и упражнения, которые помогают развивать фонематические процессы у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал представлен по разделам: развитие фонематических процессов ...

статья: "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности".

В статье рассматриваются аспекты развития познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе реализации исследовательской деятельности....

Методическое пособие «Развитие чувства ритма у детей с тяжёлыми нарушениями речи через музыкально – ритмическую игру»

Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»     «Развитие чувства ритмау детей с тяжё...

План работы по самообразованию. Тема: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе оытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

   Экспериментирование - особый вид деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их активность, инициативность; деятельность, которая позволяет ребенку модел...