"Использование сюжетных картин при ознакомлении с явлениями природы в зимнее время" в разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с 4 до 6 лет
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Использование сюжетных картин при ознакомлении с явлениями природы в зимнее время
в разновозрастной группы компенсирующей направленности
для детей с 4 до 6 лет
Цель: обогатить и закрепить знания детей об особенностях зимней природы (иней, изморозь, заморозки, буран…)
Материалы и оборудование: иллюстрации «Явления природы», сюжетные картины «Зимние забавы», аудиозапись «Звуки зимы».
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня
говорить:
Опять метели, непогода,
И снова снега кутерьма.
Но по душе нам время года
С морозным именем:
Дети: Зима.
Воспитатель: Верно, зима. Как вы думаете, почему говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит», «Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.» «Береги нос в большой мороз».
Ответы детей
Воспитатель: Зима приносит с собой много интересных и необычных природных явлений: снег со своими красивыми снежинками, мороз, рисующий забавные рисунки на окнах, лед, позволяющий нам кататься на коньках и т.д.
- А какая она, зима?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с зимними явлениями природы. Говоря о зиме, что мы сразу представляем?
Ответы детей
Воспитатель показывает картинки, по ходу обсуждения звучит спокойная музыка.
Воспитатель: а знаете ли вы, что такое снег? И где он рождается?
Это много, очень много красивых снежинок. Они падают, падают с высоты на землю, на крыши домов, на деревья – чистые, хрупкие, сверкающие.
Они тоже падают из туч, как и дождь, но образуются не совсем так, как дождь.
Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но это не так. Ученые разгадали тайну рождения снежинок.
Узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, который идет летом вместе с дождем во время грозы.
Снежинки образуются из водяных паров, которые поднимаются очень высоко над землей, где царит вечный холод. Из водяных паров вначале образуются крохотные льдинки – кристаллики. Это еще не снежинки, которые падают на землю, они еще очень малы. Этот кристаллик все время растет и превращается в снежинку.
Бывает, сильный ветер поднимает кучи снежинок с земли, словно метлой. Снег с ветром так и называется Метелью. Иногда в народе её называют вьюгой.
Если разыгралась сильная метель, да пошёл снег и ветер такой, что на улицу не выйти, то это уже настоящая снежная буря (пурга).
Страшно в такую погоду!
Но вот метель стихла и на улице оставила наметённые кучи снега – сугробы
Если снегопады и метели были долгое время, то сугробы могут образовывать снежные заносы.
Ещё хуже, если снег идет мокрый. Он налипает на провода, столбы плотной массой – налепью. Под её тяжестью ломаются ветки деревьев, рвутся провода.
Во время оттепелей снег сверху начинает таять, становится липким и мокрым. Из него можно делать различные фигуры. Но, если ночью ударит мороз, то начнется гололедица. Тут уж береги руки и ноги, чтобы не упасть.
Зимой в морозную погоду мы часто наблюдаем интересные красочные явления – изморозь.
Изморозь часто путают с инеем. Иней тоже бывает зимой, но чаще осенью и весной, когда температура воздуха опускается ниже точки замерзания воды.
И игольчатые кристаллики льда оседают на предметах. Иней покрывает предметы тонким неровным слоем, а изморозь толстым слоем.
Иней не такой пушистый, как изморозь. Изморозь возникает пушистым густым налётом на ветках деревьев и т. д. Она кажется легкой как пух.
Физминутка «Зимние забавы»
(Импровизация движений)
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Воспитатель: А еще, ребята, зима, время веселых детских игр и забав. Какие зимние игры и забавы вы знаете?
Ответы детей
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и составить рассказы по сюжетным картинам «Зимние забавы».
Воспитатель задает вопросы, помогающие составить рассказы:
- Какое время года изображено на картине? Какая погода?
- Кто изображен на картине?
- Какие предметы мы видим на картине?
- Что делают на картине взрослые?
- Что делают дети?
- Как одеты взрослые и дети?
- Как художник описал настроение людей на картине? Какое оно?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята!!! Какое замечательное время года – зима. Она приносит нам множество сюрпризов и интересных занятий. Сегодня мы поговорили о разных интересных явлениях, и все они связаны с водой. Пары воды замерзают в кристальные льды и образуются снежинки, морозные узоры, изморозь.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Коммуникация» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 3 – 5 лет Тема: «Кто как кричит?»
формировать у детей 3-5 навыки составления небольшого рассказа о животных (при педагогической поддержке) по алгоритму, упражнять в соотнесении названий животных и их детёнышей....
Конспект Игровой деятельности с элементами экспериментирования в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 3 – 5 лет Тема: «Волшебник – воздух».
формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;-развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;-формировать представления детей о воздухе и его свойствах; - п...
Конспект ИОС по изобразительному искусству Для разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР с 4 - 6 лет (нетрадиционная техника рисование манной крупой) Тема: «Елочка зимой».
Нетрадициооное рисование...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Программа была написана, как эксперементальная на курсах повышения квалификации "Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Д...
Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью.
Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью (легкая и умеренная)...