"Движение и речь"
статья на тему

Самойлова Ирина Ивановна

Значение двигательной активности при формировании речевой функции и коррекционной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvizhenie_i_rech.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ДВИЖЕНИЕ И РЕЧЬ»

За последнее время увеличилось количество детей с ослабленным здоровьем. В первую очередь к ним относятся дети, посещающие логопедические занятия. Изучая их анамнестические данные, полученные в ходе беседы с родителями и при ознакомлении с медицинскими картами, можно констатировать, что у 90% имеется увеличение аденоидов. Ребёнок вынужден дышать через рот, нарушается носовое дыхание, вследствие чего у него затруднён процесс овладения звуковой стороной речи. Также большинство детей с речевыми нарушениями имеют неврологические диагнозы: гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром двигательных расстройств, церебростеничесий синдром и др. В течение года они чаще болеют простудными заболеваниями. Все эти факторы влияют на эффективность логопедической работы, препятствуют устранению речевого нарушения.

Дети с речевыми нарушениями имеют отставание в развитии двигательной сферы. «У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям.

Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его составные части.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук».

В речи таких детей отмечается нарушение слоговой структуры слова. Они искажают, сокращают слова: переставляют, заменяют и добавляют звуки и слоги. «Установлена определённая зависимость между характером ошибок слогового состава и сочетанием сенсорных или моторных возможностей ребёнка». Нарушается слоговой ритм. Визель Т.Г. в своей работе проводит «онтогенетические аналогии слогового ритма речи с движениями в общей двигательной сфере (сосание, ползание, ходьба, бег), а также со способом реализации физиологических актов (сердцебиение, дыхание, перистальтика сосудов, кишечника и др.). В речевой сфере сюда следует отнести гуление и лепет …. Известно, что они находятся преимущественно на подкорковом и вегетативном обеспечении».

Из вышеизложенного можно заключить: уровень речевого развития зачастую соответствует уровню двигательного. Особенно это заметно при работе с детьми, имеющими дизартрический компонент.

Попадая на логопедические занятия, у ребёнка возрастает учебная нагрузка и количество поступающей информации. Известно, что при увеличении нагрузки, в особенности у детей с СДВГ, происходит увеличение напряжённости нервной системы, они становятся более расторможенными, ещё более активными и менее внимательными.

Чтобы удержать их внимание как можно дольше и тем самым сделать логопедические занятия более эффективными как с логопедом, так и в домашних условиях с родителями необходимо сочетать упражнения по звукопроизношению с двигательными упражнениями.

Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у детей логопатов уравновешенное нервно-психическое состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование упражнений на координацию движений с речью

Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют плохую координацию сложных движений, проявляется неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений, снижена скорость и ловкость их выполнения. ...

Родительское собрание "Движение и речь".

Показать родителям, что физическое воспитание-это основа формирования здорового,крепкого,закалённого, отзывчивого ребёнка,хорошо владеющего своими движениями,любящего физические и спортивные упражнени...

взаимосвязь эмоций, движений и речи

СООБЩЕНИЕ   К  ПЕДСОВЕТУ   НА   ТЕМУ:  «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИЙ,  ДВИЖЕНИЙ   И   РЕЧИ    У   ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей "Движение и речь"

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой мотори...

Игры-физминутки (развиваем координацию движений, согласовываем движения с речью)

Приобщение детей к словесному искусству. Игры со словами весело и непринужденно развивают разные речевые навыки,зкр....

Кинезиология в детской речи. Движение и речь.

laquo; Развитие мозга ребенка соответствует двигательным навыкам. Этому же закону подчиняется и речь, а речь – средство развития интеллекта.В последнее время количество детей с нарушениями речи...

Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»

Речевые нарушения остаются одной из наиболее  распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...