Организация современных игр на развитие коммуникативных навыковтдетей дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Олесова Светлана Александровна

методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dou_14_vystuplenie_v_met._nedele.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация современных игр на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

Автор: Олесова Светлана Александровна, воспитатель государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы  №28 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области.

2014-2015 уч.г.

«Организация современных игр на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

    Автор: Олесова Светлана Александровна, воспитатель государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы  №28 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области.

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, к целевым ориентирам на этапе завершения ребёнком дошкольного образования  относятся любознательность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, интерес к причинно- следственным связям, начальные связи о себе, природном и социальном мире, в котором он живёт, знание произведений детской литературы, элементарные представления в области живой природы и т.п.; способность к принятию собственных решений  с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    Каждый педагог должен помнить основные принципы ФГОС дошкольного образования, а именно: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка   в различных видах деятельности с целью обогащения детского развития, содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений и др.

    Из практики своей педагогической деятельности хочу отметить, что имеется определённая часть дошкольников  испытывающие трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это заметно при взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками: в быту, партнёрской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнёра приводят к объединению коммуникативного опыта ребёнка. Межличностные отношения определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.

Совместное сотрудничество взрослых и детей дошкольного возраста в процессе их взаимодействия с окружающим миром обеспечиваться преимущественно в ходе ведущей детской деятельности - игры. Именно в игре у детей проявляются инициативность и самостоятельность, формируется уверенность в себе, открытость внешнему миру, чувства собственного достоинства, умение подчиняться разным правилам  и социальным нормам  в условиях (игровых) и реальных ситуациях.

    Выбор игры, которую мы включаем в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательской задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчётливо представлять её реальные возможности. В своей работе я делаю упор на методику организации таких игр, которые позволяют максимально активизировать коммуникативную деятельность детей, в первую очередь – это сюжетно – ролевые игры.

    Каждый ребёнок по своей природе любопытен и любознателен. Исследуя окружающий мир, он задаёт интересующие его вопросы. При этом вопросы, которые задают своим родителям маленькие почемучки, в старшем дошкольном возрасте становятся более осознанными, конкретными, но количество их не уменьшается. В этот период важно поддержать и формировать познавательную инициативу и социальную активность детей.

    С целью активизации коммуникативных навыков воспитанников педагогами нашей дошкольной организации используется современная сюжетно-развивающая игра «Карусель детских вопросов», аналог телепередачи «Сто вопросов к взрослым.»

    Дети старшего дошкольного возраста, имеющие определённый социальный опыт, в какой-то момент начинают задумываться о том, кем  они станут, когда вырастут. И у них возникает множество вопросов. Таким образом, в процессе проведения игры «Кем быть?» у педагогов возникла идея - ознакомить воспитанников с профессиями родителей воспитанников, которые, в свою очередь, выразили готовность поддержать эту инициативу. Второй целью игры стало формирование у дошкольников представлений о временной перспективе личности, об изменении социальной позиции человека по мере взросления.

    На основе целей были сформулированы задачи:

  • Способствовать свободному общению детей со сверстниками и взрослыми;
  • Формировать умение формулировать и задавать вопросы;
  • Способствовать углублению представлений воспитанников о себе в прошлом (был маленький), настоящем (расту) и будущем (буду взрослым);
  • Воспитывать информационную культуру.

    Роль детей в игре «Карусель детских вопросов»- журналисты, которые задают вопросы взрослому о его профессии, о пути, который пришлось пройти, чтобы овладеть ею.

    Игра проводится в несколько этапов: «Придумываем вопросы для взрослых», «Первое интервью», «Берём интервью у родителей» и «Свободный микрофон».

    Так, на этапе «Придумываем вопросы для взрослых» воспитатель предлагает детям ответить на вопросы «Кем ты хочешь стать, когда вырастишь? Почему?»  В ответ дошкольники называют множество профессий, после чего следует диалог:

    Воспитатель :

    Вы назвали так много профессий!

    Где мы можем узнать о них подробнее?

    Дети:  

    В Интернете.

    Воспитатель:

    Современный ответ. А если Интернета нет?

    Дети:

  Прочитать в книге.

    Воспитатель:

    Отлично! Но ведь вы ещё не все умеете читать! Как быть?

    Дети:

    Можно попросить родителей, и они нам прочитают.

    Воспитатель:

   Можно. Но ведь ваши родители каждый день ходят на работу. У каждого из них своя профессия. Вам интересно узнать, кем они работают? Как об этом узнать?

   Дети:

   Надо у них спросить.

   Воспитатель:

   Мы предлагаем детям взять интервью у взрослых. Это разговор между людьми, когда один задаёт вопросы собеседнику и получает на них ответы. Предлагаем подумать, о чём им хотелось бы спросить родителей? Придуманные вопросы записываются.

   Воспитанники предлагают следующие вопросы: «Кем ты работаешь? Тебе нравится твоя работа? У тебя строгий начальник? С каким настроением ты ходишь на работу? Почему ты выбрал эту профессию? Что ты делаешь на работе? А люди у тебя на работе хорошие?» и т.д. После этого детям предлагается взять первое пробное интервью.

    «Первое интервью» - второй этап игр. Воспитанники выступают в роли  журналистов. С помощью педагога они выбирают, какие известные телеканалы и печатные издания им хотелось бы представлять. Затем принимается общее решение: первое интервью взять у воспитателя. Взрослый, включённый в эту игру, с удовольствием отвечает на следующие вопросы воспитанников: «Где вы учились своей профессии? А кем вас хотели видеть ваши родители?» и т.д.

    На следующем этапе - « Берём интервью у родителей»- апробированные в первом интервью вопросы были адресованы мамам, папам и переданы в семьи. Взятые интервью планируем оформлять в альбомы. В результате воспитанники знакомятся с такими профессиями, как учитель, редактор журнала, писатель, учёный, финансист, менеджер, инженер,  железнодорожник и т.д..

    Итоговый этап - «Свободный микрофон». Организация проходит  в рамках игры площадка «Свободный микрофон», которая предоставляет возможность детям общаться в неформальной обстановке на тему « Кем быть?».

    Воображаемая игровая ситуация стала реальной,  дети и взрослые включаются в неё на равных, выстраивая партнёрские отношения ради общего результата.

    Несомненно, жизненная позиция, позитивное отношение педагогов и родителей воспитанников к происходящему, их открытость миру стимулируют развитие познавательных и коммуникативных способностей детей. Игра с продолжением - это самостоятельная и свободная детская деятельность, которая предполагает создание воображаемой ситуации. Отношения в социуме регламентированы общепринятыми нормами, и ребёнок, проживая их в игре, пропускает  через себя, адаптируется к установленным правилам и следует им в повседневной жизни. Можно с уверенностью сказать, что чем больше дошкольнику мы  предоставляем возможность  для самовыражения, проявления своей индивидуальности, тем успешнее он будет во взрослой жизни.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

    С давних времен во многих странах маленьким детям родители клали в колыбель простые, но яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Сейчас эти игрушки называют погремушк...

Использование современных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста

 Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи неоФормирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Усп...

Статья "Современные технологии экологического развития детей старшего дошкольного возраста"

Современные подходы к организации процесса обучения нашли широкое отражение в научной литературе, но в то же время этот вопрос требует постоянного внимания, глубокого изучения, а также разработки новы...

Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русской народной сказки

Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литера...

Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Сегодня народная сказка - это кладезь мудрости, который необходим маленькому человечку, ведь он только начинает познавать мир....

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детств...