семинар педагогов ДОУ
методическая разработка на тему

проведение семинарапрактикума для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

"Креативность как профессионально значимое качество личности  педагога"

Автор Долгова Татьяна Васильевна,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Теремок»

г.Уварово, Тамбовская область

Цель: развитие креативности как путь реализации творческого потенциала педагога.

Задачи:

  1. Провести краткий анализ терминов «творчество»,  «креативность», ТРИЗ.
  2. Научить педагогов практическим приемам реализации творческого  потенциала.
  3. Сформировать у воспитателей потребность к нестандартным решениям задач образования и воспитания дошкольников.
  4. Определить важнейшие ступеньки и факторы творчества.

Форма проведения: семинар-практикум.


Участники: воспитатели ДОУ города Уварово.

Подготовительная работа: изучение литературы по данной теме, анкетирование и опрос педагогов, подготовка вопросов педагогу-психологу по теме семинара, подготовка презентационных материалов.


Содержание: значение развития креативности как профессионально значимого качества личности педагога.

План проведения:

  1. Вступительное слово ведущего семинара-практикума.
  2. Сообщение теоретического материала, показ презентации на тему «Как стать креативным или педагог сам выбирает свой путь».
  3. Просмотр НОД с детьми старшей группы «Аленький цветочек».
  4. Выступление педагога-психолога Пашке Л.В. «Креативность детей»
  5. Выполнение практических занятий с педагогами в рамках мастер-классов.
  6. Выступления педагогов ДОУ города (чтение докладов)
  7. Итоговая рефлексия.

Ход семинара-практикума.

Вступительное слово

Уважаемые коллеги! Мы не раз встречались с вами и говорили о синдроме эмоционального выгорания. Этот спутник профессиональной деятельности воспитателя может проявляться по разному, однако в той или иной степени присутствует в каждом из нас.

К решению проблемы профессионального выгорания подходят разными способами. Кто-то осваивает дыхательные упражнения, другие навыки саморегуляции … А я хочу напомнить вам о том, что творчество, гибкость, нестандартность мышления также являются одним из способов преодоления СЭВ. 

Сегодняшняя встреча будет полностью посвящена это теме. Надеюсь, Вы, ещё раз убедитесь в том, что все мы – люди позитивные, спонтанные, креативные, умеющие решать нестандартные задачи и творчески подходить к любым ситуациям. 

Итак, начинаем… 

2. Педагог-психолог нашего детского сада Пашке Людмила Валентиновна расскажет Вам о развитии креативности у детей. (выступление психолога)

3. Чтобы разобраться, что такое креативность предлагаю вашему вниманию презентацию на тему «Как стать креативным или педагог сам выбирает свой путь».

Если рассматривать научные труды педагогов и психологов можно увидеть небольшие различия в оценке качеств креативности, но в одном есть схожесть: креативность – это творческая компетентность педагога.

Например, В.Н. Дружинин (1999) считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:

1. Отсутствие образца регламентированного поведения.

2. Наличие позитивного образца творческого поведения.

3. Создание условий для подражания творческому поведению.

4. Социальное подкрепление творческого поведения.

Л.Б. Ермолаева-Томина (1995, 2003) определила пять важнейших характеристик креативности:

1. Наличие интеллектуальной, творческой инициативы, способность выходить за рамки задач и требований непосредственной действительности.

2. Способность к широким обобщениям явлений, не связанных между собой наглядной, очевидной категориальной связью.

3. Беглость мышления, определяющаяся богатством и разнообразием идей, ассоциаций, возникающих по поводу даже самого незначительного стимула.

4. Гибкость мышления – способность переходить достаточно быстро от одной категории к другой, от одного способа решения к другому.

5. Оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.

В ходе исследования дивергентного мышления Дж. Гилфорд (1965, 2006) остановился на таких параметрах креативности:

1. Беглость мысли – количество идей, возникающих за некоторую единицу времени.

2. Гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую.

3. Оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых.

4. Любознательность – чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям.

5. Способность к разработке гипотезы. Гипотеза – это смелая идея, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.

6. Иррелевантность – то есть логическая независимость реакций от стимулов.

Рассмотрев сущность понятий «компетентность» и «креативность», можно представить понятие «креативная компетентность».

Под креативной компетентностью понимается «свойство личности, как явление многофакторное, объединяющее мотивационный, когнитивный, операциональный, аксиологический, рефлексивный компоненты, обуславливающие умение продуктивно решать профессиональные задачи, достигая при этом максимальной эффективности, результативности, успешности»

Креативная компетентность педагога обеспечивает эффективную педагогическую и научно-исследовательскую работу, в том числе с обучающимися, совершенствование методов обучения, накопление плодотворной научной и учебной информации, систематическое изучение, анализ и оценку учебно-познавательной деятельности и поведения обучающихся.

  1. Предлагаю пройти в старшую группу общеразвивающей направленности «Пчелки», в которой посмотрим НОД направленную на развитие креативности у дошкольников «Аленький цветочек».

  1. Уважаемые коллеги, предлагаю немного отдохнуть и поучаствовать в играх-упражнениях.
  1. Упражнение «Оригинальное использование»

Описание упражнения.

Данное упражнение подразумевает как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например таких:

- перегоревших лампочек;

- использованных жёстких дисков;

- алюминиевых банок из-под напитков;

- бутылочных пробок;

- старых газет;

- старых зубных щёток;

- старых пластинок и т. п.

Работа выполняется в командах по 4-5 человек, время- 10 минут. Затем идёт представление работ.

Выигрывает группа, предложившая наибольшее количество оригинальных способов использования различных предметов.

Психологический смысл упражнения.

Упражнение даёт наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость).

Когда эта часть обсуждения завершена, целесообразно рассказать о принятых в психологии критериях оценки эффективности выполнения подобных творческих заданий.

- Беглость: число идей, выдвинутых каждым из участников;

-Оригинальность: количество идей, не повторяющихся в других микрогруппах;

- Гибкость: разнообразие смысловых категорий, к которым относятся идеи.

Обсуждение.

Участники самостоятельно оценивают эффективность работы своих групп по этим параметрам.

  1.  Упражнение «Рифмовки»

Описание упражнения.

Участникам предлагается завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшего тренинга. Можно предложить такие фразы:

- Мы встречались, мы играли, креативность развивали.

- Мы на тренинг приходили, где нас с вами научили.

- Креативность -  что за птица?

- Нам запомнилось так ярко.

- Завершается наш тренинг.

Время для размышлений даётся исходя из расчёта 2-3 мин на фразу. Нет смысла настаивать, чтобы каждый участник обязательно предложил завершение каждой из них.

Психологический смысл упражнения.

Такое задание даёт возможность, с одной стороны, задуматься над содержанием и результатами прошедшего тренинга, а с другой стороны - выразить результаты этих раздумий в творческой форме.

Обсуждение.

Какие варианты рифмовок лучше всего запомнились, чем именно?

  1. Упражнение "Одно из двух".

Описание упражнения.

Ведущий задаёт вопрос, участники отвечают по кругу (или по желанию - свободно). При этом необходимо аргументировать свой выбор. 

Например: 

– Чёрное или белое? 

– Чёрное, потому что эффектнее… 

– День или ночь? 

– Ночь, романтичнее… 

Круг или зигзаг? 

Прямая или поворот? 

Кислое или сладкое? 

Пропасть или небо? 

Свобода или необходимость? 

Простота или сложность? 

Ум или чувство? 

Теория или практика? 

Можно один и тот же вопрос задать нескольким участникам. 

Психологический смысл упражнения.

Если есть необходимость, обсудите пользу данного упражнения для группы. Не будет лишним, я думаю, поговорить о мышлении "от противного", привести примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем, задач "от противного". 

  1. А сейчас я приглашаю Вас, уважаемые коллеги, принять участие в небольших мастер-классах по развитию креативной компетентности. Мастер-классы проводят педагоги нашего ДОУ Филитова М.А.(квиллинг), Еловикова Е.Г.(цветы-казадаши), Федорова Н.Е.(оригами). Сенаторова И.С. (нетрадиционное рисование),

  1. Итоговая рефлексия "Солнце и туча". 

Цель: получение обратной связи от участников занятия, подведение итогов встречи. 

Материалы: нарисованные на листе ватмана солнце и туча. Можно вырезать изображения из цветной бумаги. Главное, чтобы их размер позволил вместить все листики (стикеры) с впечатлениями участников. 
листочки цветной бумаги (жёлтой и голубой) или стикеры, ручки, клей. 
Участникам по очереди предлагается написать положительные и отрицательные впечатления от занятия и приклеить их к солнышку и тучке соответственно. 
Желающие могут познакомиться с отзывами других. 


Литература 

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование. Кн. 2: Пер. с англ./Под ред. Туревича К.М., Лубовского В.И. – М.: Педагогика, 1982.
  2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002.
  3. Богоявленская, Д.Б. Проблемы диагностики креативности/ Д.Б.Богоявленская / Журнал практического психолога.-2007.-№3.- с.133-148.
  4. Бука Т. Л., Митрофанова М. Л. Психологический тренинг в группе: Учебное пособие. – М.: Институт психотерапии, 2008 
  5. Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. – М.: Знание, 1973.
  6. Гальперин, П.Я. К психологии творческого мышления/ П.Я.Гальперин // Вопросы психологии. – 1982. - №5.
  7. Готсдинер, А.Л, К проблеме многосторонних способностей/ А.Л.Готсдинер /Вопросы психологии. – 1991. - №4.
  8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей.3-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
  9. Дружинин, В.Н. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность/ В.Н.Дружинин // Психологический журнал.- 1994, №4
  10. Имаметдинова, Р.Я. Креативные способности детей /Р.Я.Имаметдинова //Одаренный ребенок.- 2006.№6. с.99-101.
  11. Красило, Т.А. Взаимосвязь уровня креативности и отношения к продуктам творческой деятельности/ Т.А.Красило // Психологическая наука и образование.-2005. -№3- с.56-67.
  12. Кипнис М. Ш. Тренинг креативности. – М.: Ось – 89, 2006 (третье издание). 
  13. Кыштымова, И.М. Психосемиотика креативности /И.М.Кыштымова - Иркутск.: Наука, 2008.
  14. Лубовский, Д.В. Диагностика креативности дошкольников/ Д.В.Лубовский //Психология обучения. 2005.- №8, с. 82-87
  15. Малахова, И.А. Развитие личности: в 2 ч. / И.А. Малахова. Минск, 2002.
  16. Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления /Я.А.Понамарев – М.: Академия пед. наук, 1960.
  17. Пономарёв, Я.А. Психология творчества: перспективы развития/ Я.А.Пономарёв // Психологический журнал. - 1994 - № 6. – С.38-50.
  18. Практический интеллект / под. ред. Р.Дж. Стернберга. - СПб.: Питер, 2002.
  19. Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития /Н.В.Рождественская - СПб.: Питер, 2006.
  20. Стрейнберг, Р., Григоренко, В. Инвестиционная теория креативности//Психологический журнал. Том 19. – 1998. - №2
  21. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления /Е.Е.Туник - М.: Парус,2006.


Рекомендации педагогам по выработке в детях исследовательских наклонностей:

  1. Не занимайтесь наставлениями: помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

  1. Не делайте стереотипных допущений, на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают базовыми знаниями и навыками.

  1. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Научитесь не торопиться с вынесением суждений.

  1. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблемы. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

  1. Помогайте детям научиться управлять процессом овладения знаниям.

Основные элементы системы сопровождения развития одаренных детей

  1. Дифференциация обучения – создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей их контингента. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

  1. Индивидуализация обучения – организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями обучающихся. Индивидуализация обучения обеспечивается через индивидуальный образовательный маршрут, основанный на развитии учеников с учетом индивидуальных скоростей движения.

  1. Вариативное обучение — разветвленная система разнообразных видов дифференциации учебного процесса, предоставляющая ребенку максимальные возможности для выбора и удовлетворения его интересов и развития способностей.

  1. Воспитывающая среда – совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

  1. Развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение.

  1. Сотрудничество с родителями. Система работы ДОУ позволяет родителям стать не только заказчиками, но и субъектами образовательного процесса.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение. Грамотно выстроенное психолого-педагогическое обеспечение способствует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся.

  1. Специальным образом подготовленные педагогические кадры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

Материал к семинару педагогов-психологов 26.09.2016г. "Теоретическое обоснование и практическое применение релаксации в ДОУ"

Тема: «Теоретическое обоснование и практическое применение элементов релаксации в ДОУ»Гаричкина Евгения Андреевна...

Материал к семинару педагогов дошкольного образования

Формирование критического мышления дошкольников...

Презентация для семинара педагогов-психологов ДОО на тему ДЕТСКАЯ ПСИХОСОМАТИКА

Презентация для семинара педагогов-психологов ДОО на тему  "ДЕТСКАЯ ПСИХОСОМАТИКА"...

Выступление в рамках районного постоянно-действующего семинара педагогов ДОУ

Обучение старших дошкольников способам обследования величин предметов на математических занятиях...