Педагогический проект "Берегите природу"
проект (младшая группа) на тему

Паршина Наталья Аркадьевна

Проект направлен на ознакомление детей с природой тундры, развитие экологической культуры дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_dou.docx63.83 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»                        Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение                                          «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты                                          

«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса

муниципальнöйвелöдан учреждение

                             Педагогический  проект

                                 «Берегите природу»

Паршина Н.А.

                                                                                                                                    воспитатель                                                                                        

МБОУ «Начальная школа –

детский сад № 1» г. Воркуты

                                                          г. Воркута

                                                            2014 год

Паспорт педагогического проекта «Берегите природу»

Структура

содержание

Тема

Экологический проект «Берегите природу!»

Проект направлен на ознакомление детей с природой тундры, развитие экологической культуры дошкольников.

Адресация проекта

Данный проект разработан для воспитателей дошкольного учреждения, которые осознают, что «экологическое зернышко», которое взрослые посеют в детях сегодня, поможет им достичь гармонии с окружающим миром, а значит и самим собой.

Руководитель проекта

Паршина Н.А., воспитатель  младшей группы.

Участники проекта

Воспитатели, дети, родители воспитанников

Возраст воспитанников, обучающихся

Дети второй младшей группы

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта:

информационный, творческий, игровой;

По количеству создателей:

Индивидуальный;

По продолжительности;

Краткосрочный (1 неделя)

По уровню контактов и масштабам  организации:

На уровне образовательного учреждения

Цель проекта

Формирование у детей младшего дошкольного возраста  представлений  о необходимости бережного и созидательного отношения к природе родного края через различные виды деятельности: познавательную, творческую, коммуникативную.

Задачи проекта

  1. Формировать представления детей младшего дошкольного возраста о природе родного края.
  2. Познакомить детей с простейшими связями живой и неживой природы.
  3. Приобщать детей и родителей воспитанников к посильному участию в улучшении окружающей действительности, вызвать желание  помогать и защищать природу.
  4. Развивать  наблюдательность, активность, познавательный интерес к природе.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе, к друзьям нашим меньшим.

Ресурсы проекта

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности педагогов –

Систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагогов –

Календарно-тематическое планирование на каждый день,

Конспекты развивающих занятий.

Продукты деятельности детей совместно с другими участниками-

Макет тундры.

Экологический сборник «Берегите природу»

Альбом «животные и растения тундры»

Книжки-малышки;

Рисунки на тему «Берегите природу»;

Творческие поделки из бросового материала;

Папка-передвижка «День защиты окружающей среды»

Фотовыставка «Я и природа»;

Изготовление кормушек для птиц.

Пояснительная записка

Как известно, сущность экологического  образования и воспитания заключается в понимании того, что природа есть основа всего живого на Земле. Природа – это источник здоровья, эстетического наслаждения. Но, к сожалению, мы убеждаемся зачастую в низком уровне экологической культуре родителей: они позволяют детям рвать первые цветы, появившиеся после долгой зимы, не пресекают действия детей, когда те ломают ветки деревьев. В.А. Сухомлинский говорил: «На красоту ребенок сам не обратит внимания, если ему не показать, не рассказать о ней». Взрослые, воспитывающие  ребенка, сами должны обладать экологической культурой.

        Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям. Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время становления первых отношений с миром природы.

Горбунова Г.А. (кандидат пед. наук, доцент каф. доп. программ педагогического образования СПбГУ) в своей статье «Развитие экологической культуры дошкольников» пишет: первая (и основная – как фундамент) ступень развития ребенка 3 – 4 лет связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счет: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями педагога; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне «хорошо – плохо»); выполнение предложенных педагогами правил поведения. Общения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческих воплощений своих впечатлений в устах рассказа, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам; наблюдение за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного участия в ней. Любовь к природе, сознательное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях. Освоение проектного метода, в том числе организации в  воспитании экологического образования, позволяет создать в ДОУ условия для планомерной и эффективной воспитательно-образовательной работы.

 При планировании целей и задач проектной деятельности  необходимо учитывать региональный компонент, формировать экологическую культуру детей дошкольного возраста на основе историко–географических и природных особенностей, этнических культур. Учитывая социальную действительность, возраст,  знания,  которые будут понятны детям и смогут задеть за «живое».

Главная задача проекта -  предоставить детям возможность посредством игровой деятельности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

        Участниками проекта стали дети младшего дошкольного возраста и их родители.

        Особенности проекта: по характеру создаваемого продукта – информационный, творческий, игровой; по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой; по продолжительности – краткосрочный (1 неделя); по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.

        Цель проекта: Формирование у детей младшего дошкольного возраста  представлений  о необходимости бережного и созидательного отношения к природе родного края через различные виды деятельности: познавательную, творческую, коммуникативную.

        Для детей была поставлена особая цель: создание каждым ребенком своей «Книжки-малышки» о природе родного края.

        Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Формировать представления детей младшего дошкольного возраста о природе родного края.
  2. Познакомить детей с простейшими связями живой и неживой природы.
  3. Приобщать детей и родителей воспитанников к посильному участию в улучшении окружающей действительности, вызвать желание  помогать и защищать природу.
  4. Развивать  наблюдательность, активность, познавательный интерес к природе.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе, к друзьям нашим меньшим.

Результат проекта: создать  экологический сборник  «Берегите природу» со сводом правил поведения в природе (природоохранные знаки),  с иллюстрациями животных и растения  Крайнего Севера и небольшим сообщением о них. Рисунки, выполненные родителями совместно с детьми, на тему «Берегите природу!»

Показателем сформированности экологической культуры детей младшего дошкольного возраста является его экологическая воспитанность, которая выражается в том, что:

  •  ребенок способен установить простейшие связи между явлениями, делать простейшие обобщения  (ели растение не поливать, оно может засохнуть и т.п.)
  • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности (с помощью взрослого поливает растения, сажает лук,  ухаживает за животными в уголке природы);
  • знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей;
  •  пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
  • пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде (не рвать  без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных);
  • знает, что надо соблюдать чистоту на участке детского сада
  • умеет делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.

        Рекомендуемое время для проведения проекта – третья неделя апреля, т.к. 22 апреля отмечается Международный день Земли.

Этапы проекта:

1 этап -  Организационный  (продолжительность – 1 месяц).

Направление деятельности педагога:

  •  изучение литературы экологического направления: С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольника», Н.А. Рыжова «Наш дом», Е. В. Гончарова «Экология для малышей», С.П. Палаткина «Экологические игры для детей дошкольного возраста»;
  • создание методической базы, разработанной в соответствии  с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • формулировка цели и задачи проекта;
  •  разработка перспективно-тематического плана, подбор материала для работы с детьми, продумывание игровых приемов, упражнений, художественного слова;
  •  Организация познавательной, предметной среды: иллюстраций, фотографий  о природе нашего края, приобретение плакатов и листовок с природоохранным содержанием, подбор слайдов на тему: «Тундра».

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

  • Сообщение детям знаний о растительном и животном мире на других тематических неделях «Дикие звери», «В лес за чудесами», «Где мы живем».
  • Подведение детей к теме и цели проекта – в группе появляется макет «тундра» с «чумом, оленеводами и оленями».

Проблемные вопросы:

- как вы думаете, чем питается олень?

- какие животные еще  живут в тундре?

- почему в тундре нет высоких деревьев, как в лесу?

Дети вместе с воспитателем пишут письмо Тундровичку, в котором просят его ответить на интересующее их вопросы (воспитатель записывает вопросы детей).

Работа с родителями:

  • познакомить родителей с задачами проекта, обозначить их роль в реализации проекта;  
  • привлечь  к   участию в жизни группы (сбор информации о тундре, помощь в изготовлении макета «тундра»).

2 этап – Практический (продолжительность – 1 неделя).

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

Чтобы у детей появился интерес к данной теме, нужна мотивация. Внесенный персонаж Тундровичок на протяжении всего проекта помогал осваивать новые знания о природе родного края. Дети радовались и огорчались вместе с героем, искали ответы на вопросы, решали проблемные ситуации из сложившейся ситуации. Так, например, когда Тундровичок пришел на занятие и  в ответ на письмо детей он  принес  красочную книжку с иллюстрациями зверей и птиц тундры, но к удивлению Тундровичка в книге не оказалось страниц, где были приготовлены для детей сказки тетушки совы, стихи мудрого оленя, раскраски от быстрого зайчика. Перед детьми встал вопрос: что делать? Кто им  может помочь?  Дети предлагали разные варианты поиска. Педагог подвел к тому, что помочь в этом могут родители. Это и стало домашним заданием для детей и их родителей. Педагог с детьми определил, о чем и о ком они хотели бы рассказать в следующий раз, что они могут написать свою сказку и сочинить загадку, нарисовать рисунок. И весь материал они оформят в виде «Книжки – малышки».

          Данный проект не только  мотивирует детей на более глубокое изучение знаний,  но и позволяет оформить их в виде культурно - значимого продукта в конце каждого дня. Каждый день – это мини – проект под единой темой:

Понедельник.

Тема дня: Тундра и ее животный мир.

Продукт  дня: Изготовление коллажа «Край мой Северный».

Утро

Дидактическая игра «Где, чья мама» Приложение 4

 Цель: формирование  у детей  представлений о диких животных леса и их детенышей, умение узнавать и правильно называть их.

Утренняя гимнастика.

Комплекс упражнений «Тундра» - Приложение 1.

Организованная образовательная деятельность.

«Познание»  Ознакомление с окружающим.  Тема: «Что такое «тундра».

Цель: Формирование  у детей  понятие «тундра»; ознакомление с некоторыми  животными и птицами тундры.

В начале занятия педагог знакомит детей с понятием тундра, при этом сравнивает тундру с лесом. Проводит с детьми игру «Оживи лес» (дети отгадывают загадку о животном и отыскивают картинку с отгадкой на столе, выставляя ее на панно «лес»).

Чтобы оживить панно «тундра»  к детям на помощь приходит Тундровичок.

Тундровичок: здравствуйте, ребята, живу я в тундре, тундра – дом большой, свой дом люблю я очень, готов открыть вам много тайн о ней, чтоб вы влюбились в нее то же.

Сообщает детям, что письмо их получил и  принес интересную книгу с красочными иллюстрациями  зверей и птиц тундры. (Тундровичок, сопровождает свой рассказ демонстрацией картинок из книги).

Физминутка: В белой тундре целый день ходит северный олень - дети ходят по группе скрестив руки над головой.

Разгребает снег копытом, сладкий ягель ест досыта – носочком одной ноги «разгребают снег».

   Тундровичок проводит игру «загадайте мне загадку» -  (ребенок выбирает картинку  и  описывает животное). По окончании этой игры Тундровичок благодарит детей и раздает каждому ребенку картинкус животным тундры.

Тундровичок  показывает детям большой  чистый лист бумаги, выясняет, на что это похоже (на тундру зимой). Пальчиковая  игра «Погуляем по тундре» - дети рисуют пальцем на снегу (на плакате) следы животного, которого держат в руке.

Проводиться игра «Оживи тундру» – дети прикрепляют на панно «тундра»  животного, которое оказалось у них в руке.

Подвижная игра «Олень, догони» Приложение 2.

В конце занятия  Тундровичок  сообщает о пропаже страниц из книги с загадками, сказками, рисунками о животных (об этом описано выше, в совместной деятельности педагога с детьми). Детям дается домашнее задание оформить «Книжку – малышку».

Прогулка.

Наблюдение за сугробом.

Цель: формирование представлений о свойствах весеннего снега. Дать представление о приспособлении оленя к жизни в тундре.

Чтение стихотворения И. Токмакова «К нам весна шагает».  

К нам весна шагает, быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Темные проталины на полях видны

Видно очень теплые ноги у весны.

Предложить детям пройтись по сугробу (дети проваливаются). Педагог объясняет, что весной ходить по сугробам опасно. Дает объяснение, почему олень, бегая по сугробам, не проваливается (т.к. у него широкое копыто).

Подвижные игры: «Песец и мыши», «Стой, олень» - Приложение 2.

 Цель: Совершенствование  двигательных умений и навыков у  детей, через подвижные игры, желание играть согласно правилам игры.

Труд: «Поможем оленю добыть пищу. Разбросаем  снег с сугроба».

Цель: Формирование знаний у детей о повадках северного оленя, умений работать в коллективе.

Совместная деятельность воспитателя с детьми (после прогулки).

Чтение  ненецкой народной сказки  «Песец и олень» - Приложение  3.

Цель: ознакомление  детей с  характерными особенностями песца и оленя, развитие интереса к художественной литературе.

Вечер.

Организованная образовательная деятельность. Художественное творчество: Аппликация.

Коллективная работа  изготовление коллажа: «Край мой Северный»

Цель: Развитие творческих способностей у детей, умение составлять коллективную композицию, закрепление навыка у детей  работы с клеем.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Просмотр и обсуждение  слайдов на тему животные тундры. Жизнь оленеводов в тундре.

 Цель:  Развитие познавательных способностей;  умение вступать в разговор для обсуждения фильма.

Организация самостоятельной деятельности.

Дидактическая игра: «Чей домик» - Приложение 4.

Цель: формирование  знаний у  детей о животных тундры, их  среде обитания.

Работа с родителями.

Домашнее задание по оформлению «Книжки – малышки».

Помощь родителей в сборе информации о животных тундры.

Консультация: «Как научить ребенка любить природу».

Объявляется конкурс рисунка «Берегите природу» (к четвергу): выполнение поделки из природного материала (к среде).

Индивидуальное задание «Подготовить дома сообщение о полярной сове».

Вторник.

Тема дня: «Птицы тундры»

Продукт дня: Поделка «Птичка для Тундровичка.

Утро.

Беседа: «Каких птичек вы встретили по дороге в детский сад?» Чтение стихотворения В. Берестова «О чем поют воробушки».

Цель: ознакомление детей с птицами, которые летают  у нас в городе.  

Дидактическая игра: «Лото» - Приложение 4.

 Цель: формирование у детей  представлений о птицах,  животных и растениях тундры, умений  узнавать и называть их.

Утренняя гимнастика: комплекс тот же.

Организованная образовательная деятельность. Познание. Элементарные математические  представления

Тема: «Сколько  полярных сов, куропаток?».

Цель: Формирование  у детей умений различать количество движений и называть их словами «один», «много». Совершенствование  умений  составлять группу предметов и выделять один предмет из группы.  

Прогулка.

Наблюдение: «Забота о пернатых»; кормление птиц. Чтение стихотворения:

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

- Киньте крошек воробью

- Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень

Буду петь вам целый день,

Чик-чирик!

Цель: Формирование  знаний о том, какие птицы чаще всего прилетают на участок, чем их надо подкармливать; воспитание  доброго  отношение к пернатым, желание заботиться  о них.

Подвижные игры: «Кот и воробьи», «Сова и мыши»  - Приложение 2.

 Цель: формирование   у детей положительных эмоций, желание и умение выполнять движения согласно правилам игры.

Труд:  Расчистим дорожку для воробьев и голубей.  

Совместная деятельность воспитателя с детьми (после прогулки).

Рассматривание альбома «Птицы, которые живут в тундре»  Небольшой рассказ  ребенка о полярной сове (заранее подготовленный дома с родителями). Тундровичок  дополняет рассказ о других птицах тундры.

 Цель: Ознакомление детей с птицами крайнего Севера, внешним обликом, средой обитания.

Вечер.

Организованная образовательная деятельность. Физическая культура.

 Досуг «В гости к совушке – сове».

 Цель: Формирование у детей умений изображать характерные особенности животных тундры. Развитие двигательного опыта.

Совместная деятельность взрослого и детей.

  Ситуация для общения:  «Для чего нужны птицы?» после прочтения стихотворения В. Берестова «О чем поют воробушки»

 Цель: Формирование знаний у   детей о  простейших взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания. Развитие  умения   узнавать птиц по описанию, желание заботиться о птицах.

Продуктивная деятельность: Поделка «Птичка для Тундровичка.

Цель: Развитие навыков творческих способностей (посыпание цветной манкой контура птицы); развитие  мелкой моторики  рук.

Дидактическая игра: «Узнай и назови птицу» - Приложение 4.

Цель: формирование  представления о характерных особенностях птиц тундры.

Работа с родителями.

Экологическая акция: «Поможем пернатым»

Папка-передвижка «День защиты окружающей среды»

Оформить фотовыставку «Я и природа»

Заучивание стихотворений: «Морошка», «Брусника», «Голубика».

Среда.

Тема дня: «Растения тундры».

Продукт дня: Заучивание стихов о растениях тундры.

Утро.

Наблюдение  за проросшим луком в стакане (один стакан стоит в теплом месте, а другой в холоде) «Что растению необходимо для роста?» Задание: Зарисовать результаты наблюдения.

Цель: создание условий  для формирования у детей  представления о том, что в разных условия одинаковые растения ведут себя по-разному. Развитие  наблюдательности, интереса  к экспериментам.

Дидактическая игра: «Чей лист, чья ягодка» - Приложение 4.

 Цель: формирование  у детей знаний о некоторых деревьях (карликовая береза,  ива), а так же о ягодах, северного края (брусника, голубика, морошка); умение различать и  называть растение по листу, ягоде.

Утренняя гимнастика.

Комплекс утренней гимнастики тот же.

Организованная образовательная деятельность. Коммуникация.

Чтение произведения И. Соколова-Микитов «Карликовая  береза». Чтение стихов (домашняя заготовка). Беседа по содержанию произведений.

 Цель: Ознакомление детей с полярной  березкой через художественное произведение, формирование умений  читать стихи наизусть с выражением.

Прогулка.

Наблюдение за деревьями на участке. Художественное слово:

Нам в дождь и зной поможет друг,

зеленый и хороший – протянет нам

десятки рук и тысячи ладошек.

Цель: Расширение знаний  детей  о деревьях, произрастающих на участке детского сада; формирование  бережного  отношения  к природе.

Подвижная игра:.  «Пуночка и  комары»  Приложение 2.

Цель: Развитие двигательных способностей у детей,  закрепление знаний о повадках птиц севера через подвижную игру.

Труд: «Соберем веточки, которые упали на землю».

 Цель: Формирование  положительное отношение к  совместной трудовой деятельности.

Совместная деятельность воспитателя с детьми (после прогулки).

Чтение  рассказа М.М. Пришвина «Желтый и белый одуванчики».

Цель: Приобщение  детей к поэзии,  привитие  интерес к художественной литературе.

Зрительная гимнастика: «Найдите глазками ту ягодку, какую назову». На стенах группы, на уровне глаз детей, размешены картинки с изображением ягод тундры. Дети отыскивают глазами ягоду, которую просит найти педагог, и подбегают к ней.

Цель: создание условий для укрепления мышцы глаз, через ознакомления с растительным миром тундры.

Вечер.

Совместная деятельность взрослого с детьми.

Театрализованная деятельность: Сказка, о том, как у зверей хвосты появились (по мотивам русско народной сказки «Хвосты»); сюжет сказки переделан под обитателей тундры.

Цель: Создание условий для  обогащения и закрепления знаний  детей о характерных особенностях животных тундры. Формирование устойчивого интереса к театрально игровой деятельности.

Работа с родителями.

Подведение итогов конкурса «Выставка поделок из природного материала».

Четверг.

Тема дня: «Природоохранные знаки»

Итоговое мероприятие дня: Игра – путешествие «Берегите природу».

Утро.

Дидактическая игра: «Что лишнее» - Приложение 4.

 Цель: формирование у детей  умений  классифицировать объекты по общему признаку.

Утренняя гимнастика: комплекс тот же.

Организованная образовательная деятельность. Художественное творчество. Лепка. 

Тема: «Солнышко,  посвети» Чтение отрывка из сказки К. Чуковского «Краденое солнце»

Цель:  развитие   у детей умений и навыков  преобразовывать круглую форму в диск (расплющивать шар ладошками); отщипывать небольшие комочки пластилина и раскатывать их между ладонями прямыми линиями (лучики).

Прогулка.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Снег  тает, появилось много мусора.

Цель: Расширить представления у детей о природных явлениях. Подвести  к пониманию того, что город после зимы нужно убрать от мусора, чтобы было красиво.

Подвижные игра: «Пробеги, не наступая на цветок»  Приложение 2.

Цель: формирование у детей бережного отношения к природе, желание и умение выполнять движения согласно правилам игры.

Труд: «Поможем дворнику убрать с территории мусор».

Цель: Формирование  положительного отношения к  совместной трудовой деятельности.

Совместная деятельность взрослого  с детьми (после прогулки).

Просмотр мультфильма: Р. Саакянца «Твои первые животные». Разучивание пословиц и поговорок о бережном отношении к природе.

Цель: Вовлекать детей в разговор после просмотра мультфильма; объяснять поступки персонажей и последствия этих поступков.

Вечер.

Совместная деятельность воспитателя и детей. Безопасность.

Игра – путешествие «Берегите природу»: Тундоровичок  приглашает детей в тундру. Дети помогают животным и растениям, устанавливают природоохранные знаки, тем самым оказывают помощь животным и растениям тундры. Аппликация: «Установим природоохранные знаки».

Цель:  Формирование у детей  бережного отношения  к природе:  не разорять гнезд,  не ломать ветки деревьев, не рвать цветы, не сорить.

Работа с родителями.

Подведение итогов конкурс рисунков, выполненных совместно родителей и детей на тему: «Берегите природу»

Акция: развесим кормушки, сделанные руками родителей.

Пятница.

Тема дня: «Знатоки тундры»

Продукт дня: Презентация буклета «Берегите природу», «Книжек – малышек»

Утро.

Дидактическая игра:  «Знатоки тундры» - Приложение 4.

 Цель: формирование   знаний у  детей об основных потребностях живых организмов (тепло, свет, пища, среда обитания)

Утренняя гимнастика: комплекс  тот же.

Организованная образовательная деятельность. Художественное творчество. Рисование

Тема: «Кто живет в тундре» Рисование недостающих деталей у животных, используя нетрадиционную технику рисования  - тычками, выбрав нужный трафарет.

Цель: Закрепление навыков  и умений у детей  закрашивания гуашью, используя трафарет и тычки, рисование недостающих деталей изображения.

Прогулка.

Наблюдение «Капель» Чтение стихотворения М. Борисова «Песенка капели» Беседа о безопасном поведении: «Ходить под сосульками запрещается».

Цель: Формирование  у детей интереса  к явлениям природы, умение устанавливать простейшие связи (солнце светит, сосульки тают).

Подвижная игра: «Олень, догони нас» Приложение 2.

Цель: развитие двигательных способностей детей; формирование положительных эмоций, желания и умения выполнять движения согласно правилам игры;

Трудовые поручения «Пусть бегут ручейки. Расчистим дорожку от лужицы».

 Цель: Формирование  положительного отношения к совместной трудовой деятельности;

Совместная организация взрослого с детьми (после прогулки).

Пальчиковая гимнастика: «В гнездышке спит птичка…» (по методике Железновой) – Приложение 5.

Цель: Создание условий для развития  мелкой моторики рук, координации движений, умение  передавать в жестах слова текста.

Вечер.

Совместная деятельность взрослого с детьми.

Итоговое развлечение - презентация. «На экологической тропе» - Приложение 6.

  Награждение активных участников проекта.

 Цель: закрепление у детей знаний о природе родного края.

Работа с родителями.

Консультация на тему безопасного поведения весной на улице (сосульки, гололед)

В процессе основного этапа проекта:

  • Дети совместно с родителями оформили материалы в виде «Книжек – малышек», содержание которых определяют сами родители и дети, проявляя при этом свои творческие способности. В конце проекта дети принесли «плоды своего труда». «Книжки – малышки» были яркими, содержательными. Родители вместе с детьми рисовали, составляли загадки, записывали детские высказывания. Каждому ребенку была предоставлена возможность в группе презентовать свою маленькую энциклопедию.
  • Была проведена экологическая акция: «Наши крылатые друзья». В конце второго дня (тема «Птицы тундры»), мы с детьми решили, что нашим птицам, которые прилетают на участок, нужно повесить кормушки. Родители и дети  ответственно отнеслись к  изготовлению кормушек. В помощь родителям была оформлена папка - передвижка, о том  какие кормушки можно смастерить своими руками. Готовые кормушки родители вместе с детьми развесили во время прогулки.
  • Была оформлена фотовыставка: «Я и природа».
  • Участие в конкурсе совместных рисунков родителей и детей: «Берегите природу!»
  • Изготовление поделок из природного материала.

3 этап – Заключительный (1 день).

На заключительном этапе нашего проекта в уголке природы мы разместили результат нашей деятельности: буклет «Берегите природу», «Книжки – малышки»,  поделки из природного материала, макет «Тундра», который дополнили панорамой других животных тундры. Было проведено итоговое мероприятие: развлечение «На экологической тропинке» с презентацией результатов нашей деятельности буклета «Берегите природу» и «Книжек – малышек», награждение участников проекта.  

Проектная работа обеспечила условия для расширения знаний о природе родного края. Планомерная и систематическая работа по экологическому образованию привела к качественным изменениям. У детей сформировался познавательный интерес к природе, который проявляется в стремлении больше познать ее, чтении (слушании) книг о природе. Дети приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Деятельности по ее защите, изображении природных объектов в рисунках, лепке, аппликации и разных увлечениях, связанных с природой. Проект объединил и семьи воспитанников, позволил больше времени проводить с детьми, а так же повысил культуру природолюбия.

Приложение  1.

Комплекс утренней гимнастки  «Тундра».

Цель: Формирование физических  качеств, создание условий для  обогащения двигательного опыта детей; укрепления здоровья.

Чтоб на Севере не мерзнуть, не болеть и не хворать, нужно делать всем зарядку и движенья выполнять. – Ходьба в колоне друг за другом.

В тундру весело бежим, красотою дорожим – легкий бег  друг за другом по кругу

Грибы, ягоды найдем, и домой их принесем – Ходьба с небольшим наклоном на каждый шаг.

 В  тундре нам нельзя шуметь, даже очень громко петь.  Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать и шалить.- Ходьба на носочках.

  1. «Полярная сова» И.п: стоя, руки опущены вдоль туловища, ноги вместе.
    1- руки в стороны, голову повернуть вправо; 2- и.п; 3- руки в стороны, голову повернуть влево; 4- и.п. Повторить 3 раза.
  2.  «Северный олень» И.п: стоя, ноги врозь, руки скрещены над головой «рога».
    1- наклон туловища направо; 2- и.п; 3- наклон туловища налево; 4-и.п. Повторить 4 раза.
  3. «Ловкий писец» И.п: стоя на четвереньках, ладони параллельно, голова опущена.
    1- поднять голову, вытянуть правую ногу назад; 2- и.п; 3- поднять голову, вытянуть левую ногу назад; 4- и.п. Повторить 3 раза.
  4. «Мышка вылезла из норки» И.п: лежа на животе, ноги вместе, руки вытянуты вперед,

ладони сложены.1-2- поднять голову, руки вперед-вверх; 3-4- и.п. Повторить 4 раза.

  1. «Карликовая березка» И.п. – сидя на корточках. Руками обхватить колени. Медленно поднимаются  и одновременно тянуться всем телом вверх, поднимая руки вверх (деревце тянется к солнцу).
  2. «Веселые зайчата»  А веселые зайчата. Длинноухие ребята, прыг да скок, прыг да скок, через кочки под кусток. И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки согнуты к груди Прыжки с продвижением вперед.

Птички в гнездышках проснулись: «чик – чирик,  друзья привет! Мы летаем выше всех!» - Легкий бег врассыпную. Дети изображаю, как птички чистят крылышки, машут хвостиком (руки сзади, ладони друг к другу), легко прыгают.

Дыхательное упражнение: «Вьюга»   Дети  свободно  садятся на пол. Выполняют свободный вдох, на выдохе произносят  у-у-у.

До свиданья,  наша тундра! По тропинке мы гуляли, на полянке поскакали, подружились мы с тобой, нам пора идти домой! – ходьба.

Приложение 2. 

Подвижная игра: « Песец и мыши»  Один ребенок выбирается на роль песца. Остальные дети  мышки – лемминги. Мышки  гурьбой тихонько подходят к песцу, который сидит в «норке», ведущий вместе с детьми произносит слова:

В тундре есть отважный лис.

Он гроза для птиц и мышь.

Он зимой белее снега,

Чтоб удобней было бегать.

Подойдем к нему разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Дети начинают будить песца, наклоняются к нему,  хлопают в ладоши. Песец выбегает и догоняет детей, старается схватить кого-нибудь. Когда все дети разбегутся, спрячутся, песец  уходит к себе в норку и игра возобновляется.

 Подвижная игра «Стой, олень» Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. он становится на середине площадки. После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих детей  и сказать: «Стой, олень!» Тот, кого коснулся пастух  отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает трех – четырех  оленей. Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!» Осаленные дети  отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

Подвижная игра «Сова» Ведущий говорит слово «ночь»  Дети стоят полукругом, изображают спящую птицу сову. Ведущий читает стих:

В лесу темно, все спят давно

Все птицы спят, одна сова не спит,

Большая голова, на суку сидит,

Головой вертит, вовсе стороны глядит, (дети изображают сову в соответствии с текстом)

Да вдруг, как полетит. -  Дети  начинают бегать по площадке, выполняя взмахи руками. Ведущий говорит «день», дети возвращаются на свои места.

Подвижная игра  «Кот и воробьи»  Один ребенок – кошка, сидит на скамеечки и «спит» все остальные «воробьи», стоят на противоположной стороне  площадки от кота

Ведущий произносит слова:

Скачет, скачет воробей – дети выполняют прыжки.

Скок – поскок!

Кину крошек воробью – дети приседают, начинают «клевать зернышки»

Воробьи поели весело запели – дети  скачут, произносят чив –чив – чив.

Кот проснулся – дети убегают  на свои места, а кот догоняет.

 Воробей, которого поймал кот, становиться водящим.

Подвижная игра «Пуночка и комары». Играющие, изображают мошек, которые летают в тундре, при этом они напевают: Мошки летают!

Куропатки нас не замечают!

Жу-жу! Жу-жу!

Зу-зу! Зу-зу!

Водящий  - пуночка,  сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни пуночка говорит: "Кушать очень я хочу, мошек я сейчас словлю." С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится пуночкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.

Подвижная игра «Дотронься до..».   Игра проводиться на участке, где растут деревья, другие растения. Ведущий объясняет правила игры детям: сейчас я буду называть предмет или растение, а вы должны быстро отыскать этот предмет или растение  подбежать к нему, дотронуться до него рукой.

Подвижная игра»Пробеги не наступая на цветы»  На земле выложить плоскостные  цветы на небольшом расстоянии друг от друга.  У ведущего в руке зонт. Ведущий сообщает детям, что на поляне растут цветы, на сигнал «солнышко» дети бегают по полянке, предупреждая, что бегать  надо аккуратно, не наступая на цветы, а на сигнал «дождик» все бегут  прятаться от дождика под зонтом, чтобы дождик их не намочил.

Подвижная игра «Олень, догони нас» Один ребенок – олень, он сидит на  скамеечке.

Дети находятся на противоположной стороне площадке от него. Взрослый вместе с детьми начинает медленно подходить к «оленю» и говорят слова:

Как – то в тундре мы гуляли

И оленя увидали.

Он за кустиком сидит.

Притаился, будто спит.

Стали детки подходить

И оленя будить:

Ты, олень, скорей вставай

И быстрей нас догоняй! – Ребенок – олень начинает догонять детей. Ребенок. Которого поймали первым, становиться «оленем». Игра возобновляется.

Приложение 3.

Ненецкая народная сказка «Песец и олень»

Отправился  раз Песец на охоту и встретил Оленя. Видит: Олень копытом постукивает, плотный снег ломает. Рассердился Песец.

- Ты зачем копытом стучишь? Всю мою добычу распугаешь! – закричал он.

- Как же мне не стучать? – спросил Олень. – Я ведь голодный. Хочу снег разрыть, достать оттуда олений мох и подкрепиться им немного.

- А разве есть такой мох – олений? – удивился Песец.

- Конечно, есть! Это наша любимая еда. Особенно зимой.

- А он вкусный? – поинтересовался любопытный Песец.

- Еще бы! Хочешь попробовать? – предложил Олень добродушно.

Он разрыл крепким копытом снег, достал оттуда клочок оленьего мха и подал его Песцу.

Песец разгрыз мох острыми белыми зубками и тут же выплюнул.

- Ну и гадость! – воскликнул он. – вы, олени, животные травоядные: травкой, мхами да лишайниками кормитесь. А мы, песцы, хищники. Нам мясо и рыбу подавай! – гордо сказал он и распушил свой и без того пышный хвост.

- Это верно, - согласился Олень. – Мы еще ягоды любим, грибы, веточки кустарников. Иной раз снег разроешь, а там кустик брусники со свежими ягодками найдешь или грибок. Ты ведь знаешь, как в тундре зима начинается: сразу, без предупреждения снег пойдет и прикроет ледяным ковром и зеленую траву, и грибы, и ягоды. Так они под снегом и зимуют.

- А как вы, олени, грибы ищете?

- Их легко искать, - объяснил Олень. Они сами на глаза лезут! Ведь здесь, в тундре грибы выше, чем малюсенькие деревца – карликовые березки, ивы. А грибы здесь называются не подберезовиками, а надберезовиками. Знаешь, почему?

- Знаю, знаю! – ответил Песец. – Потому что они не под березами растут, а над березами.

- Правильно, - согласился Олень, с удовольствием поедая вкусный мох.

- Ладно! Заболтался я тут с тобой, а ведь и мне пообедать не помешало бы. Пойду, послушаю, не шуршат ли. Не пищат ли под снегом лемминги, - перебил Песец.

- Лемминг? А кто это такой? Что за зверь? – спросил Олень.

- Да это маленький зверек такой. Он под снегом или мхом подземные ходы роет, там и живет, корешки трав и кусточки точит. Если я услышу его писк и шуршание, в момент снег разрою и лемминга схвачу. Он хоть и маленький, но очень вкусный.

- Что ж! не буду мешать твоей охоте, отойду подальше. Ведь мох – то олений везде есть! – сказал Олень и хотел уйти в другое место, но Песец остановил его.

Знаешь, друг, что бы я тебе посоветовал: отправляйся на юг тундры. Там и потеплее и снег помягче. Там растут деревья, между ними снег не такой плотный, деревья мешают ветру снег уплотнить, и ты легче сможешь себе корм достать.

- Пожалуй, ты прав! Но бегать одному очень скучно.

- Не горюй! Вон вдалеке твои братья – олени – целое стадо! Поторопись – и ты догонишь их! Ведь они как раз на юг спешат.

- Прощай, друг! – крикнул Олень и побежал догонять оленье стадо.

А Песец отправился ловить леммингов. На том и расстались.

Приложение  4.

Дидактическая игра: «Найди маму детенышу» Цель: формирование у детей знаний о диких животных  и их детенышей.

Описание:  Сначала детям предлагаются картинки с изображением  детенышей животных. Педагог обращается к детям: помогите малышам, потеряли дети мам. Без родителей, одни, попадут в беду они. Помогите малышам, поскорей найдите мам. Педагог раскладывает картинки с изображением взрослых животных. Дети находят маму и помещают ее на соответствующую картинку, называя при этом, кто его мама.

Дидактическая игра: «Лото»  Цель: Формирование   у детей знаний о животных и растениях тундры.

Описание: в лото может играть от 1 до 6 человек. Игра содержит 6 больших карточек и 36 маленьких карточек. Положите перед детьми большие карточки. Стопка маленьких находиться у ведущего обратной стороной вверх. Ведущий достает из колоды по одной карточке, называет ее вслух (или просит назвать ее детей), а дети ищут, у кого есть такая же картина. Выигрывает тот, кто первый закроет на своих больших картах маленькими.

Дидактическая игра: «Чей домик»  Цель: формирование  знаний детей о животных тундры их среде обитания.

Описание: В игру может играть от 1 до 5 детей. Игра содержит 5 карточки с животными тундры (олень, песец, медведь, лемминг, полярная сова) и 5 варианта «домика» для этих животных. У детей находятся карточки с животными, у ведущего с «домиками». Ведущей показывает карточку и задает вопрос, чей это домик?  Ребенок определяет, подходит это домик для его животного или нет.

Дидактическая игра «Узнай и назови птицу» Цель: Формирование представлений о характерных особенностях птиц тундры.

Описание: В игру может играть от 1 до 6 человек.  В игру входят  6 больших карточек с изображением  птиц, но у птицы не достает какого-нибудь одного фрагмента (крыло, клюв, лапа, хвост и т.д.) ребенок должен подобрать к ней недостающие детали, чтобы получилась птица, свое выполненное задание он может проверить с изображением на обратной стороне большой карточки. Побеждает тот, кто быстрее найдет недостающий фрагмент.

Дидактическая игра «Чей лист, чья ягодка» Цель: Формирование   у детей знаний о некоторых деревьях ( карликовая береза,  ива), а так же о ягодах, северного края (брусника, голубика, морошка). Учить различать и  называть растение по листу, ягоде.

Описание: в эту игру может играть вся группа. В игре содержится карточки с изображением листочка или ягодки растений тундры. Карточки разложены на полу, дети гуляют вокруг карточек, ведущий говорит «стоп, бегите к (называет любое растение, которое есть на карточке), дети должны правильно его отыскать и встать около него.

Дидактическая игра «Что лишнее» Цель: Формирование  умений классифицировать объекты по общему признаку.

Описание:  В игру может играть от 1 до 6 человек. Игра содержит 6 карточек, на которых  в каждом углу  на  липучку  прикреплен  кружок с изображением животного или растения тундры, кружки слегка отличаются в размере, а в середине карточки находиться  пустой кружок, размер, которого соответствует одному из предложенных. Нужно выбрать из четырех предложенных вариантов одну лишнюю и поместить в кружочек по середине, если картинка совпала с размером, то предмет выбран правильно.

         Дидактическая игра «Знатоки тундры» Цель: формирование   знаний  детей об основных потребностях живых организмов (тепло, свет, пища, среда обитания).

Описание: В игру входит 3 большие карточки и 9 маленьких. На большой карточке изображен объект (цветы, животные, птицы), а с боку 3 пустые карточки. Маленькие карточки содержат изображение того, что нужно каждому объекту для жизни (растениям – солнце, вода, птица;  оленю – ягель, рога, лемминги;  птице – дерево, мошки, гнездо). Дети правильно должны заполнить пустые карточки.

Приложение 5.

Пальчиковая гимнастика: «В гнездышке».

В гнездышке спит птичка - сложить ладони «ковшиком».

А песец в норе – сложить руки «окошечком», заглянуть в него.

Мушка на листочке – положить руки на тыльную сторону второй.

Жучка в конуре – сложить руки над головой «домик».

Пословицы о природе.

- Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

-Кто природу губит, тот свой народ не любит.

-Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Стихи о животных тундры.

А. Мармазов
Возят груз большой без лени
В тундре северной
олени:
Хоть копыта и не шины,-
Выполняют роль машины.

С. Михайлов
Ищет свежий ягель
Северный
олень.
По пустыне снежной
Ходит целый день.

Загадки.

Он и сильный, он и быстрый,
У него рога ветвисты,
Среди тундровых болот
Он лишайник ягель рвёт.
/Северный олень/


У него пушистый мех,
Белый с золотистым.
Зарывается он в снег,
Роет норку быстро
/Лемминг/


Осторожный, чуткий, смелый,
Зимой ходит в шубе белой,
Шубкою гордиться –
Младший брат лисицы.

/Песец/


Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
/Заяц/


В тундре есть отважный лис

Он гроза для птиц и мышь

А в пургу живёт в сугробах,
Но поймать его попробуй:
Он зимой белее снега,
Чтоб удобней было бегать.
Невидимка в белой шубке-
Хищник остренькие зубки.
Лис охотник и хитрец
Называется …..


Ночью ухает: «Ух – ух!»

Съем любого, кто лопух.

 Догоню, когтями – цап!

 Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза,

Перья тонки, белы,

 Клюв короткий и кривой –

Я охотник смелый.   (Полярная сова).

Приложение 6.

Итоговое развлечение - презентация. «На экологической тропе»  Награждение активных участников проекта.

 Цель: закрепление у детей знаний о природе родного края.

Задачи: Уточнить и расширить знания детей о природе  родного края. Вызвать эмоциональный отклик. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать у детей ловкость, быстроту при  проведении подвижной игры. Воспитывать бережное и созидательное отношение  к природе.

Оборудование: сундучок с прироохранными знаками, записи голоса Тундровичка и пение птиц, иллюстрации с изображением зверей спрятавшихся за кустами. Две корзины, картинки ягод (морошка, голубика, брусника, клубника),медали для награждения.

Ход занятия.

В группу, где сидят дети, педагог и родители детей,  забегает Сорока  (человек в костюме сороки).

Сорока; Ой, что я знаю, что я знаю!

Педагог: не тараторь, сорока, а поскорее нам расскажи, что случилось?

Сорока: Тундровичок для вас сюрприз приготовил и ждет вас у себя на поляне. Если вы хотите узнать, что за сюрприз, то надо скорее к нему торопиться.

Педагог: ребята, вы хотите узнать, что за сюрприз такой приготовил для нас  Тундровичок?

Дети: да.

Педагог: ребята, а давайте мы тоже придем к Тундровичку не с пустыми руками, возьмем с собой ваши «Книжки – малышки».

Сорока:  Вот обрадуется Тундровичок вашим «книжкам – малышкам», пойдемте же скорее к нему.

Дети вместе с педагогом  и родителями проходят в зал, звучит голос:

Хозяин я - гостеприимный!

И если в тундру ты решил прийти,

Там хочешь отдохнуть:

Или рыбак ты, или грибник,

То вежливым ты будь, о правилах не позабудь.

Не мусори в моем дому.

И не ломай деревья,

Не рви цветы, не мни траву - Я это очень не люблю! Знать и тебя не похвалю! 

Педагог:  Кто это говорит?

Раздается голос: это я – Тундровичок,  молодцы, что пришли, но чтобы дальше идти, нужно пословицы о природе произнести.

Педагог: наши дети и родители знают пословицы о природе и сейчас тебе их назовут. Приложение 5.

Тундровичок:  Справа от вас стоит сундучок,  крышка его открыта, чтобы вы заполнили его  правилами поведения в тундре. Как только закроется сундучок, появиться волшебная тропинка, она вам поможет меня найти.

Сорока достает символы природоохранных знаков. Дети и родители называют правила поведения в тундре.

- Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников;

- Нельзя рвать цветы;

– В тундре  нельзя шуметь;

;

- Зря не вытаптывать траву, растения, стараться идти по тропинке;

- Надо прибирать за собой мусор;

- Нельзя ловить бабочек.

Сундучок закрывается, выбегает «Тропинка».

Тропинка: я веселая тропинка, пробегаю без заминки, вдоль реки, через пригорки, запевайте, детвора, в путь далекий нам пора. ( Дети и родители  идут по кругу исполняя песню «Олененок» сл.Элляя, муз.Дехтерева).

Тропинка: Ребята, а чьи это ушки (рога, хвостик, лапы) там видны? Дети отгадывают зверя, который спрятался  за кустиком.

Тропинка: А стихи о животных вы знаете.

Дети читают стихи. Приложение 5.

Тропинка: хлопните в ладоши, если услышите слова подходящие к описанию северного оленя: мощные рога, быстрый, неуклюжей, проваливается в снег, копыта, питается ягелем, красивый пушистый хвост.

Хлопните в ладоши, услышав, подходящие слова к описанию песца: белый, пушистый мех, живет в норке, маленький хвостик, питается ягелем.

Вдруг тропинка начинает махать руками, жаловаться, что у не над ухом кто- летает и жужжит.

Сорока: ой ребята, я, кажется, догадалась, что случилось  с нашей тропинкой, а вы?

Дети: тропинку кусают комары.

Сорока: да, действительно, в тундре очень много комаров, но ваши родители знают, как вас защитить от комаров. Расскажите нам.

Родители: если мы наденем на детей одежду с длинными рукавами  и намажем специальным кремом от комаров, то комары наших детей не покусают.

Давайте с вами поиграем в игру комары, педагог  произносит слова: Летит, пищит, ножки длинные тащит, случай не упустит: сядет и укусит. Дети делятся на две подгруппы: одни изображают комаров, другие гуляющих детей. «Комары» произносят з-з-з, и бегут за детьми, которые стараются спрятаться от них в «домики». Потом участники меняются местами.

Звучит фонограмма: «голоса птиц».

Тропинка: Ребята, что вы слышите?

Дети: птицы поют.

Тропинка: вам нравиться, пение птиц?

Дети: да.

Тропинка:  давайте послушаем. А какие птицы живут в тундре?

Дети: полярная сова, куропатка, пуночка.

Тропинка: кто из вас хочет рассказать загадку про этих птиц?

Дети загадывают загадку. Приложение 5.

Тропинка: посмотрите, ребята, какая красивая полянка и ягод на ней полно. Какие ягоды здесь растут?

 Дети: голубика, морошка, брусника, клубника

Тропинка: мне, кажется, какая –то ягодка здесь лишняя?

Дети: клубника.

Тропинка: правильно, а давайте мы соберем ягоды, но только надо будет быть внимательными и собрать  те ягоды,  которые растут в тундре. Пусть родители вам помогут их собрать.  Игра: «Найди лишнее».

Выходит Тундровичок (человек в костюме тундровичка).

Тундровичок: здравствуйте, ребята, взрослые, я очень рад, что вы ко мне пришли, не устали? Присаживайтесь (дети и родители садятся на стульчики).

Тундровичок: сегодня я хочу  вам вручить вот эту книгу «Берегите природу»,  будете ее перелистовать и вспоминать меня и моих друзей. Еще я хочу вручить вам  дет и вашим родителям  медали, от мудрой совы,  за то, что вы со   всеми заданиями   справились и  смогли добраться до меня. И еще для вас я испек пирог с ягодами из тундры.

Педагог: Тундровичок, мы то же пришли не с пустыми руками, посмотри какие «Книжки-малышки» дети вместе с родителями сделали дома, в них есть и сказки, рисунки, стихи и загадки про животных тундры.

Тундровичок:  вот спасибо! Я обязательно их всех просмотрю и моя подруга -Сорока вам их вернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Природа – главное средство экологического воспитания»

Педагогический совет на тему: "Природа - главное средство экологического воспитания"...

Презентация к педагогическому совету «Природа – главное средство экологического воспитания»

Презентация к педагогическому совету: "Природа - главное средство экологического воспитания"...

Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств»

Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств» поможет решить задачи зкологического воспитания дошкольников ....

Педагогический совет "Природа - главное средство экологического воспитания"

Представляю Вашему вниманию педагогический совет по экологическому воспитанию. Цель проведения педагогического совета - совершенствование педагогического мастерства, методического уровня педагогов по ...

Педагогический проект "Природу края береги"

Данный проект предназначен для детей и родителей, направленный на повышение экологической грамотности....

Педагогический проект "Природа Кольского края"

Данный проект ориентирован на решение одной главной проблемы –   научить детей видеть  удивительную красоту северной природы, беречь ее,   сформировать  интерес к е...