Развитие креативности у младших дошкольников
статья на тему

Смолякова Елена Алексеевна

Статья по исследованию способности к творчеству у младших дошкольников с точки зрения возрастной психологии и психологии личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kretivnosti.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие креативности у младших дошкольников

        Понятия творчества и креативности часто взаимозаменяемы, их объединяет то, что это – процесс созидания чего-либо нового. В нем задействованы воображение, память, мышление, интеллект, эмоции, воля, а также  физические, анатомо-физиологические свойства человека, часто врожденные.

Выделяют шесть параметров креативности:

  • Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество);
  • Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей;
  • Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми);
  • Законченность  - способность совершенствовать  свой "продукт" или придавать  ему законченный вид;
  • Способность к обнаружению и постановке проблем;
  • Способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны. И, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители и педагоги способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности, так как она находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Творческий  процесс — это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей этот переход осуществляется в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. Чем разнообразнее, вариативнее пробующие действия детей, чем гибче, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможности получить в конечном итоге новый, необычный результат.

Творчество  детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса.     Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет  к  развитию новых мотивов деятельности дошкольников, что существенно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребенка и, в конечном счете, способствует формированию личности.

        Развитие креативности как способности к творчеству у детей младшей группы «Родничок» в 2012-2013 учебном году было реализовано следующими направлениями работы:

  1. Накопление знаний и опыта с помощью наблюдений, экспериментов, тематических бесед, рассказов, чтения художественной литературы, элементов исследовательской деятельности, создания игровых ситуаций.
  2. Развитие эмоций и воображения с помощью различных дидактических игр, рассматривания картин и иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности, обыгрывания.
  3. Развитие умений и навыков в художественно-изобразительной и конструктивной деятельности, а также развитие речи.
  4. Непосредственно развитие творческих способностей с помощью создания проблемных ситуаций, в которых дети реализуют все ранее полученные знания и умения.

На протяжении всех этапов работы у детей поощрялись оригинальные, нестандартные способы решения поставленных задач; ассоциативность мышления; стремление довести начатое до конца и усовершенствовать его, и другие признаки креативности.

        Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: дети, которые в течение всего учебного года систематически участвовали в совместной деятельности с педагогом, на конец года имеют достаточные предпосылки для формирования в дальнейшем творческих способностей.

        В следующем учебном году планируется продолжать работу по развитию креативного мышления у детей, обращая особое внимания на следующие направления: 

  1. Развитие познавательных интересов. Включает в себя постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности, а также постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. 
  2. Развитие системности мышления. Включает формирование умения рассматривать  любой предмет или явление  как систему развивающеюся во времени и определять функции  предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален. 
  3. Развитие ассоциативности мышления.

Для достижения поставленной цели необходимо более полно использовать проектный метод, так как он лучше всего подходит в данном случае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии в развитии креативных способностей старших дошкольников

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.  Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах.Креативность...

Роль семьи в развитии креативных речевых способностей дошкольника.

Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаи...

Развитие креативного мышления у дошкольников

Основы креативного мышления. Педагогические методы развития креативного мышленияКреативное мышление - процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро реш...

Развитие креативного мышления у дошкольников

Консультация для родителей«Развитие креативного мышления у дошкольников»Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения...

Консультации для воспитателей. Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр.

Консультации для воспитателей.Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр....

«Развитие креативных творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности»

Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были...

Развитие креативного мышления у дошкольников с помощью элементов методики ТРИЗ

Развивать креативное мышление необходимо еще в дошкольном возрасте, когда восприятие ребенка особенно эмоционально, а яркие и насыщенные занятия, основанные на развитии креативного мышления и воображе...