самоанализ по самообразованию
статья (подготовительная группа) по теме

Актуальность экологического воспитания  дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается  интенсивно развиваться методика экологического воспитания  дошкольников: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учетом специфических природных и социальных условий большой страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoan_po_samobr_v_pod_gr.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

1. Актуальность выбранной темы.

Актуальность экологического воспитания  дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается  интенсивно развиваться методика экологического воспитания  дошкольников: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учетом специфических природных и социальных условий большой страны.

Основным содержанием экологического воспитания является  формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном  ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаний особенностей жизни, роста и развития живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

2. Цели:

- создать  условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры;

- формировать  экологически - грамотное поведение в природе;

- воспитывать  гуманное  отношение  к живым  объектам флоры и фауны.

На пути достижения цели были поставлены следующие задачи:

- систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе;

- учить понимать причинно - следственные связи внутри природного комплекса;

- научить  конкретным способам экспериментирования  и  исследования объектов природы;

- научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности;

- развивать познавательные и творческие способности;

- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;

- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, птицам, животным, человеку.

3.Основные вопросы намечены для изучения.

Основным  содержанием   экологического  воспитания  является  формирование   у  ребенка  осознанно – правильного  отношения  к  природным  явлениям  и  объектам,  которые  окружают  его,  и с которыми  он  знакомится  в  дошкольном  детстве.

Процесс  становления    осознанного   -  правильного  отношения  сопровождается  определенными  формами  поведения  ребенка. Положительного  результата в развитии нравственного  отношения  к  природе  можно  достичь  только  систематической  работой.

4. Этапы работы. В этом учебном году продолжала осуществляется дальнейшая реализация комплекса мероприятий, как обязательных, так и дополнительных разработанных проектом.

Результатом данного этапа является дальнейшее накопление практического материала и систематизация работы. Проведена диагностика с целью определения экологических знаний и практических умений.

При реализации проекта следую следующим педагогическим принципам: системности, наглядности,  доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонности. В непосредственно образовательной деятельности и в совместной взросло-детской деятельности главную роль отвожу наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе), но и словесный метод работы имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат. Были проведены сезонные наблюдения, знания потом закреплялись дидактической, подвижной, словесной, настольно – печатной игрой, или НОД: «Узнай дерево по листу», «Ходят капельки по кругу», «Кто живет в лесу», «Что было бы, если…?», «Когда это бывает?», «Жизнь зверей осенью», «Что за птица», «Весенние радости» и др.  С возрастом отношение к окружающему миру меняется, острее чувствуешь все явления в природе, даже одинокая рябинка, нарядившаяся в свой разноцветный наряд, выглядит как произведение искусств и хочется спеть песню или прочитать стихи.  С детьми  показана для детей речевой группы инсценировка стихотворения К. Ушинского «Пойманная птичка».        Убеждена, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, ведь, как отмечал В.Г.Белинский «Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже потом передается голове». Стихи разных поэтов, сказки, рассказы, загадки экологического содержания  использую в работе с детьми постоянно. Детям в течении года были прочитаны стихи и загадки о явлениях в неживой природе,  В.Гаршин «Лягушка путешественница»,  В,Бианки «Три весны»,  Е.Благинина «На моем окошке настоящий сад» и др.           Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла провожу последовательно – от простого к сложному. Были проведены сезонные наблюдения с зарисовками своих наблюдений.           В сочетании с наблюдениями дети научились  заполнять  календарь природы, и считаю, что это важная совместная деятельность, в процессе которой  происходит познавательное общение с детьми, обучая находить нужные клеточки, дети  обозначают значками или рисунками  те явления природы, которые наблюдали,  а также понимают символы обозначения.         Общение детей с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.  В течении года  дети рисовали: «Осенний ковер», «Расстелила зимушка – зима свои белоснежные узоры», «Птицы на кормушке», «Цветущая весна».        На современном этапе необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во-первых, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; во-вторых, создать атмосферу общности интересов; в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и нас, педагогов.    Очень важно раскрыть перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания. В своей работе с родителями провела дискуссию «Природа –как фактор нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста», «Прогулки с ребенком». Для родителей были подготовлены папки – передвижки «Понаблюдайте с детьми (сезонно), «Опасные растения», «Растения очистители воздуха». Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей. Родители в течении  всего учебного года принимали участие в различных мероприятиях и акциях экологического содержания: «Очаровательная коряга», «Моя семья с природой», «Мое любимое животное», «Новогодняя красавица», совместно с детьми и родителями был проведен КВН «Что мы знаем о природе». Для воспитателей подготовила практический материал в виде информации: «Осенние наблюдения с детьми», «Природоохранная деятельность с дошкольниками в разное время года» (для каждого возраста).

Основная часть.

1. Создание современной  предметно-развивающей среды в группе.

Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды при сохранении  трех принципов: активности – побуждающая к действию; стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности – всем удобно, поэтому в группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста,  разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности.  В группе создан богатый природный уголок, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности.  Разнообразная  опытническая работа с детьми активно  способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей  думать, сопоставлять и делать выводы.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте и В.А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра  - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

В своей работе с детьми использую дидактические, настольно – печатные, словесные, подвижные игры экологического содержания.

В этом году пополнила свой материал:  методическими  разработками непосредственно образовательной деятельности, которые позволяют повышать интерес детей к получению экологических знаний, увлекать игровыми сюжетами и необычным содержанием;

- методическими разработками сценариев мероприятий, которые позволяют реализовывать творческий и познавательный потенциал детей;

- авторскими дидактическими играми «Живые кубики», «Пищевая цепочка», «Найди, чей след» и др.;

- сборники иллюстративных материалов «Дикие и домашние животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Деревья» и др.;

- видиотека: созданы презентации «Животные Югры», «Леса Югры»;

- сборник сказок «По тропинке к сказке»;

- дидактическое пособие «Одуванчик», «Лягушка», «Угадай правило».

Проведение открытых просмотров в ДОУ.

Проведено открытое занятие по экологии на тему: «Весенние радости».

Выступление с докладом об опыте работы на педсовете.

На педагогическом часе для воспитателей ДОУ было представлено выступление: «Система экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения».

Проанализированы программы по данному направлению:

- С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,

- Н. Н. Кондратьева «Программа экологического образования  детей «Мы»,

- О. Н. Горбатенко «Система экологического воспитания  в дошкольных образовательных учреждениях»,

- О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»,

- Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева «Технология  экологического образования детей в старшей группы ДОУ».

Также был осуществлен анализ имеющего программно- методического  обеспечения; анализ  предметно – развивающей среды  в группе.

Практические выводы после работы над каждой темой.

«Наблюдаем. Рассуждаем. Познаем»  -  учила  наблюдать явления природы, анализировать  делать  выводы о некоторых  закономерностях  и взаимосвязях  живой и неживой природы.

«Неповторимый мир  растений»  -  знакомила детей с разнообразием  растительного  мира,  формировала понимание  зависимости  между внешним  строением  и условиями  их  существования.

«Любить животных – любить себя» -  расширяла знания  детей о диких  и домашних  животных, показывала  взаимосвязь  живого  со средой  своего  обитания.

«Наша Земля – наше богатство»  -  формировала понятие о  себе  как  жителе  планеты  Земля,  от которого  зависит  жизнь  всего живого, учила беречь  и защищать  природу, познакомила  с Красной  книгой.

Выводы:  обобщая работу по теме "Развитие интереса и воспитание нравственных чувств к природе у старших дошкольников" можно сказать, что наша деятельность на данном этапе привела к тому, что у детей вырос познавательный интерес к миру природы, они проявляют желание сохранять природу. Это показывают результаты диагностики. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у ребенка развиваются такие важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личности. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта ребенка, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности.  Таким образом, на основе полученных положительных результатов на данном  этапе работы можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к природе, бережного отношения ко всему живому и повышение экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции экологического материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждается. Цель и задачи достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ по самообразованию (правовое воспитание)

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития....

самоанализ по самообразованию

описана работа по самообразованию за 2014 -2015 учебный год...

Самоанализ по самообразованию ФЭМП

Одна из профессиональных задач современного педагога детского сада — быть в курсе всего нового, что исследуется и внедряется в области дошкольной педагогики, психологии. Кроме того, воспитатель ...

Самоанализ по самообразованию на тему "Гендарное развитие детей дошкольного возраста"

Мне хотелось бы больше владеть информацией на тему ‘’Гендарное воспитание детей’’ поэтому я выбрала эту тему по самообразованию, так как позволяет пополнить и конкретизир...

Самоанализ работы самообразования по теме: "Формирование психологического здоровья дошкольников средствами сказкотерапии"

  Актуальность и новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка....

Самоанализ по самообразованию воспитателя 2022 – 2023 учебный год

Самоанализ по самообразованию воспитателя  2022 – 2023 учебный год. ТЕМА: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника»...

Самоанализ по самообразованию воспитателя 2021-2022 учебный год

Самоанализ по самообразованию воспитателя 2021-2022 учебный год. ТЕМА: «Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста....