ФГТ и ФГОС, что общего и какие различия.
методическая разработка по теме

Виктория  Викторовна ППППППП

Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.

Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgt_i_fgos_obshchee_i_razlichiya_redaktsiya_dou_131_3.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС (общее и различия)

Критерий

ФГТ к структуре ООП ДО

№ пункта

ФГОС ДО

№ пункта

Структура

I. Общие положения

II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

1.1 – 1.4

I. Основные понятия, используемые в стандарте

II. Общие положения

III. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования

IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

V. Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
дошкольного образования

-

1-11

12-20

21-51

52-60

Учет различных потребностей детей

учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.2

учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

2

Механизм разработки и утверждения ООП ДО

разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.

2.1

утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ

Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп

8

Направленность

определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

2.2

определяет содержание и организацию образовательного процесса, направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и развития детей

7

Цели документа

-

-

повышение социального статуса дошкольного образования;

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

4

Задачи документа

-

-

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

 обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

 обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

 создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

 объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

 формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

 обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

 формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;

 обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

 определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

5

Принципы

соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

2.4

Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Основные принципы дошкольного образования:

полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

индивидуализации дошкольного образования;

содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

партнерства с семьей;

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);

учёта этнокультурной ситуации развития детей.

3

Структура ООП ДО

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

2.5

Программа включает три основных раздела:

  • целевой,
  • содержательный и
  • организационный,

В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

16

Время реализации

Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

2.8

Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации

8

Объем

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.

2.9

Объём обязательной части Программы рекомендуется составлять в следующем соотношении: не менее 60% от её общего объёма; в части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.

17

Направления развития ребенка

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому

2.3

-

социальнокоммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественноэстетическое развитие;

физическое развитие.

-

Образовательные области

"Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка";

2.14

социальнокоммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественноэстетическое развитие;

 физическое развитие.

14

Виды детской деятельности

образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности:

  1. игровой,
  2. коммуникативной,
  3. трудовой,
  4. познавательно-исследовательской,
  5. продуктивной,
  6. музыкально-художественной,
  7. чтения
  8. двигательной;

2.11

 в младенческом возрасте это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

В раннем возрасте (1 год - 3 года):

  1. предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
  2. экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
  3. общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
  4. самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
  5. восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
  6. рассматривание картинок,
  7. двигательная активность

В дошкольном возрасте (3 года - 8 лет):

  1. игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
  2. коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
  3. познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
  4.  восприятие художественной литературы и фольклора,
  5. самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
  6. конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
  7. изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  8. музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  9. двигательная (овладение основными движениями).

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.

ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится ...

"Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования с учётом интересов всех участников образовательного процесса".

     Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденн...

Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования (Педагогическая диагностика)

Необходимость преемственности отдельных ступеней системы образования — проблема давняя. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения ( в частности, с появлением в нашей стра...

«ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности»

Одним из современных требований к российскому образованию, изложенных в Концепции модернизации российского образования является достижение нового качества образования, которое определяется, прежде все...