«Художественно-эстетическое развитие воспитанников ДОО в коллективной творческой деятельности»
статья на тему
Одной из наиболее фажных форм организации работы по художественно - эстетическому развитию дошкольников, является коллективная творческая деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Художественно-эстетическое развитие воспитанников ДОО в коллективной творческой деятельности»
В результате реформы образования и введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования кардинально изменились целевые ориентиры дошкольного образования, а, следовательно, и способы их достижения.
Процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
Как обозначено в ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.
Н.А.Ветлугина не раз отмечала в своих работах, что работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы её организации разнообразны: игра, НОД, выставки детских работ,экскурсии , праздники – развлечения и др.
Среди инновационных форм организации образовательной деятельности в рамках решения задачи интеграции разных видов художественно- эстетической деятельности детей можно выделить следующие: дизайн - гостиные, детско-родительские творческие клубы, творческие мастерские, литературные, художественные и музыкальные салоны.
Благодаря такой системе возможно, по Л.Г. Савенковой, рассматривать интеграцию как сложный структурный процесс, требующий:
- развития умений детей к восприятию любых явлений с разных точек зрения;
- развития умений применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;
- формирования способности самостоятельно проводить творческие исследования;
-развития желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
Одной из наиболее важных форм организации работы по художественно-эстетическому воспитанию, является коллективная творческая деятельность.
Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, что они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.
Развитие умения у детей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования. Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Поэтому оно дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе. Оно — творческое, потому что планируется, готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.
Коллективная форма организации дает возможность каждому ребѐнку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд) .
Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:
1.Творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
2.Учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
3.Управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
4.Комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
В процессе выполнения коллективных работ вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, ее содержании;
- обсуждать интересные варианты замыслов и принимать наилучшие решения,
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать, учиться критиковать и вырабатывать навыки делового сотрудничества;
- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения, рациональное размещение материалов и оборудования;
- оценивать, быть внимательным, радоваться успехам своим и товарищей при создании коллективных работ.
Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшение к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребенка, декорации к играм, спектаклям, книжку в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения, кадры из мультфильмов. При этом оценивается не только общий результат, но и вклад каждого ребенка в коллективную работу.
В организации коллективных видов деятельности выделены три основные формы .
1. Совместно - индивидуальная.
Дети работают индивидуально по единому замыслу и только на завершающем этапе деятельность становится частью общей композиции. Работа организуется так, что композиция коллективной работы продумывается заранее, выбирается цвет, размер, расположение; выбирается материал и техника для фона и деталей ; продумывается процесс выполнения коллективной композиции, монтаж.
Расположение элементов на фоне может быть свободным, на одной линии, организованное расположение и мозаика.
2. Совместно - последовательная.
Работа одного ребенка взаимосвязана с предыдущим и последующим ребенком. Дети работают индивидуально над элементом, а потом следует последовательная работа связанная со сборкой.
3. Совместно — взаимодействующая.
Коллективный вид деятельности ведется одновременно всеми детьми, согласовывая все действия на каждом этапе. Дети делятся на группы, у которых будут разные задачи по выполнению коллективной работы (фон, герои деревья, дома, цветы, животные) .
На занятиях по коллективным видам деятельности используются разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по- своему, понимать творческие задачи; учиться искать пути в творчестве, создании своего образа.
Регулярно используя на занятиях коллективную форму работы, можно получить красивую художественную работу, положительный, эмоциональный настрой детей, воспитателей и желание работать в коллективе .
Особое место в художественно-эстетическом развитии детей отводится коллективной театрализованной деятельности.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциалов.
Цель коллективной театрализованной деятельности – формирование художественно-эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Основные задачи коллективной театрализованной деятельности:
– развитие творческих способностей дошкольников, воображения, внимания, самостоятельности мышления;
- коллективные взаимодействия;
– ознакомление детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, народный балаганный и др.);
– работа над речью, интонацией;
– развитие эстетических способностей;
– развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
– обогащение и активизация словарного запаса;
– совершенствование артистических навыков детей;
– развивать способность детей к импровизации с использованием средств выразительности (мимики, жестов, движений и др.).
Применение театрализованной деятельности в педагогическом процессе позволяет успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи, развивать художественный вкус, творческие способности, формировать устойчивый интерес к театральному искусству. Активное участие в театрализованных представлениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести новые навыки, закрепить ранее полученные. Кроме того, формируются их организаторские способности, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
С целью приобщения детей к театральному искусству, к коллективной театрализованной деятельности. Способствованию формирования творческой личности; развития речи и коммуникативные навыков у детей. Создания условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечения условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе. Мной был разработан и на данный момент реализовывается творческий проект «Мир театра».
Цель проекта: приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Задачи проекта:
1. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
2.Создавать условия для организации коллективной театрализованной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ.
3. Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду.
4. Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности.
5. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
6. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
7. Способствовать формированию эстетического вкуса.
8. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
9. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
10. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.
В своей работе руководствовались следующими принципами:
1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Важное значение для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации имеет создание творческой развивающей среды в группе.
В ходе реализации проекта использовались такие формы работы с детьми, как:
- образовательная деятельность;
- театральный кружок «Хохотушки - Говорушки»;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки;
- посещение театров
- занятия по актерскому мастерству и т.д.
Работу реализовала с помошью следующих методов и приемов:
- коллективная творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Ведущая идея проекта – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития коллективной театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия с родителями:
- устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта);
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в средней группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
- фотовыставки «Театральные новости»;
- выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»;
- день открытых дверей, дружеские встречи;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Работая над проектом ожидали следующие результаты:
Для детей:
1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
2. Развитие речи, мимики, жестов.
3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Для воспитателей:
1. Повышение профессионализма.
2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
3. Личностный профессиональный рост.
4. Самореализация.
Для родителей:
1. Повышение уровня личностного сознания.
2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
3. Самореализация.
Для группы:
1. Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
2. Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности.
3. Создание картотеки театрализованных игр.
Нужно отметить, что между театрализованной деятельностью и эстетическим воспитанием детей существует тесная взаимосвязь. Причем яркие проявления эстетического развития обеспечиваются при помощи театрализованных игр. Реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, педагоги обеспечивают в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками я делаю не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям. В процессе коллективной организации театрализованной игры у детей развиваются умения и навыки организаторские, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. Роль педагога в организации и проведении театрально-игровой деятельности очень велика. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективная творческая деятельность с задачами по ОО "Художественно-эстетическое развитие" в старшей группе
КТД с задачами по ОО "Художественно-эстетическое развитие"...
Художественно-эстетическое развитие. Золотая осень. Коллективная работа с использованием инновационных технологий.
Наименование мероприятия: непосредственная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию.Тема мероприятия: «Золотая осень» коллективная ра...
Художественно-эстетическое развитие. Золотая осень. Коллективная работа с использованием инновационных технологий.
Наименование мероприятия: непосредственная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию. Тема мероприятия: «Золотая осень» коллективная р...
Презентация на тему: "Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников"
Данная презентация поможет определить основные задачи и средства направленные на развитие художественно-эстетического развития дошкольников...
Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Осенний лес». (Коллективная работа по лепке)
Занятие для дете подготовительной группы...
Сюжетно-образовательная ситуация по направлению художественно –эстетическое развитие «Море волнуется» ( коллективное рисование)
Задачи: Вызвать у детей интерес к созданию образа моря по замыслуСоздавать условия для творческого применения освоенных уменийУчить договариваться и планировать коллективную работу, развивать навыки с...
Конспект коллективной творческой деятельности «Маленькая планета» (коллективная аппликация)
Конспект коллективной творческой деятельности «Маленькая планета» (коллективная аппликация)Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (аппликация). ...