Рабочая программа педагога-психолога ДОУ
рабочая программа на тему

Гаврилова Ольга Владимировна

В данной рабочей программе педагога-психолога представлена технология психологизации образовательного процесса в ДОУ, разработанная в соответствии с ФГОС ДО.

Психологизация – это процесс интеграции психологических знаний в образование на всех его уровнях:

- на уровне сознания и использования образовательной среды;

- уровне проектирования, создания и использования образовательной среды;

- уровне отношений, посредством которых осваивается образовательная среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_psihologa.doc431 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности                                                   по физическому развитию детей № 5 рабочего посёлка Хор                                                       муниципального района имени Лазо Хабаровского края

«ПРИНЯТО»                                                                     «УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете                                   Заведующий     МБДОУ

протокол  №_______                                           детским  садом  № 5 р.п.Хор                

от «____»_____________2014 г.                          ___________ И В.Щепилова

                                                                                 «___»_____________ 2014г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

педагога-психолога

 

на 2014-2019 уч.г.

                                                       Разработчик  программы:

                                                                       педагог-психолог Гаврилова О. В.

                 

2014 г

Оглавление

1

Обоснование рабочей программы

2

2

Пояснительная записка          

4

3

Цели и задачи Рабочей программы

5

4

Принципы и подходы к формированию  Рабочей программы

6

5

Содержание деятельности педагога-психолога

8

6

Виды деятельности педагога-психолога ДОУ

8

7

Возрастные особенности дошкольников.

 Дети 3-4 лет

8

8

Дети 4-5 лет

10

9

Дети 5-6 лет

11

10

Дети 6-7лет

12

11

Компоненты психологической готовности к школьному обучению

13

12

Формы работы с детьми в рамках программы

15

13

Оснащение рабочего места

17

14

Психологическая диагностика

 Вторая младшая группа

18

15

Средняя группа

20

16

Старшая группа

23

17

Подготовительная к школе группа

26

18

Коррекционные и развивающие программы, используемые в работе

31

19

Литература

32

 

Если человек загадывает на год – он сеет хлеб. Если человек загадывает на десятилетие – он сажает дерево. А если человек загадывает на века – он воспитывает детей.

Старинная японская мудрость

 Обоснование рабочей программы

Построение образовательной программы на основе ФГОС ДО значительно повышает роль педагога-психолога в решении задач развития дошкольного образования. Психологическое сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких задач, определённых ФГОС ДО, как позитивная социализация ребёнка, его всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей.

Целевым центром дошкольного образования становится ребёнок, а образование рассматривается как развивающая и развивающаяся система. Развитие ребёнка воспринимается не как побочный результат работы воспитателя по формированию у воспитанников знаний, умений и навыков, а как точка приложения всех ресурсов дошкольного образования.

Глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования, а именно приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими психологическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития.

В данной рабочей программе педагога-психолога представлена технология психологизации образовательного процесса в ДОУ, разработанная в соответствии с ФГОС ДО.

Психологизация – это процесс интеграции психологических знаний в образование на всех его уровнях:

- на уровне сознания и использования образовательной среды;

- уровне проектирования, создания и использования образовательной среды;

- уровне отношений, посредством которых осваивается образовательная среда.

Психологизация предполагает, что психологические знания выступают средством решения широкого круга обучающих, воспитательных, развивающих и коррекционных задач.

Направления психологизации определяются ориентацией на базовые составляющие образовательного процесса, предполагая ответы на следующие вопросы:

- Кто является субъектами образовательного процесса: ребёнок, имеющий образовательные потребности; воспитатель, действующий под влиянием профессиональных установок; родитель, формулирующий запрос на образовательные услуги с ориентацией на свои образовательные ожидания;

- Что развивается у субъектов образовательного процесса: ценностная, когнитивная, практико-деятельностная;

- Зачем ребёнок осваивает образовательные области, то есть каков их образовательный ресурс в отношении формирования интегративных качеств;

- Как строится образовательный процесс, обеспечивается отбор форм и методов конструирования и реализации индивидуализированных образовательных траекторий.

Основные принципы психологизации ДО можно определить следующим образом:

  1. Интеграция, обеспечивающая полноту и целостность отражения разнородных элементов действительности в сознании ребёнка, что позволяет ему создавать новое знание, а не просто продуцировать новые знания, полученные от взрослого. В рабочей программе принцип интеграции реализуется через взаимопроникновение разных видов деятельности на основе качественно нового проектирования педагогической деятельности, обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах детской деятельности. Принцип интеграции основывается на положении об общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой деятельности, и на идеях о специфике развития ребёнка-дошкольника. Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации образовательного процесса соответствует характеру восприятия, понимания, воспроизведения и преобразования действительности, свойственному дошкольникам.
  2. Вариативность в отношении образовательных программ и свобода выбора образовательного маршрута, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса, что составляет психолого-педагогические основания для личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка в образовательном процессе.
  3. Открытость системы дошкольного образования для обогащения культурообразующими составляющими, что придаёт результатам образования культуросозидающий смысл. Обогащение содержания детского развития за счёт освоения ребёнком культурных практик, преобретающих для него культуросозидающий смысл. Освоение детьми культурных практик приводит к дифференциации сфер инициативы ребёнка: как созидающего  волевого субъекта, творческого субъекта, исследователя, партнёра по взаимодействию и собеседника. Такой подход позволяет сформировать важное психологическое новообразование дошкольного возраста – субъектную позицию. Важным моментом является сохранение субкультуры детства.

Поле реализации принципов психологизации выстраивается в триаде:    образовательная программа – образовательный маршрут – мониторинг качества образования.

Пояснительная записка

Приходя в дошкольное учреждение, ребенок вступает на новую ступеньку своего жизненного пути. Здесь он начинает активно развиваться в разных областях. Ребенок учится быть самостоятельным, общаться со сверстниками, взрослыми, учится правильно держать карандаш, рисовать и даже считать – словом готовиться к следующей ступеньке в своей жизни - школе. Но как это трудно все в глазах малыша! Наша задача максимально помочь ему и облегчить, с психологической точки зрения, этот не легкий дошкольный возраст.

В наш трудный информационный век, детей окружает много различной информации, с которой им порой бывает не справиться. Поэтому мы, педагоги, должны помочь нашему подрастающему поколению, своевременно развить познавательные способности и укрепить психологическое здоровье.

Что же такое познавательные способности? Это мышление, восприятие, память, внимание и воображение. Это психические функции, которые развиваются с ранних лет и, которыми пользуется человек всю свою жизнь.

А что же такое психологическое здоровье? Этот термин, «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной (доктором психологических наук, профессором, академиком РАО) и означает неразделимость телесного и психического в человеке.

Психологически здоровый человек – это, прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.

 Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между

телесным и психическим. А также гармония между человеком и окружающими людьми, природой. По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах. Поэтому своевременное развитие познавательной, мотивационно-потребностной и эмоционально-личностной сфер способствует психологическому здоровью ребенка.

Деятельность педагога-психолога ДОУ направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребёнка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становления тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды развития.

          Программа педагога-психолога Муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 5 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, разработана в соответствии  со следующими нормативными документами  в соответствии с введением в действие ФГОС ДО:

-Конституция РФ, ст 43,72

-Закон   Российской Федерации « Об образовании в российской федерации» от 29. 12.2012 №373-Ф3;

-ФГОС ДО   от 17.10. 2013 г. № 1155;                                                                                  - Конвенция о правах ребенка (1989);  

- Этический кодекс психолога от 14.02.2012 года;                                                                                     - СанПиН 2.4.1.3049-13;                                                                                                                        -Устав  МБДОУ д/с №5 от 22.10.2013г №855;                                                                 - Основная образовательная программа МБДОУ детского сада № 5 р.п.Хор на 2014-2019 уч.г.  от 22.08.2014 г.

Цель программы:

Охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических  условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей;

Задачи программы:

  1. Определение образовательных потребностей детей;
  2. Предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
  3. Создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольниками образовательных областей;
  4. Развитие интеллектуальной сферы;
  5. Развитие познавательных и психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения);
  6. Развитие эмоциональной сферы;
  7. Обучение положительному взаимоотношению и принятию других.

          Принципы и подходы к формированию Программы: Программа  построена   на основе систематизации психологического и тематического материала, что предполагает объединение основных направлений работы педагога-психолога ДОУ, а также на  позициях   гуманно-личностного  отношения к ребенку, определённых ФГОС ДО, и:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает        единство        воспитательных,    развивающих и обучающих

целей   и  задач  процесса  образования  детей  дошкольного  возраста,  в   ходе

реализации   которых   формируются   такие   качества,     которые     являются

ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• содействует сотрудничеству детей и взрослых и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

 • приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

На основе своей рабочей программы педагог-психолог составляет годовой план работы, осуществляет перспективное и календарное планирование своей деятельности с учётом содержания образовательной программы, запроса родителей и специфики образовательных потребностей детей.

Структура рабочей программы отражает все направления деятельности педагога-психолога.

          Содержание деятельности педагога-психолога определяется её направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий, определённых ФГОС ДО:

- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях ;

- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- защита детей от всех форм физического и психического насилия (Закон РФ «Об образовании», ст.34, п.1.9);

- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно образовательный процесс. 

Виды деятельности педагога-психолога ДОУ:

1. Консультативно-просветительская   работа, целью которой являются:

1.1. Повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам;  

1.2.Оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития;

1.3.Формирование у педагогов потребности в психологических знаниях и желания использовать их в интересах ребёнка и собственного развития.

1.4.выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с  детьми;

Помощь семье в вопросах при необходимости  выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка.

2. Психодиагностическая  работа, целью которой является получение информации:

2.1.Об уровне психического развития детей

2.2.  Выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

 2.3. Выявление причин отклоняющегося поведения

3. Психокорреционная, развивающая, психопрофилактическая   работы:

3.1.Создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития ;

3.2.Активное воздействие педагога-психолога на развитие личности и индивидуальности  ребёнка;

3.3.  Предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей и взрослых, на создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития;                                                                                                         3.4. Создание условий для полноценного психического развития ребёнка на каждом возрастном этапе

4. Организационно-методическая работа, целью которой являются:

4.1.Анализ научной и практической литературы для подбора психологического инструментария и разработки развивающих и /или коррекционно-развивающих программ.

  1. Подготовка к консультации воспитателей

4.3.Подготовка и оформление информационных стендов для родителей.

4.4.Подготовка информационных писем (памяток) для родителей.

4.5.Анализ и обработка результатов диагностики, составление рекомендаций для родителей и воспитателей.

4.6.Изучение материалов периодической печати, с целью подготовки к индивидуальному или групповому консультированию родителей/педагогов.

4.7.Подготовка материала для проведения  групповой /индивидуальной работы с детьми.

4.8.Подготовка психологического инструментария к обследованию, написание заключений.

4.9.Заполнение отчетной документации педагога-психолога.

4.10. Работа с мед. картами и психолого – педагогической документацией.

5. Экспертная работа:

   5.1.Участиие в психолого-медико-педагогическом консилиуме детского сада

   5.2.Исследование эффективности  усвоения образовательной программы детьми.  

  5.3. Рекомендации по оптимизации педагогического процесса

Возрастные особенности дошкольников

Дети 3-4 лет

Анатомо-физиологические особенности.

Три года – это период активных контактов с окружающим миром. Дети этого возраста подвижны, любознательны; при общении со взрослыми и более старшими детьми у них совершенствуется речь, вырабатываются психические реакции, адекватные обстановке.

Основные показатели физического развития ребенка на этот возраст:

Рост 96см + 4,3см;

Вес 12,5кг + 1кг;

Окружность грудной клетки 51,7см + 1,9см;

Окружность головы 48см;

Количество молочных зубов 16-20.

В этом возрасте происходит дальнейшее снижение темпов нарастания массы тела, изменяются его пропорции.

Интеллектуальная деятельность усложняется. После 3 лет ребенок начинает осознавать себя личностью, на этом этапе продолжает совершенствоваться координация движений.

Для детей характерна эмоциональная лабильность — быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому: согласия — в капризы, радости — в обиду. У ребенка четко выявляются индивидуальные черты характера.

Возраст 3-4 года отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений у детей низкий, что часто ведет к травмам.

Мышечная система в этом возрасте заметно укрепляется, нарастает масса крупных мышц.

Развитие психических процессов.

Возраст 3-х лет – это тот возраст, когда ребенок интенсивно психически развивается и появляются новые, ранее отсутствующие особенности. Ведущей познавательной функцией является восприятие, когда ребенок как «губка» впитывает в себя все новое. Ведущая деятельность – игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Внимание ребенка в этом возрасте не устойчивое. Его по-прежнему сложно направить на предмет. Но к концу года все меняется. Ребенок становится менее импульсивным и может удерживать активное внимание в течение 8 минут.

Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. Преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в целое или разрознен.

Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него интерес, вызывает эмоциональный отклик. Хорошо усваивается информация, которую он видит и слышит. Развита двигательная память: хорошо запоминается то, что было связано с собственным движением.

Мышление. В 3-4 года ребенок пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях.

Сравнивают и анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части дошкольников уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам.

Воображение. Эта психическая функция у детей четвертого года жизни развита очень слабо. Малыша легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их, но элементы активного воображения, когда ребенка увлекает сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется состав речи: возрастает доля глаголов, прилагательных и других частей речи.

Дети 4-5 лет

Анатомо-физиологические особенности.

Темп физического развития ребенка с 4 лет до 6 лет примерно одинаков: средняя прибавка в росте за год составляет 5-7 см, в массе тела до 2 кг. Рост четырехлетних мальчиков 100,3см. К пяти годам он увеличивается примерно на 7см. Средний рост девочек четырех лет – 99,7см, пяти лет – 106,1см.

Развитие психических процессов.

Наиболее ярко этот возраст характеризует возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, мышления.

Восприятие. В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу. Восприятие сенсорных эталонов.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может удерживать внимание до 20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.

Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Память. В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Для того чтобы что-то запомнить, ребенок теперь может использовать некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.

Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пяти лет более четко воспроизводит то, что запомнил. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.

Мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление, а главная задача педагога – формирование разнообразных конкретных представлений. Мышление человека – это способность к общению, поэтому необходимо учить детей обобщать.

Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.

Речь привлекает внимание детей, и активно используются ими. Развивается грамматическая сторона речи.

Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов.

Дети 5-6 лет

Анатомо-физиологические особенности.

Возраст 5-6 лет называют «первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти до 10 см. Рост ребенка около 107 см, а масса тела до 18 кг.

Развитие психических процессов.

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится собственно познавательной. А не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

Восприятие продолжает совершенствоваться. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по величине – возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.

Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем 6-7 объектов к концу года.

Память. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов.

Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу, но и в уме совершить преобразование объекта.

Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления.

Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.

Речь продолжает совершенствоваться. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается ввязанная речь.

Дети 6-7 лет

Анатомо-физиологические особенности.

В этом возрасте идет процесс активного созревания организма. В среднем рост ребенка от 113 см до 122 см, а вес от 21 кг до 25 кг.

Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие психических процессов.

Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Возрастные особенности:

  1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
  2. Переход к младшему школьному возрасту.
  3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
  4. Повышенная чувствительность.
  5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

Восприятие продолжает развиваться.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания до 25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов.

Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решение проблемных ситуаций.

Воображение. У старшего дошкольника развито творческое воображение. Этот период – сензитивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связанная речь. В результате правильно организованной работы у детей оказывается хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Компоненты психологической готовности к школьному обучению

В современной психологии выделение компонентов школьной готовности производится по различным критериям и на разных основаниях. Некоторые авторы (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.) идут по пути дифференциации общего психического развития ребенка на эмоциональную, интеллектуальную и другие сферы, и, следовательно, выделяя интеллектуальную, эмоциональную и т.д. готовность.

Другие же авторы (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова) рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром. В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются: произвольность в общении со взрослыми; произвольность в общении со сверстниками; адекватно сформированное отношение к самому себе.

По возможности сочетая вышеуказанные принципы дифференциации компонентов школьной готовности, можно выделить следующие ее компоненты.

Личностная готовность.

Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является тот ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность.

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть целостным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая,  можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.

Социально – психологическая готовность.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Физическая готовность. 

Подразумевает общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 –летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Речевая готовность.

Сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

Эмоционально-волевая готовность.

Считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия в его реализации, преодолевать препятствия и у него формируется произвольность психологических процессов.

Формы работы с детьми в рамках программы

Индивидуальная работа:

Работа заключается в индивидуальном подходе к ребенку с учетом его ЗУН.

Вплотную связана с взаимодействием с родителями. Направлена на укрепление взаимоотношений между родителями и ребенком по средствам выполнения совместных заданий.

Групповая работа:

          В условиях дошкольного образовательного учреждения комплектация групп зависит от многих факторов, но поскольку одной из задач данной программы является, создание благоприятной атмосферы и максимального взаимодействия в группе, деления на подгруппы нет. Поэтому количество детей в группе не должно превышать 20 человек, что соответствует максимальной наполняемости в группе.

         Время, отведенное для групповой работы в образовательном процессе, не должно превышать для детей 4-5 лет 30 минут, для 5-6 лет  40 минут, для 6-7 лет 45 минут

Программа выстроена по следующей схеме:

 - первичная диагностика (начало учебного года);

 - подача тематического материала в соответствии с общеобразовательной программой ДОУ;

 - последовательность тем с закреплением пройденного материала;

 - промежуточная диагностика для выявления усвоения пройденного материала;

 - итоговая диагностика для выявления развития детей в соответствии с возрастом.

Программа построена с учетом ведущей потребности каждого возраста и основана на развитии ведущего психического процесса.

Задания на развитие психических (познавательных) процессов построены в соответствии с возрастом и темами образовательной деятельности.

Работа проводится в помещениях (групповые комнаты) с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

 Принцип проведения психолого-педагогического процесса:

  1. Доброжелательность
  2. Наглядность
  3. Простота подачи материала
  4. Развивающий и воспитательный характер учебного материала

Структура каждой встречи:

  1. Проектировочный компонент. Включает в себя: название темы; цели работы; используемый материал.
  2. Основная часть. Включает в себя: психогимнастические этюды, прослушивание рассказов, музыкальных произведений; изображение различных эмоций, чувств, настроений; релаксационные упражнения; пальчиковая гимнастика; коммуникативные игры; ролевые игры; игры и задания, направленные на развитие произвольности, мышления, памяти, внимания; игры-драматизации.
  3. Рефлексивный компонент. Включает в себя подведение итогов групповой работы и ритуал прощания.

Оснащение рабочего места 

(материально-техническое и методическое обеспечение: количество единиц психологической литературы,  закрепленной за детским садом,  дидактические игры и пособия, диагностические материалы, программы и т.п.):

1. Эргономическое оснащение зоны:

  • Стол  с учетом роста для работы с детьми на 4  места;
  • 4 стульчика с учетом роста детей;
  • Методическая литература в количестве 58 единиц.

2.  Диагностическая зона:

  • Стол с учетом роста для работы с детьми на 4 места;

4 стульчика с учетом роста детей; 

  • Диагностические карты детей;
  • Диагностический материал, разложенный по возрастам детей в  отдельные папки:

- Папка «Диагностика детей. Ранний возраст»;

          -Папка «Диагностика детей. Младший    дошкольный возраст»;

          -Папка «Диагностика детей.  Средний    дошкольный возраст»;

                   - Папка «Диагностика детей. Старший дошкольный возраст»;

                   -Папка «Диагностика детей. Подготовительная к школе группа»;

- Папка «Диагностика детей. Готовность к школе»

- Папка «Диагностика. Проективные методики»

3. Консультативная зона:

  • Кресла 2 шт.;
  • Специальный набор литературы для родителей и педагогов в количестве  35 книг;

4. Игровая зона:

  • Ковровое покрытие;
  • Песочный столик;
  • Сухой душ;
  • Шкаф для игрушек;
  • Дидактические пособия.

5. Рабочая зона педагога – психолога:

  • Стол письменный;
  • Стул;
  • Книжная полка;
  • Копировальный аппарат;
  • Методическая литература.

Психологическая диагностика

 Вторая младшая группа

Оценка развития детей, его динамики, измерение их личностных образовательных результатов

Образовательн                    область

Диагностич. параметры

Цель                                                                 методики

Источник

Самостоятель-ность

Изучить проявления самостоятельности

Комплексная оценка результатов освоения програм-мы «От рождения до школы».    Вторая младш.гр.          авт.-сост. Ю.А.Афонькина

Потребности

Изучить проявления потребностей

Представления о себе

Изучить содержание и осознанность представлений о себе

Эмоционально-волевая сфера

Изучить особенности эмоционально-волевой сферы

Изучить особенности эмоционально-волевой регуляции в разных видах деятельности

Игровая деятельность

Изучить сформированность структуры сюжетно-ролевой игры

Моральное развитие

Изучить эмоциональное отношение к нравственным нормам

Общение

Изучить навыки общения

Выявить ведущую форму общения ребёнка со взрослыми

Познаватель-ное  развитие

Восприятие

Выявить сформированность восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в простран-стве; Выявление уровня развития цело-стного восприятия, способности к зри-тельному синтезу, сформ. восприятия цвета

Экспресс-диагностика в детском саду. авт.-сост. Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко

Мышление

Выявление понимания ребёнком инструкции, сформированности  понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышл.

Внимание

Оценка степени сформированности внимания, общей осведомлённости

Память

Оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции

Выявление проблем психического развития ребёнка (по запросу родителей)

Сфера психического развития

Диагностич. параметры

Цель                                                                 методики

Источник

Психофизичес-кое развитие

Общие параметры психомоторного развития

Оценка развития общих и специфических двигательных навыков

Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста.             составитель Н.А.Ноткина

Индивид.-типологическ. показатели моторной активности

Оценка моторной активности

Эмоциональное  развитие

Психическое напряжение

Выявление признаков психического напряжения (опросник для родителей)

Диагностика психических состояний детей. Автор С.В.Велиева

Эмоциональн. состояние

Определение эмоционального состояния

В мире детских эмоций. Авт. Т.А.Данилина

Эмоциональн. неблагополучие

 Определение эмоционального  неблагополучия

Педагогическая диагностика в детском саду. Авт. Е.Г.Юдина

Особенности эмоциональн. стороны детско-родит.взаимо-действия

Выявление  особенностей эмоциональн. стороны детско-родит. Взаимодействия (Анкета для родителей, беседа)

Личностное развитие

Коммуникатив-ное развитие

Осознание моральных норм

Оценка осознания моральных норм ребёнка

Диагностика эмоционально-личностного развития дошк. 3-7 лет. Методика «сюжетные картинки» сост. Н.Д.Денисова

Представлен. о себе

Выявить представления ребёнка о себе

Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. сост.О.В.Белановс-кая; Методики «фотография», «ДДЧ», «Несущест-вующ. животное»

Игровые навыки

Форма общения со взрослым

Диагностика уровня сформированности игровых навыков

Изучение форм общения ребёнка со взрослым

Диагностика в д/с авт.Р.Калинина

Особенности обще-ния с дошкольник. Авт.Е.О.Смирнова

Стиль педагогического общения

Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса

Диагностика в д/с авт.Р.Калинина

Родительское отношение

Выявление стиля родительского отношения к ребёнку

Диагностика в д/с под ред. Е.А.Ниче-порюк

Возрастной кризис 3-х лет

Самостоятель-ность

Диагностика самостоятельности

Комплексная оценка результатов освоения програм-мы «От рождения до школы».    Вторая младш.гр.          авт.-сост. Ю.А.Афонькина

Психодиагностическая работа по выявлению у детей ранних признаков одарённости

Предмет диагностики

Методика

Источник

Склонности

Наблюдение за деятельностью детей

Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Авт. Ю.А.Афонькина

Ранние проявления способностей

Анкета для родителей

Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками. Авт. Ю.А.Афонькина

Средняя группа

Оценка развития детей, его динамики, измерение их личностных образовательных результатов

Образовательн                    область

Диагностич. параметры

Цель                                                                 методики

Источник

Социально-коммуникатив-ное развитие

Самостоятель-ность

Изучить проявления самостоятельности

Комплексная оценка результатов освоения програм-мы «От рождения до школы». Средняя.гр        авт.-сост. Ю.А.Афонькина

Потребности

Изучить проявления потребностей

Представления о себе

Изучить содержание и осознанность представлений о себе

Эмоционально-волевая сфера

Изучить особенности эмоционально-волевой сферы

Изучить особенности эмоционально-волевой регуляции в разных видах деятельности

Изучить проявления волевой активности

Изучить особенности осознания эмоционально-волевых процессов

Игровая деятельность

Изучить сформированность структуры сюжетно-ролевой игры

Моральное развитие

Изучить эмоциональное отношение к нравственным нормам

Общение

Самооценка

Изучить навыки общения

 Изучить особенности самооценки в разных видах деятельности

Познаватель-ное  развитие

Восприятие

 Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений

Экспресс-диагностика в детском саду. авт.-сост. Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко

Выявление стойкости интереса

Выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу

Выявление целенаправленности восприятия

Мышление

Выявление  уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки.

Внимание

Оценка  умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объёма внимания

Выявление устанавливать сходство и различие предметов

Оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания

Память

Оценка  объёма образной памяти

Воображение

Оценка уровня развития воображения, оригинальность и гибкость мышления

Общая осведомлённость

Выявление общей осведомлённости ребёнка

Моторика

Выявление состояния моторики

Выявление проблем психического развития ребёнка (по запросу родителей)

Сфера психического развития

Диагностич. параметры

Цель                                                                 методики

Источник

Психофизичес-кое развитие

Общие параметры психомоторного развития

Оценка развития общих и специфических двигательных навыков

Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста.             составитель Н.А.Ноткина

Индивид.-типологическ.показатели моторной активности

Оценка моторной активности

Эмоциональное  развитие

Психическое напряжение

Выявление признаков психического напряжения (опросник для родителей)

Диагностика психических состояний детей. Автор С.В.Велиева

Оценка степени позитивно-негативного психического состояния

Эмоциональн. состояние

Определение эмоционального состояния

В мире детских эмоций. Авт. Т.А.Данилина

Эмоциональн. неблагополучие

 Определение эмоционального неблагополучия

Педагогическая диагн. в д/с. Авт. Е.Г.Юдина

Тревожность

Определение уровня тревожности

Диагностикаэмоционально-личностно-го  развития дошкольников 3-7л. сост.Н.Д.Денисова (метод. Захарова)

Эмоциональные стороны детско-родительского взаимодействия

Анкета для родителей

Личностное (развитие

Осознание моральных норм

Оценка осознания моральных норм ребёнка

Диагностика эмоционально-личностного развития дошк. 3-7 лет. Методика «сюжетные картинки» сост. Н.Д.Денисова

Самооценка

Определение самооценки ребёнка

Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. Авт. О.В.Белановская

Игровые навыки

Диагностика уровня сформированности игровых навыков

Диагностика в д/с. Авт. Р.Калинина

Коммуникатив-ное развитие

Взаимоотноше-ние с родителя-ми

Изучение форм общения ребёнка со взрослым

Особенности общения с дошкольниками. Авт.Е.О.Смирнова

Определение уверенности в родительской любви

Диагностика психических состояний детей дошк. возраста. авт. С.В.Велиева

Основные психические состояния, испытываемые ребёнком в семье

Определение уровня общения  ребёнка с членами семьи

Определение родительского отношения к ребёнку

Диагностика в д\с. под ред. Н.А.Ничепорюк (тест-опросник А.Я.Варга, В.В.Столина)

Взаимоотноше-ние в детском коллективе

Изучение свободного общения детей

Практикум по дошкольной психологии. Авт. Г.А.Урунтаева

Психодиагностическая работа по выявлению у детей ранних признаков одарённости

Предмет диагностики

Методика

Источник

Склонности

Наблюдение за деятельностью детей

Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Авт. Ю.А.Афонькина

Ранние проявления способностей у ребёнка

Анкета для родителей

Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками. Авт. Ю.А.Афонькина

Образная креативность

«Дорисовывание фигур»

Диагностика психического развития. Авт.Т.Д.Марцинковская

Вербальная креативность

«Придумай рассказ»

Психология. Авт. Р.С.Немов

Старшая группа

Оценка развития детей, его динамики, измерение их личностных образовательных результатов

Образовательн                    область

Диагностич. параметры

Цель                                                                 методики

Источник

Физическое развитие

Психомоторное развитие

Определение особенности развития зрительно-моторной регуляции действий

Комплексная оценка результатов освоения програм-мы «От рождения до школы». Старшая.гр        авт.-сост. Ю.А.Афонькина

Определение  графо-моторных умений

Определение тонкой моторики руки

Социально-коммуникатив-ное развитие

Самостоятель-ность

Изучить проявления самостоятельности

Потребности

Изучить проявления потребностей

Представления о себе

Изучить содержание и осознанность представлений о себе

Изучить особенности Я-концепции

Эмоционально-волевая сфера

Изучить особенности эмоционально-волевой сферы

Изучить особенности эмоционально-волевой регуляции в разных видах деятельности

Изучить проявления волевой активности

Изучить особенности осознания эмоционально-волевых процессов

Игровая деятельность

Изучить сформированность структуры сюжетно-ролевой игры

Моральное развитие

Изучить эмоциональное отношение к нравственным нормам

Общение

Изучить навыки общения

  Выявить ведущую форму общения ребёнка со взрослыми

Самооценка

Изучить уровень притязаний

Изучить особенности самооценки в различных видах деятельности

Познаватель-ное  развитие

Восприятие

 Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений

Экспресс-диагностика в детском саду. авт.-сост. Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко

Выявление стойкости интереса

Выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу

Выявление целенаправленности восприятия

Определить умение воспроизводить  целостный образ предмета

Мышление

Выявление  уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки.

Определить умение группировать предметы по их функциональному назначению

Определить умение ребёнка действовать по образцу, анализировать пространство

Выявление уровня логического мышления

Выявление способности ребёнка понять сюжет,устанавливать причинно-следственные связи

Внимание

Оценка  умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объёма внимания

Выявление  способности  устанавливать сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности

Оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания

Память

Оценка  объёма образной памяти

Воображение

Оценка уровня развития воображения, оригинальность и гибкость мышления

Общая осведомлённость

Выявление общей осведомлённости ребёнка

Моторика

Выявление состояния моторики

Выявление проблем психического развития ребёнка (по запросу родителей)

Сфера психического развития

Диагностич. параметры

Цель                                                                 методики

Источник

Психофизичес-кое развитие

Общие параметры психомоторного развития

Оценка развития общих и специфических двигательных навыков

Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста.             составитель Н.А.Ноткина

Индивид.-типологическ.показатели моторной активности

Оценка моторной активности

Эмоциональное  развитие

Психическое напряжение

Выявление признаков психического напряжения (опросник для родителей)

Диагностика психических состояний детей. Автор С.В.Велиева

Оценка степени позитивно-негативного психического состояния

Эмоциональн. состояние

Определение эмоционального состояния

В мире детских эмоций. Авт. Т.А.Данилина

Эмоциональн. неблагополучие

 Определение эмоционального неблагополучия (опросник для родителей)

Педагог. диагн. в д/с. Авт. Е.Г.Юдина

Понимание эмоций

Определение понимания  ребёнком эмоционального состояния окружающих его людей

Эмоциональная сфера ребёнка. Авт.Е.И.Изотова

Тревожность

Определение уровня тревожности

Диагностикаэмоционально-личностно-го  развития дошкольников 3-7л. сост.Н.Д.Денисова (метод. Захарова)

Определение  проявлений тревожности в различных ситуациях

Страхи

Определение  страхов у ребёнка

Личностное (развитие

Осознание моральных норм

Оценка осознания моральных норм ребёнка

Диагностика эмоционально-личностного развития дошк. 3-7 лет. Методика «сюжетные картинки» сост. Н.Д.Денисова

Самовосприятие

Определение представлений ребёнка о сбе, отношения к себе

Самооценка

Определение самооценки ребёнка

Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. Авт. О.В.Белановская

Определение вида самооценки

Игровые навыки

Диагностика уровня сформированности игровых навыков

Диагностика в д/с. Авт. Р.Калинина

Притязания

Определить уровня притязания ребёнка, его мотивационные предпочтения

Детская практич. психология . ред. Т.Д.Марцинковская

Коммуникатив-ное развитие

Взаимоотноше-ние с родителя-ми

Изучение форм общения ребёнка со взрослым

Особенности общения с дошкольниками. Авт.Е.О.Смирнова

Определение уверенности в родительской любви

Диагностика психических состояний детей дошк. возраста. авт. С.В.Велиева

Основные психические состояния, испытываемые ребёнком в семье

Определение уровня общения  ребёнка с членами семьи

Определение родительского отношения к ребёнку

Диагностика в д\с. под ред. Н.А.Ничепорюк (тест-опросник А.Я.Варга, В.В.Столина)

Взаимоотноше-ние в детском коллективе

Изучение свободного общения детей

Практикум по дошкольной психологии. Авт. Г.А.Урунтаева

Проявление эмоций в общении

Игротерапия общения. М.Панфилова (мет. «Кактус»)

Определение особенностей межличностных отношений

Программа «Азбука общения» Л.М.Шипицина

Оценка коммуникативной активности

Психодиагностическая работа по выявлению у детей ранних признаков одарённости

Предмет диагностики

Методика

Источник

Склонности

Наблюдение за деятельностью детей

Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Авт. Ю.А.Афонькина

 Проявления способностей у ребёнка

Анкета для родителей, беседа

Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками. Авт. Ю.А.Афонькина

Определение видов способностей

Образная креативность

«Дорисовывание фигур»

Диагностика психического развития. Авт.Т.Д.Марцинковская

Вербальная креативность

«Придумай рассказ»

Психология. Авт. Р.С.Немов

Способности

Определение художественно-изобразительные умений  и способностей

Развитие умений и способностей у детей на основе интеграции дошкольного возраста. авт. Маланов С.В.

Определение речевых способностей

Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников

Определение комбинаторных способностей

Подготовительная к школе группа

Оценка развития детей, его динамики, измерение их личностных образовательных результатов

Образовательн                    область

Диагностич. параметры

Цель                                                                 методики

Источник

Физическое развитие

Психомоторное развитие

Определение особенности развития зрительно-моторной регуляции действий

Комплексная оценка результатов освоения програм-мы «От рождения до школы». Подготовительная. гр авт.-сост. Ю.А.Афонькина

Определение тонкой моторики  пальцев рук, сенсомоторной координации

Социально-коммуникатив-ное развитие

Самостоятель-ность

Изучить проявления самостоятельности

Потребности

Изучить проявления потребностей

Представления о себе

Изучить содержание и осознанность представлений о себе

Изучить особенности Я-концепции

Эмоционально-волевая сфера

Изучить особенности эмоционально-волевой сферы

Изучить особенности эмоционально-волевой регуляции в разных видах деятельности

Изучить проявления волевой активности

Изучить особенности осознания эмоционально-волевых процессов

Игровая деятельность

Изучить сформированность структуры сюжетно-ролевой игры

Моральное развитие

Изучить эмоциональное отношение к нравственным нормам

Общение

Изучить навыки общения

Выявить ведущую форму общения ребёнка со взрослыми

Изучить уровень осознания конфликтных ситуаций и способов их разрешения

Самооценка

Изучить уровень притязаний

Изучить особенности самооценки  личностных качеств

Познаватель-ное  развитие

Восприятие

 Оценка степени сформированности  наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей

Экспресс-диагностика в детском саду. авт.-сост. Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко

Выявление стойкости интереса

Выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу

Выявление целенаправленности восприятия

Определить умение воспроизводить  целостный образ предмета

Мышление

Выявление  уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки.

Определить умение  обобщения

Выявление уровня логического мышления, анализа

Выявление способности ребёнка устанавливать причинно-следственные связи

Оценка сформированности умения выявлять закономерности и объяснять свой выбор

Внимание

Оценка  умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объёма внимания

Выявление  способности  устанавливать сходство и различие рисунков  на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности

Оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания

Определение умения ориентироваться на образец, максимально точно копировать его

Память

Оценка  уровня развития слуховой кратковременной  памяти

Воображение

Оценка уровня развития воображения, оригинальность и гибкость мышления

Общая осведомлённость

Выявление общей осведомлённости ребёнка

Моторика

Выявление состояния моторики

Выявление проблем психического развития ребёнка (по запросу родителей)

Сфера психического развития

Диагностич. параметры

Цель                                                                 методики

Источник

Психофизичес-кое развитие

Общие параметры психомоторного развития

Оценка развития общих и специфических двигательных навыков

Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста.             составитель Н.А.Ноткина

Индивид.-типологическ.показатели моторной активности

Оценка моторной активности

Эмоциональное  развитие

Психическое напряжение

Выявление признаков психического напряжения (опросник для родителей)

Диагностика психических состояний детей. Автор С.В.Велиева

Оценка степени позитивно-негативного психического состояния

Эмоциональн. состояние

Определение эмоционального состояния

В мире детских эмоций. Авт. Т.А.Данилина

Эмоциональн. неблагополучие

 Определение эмоционального неблагополучия (опросник для родителей)

Педагог. диагн. в д/с. Авт. Е.Г.Юдина

Понимание эмоций

Определение понимания  ребёнком эмоционального состояния окружающих его людей

Эмоциональная сфера ребёнка. Авт.Е.И.Изотова

Тревожность

Определение уровня тревожности

Диагностика эмоционально-личностного  развития дошкольников 3-7л. сост.Н.Д.Денисова (метод. Захарова)

Определение  проявлений тревожности в различных ситуациях

Страхи

Определение  страхов у ребёнка

Личностное (развитие

Осознание моральных норм

Оценка осознания моральных норм ребёнка

Диагностика эмоционально-личностного развития дошк. 3-7 лет. Методика «сюжетные картинки» сост. Н.Д.Денисова

Самовосприятие

Определение представлений ребёнка о сбе, отношения к себе

Самооценка

Определение самооценки ребёнка

Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. Авт. О.В.Белановская

Определение вида самооценки

Игровые навыки

Диагностика уровня сформированности игровых навыков

Диагностика в д/с. Авт. Р.Калинина

Притязания

Определить уровня притязания ребёнка, его мотивационные предпочтения

Детская практич. психология . ред. Т.Д.Марцинковская

Потребности

Определение личностных потребностей ребёнка

Общение. Дети 5-7 лет. Н.Ф.Клюева

Мотивация

Самовосприятие

Определение мотивационных предпочтений

Изучение особенностей Я-концепции ребёнка

Детская практич. психология

Авт.Марцинковская

Изучение представлений ребёнка о себе, отношение к себе

Диагностика  эмоц.-личностного развития дошкольников 3-7л. Сост.Н.Д.Денисова

Коммуникатив-ное развитие

Взаимоотноше-ние с родителя-ми

Изучение форм общения ребёнка со взрослым

Особенности общения с дошкольниками. Авт.Е.О.Смирнова

Определение уверенности в родительской любви

Диагностика психических состояний детей дошк. возраста. авт. С.В.Велиева

Основные психические состояния, испытываемые ребёнком в семье

Определение уровня общения  ребёнка с членами семьи

Определение родительского отношения к ребёнку

Диагностика в д\с. под ред. Н.А.Ничепорюк (тест-опросник А.Я.Варга, В.В.Столина)

Взаимоотноше-ние в детском коллективе

Изучение свободного общения детей

Практикум по дошкольной психологии. Авт. Г.А.Урунтаева

Проявление эмоций в общении

Игротерапия общения. М.Панфилова (мет. «Кактус»)

Определение особенностей межличностных отношений

Программа «Азбука общения» Л.М.Шипицина

Оценка коммуникативной активности

Психодиагностическая работа по выявлению у детей ранних признаков одарённости

Предмет диагностики

Методика

Источник

Склонности

Наблюдение за деятельностью детей

Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Авт. Ю.А.Афонькина

 Проявления способностей у ребёнка

Анкета для родителей, беседа

Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками. Авт. Ю.А.Афонькина

Определение видов способностей

Образная креативность

«Дорисовывание фигур»

Диагностика психического развития. Авт.Т.Д.Марцинковская

Вербальная креативность

«Придумай рассказ»

Психология. Авт. Р.С.Немов

Способности

Определение художественно-изобразительные умений  и способностей

Развитие умений и способностей у детей на основе интеграции дошкольного возраста. авт. Маланов С.В.

Определение речевых способностей

Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников

Определение комбинаторных способностей

Психологическая готовность к школе

Цель диагностики

Методика

Источник

Выявить  доминирование игрового или познавательного мотива

«Сказка»

Методические рекомендации по исследованию  готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Авт. Н.Н Гуткина

Оценить  познавательную и учебную мотивации

«Внутренняя позиция школьника»

Выявить умение  ребёнка воспроизводить зрительно воспринимаемый образец, особенности развития произвольного внимания, сенсорной координации и тонкой моторики руки

«Домик»

Исследование умения действовать по правилу

«Да и нет»

Исследование обучаемости ребёнка, его умения пользоваться новыми правилами для решения задач

«Сапожки»

Исследование процесса обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи, выявление уровня речевого развития

«Последовательность событий»

Проверка фонематического слуха

«Звуковые прятки»

Оценка общего фона благополучия ребёнка в детском саду, определение особенностей восприятия ребёнком педагога и сверстников, измерение психологической дистанции взаимоотношений

Модификация методики                            Рене Жиля

Выявление уровня самооценки

«Лесенка»

Коррекционные и развивающие программы, используемые в работе

Цель программы

Используемая программа, автор

Предназначение программы

Стимулирование  активности детей, побуждение  их к сближению друг с  другом, с окружающими взрослыми

«Азбука общения». Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками; авт. Л.М. Щипицина, О.В.Защиринская; «Детство-пресс» Санкт-Петербург, 2010

 Дети старших и подготовительных групп (для груп-повых занятий)

Подготовка к школе: Интеллектуальная готовность, формирование мотивации учения, развитие коммуникативных навыков

«Путешествие по волшебной стране знаний». Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками; авт. М.Р.Григорьева; «Учитель» Волгоград, 2009

Дети старших и подготовительных групп (для груп-повых занятий)

Подготовка к школе: Интеллектуальная готовность, формирование мотивации учения, развитие коммуникативных навыков

«Лаборатория профессора Ума». Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками; авт. М.Р.Григорьева; «Учитель» Волгоград, 2009

Дети старших и подготовительных групп (для груп-повых занятий)

Адаптация к школе, профилактика и психокоррекция психофизиологических нарушений

-«Поиграй-ка!» авт.О.В.Петрушина; «Учитель» Волгоград, 2013;

-«Лесная школа» сказкотерапевтические занятия; авт.М.Панфилова; «Катарсис» Москва, 2012

Дети 6-7 лет, в том числе с ЗПР (для групповых занятий)

Повышение уровня развития познавательных и творческих способностей.

Программа развития познавательной сферы; авт. А.В.Можейко; «Сфера» Москва, 2009

Дети старших и подготовительных групп (для груп-повых занятий)

Осознание своих эмоциональных проявлений, гармонизация личности

Дети 4-7 лет (для инд.занятий)

Повышение психоэмоциональной устойчивости, стабилизации и структурирования психического развития детей

«Солнышко». Психопрофилактические занятия с детьми дошкольного возраста; авт. Т.П.Трясорукова, «Феникс» Ростов-на-Дону, 2011

Дети 4-7 лет (для инд.занятий)

Развитие  и коррекция познавательной сферы, произвольного внимания

Развитие произвольного внимания детей 5-6 лет; авт.Ю.Е.Веприцкая, «Учитель» Волгоград, 2011

Дети 5-6 лет (для инд. занятий)

Развитие и коррекция  эмоционально-волевой сферы

Развитие  эмоционально-волевой сферы детей 4-5 лет; авт.Ю.Е.Веприцкая, «Учитель» Волгоград, 2011

Дети 4-5 лет (для инд.занятий)

Развитие коммуникативных способностей: толерантности, осмысления своих поступков

«Страна понимания».Развитие коммуникативных способностей. авт. Р.Р.Калинина, «Речь» Санкт-Петербург, 2001

Дети 5-7 лет (для инд. занятий)

Развитие воображение, формирование знаково-символической деятельности

«Азбука воображения» система занятий по коррекции воображения; Т.А.Шорыгина «Книголюб» Москва, 2010

Дети 3-7 лет (для инд. Занятий)

Понимание проявлений своих эмоций и эмоций окружающих, развитие эмпатии ребёнка

«Развитие эмоций дошкольников» авт.В.М.Минаева; «Аркти» Москва, 2001

Дети 5-7 лет (для инд. Занятий)

Развитие социально-нравственной воспитанности

«Общительные сказки» ав. Т.А.Шорыгина «Книголюб» Москва, 2004

Дети 5-7 лет (для инд. Занятий)

Развитие познавательных и творческих способностей

«Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста» В.В.Крутицкая; Справочник педагога-психолога № 5, 2013

Дети 4-5 лет (для инд. Занятий)

Коррекция и развитие повреждённых психологических механизмов, формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций

«Коррекция ЗПР у детей старшего дошкольного возраста» авт. Т.В.Фадина «Николаев» Балашов, 2004

Дети 6-7 лет  с ЗПР (для инд. Занятий)

Формирование психологической защиты от невротизирующих факторов (различные виды тревожности и страхов)

«Преодоление тревожности и страхов»; авт. Н.В.Иванова; «Учитель» Волгоград, 2009

Дети 3-7 лет (для инд. Занятий)

Литература:

  1. Практический психолог в детском саду. А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова Изд. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
  2. Экспресс диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений.  Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Изд. М.: Генезис
  3. 20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей 2-3 лет А.В. Никитина Изд. СПб.: Каро
  4. 33 лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, для детей 6-7 лет А.В. Никитина Изд. СПб.: Каро
  5. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования О.А. Зажигина Изд.СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
  6. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры М.А. Панфилова Изд. М.: «Издательство ГНОМ и Д»
  7. Нравственное воспитание в детском саду В.И. Петрова, Т.Д. Стульник 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез
  8. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет: Занятия с элементами психогимнастики Г.Н. Жучкова Изд. М.: «Издательство ГНОМ и Д»
  9. Двигательный игротренинг для дошкольников Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера
  10. М.И. Чистякова «Психогимнастика» под ред. М.И. Буянова 2-е и здание, М.: Просвещение: Владос
  11. Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. – Волгоград: Учитель
  12. Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
  13. М.А. Панфилова «Лесная школа»: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...