Статья на тему "Профессионально-личностная компетенция педагога"
статья на тему

"Профессионально-личностная компетентность педагога" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalno-lichnostnaya_kompetentsiya_pedagoga.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

О.А.  Бакланова, воспитатель МБДОУ

К ВОПРОСУ ПРОФФЕСИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В статье определено современное состояние Российского образования, обозначены требования к профессионально-личностной компетентности педагога дошкольного образования и рассматривается уровневый подход профессиональной компетенции дошкольного работника.

В  условиях модернизации образования, затрагивающей все составляющие российской образовательной системы, особую значимость приобретает первая ее ступень — дошкольное образование. Современное дошкольное образование принципиально отличается от традиционного тем, что оно предполагает не просто передачу знаний и научение определенным действиям, но и формирование интеллектуальных способностей ребенка, стимулирование социальной активности, раскрытие его природных дарований и их развитие в коммуникативно-познавательной и игровой деятельности. Следует заметить, что изменение статуса дошкольного образования — мировая тенденция. Появилась потребность введения вариативных программ, широкое использование инновационных вариантов программного, управленческого и научно-методического обеспечения деятельности ДОУ, включения в учебный план новых занятий, разработка интегрированных программ и здоровье сберегающих технологий, интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса.

В связи с этим становится актуальным определить требования к профессионально-личностной компетентности дошкольного работника с учетом новой образовательной программы.

Основные положения программ обучения и воспитания в детском саду подчеркивают отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию, а отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному оказать помощь в индивидуальном самоопределении личности ребенка в мире культурных ценностей; отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников на всех уровнях и этапах непрерывного дошкольного и начального школьного образования [3,4]. Реальная осуществимость названных ключевых положений связывается с профессионально-личностной компетентностью педагогов, включающей не только специальные знания, но и практические умения организации и планирования образовательного процесса, а также личностные качества  мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности.

     Рассматривая профессиональную компетентность как совокупность качества личности, а также профессиональных знаний, практических умений и навыков, следует указать наиболее профессионально значимые характеристики педагога, которые определяют качество воспитательной и развивающей деятельности в ДОУ: самостоятельность и активность в решении профессиональных задач; непредвзятость в суждениях и мнениях; гуманность, контактность и коммуникабельность; наблюдательность и изобретательность; доброжелательность и психологическая стабильность; чувство профессионального долга; способность к профессиональной рефлексии и самоанализу.

Профессиональная компетентность дошкольного педагога включает ряд составляющих.

1. Предметная компетентность — владение нормативно-правовой и директивной базой организации воспитательного процесса, которая является основой планирования, организации и осуществления контроля за достижениями детей; знание требований к уровням достижения детей на разных этапах образования; наличие и умение обогащать предметные знания.

2. Психолого-педагогическая компетентность — знание психологических особенностей контингента детей; умение создавать комфортную атмосферу; владение умениями педагогического общения.

3. Методическая компетентность — знание концепций развивающего обучения и умение использовать личностно ориентированные методы воспитания и обучения; владение умениями отбирать и систематизировать, ясно и логично излагать задачи и учебный материал, доступно объяснять факты и явления; умение выбирать методы воспитания, формы и приемы работы с детьми, развивающие и здоровьесберегающие технологии.

4. Самообразовательная компетентность — профессиональная и личностная потребность в самосовершенствовании, стремление к освоению новых профессиональных знаний, способность к работе с профессионально значимой информацией.

5. Коммуникативная компетентность — способность к межличностной коммуникации и продуктивному профессиональному взаимодействию.

6. Социальная компетентность — умение устанавливать и развивать контакты с представителями разных организаций, способность к участию в общественной работе, адаптация к жизненным условиям.

7. Социокультурная компетентность — способность поддерживать принятый в данном социуме характер взаимоотношений, манеры поведения в общественных местах, в ситуациях делового общения.

    Педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, у которых идет процесс становления психики, интеллекта, выработка поведенческих норм, необходимо владеть психологическими знаниями. Теоретические основы дошкольного развития ребенка были разработаны в трудах Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина (онтогенетический смысл дошкольного периода как периода становления общечеловеческих качеств — восприятия, воображения, наглядно-образного мышления) [5,6], А.В.Запорожца (идея самоценности) [7], В.С.Мерлина (развитие индивидуальности дошкольного детства как амплификации, обогащения личности ребенка формами и способами деятельности) [8].

В основу формирования профессионально-личностной компетентности положен уровневый подход, который обеспечивает непрерывность и преемственность профессионального развития педагога. В ходе исследования ученных и педагогов, было определено три уровня профессиональной компетентности дошкольного работника.

Первый уровень — психолого-педагогическая осведомленность. Это уровень начинающего (молодого) педагога, которому предстоит освоить специфику практической деятельности в ДОУ. Достижение этого уровня обеспечивает овладение основными педагогическими понятиями , связанными с планированием, организацией, осуществлением и контролем качества образовательного процесса.

Второй уровень — психолого-педагогическая осознанностью. Этот уровень предполагает, что педагог владеет необходимыми умениями выстраивать образовательный процесс с учетом психологических и возрастных особенностей детей в соответствии с программными требованиями. Владение методиками, соответствующими детскому возрасту, способность к самостоятельному поиску наиболее эффективных форм занятий, инновационному мышлению обеспечивают результативность педагогической деятельности.

Третий уровень — функциональная психолого-педагогическая грамотность. Его достигают педагоги, являющиеся новаторами и экспериментаторами. Они активно привлекаются к занятиям в системе повышения квалификации, на которых могут передавать свой опыт и свое мастерство молодым педагогам. Педагоги, обладающие функциональной психолого-педагогической грамотностью, выступают в качестве консультантов и методистов.

Уровень психолого-педагогической компетентности определяет степень готовности педагога к реализации приоритетных направлений психолого-педагогической поддержки детей — коррекционно-развивающего и психолого-педагогического. Коррекционно-развивающее направление связано с созданием оптимальных условий и для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей, профилактики заболеваний и их предупреждения. Психолого-педагогическое направление предусматривает создание атмосферы комфортности.       Многоаспектность деятельности воспитателей и педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, требует:

— разработки комплекса мер и действий, способствующих качественной подготовке воспитателей/педагогов, преданных своей профессии, педагогов с инновационным стилем мышления, обладающих такими ценными качествами, как мобильность, готовность к личностному и профессиональному росту, инициативность, коммуникабельность и открытость к детям;

— создания педагогических условий, стимулирующих творчество и потребность в инновациях;

— организации непрерывного повышения профессиональной компетентности в квалификации воспитателей и педагогов, работающих в дошкольных учреждениях.

Таким образом, уровневый подход в формировании профессиональной компетентности дошкольных работников позволяет определить требования к их личностным и профессионально значимым характеристикам, что в свою очередь повысит качество образовательной деятельности в дошкольных учреждениях.

Библиографический список

1. Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 года: Аналитическая записка. Материалы сотрудников Института развития дошкольного образования РАО. М., 2004. 78 с.

2. Рабочие материалы Министерства образования и науки РФ. Обоснование предшкольного образования // Дошкольное образование. 2005. №3. С.17-19.

3. Программы дошкольных образовательных учреждений: Метод. рекомендации для работников ДОУ. М., 2002. 343 с.

4. Нежнов П.Г. Концепция образовательной деятельности для детей дошкольного возраста (4-7 лет). М., 2005. 27 с.

5. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. Воронеж: МОДЭК, 1996. 512 с.

6. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1995. 308 с.

7. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985. С.8-10.

8. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.; В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОВЛАДЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ"

Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс компетентсного подхода, который позволяет педагогу дошкольного образования инте...

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

Статья "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса."

       Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения....

Н.В.Хрулёва. Статья."Профессиональная компетенция педагога дошкольного образования в овладении современными образовательными технологиями."

Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс....

СТАТЬЯ "Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития связной речи дошкольников"

В статье раскрыта система методической работы старшего воспитателя по повышению профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития связной речи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...