СТАТЬЯ "Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития связной речи дошкольников"
статья на тему

В статье раскрыта система методической работы старшего воспитателя по повышению профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shamshina.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития связной речи дошкольников

Старший воспитатель Г.С.Шамшина,

 МБДОУ «Детский сад № 34»,

 г. Нижний Новгород

Процесс речевого развития рассматривается в современном  дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

 Дошкольный возраст - период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

Своевременное правильное овладение ребёнком речью  - важнейшее условие полноценного психического развития.  

Противоречия:

1. Необходимость повышения качества речевого развития воспитанников.

2. Недостаточный уровень профессиональной компетенции педагогов по вопросам речевого развития дошкольников.

3. Высокие требования к квалификации педагогов.

Требования законодательства.

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ ст.48 Обязанности и ответственность педагогических работников.

Педагогические  работники обязаны: … систематически повышать свой       профессиональный уровень.

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей  руководителей, специалистов, и служащих»

Должностные обязанности воспитателя: осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям ФГОС ДО.

3. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. №544н «Об утверждении   профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность, в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»

Предъявляет требования к квалификации педагогов – развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10.2013г. №1155 «Об       утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать       основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей,       обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.

Цель: организовать систему методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития   связной речи дошкольников.

Задачи:

  • Способствовать повышению профессиональной компетенции  педагогов по вопросам развития связной речи дошкольников.
  • Содействовать повышению качества речевого развития воспитанников.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей (законных представителей) через систему методических мероприятий.

Этапы методической работы:

  • Выявление  профессиональной компетенции педагогов.
  • Дифференциация педагогов по уровню профессиональной компетенции.
  • Составление плана работы, определение содержания методической работы.
  • Реализация плана работы.
  • Результаты методической работы.

Показатели профессиональной компетенции педагогов по развитию связной речи дошкольников

1. Научная подготовленность

- информированность о теоретических основах развития связной речи детей дошкольного возраста.

2. Методическая подготовленность

- знание содержания методов, приёмов обучения, методики развития связной речи;

- информированность о формах работы по развитию связной речи;

- информированность о средствах развития связной речи.

3. Профессиональные умения и навыки

- культура   речи педагога;

- коммуникативно- конструктивные  навыки;

- проектировочные навыки;

- организационные  умения.

Дифференциация педагогов по уровню их профессиональной

компетенции

I группа (воспитатели, требующие помощи)

1. Начинающие молодые воспитатели, знакомящиеся  с профессией и адаптирующиеся в ней.

2. Педагоги, имеющие  недостаточный  уровень  профессиональной компетентности  по вопросам развития речи дошкольников. 

II группа (воспитатели, стабильно работающие)

Педагоги, имеющие опыт работы, осознающие свои слабые и сильные стороны, совершенствующие свои умения, имеющие  достаточный уровень  методической, профессиональной  и научной подготовленности по вопросам развития речи дошкольников.

III группа (педагоги-наставники)

Педагоги с достаточным опытом работы, владеющие профессией, у которых выработан стиль профессиональной деятельности, имеющие оптимальный уровень методической и профессиональной подготовленности и достаточный  уровень научной подготовленности по вопросам развития речи дошкольников.

Использованы такие формы методической работы с педагогами: семинар-практикум «Формирование связной речи дошкольников в условиях введения ФГОС ДО», открытые просмотры, методический диалог по вопросам изученной литературы, педагогическая мастерская «Создание условий для развития связной речи воспитанников», деловая игра «Развиваем связную речь».

Итог методической работы

Педагогический совет: Организация работы педагогов по развитию связной речи воспитанников через обучение рассказыванию»

Повышение компетенции родителей через информационно-консультационную деятельность на планшетных ПК, на интернет-сайте МБДОУ  в уголках для родителей группы, родительские собрания, день открытых дверей «Удивительные истории», обратную  связь  по электронной почте «Педагогический мост», практикум «Развиваем связную речь».

Литература:

  •    Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития

детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. - с.27-43.

  •    Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.

  •    Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития

дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников  /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.

  •    Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -

М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

  •    Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное

воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

  •    Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное

 воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

  •    Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего

дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.                

  •    Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности  // Дошкольное

воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.

  •    Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.:

Просвещение, 2005. - 159 с.

  •    Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду //

Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.