Методические рекомендации воспитателям на тему: "Влияние пересказа на развитие связной речи дошкольников"
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Якимова Алена Николаевна

В рекомендациях описано какие методы и приемы использовать в развитии связной речи посредством пересказа. А также какую литературу и в какой возрастной группе использовать для пересказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации воспитателям

  на тему:

«Влияние пересказа на развитие

связной речи дошкольников»

Влияние пересказа на развитие связной речи дошкольников

        Умения пересказывать представляет собой самостоятельное сложное умение, очень нужное в жизни, но которым не в одинаковой степени владеют даже взрослые люди. Этому умению надо учить, начиная с дошкольного возраста.

        Для ребенка-дошкольника пересказ заключается в устной передаче прослушанного им произведения, в сохранении основного  содержания, последовательности событий и некоторых сторон языка произведения.

        Говоря о специфике занятий по обучению пересказыванию, нельзя  забывать о значении этих занятий  для всестороннего развития детей в детском саду и о тех педагогических и методических требованиях,  которые надо помнить и выполнять каждому воспитателю. Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным нужно, прежде всего, правильно отобрать тексты для пересказов. Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный текст. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. Авторы (Э.П. Бородич, М.М. Алексеева) выделяют требования к текстам для пересказов дошкольников.

        В первую очередь они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей. Ведь процесс пересказа содействует всестороннему  развитию ребенка. Поэтому, подбирая тексты для пересказов, мы останавливаемся на тех произведениях, которые  обогащают нравственный облик детей. Каждое произведение, отобранное для пересказа (как и вообще для чтения детям), должно учить чему-то  полезному, развивать в детях нужные нашему обществу черты личности: смелости, заботливости, трудолюбия, любви к людям, сообразительности и т.д.

        Тексты отобранные для пересказа должны быть доступными по содержанию – в произведениях должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков.

        Несомненный интерес в понимании необходимости формирования представлений о структуре связного высказывания представляют для нашего исследования мысли М.М. Бахтина. Он писал, что использование языка осуществляется в форме высказываний, которые характеризуются «не только своим содержанием (тематическим) и языковым стилем, т.е. отборам словарных, фразеологических и грамматических средств языка, но, прежде всего своим композиционным построением» [8; 143].

        Таким образом, произведения для пересказа  должны иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий (не берутся сложные  описательные тексты). Особое значение имеет длительность сюжета. Дети легко воспроизводят даже относительно длинные  произведения с динамичным сюжетом.

        Произведения эти должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь. Детям трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастными оборотами.

  Также произведения для пересказа должны быть доступны по объему. В методической литературе требования к размеру текстов противоречивы. Некоторые исследователи считают, что важен не размер, а содержание произведения. Другие предлагают только короткие произведения. Они пересказываются детьми более уверенно, последовательно.

        Обязательное требование к языку произведения – выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть языка;  желательно также включение прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

        Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Осеевой, Н. Калининой и других.

          Большинство исследователей не рекомендуют пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме.  Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть  [11; 165]

        Итак, на наш взгляд, учитывая особенности психического развития ребенка для пересказывания можно предлагать лишь тот литературный  материал, который отвечает выше названным требованиям.

        Умение пересказывать, т.е. связно, толково и полно излагать произведение устно, мы должны формировать с самого начала, чтобы потом закреплять, шлифовать  это умение, но не ломать его, добавляя новые трудные требования.

        Исходя из сущности пересказа, авторы (А.М. Бородич, Ф.А. Сохин) выделяют основные требования к пересказу ребенка, которые надо предъявлять с самого начала:

  1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.
  2. Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику  изложения.
  3. Последовательность и связность пересказа.
  4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов  синонимами.
  5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.
  6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время изложения: правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения.

Все эти требования взаимосвязаны и, если опустить хоть одно из них, пересказа вообще не получится.

        Зная общие требования к качеству пересказа, воспитатель должен следить за всеми его сторонами, добиваясь полноты, последовательности осмысленности и выразительности пересказа.  Для этого он пользуется разнообразными приемами, о которых мы скажем ниже.

        Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.

         С детьми  младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная  работа, целью которой является  выработка умений слушать, отвечать на вопросы,  вставлять в рассказ  воспитателя отдельные слова и фразы.

        На данном этапе перед педагогом стоят две задачи:

  1. научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка;
  2. подвести к воспроизведению текста.

Начиная со средней группы,  программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании, как считают  многие авторы, является занятие со всей группой.

        Успех  обучения зависит, прежде всего, от подготовительной работы, произведенной перед занятием.

Подготовка воспитателя состоит:

  • в выборе произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения;
  • в анализе произведения  к работе над выразительностью исполнения;
  • в отборе и тексте слов, непонятных детям, и приемов их объединения.

Подготовка детей к пересказам предполагает:

  • обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствие с содержанием текста);
  • объяснение незнакомых слов до чтения произведения;
  • рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.  

Типичная структура занятий по пересказу:

  1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем  краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.
  2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведения, сообщаются его названия, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ   ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.
  3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.
  4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
  5. Пересказы детей.
  6. Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного, теневого театра, игры – драматизации детей.

Рассмотренная выше структура занятий характерна для пересказов несложных, коротких и знакомых произведений. Длинные и сложные произведения (в старших группах) читаются заранее, не менее чем за неделю до пересказа (установлено, что  отсроченные  во времени пересказы более полны, последовательны, связны). Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе, читают уже знакомое им произведение, производят беседу по его  содержанию, при необходимости читают еще раз, далее следуют пересказы детей.  

        Во всех группах используются разные методические приемы обучения пересказыванию. Условно их можно разделить на приемы, обеспечивающие:

  1. осмысленное восприятие произведения;
  2. педагогическое руководство самим процессом пересказывания;
  3. анализ и оценку речевой деятельности детей [1; 291].

В средней группе обучения пересказыванию вводится с декабря – января, однако, если у всех детей группы речь развита хорошо, занятия можно начинать с сентября. В течение учебного года дети пересказывают восемь – девять литературных текстов.

Пересказ является новым видом речевой деятельности. Важно умело подвести их к этому этапу, вызвать живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать  и особенности детского восприятия  литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления и речи, памяти, воображения, уровень развития внимания и т.д. [5; 37].

В средней группе   детей учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей. Для пересказа можно использовать русские народные сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят»; рассказы  К.Д. Ушинского «Гуси», «Уточки»; Л.Н. Толстого «Сел дед пить чай», «Пришла весна, потекла вода»; сказку В.  Сутеева  «Цыпленок и утенок» и другие [1; 291].

На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее,  а последующих – новые, только что прослушанные тексты пересказ, которых значительно  труднее. В этом случае ознакомления с произведением сближается во времени с пересказом. Такие условия выполнения задания требуют от ребенка несколько усложненной мыслительно-речевой деятельности, в связи с чем процесс овладения художественным материалом проходит интенсивнее [5; 37]. Понимание и осмысление впервые прочитанных произведений приобретает особое значение. Ребенку сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения развивающие навыки  выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц).

Внимание детей привлекается также к языку; к характеристикам персонажей, к средствам выразительности.

В процессе пересказа воспитатель широко пользуется приемом отраженной речи. Если ребенок молчит, педагог начинает рассказ. А потом ребенок повторяет фразу вслед за ним. Такой прием может использоваться и позднее. Например, если дети отпускают какую-нибудь фразу, а воспитатель добивается полноты пересказа, он предлагает ее повторить за собой.

В данном случае воспитатель пользуется  приемом подсказа слова  и фразы.  Этот прием  обеспечивает плавность, связность пересказа, ликвидирует длинные паузы, вызванные забыванием текста  ребенком и не  облегчаемые абстрактными вопросами воспитателя: «Ну? Дальше? Вспомнил?»

Подсказ используется воспитателем и на более поздних ступенях обучения, когда ребенок  ищет нужное, точное или понравившееся ему слово; путем подсказа педагог исправляет грамматические или смысловые ошибки, допускаемые ребенком в пересказе.

Иногда бывают смысловые ошибки, происходящие от невнимательности детей, малого опыта, конкретности их мышления. К ним не надо привлекать внимание, а просто тут же поправить ребенка или объяснить ему, что данное слово значит.

Разберем случаи использования вопросов. Вопросы – широко известный прием обучения.  Употребляется он и в беседе по произведению, и в процессе пересказа. Все вопросы,   используемые в занятиях  по пересказу, можно условно разбить на несколько категорий по месту их употребления и по назначению.

Так детям, не умеющим  еще рассказывать, можно задать  вспомогательный вопрос до начала пересказа, который просто успокоит ребенка, поможет «разговорить» его.

  Таким образом, этот  прием необязательный и нередко он соединяется с совместным или отраженным пересказом.

Встречаются случаи временного забывания текста ребенком в процессе  уверенного и правильного пересказа, в частности при сравнительно длинном тексте. Тогда воспитатели употребляют наводящий или подсказывающий вопрос, но обязательно конкретный.

Как считает А.М. Дементьева в средней группе можно привлекать детей к анализу пересказов,  спрашивать их хорошо ли пересказал товарищ. Для активизации внимания детей используется и некоторые другие приемы: пересказ произведения по частям и пересказ в лицах.

Пересказ произведения по частям широко используется воспитателями. А.М. Дементьева рекомендует использовать этот прием для развития аналитического мышления, но и для первоначального обучения детей пересказу.

Пересказ в лицах увлекает детей. Разъяснение воспитателем характера образов оказывает большое внимание  на качество детской речи, оживляет внимание детей [4; 70].

Каждый пересказ детей оценивается: поощряется старание, отличаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы, которыми могут воспользоваться остальные дети [1; 292].

Обучение пересказу наиболее эффективно, если оно связано  с другими видами занятий по развитию   речи, с наблюдениями, играми детей, с их повседневным речевым общением.

Итак, подведем кратко итоги. Занятия по пересказу органически входят в систему всех тех занятий, на которых идет обучение начальным формам связной логической речи.

В программе детского сада указаны  следующие задачи  обучения пересказыванию в старшей группе: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения. На занятиях дети овладевают умением правильно, последовательно и полно пересказывать впервые  услышанные и известные ранее произведения; учатся внимательно слышать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять [5; 51].

В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы К.Д. Ушинского «Умей  обождать», «Бишка»,  Л.Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», В. Осеевой «Синие листья», Н. Калининой «Про снежный колобок», Е. Чарушина  «Почему Тюпа не ловит птиц», Е. Пермяка  «Как Маша стала большой» и многие другие.

Как в средней  группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Основное ее назначение помочь детям осмыслить содержание произведения,  проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети иногда не понимают идею произведения.

Одной из распространенных  ошибок в практике является  стремление поставить большое количество вопросов, главным образом направленных на запоминание последовательности изложения.

В беседе помимо  вопросов,  направленных на осмысление текста   и припоминания последовательности развития событий, используются различные приемы привлечения внимания детей к языку произведения, к авторской характеристике героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотом.

Большое место  в беседе занимает подготовка детей к выразительному пересказу: определяется общий тон пересказа, интонационная выразительность в передаче отдельных фрагментов, диалогов персонажей. Дети могут поучиться говорить за разных героев отдельные значимые фразы. Беседа должна проходить живо, непринужденно, допускаются хоровые ответы.

В старшей группе   широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план,  составленный им вместе с детьми. В основе составления плана лежит умение производить  смысловую группировку текста, которому следует учить специально. Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые  отрезки произведения, а затем план формируется в виде указаний:

1. Сначала расскажите, почему бывает трудно спасать детей при пожарах.

2. Затем расскажите о том, как приучают пожарных собак спасать детей.

3. Не забудьте рассказать и о Бобе: как он спасал девочку и почему сначала вынес из огня куклу (при пересказе рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки»).

            В качестве плана пересказа может выступать  пространственная модель, фиксирующая наиболее существенные части текста. После обучения умению использовать и строить модели прочитанного текста дети выделяют основные смысловые эпизоды и композиционно организованный пересказ.

        Для запоминания детьми текста воспитатель может прочитать отдельные отрывки, выбранные в соответствии с составленным планом или на отдельные слова и выражения.

        Приемы руководства пересказами детей усложняются. В этой части занятия используются указания. Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям: воспитатель заранее (при подготовке к занятию) выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказали их по очереди. Дети вместе с воспитателем, а затем самостоятельно договариваются, в каком месте следует останавливаться. Занятие завершается пересказом текста одним ребенком. Произведения, в котором есть диалог, пересказывают по ролям, инсценируют.

После многократного пересказывания  детьми текста педагог может поставить перед ними творческую задачу – придумать свой вариант сказки с последовательным введением в нее персонажей [5; 56].

        В случаях затруднения детей, как в   предыдущей группе, используются вспомогательные вопросы (преимущественно после пересказа, чтобы не нарушать его целостности и плавности), подсказ нужных слов или фраз, исправление ошибок.

        К оценке пересказов привлекаются дети. Прислушиваясь к анализу пересказов, который делает воспитатель, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга.

        Некоторые авторы (А.М. Бородич, Ф.А. Сохин) считают возможным уже в старшей группе подводить детей к новому виду пересказывания   - от лица главного героя. Новое задание предлагается тогда, когда дети хорошо  запомнят и осмыслят текст.

        Рекомендуется проводить занятия по пересказу нескольких знакомых сказок и рассказов по предложению воспитателя или выбору самих детей.

        По мнению М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной полезно использовать для развития связности речи такой прием – пересказ отдельными детьми текстов, не известных остальным.   В этом случае контекстность речи значительно возрастает. Ребенок старается  четче выстроить рассказ, следит за своей речью, так как значит, что другим текст не известен, часто дополняет его деталями, использует больше выразительных средств по сравнению с ситуацией пересказа этого же рассказа взрослому [1; 294].

        Таким образом, пересказ может быть дополнен словесным творчеством детей при опоре на знакомый литературно-художественный материал.

Список  литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие.  – М.: Академия, 1997 – 400с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 1999 – 272 с.
  3. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1984 – 365 с.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. – М.: Педагогика, 1982 – Т.2. – 504 с.
  5. Дементьева А.М. Обучение пересказыванию в средней группе детского  сада: Методическое пособие для воспитателей. - М.: Учпедгиз, 1960 – 115с.
  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников:  Книга для логопеда – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1985 – 112 с.
  7. Занятия по развитию речи  в детском саду: Книга для воспитателей /Под ред. О.С. Ушаковой/ - М., 2001 - 458 с.
  8. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Методическое пособие. - М.: Просвещение, 1982 – 206 с.
  9. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность: Учебное пособие для студентов. - М., 1969 – 246 с.
  10. Развитие речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Ф.А. Сохина /. -М.: Просвещение, 1984 – 223 с.
  11.  Развитие речи дошкольника: Сборник научных трудов / под ред. О.С. Ушаковой / М., 1990 – 500 с.
  12.  Развитие речи детей 5-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2006 – 206 с.
  13.  Речь, речь, речь: Книга для учителей / Под ред. Т.Л. Ладыжской. – М.: Педагогика, 1990 – 336 с.  
  14. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии: Учебное пособие для учащихся Вузов. - М.: Просвещение, 1973 – 456 с.
  15.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Методическое пособие. - М.: Просвещение,  1981 – 223 с.
  16. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр  Владос, 2004 – 288 с.
  17.  Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: Методическое пособие. -  М.:  РАО, 2001 – 156 с.
  18.  Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников: Методическое пособие. – М.: Издат. Института психотерапии, 2001 – 240 с.
  19. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку: Учебное пособие. -  М.: Просвещение, 1973 – 278 с.
  20.  Хрестоматия  по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов Высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Сост. Алексеева М.М., Яшина В.И. – М.: Академия, 1999 – 560 с.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников".

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников"....

СТАТЬЯ "Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития связной речи дошкольников"

В статье раскрыта система методической работы старшего воспитателя по повышению профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития связной речи....

Методическая разработка "Использование элементов устного народного творчества для развития связной речи дошкольников"

Связность речи - это связность мыслей. Именно в дошкольном возрасте надо научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, строить предложения грамотно. Методы различны, но можно использоват...

Консультация для воспитателей на тему: " Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников"

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.Цель речевого развития детей дошкольного возра...

Презентация для воспитателей на тему: " Сказка как средство развития связной речи дошкольников"

Цель работы :доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах народного творчества, прививать вк...

Методические рекомендации по организации   и   проведению занятий по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Для повышения эффективности работы в ДОУ по развитию связной речи детей дошкольного возраста можно предложить  следующие рекомендации:  1. При планировании работы по развитию речи необх...