Предметно - пространственная среда в ДОУ.
материал на тему

Мисякова Юлия Олеговна

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno_-_prostranstvennaya_sreda.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС.

       Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства МКДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

          В учреждении детского сада имеется музыкально-спортивный зал, медицинский кабинет, кабинет заведующего, старшего воспитателя, кабинет учителя-логопеда, кабинет специалиста по кадрам, кабинет  бухгалтера.

Пищеблок расположен в  здании,  имеются складское помещение.

          На территории детского сада оборудованы участки для прогулок, имеются разнообразные постройки для развития творческой и игровой деятельности.

Разбиты цветочные клумбы.

 

При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1.     Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2.     Использование помещений спальни.

3.     Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:

1.     принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2.     принцип активности, самостоятельности, творчества;

3.     принцип стабильности, динамичности;

4.     принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5.     принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6.     принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7.     принцип открытости – закрытости;

8.     принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Центры активности организованы в каждой группе по следующим направлениям.

Центры ДОУ «Березка».

«Центр познавательного развития»

«Центр занимательной математики», или «Игротека»

«Центр безопасности»

 «Центр воды и песка»

 «Лаборатория», или «Центр экспериментирования»

«Центр природы»

«Центр конструирования»

«Центр социально-коммуникативного развития»

«Центр патриотического воспитания»

«Центр физического развития»

«Центр дежурства»

«Центр игры»

«Центр театра»

 «Центр ряженья»

 «Центр музыки»

 «Центр книги», или «Центр речевого развития»

«Центр изодеятельности», или «Центр художественно-эстетического развития»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

ПОМЕЩЕНИЙ

Вид помещения

Основное предназначение

Оснащение

Кабинет  заведующего  МКДОУ

 

- индивидуальные консультации;

- беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями

- Библиотека  нормативно – правовой документации;

- Компьютер, телефон, факс.

- Документация по содержанию  работы  в  МДОУ (охрана  труда,  приказы, документы по ППБ, договоры с организациями и пр.)

Методический  кабинет

- осуществление методической помощи  педагогам;

- организация консультаций, педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства

- дидактические и методические материалы для организации работы с детьми по различным направлениям;

- библиотека  педагогической, методической и детской  литературы;

- библиотека  периодических  изданий;

- демонстрационный, раздаточный   материал  для занятий; - игрушки, муляжи;

- документация по содержанию работы  в МКДОУ (годовой план, тетрадь протоколов педсоветов, работа по аттестации, результаты  диагностики детей и педагогов, информация о состоянии работы по реализации программы);

- компьютер, принтер,проектор.

Медицинский кабинет

- осмотр детей;

- консультации  медсестры, врачей;

- оказание первой медицинской помощи;

- плановая вакцинация

- медицинское оборудование для осмотра детей, оказания первой медицинской помощи;

- шкаф с документацией (медицинские карты детей и т.п.);

- информационные папки для родителей и сотрудников по профилактике различных заболеваний

Кабинет логопеда

- индивидуальные и групповые занятия;

- консультации для педагогов, родителей

- необходимый наглядный материал для работы с детьми;

- библиотека специальной коррекционной литературы;

Музыкальный зал

- музыкальные занятия;

- утренняя гимнастика;

- развлечения,  тематические   досуги;

- театральные представления, праздники;

- родительские собрания и прочие мероприятия для родителей

- полки  для используемых  музыкальным  руководителем  пособий, игрушек, атрибутов;

- музыкальный центр, пианино;

 

Физкультурный зал

- физкультурные занятия;

- утренняя гимнастика;

- физкультурные досуги;

- спортивные мероприятия;

спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания;

- спортивные атрибуты;

 

Коридоры МКДОУ

информационно-просветительская  работа  с  сотрудниками  МДОУ  и  родителями

- визитка  МКДОУ;

- стенды для  родителей; 

- стенды  для  сотрудников (административные  вести, охрана труда, пожарная безопасность).

Прогулочные  участки

 

- игровая  деятельность;

- самостоятельная двигательная деятельность;

- физкультурное занятие на улице;

- трудовая  деятельность;

 

- прогулочные  площадки  для  детей  всех  возрастных  групп;

- игровое, функциональное,  (навесы, столы, скамьи) и спортивное оборудование;

- физкультурная площадка;

- клумбы  с  цветами.

Групповые  комнаты

 

- проведение  режимных  моментов;

- совместная  и  самостоятельная  деятельность; 

- непосредственно образовательная деятельность   в  соответствии  с образовательной программой

- детская  мебель (столы, стулья) для практической деятельности, соответствующая ростовым показателям;

- микроцентры для разнообразных видов детской деятельности (в соответствии с направлениями развития);

- библиотека программно - методической  литературы;

- различные картотеки

Спальные помещения

- дневной  сон; 

- корригирующая гимнастика  после  сна

- спальная  мебель;

- тактильные дорожки

Приемные  комнаты  (раздевалки)

- проведение  режимных  моментов;

- совместная  и  самостоятельная  деятельность; 

- информационно-просветительская  работа  с  родителями

- детские шкафчики для одежды;

- информационные  стенды  для  родителей;

- выставочные стенды  детского творчества;

- прогулочный инвентарь, игрушки, атрибуты;

- инвентарь для трудовой деятельности

Умывальные, туалетные комнаты

- проведение  режимных  моментов;

- совместная  и  самостоятельная  деятельность 

- детские шкафчики и крючки  для индивидуальных принадлежностей (полотенце);

- сантехническое оборудование (в соответствии с возрастом детей);

- шкаф для уборочного инвентаря помощника воспитателя, чистящих, дезинфицирующих средств

Буфетная,

Кухонное помещение

- проведение режимных моментов (питание, питьевой режим)

проведение режимных моментов (режим питания)

- наборы столовых приборов, соответствующие количеству детей и нормам СанПиН;

- наборы посуды, соответствующие количеству детей и нормам СанПиН;

- шкаф для моющих, дезинфицирующих средств

- оборудование для приготовления пищи;

- шкафы для хранения кухонных принадлежностей;

- оборудование для обработки и хранения продуктов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...