Программа "Комплексное психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ"
рабочая программа на тему

Забугина Ирина Юрьевна

Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психологическое сопровождение всех участников образовательных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Подгоренский детский сад № 2»

Подгоренского муниципального района

Воронежской области

Программа

«Комплексное психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Автор-составитель:

педагог-психолог ДОУ

Забугина И.Ю.

2011г.

Содержание.

Пояснительная записка……………………………………………………………

стр. 3

  1. Цель и задачи программы…………………………………………......................

стр. 4

  1. Нормативно-правовое обеспечение………………………………......................

стр. 4

  1. Структура программы……………………………………………………………

стр. 4

  1. Содержание программы………………………………………………………….

стр. 5

I раздел. Адаптация детей к условиям детского сада……………….......................

стр. 5

II раздел. Диагностика детей………………………………………….......................

стр. 7

III раздел. Эмоционально-личностное развитие детей…………………………….

стр. 8

IV раздел. Подготовка детей к школьному обучению……………………………..

стр. 10

V раздел. Повышение психологической компетентности педагогов……………

стр. 12

  1. Ожидаемые результаты…………………………………………….....................

стр. 13

Литература………………………………………………………………………….

стр. 14

Пояснительная записка.

В настоящее время изменения в образовании требуют от педагогов не только качественных предметных знаний, но и профессиональной гибкости по отношению к ребенку, к организации воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психическое здоровье), формирование начала личности (базис личностной культуры, развитие индивидуальности).

Современная жизнь подчинена стремительному темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться, как взрослый, так и ребенок. Задача взрослых – создать условия для полноценного развития ребенка в дошкольном детстве. А основой полноценного развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах развития. Психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину).

Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

В основу психологического сопровождения были положены следующие принципы:

  • Гуманизация, предполагающая веру в возможности ребенка.
  • Системный подход, основанный на понимании человека как целостной системы.
  • Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
  • Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям детей, темпам их развития.
  • Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

В нашем детском саду ведется целенаправленная работа по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОУ и, заканчивая его выпуском в первый класс общеобразовательной школы, что позволяет создать условия для полноценного развития детей, их эмоционального и личностного благополучия на всех возрастных этапах.

Основными направлениями психологического сопровождения являются:

  • психодиагностика,
  • коррекция и развитие;
  • психопрофилактика;
  • психологическое консультирование;
  • психологическое просвещение и обучение.

  1. Цели и задачи программы.

Цель программы:

Создание в дошкольном учреждении социальной  ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

Задачи программы:

  • изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
  • своевременное проведение ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии;
  • повышение психологической компетентности педагогов, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
  • создание условий для всестороннего развития каждого ребенка;
  • повышение качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;
  • развитие дошкольного образовательного учреждения в целом.
  1. Нормативно-правовое обеспечение.

При составлении программы я опиралась на следующие нормативно-правовые документы:

  • «Конвенция о правах ребёнка»;
  • Федеральный закон «Об образовании»;
  • Типовое положение о ДОУ;
  • «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»  МО РФ от 27.06.2003 № 23-51-513/16;
  • Приказ Министерства образования РФ от 22.10.99. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».

  1. Структура программы.

Программа предусматривает 5 разделов:

I раздел. Адаптация детей к условиям детского сада (Iмладшие группы).

II раздел. Диагностика детей.

III раздел. Эмоционально-личностное развитие детей (IIмладшие, средние и старшие группы)

IV раздел. Подготовка детей к школьному обучению (подготовительные группы)

Vраздел. Повышение психологической компетентности педагогов.

Каждый раздел:

  • рассчитан на определённый возраст;
  • имеет свою цель и задачи, необходимые для решения и получения положительного результата в работе;
  • позволяет планирование мероприятий для профилактической и коррекционно-развивающей работы после отслеживания первичных результатов диагностики;
  • имеет свой механизм реализации, который тесно взаимосвязан с этапами реализации самой программы в течение учебного года;
  • предусматривает обязательную совместную деятельность педагога-психолога с сотрудниками детского сада.

  1. Содержание программы.

I раздел. Адаптация детей к условиям детского сада.

Поступление детей раннего и младшего дошкольного возраста в детский сад требует повышенного внимания и от родителей и от всего персонала ДОУ.

Работа по обеспечению адаптационного периода осуществляется в три этапа:

1 этап – до поступления детей в группы (с момента записи ребенка родителями – первое посещение ДОУ);

2 этап – период длительностью 10 недель с поступления детей в группу;

3 этап – подведение итогов адаптационного периода.

На первом этапе проводится психологическая, методическая, материально-техническая подготовка всех участников педагогического процесса.

Родителям предлагается принять участие в работе родительского клуба «В детский сад без слез» (приложение 1, 1а).

В ходе первой беседы родителям поступающего в сад ребенка выдается буклет (приложение 2), в котором даются основные рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду, профилактике дезадаптации. Также предлагается заполнить анкету на ребенка (приложение 3). На каждого ребенка заводится адаптационный лист (приложение 4).

Особое внимание уделяется воспитателям, которые набирают группы детей раннего возраста после выпуска подготовительных групп. На этом этапе педагог-психолог проводит групповые консультации с элементами тренинга, игровые практикумы, с целью психологической настройки воспитателей на работу с детьми раннего возраста.

Совместно с медицинским работником разрабатываются, дополняются рекомендации (для родителей и воспитателей), редактируются (при необходимости) адаптационные листы.

На индивидуальной консультации с родителями проводится беседа об особенностях адаптационного периода, о возможных трудностях, путях их преодоления, уточняются сведения, сообщенные в анкете. На консультации желательно присутствие ребенка: анализ его поведения, взаимоотношение ребенка и родителя дает информацию об особенностях семьи; составляется прогноз адаптации в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

На втором этапе ведется непосредственная работа по оптимизации адаптационного периода.

Основное направление работы в адаптационный период – работа с детьми. Считается, что положительный психоэмоциональный настрой – мощное профилактическое средство для различного рода заболеваний, в том числе инфекционных, потому что организм эмоционально и психически благополучного ребенка способен более эффективно бороться с любым вирусом. Педагог-психолог в течение адаптационного периода проводит занятия, психологические игры, способствующие снятию психоэмоционального напряжения детей, облегчающие момент расставания с родителями. Предлагает воспитателям подборки игр, упражнений, способствующих повышению эмоционального фона детей в течение дня, снижению тревожности и повышенной активности (приложение 5).

Игры и психологические минутки проводятся с детьми каждый день. Это речевые настройки, психологические игры, игры-забавы, повышающие эмоциональный настрой детей. Хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила.

В приемной на информационном стенде размещаются рекомендации для родителей «Как облегчить для ребенка момент расставания с вами утром» (Приложение 6), информация о возрастных особенностях детей, характеристика адаптационного периода, рекомендации по взаимодействию с ребенком в период адаптации.

Педагог–психолог совместно с воспитателями и медицинским работником заполняет адаптационные листы (два раза в неделю во время дневного сна детей).

На третьем этапе проводится совещание по итогам адаптационного периода. Намечается работа с детьми с признаками дезадаптации (приложение 7).

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

Легкая адаптация:

  • временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
  • аппетита (норма по истечении 10 дней);
  • неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
  • характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
  • функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей.

II раздел. Диагностика детей.

Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов, а потому уделять внимание развитию ребенка надо начинать с раннего возраста. Для диагностики детей я использую комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду».

Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Диагностические материалы структурированы по возрастам: 3—4 года (вторая младшая группа), 4—5 лет (средняя группа), 5—6 лет (старшая группа), 6—7 лет (подготовительная к школе группа), что позволяет наблюдать за развитием каждого ребенка и обеспечивать непрерывное психологическое сопровождение с момента его поступления в детский сад до выпуска в школу.

По результатам обследования психолог разрабатывает коррекционно-развивающую программу (индивидуально на каждого ребенка и на группу в целом), которая позволяет воспитателям и специалистам ДОУ осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Данное пособие позволяет наблюдать за развитием каждого ребенка и обеспечивает непрерывное психологическое сопровождение.

На каждого ребенка заводится диагностическая карта (приложение 8). По результатам проведенного обследования вырабатываются индивидуальные рекомендации, которые также фиксируются в карте. Кроме того, результаты всех детей заносятся в сводную таблицу группы (приложение 9). Анализ полученных результатов позволяет увидеть уровень развития психических процессов детей и разработать коррекционно-развивающие программы на группу в целом. Результаты по каждому субтесту оцениваются в 2 бала (высшая оценка), 1 балл (средняя), 0 баллов (низшая). После проведения диагностики по всем субтестам подсчитывается общая сумма баллов. При количественной обработке полученные результаты условно делятся на 3 уровня: высокий, средний, низкий. Количественные показатели по группе изображаются графически, что помогает наглядно представить ситуацию в целом, спланировать развивающую психолого-педагогическую работу в ДОУ (приложение 10).

Диагностика проводится психологом индивидуально с каждым ребенком. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.

Вначале проводится беседа-знакомство, позволяющая малышу адаптироваться в новых условиях, а взрослому — установить с ним контакт.

Одним из важных диагностических показателей является эмоциональная реакция ребенка на факт обследования (адекватность поведения).

После предварительной беседы, когда контакт с ребенком установлен, можно переходить к следующему этапу — диагностике с использованием субтестов. Ребенок выполняет ряд заданий, а психолог в это время ведет протокол обследования, в котором фиксируются результаты выполнения заданий, действия и высказывания ребенка, делаются пометки для планирования последующей развивающей работы.

Дополнительно по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям также  проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

III раздел. Эмоционально-личностное развитие детей (II младшие, средние и старшие группы).

Дети 3-6 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т.е. ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

        Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Они  способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов “Что такое хорошо? Что такое плохо?”. Эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

        Наблюдая за развитием ребенка нетрудно заметить: способность чувствовать возникает у него раньше, чем способность мыслить. У ребенка часто чувство, как правило, преобладает над разумом. И язык эмоций ребенку понятнее и ближе, чем язык рассуждений.

Важно включать дошкольника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определённых норм и правил для достижения важных и интересных целей.

        Итак, эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

        Для понимания детских эмоций необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребёнка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир.

        Таким образом, внутреннее эмоциональное отношение ребёнка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

        Как уже было сказано выше, в процессе роста ребёнка происходят изменения в его эмоционально-личностной сфере, меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья.

        Сама по себе эмоционально-личностная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия. При их разработке должны учитываться составляющие эмоциональной характеристики ребёнка.

Групповые занятия проводятся в помещении с соблюдением  санитарно-гигиенических  норм и требований.

Групповые занятия (приложение 11) с детьми 3-4 лет рассчитаны на 9 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 15 минут.

Групповые занятия (приложение 12) с детьми 4-5 лет рассчитаны на 8 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут.

Цель:

Повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений  и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Задачи:

  • способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
  • развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
  • помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
  • учить ребёнка выражать свою любовь к близким;
  • воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
  • вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
  • корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
  • развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

В старших группах с детьми я провожу курс психогимнастики (АлябьеваЕ.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использовании их в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека.

Занятия проводятся два раза в неделю, длятся 25 минут.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из
четырех фаз.

1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

2 фаза. Этюды и, игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.

При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Фаза носит психопрофилактический характер.

3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

4 фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

Между второй и третьей фазами, делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе — «минутка шалости». Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно договориться с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.

Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.

IV раздел. Подготовка детей к школьному обучению (подготовительные группы).

Поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования.

В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.

Факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации (по Г. М. Чуткиной).

  • Полная семья.        
  • Высокий уровень образования отца.        
  • Высокий уровень образования матери.        
  • Правильные методы воспитания в семье.        
  • Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье.        
  • Отсутствие конфликтной ситуации в семье.        
  • Положительный стиль отношения к детям воспитателя.
  • Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса.        
  • Функциональная готовность к обучению в школе.        
  • Благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс.
  • Удовлетворенность в общении со взрослыми.        
  • Адекватное осознание своего положения в группе сверстников.        

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе по данным того же исследования имеет следующую нисходящую последовательность:

  • Неправильные методы воспитания в семье.
  • Функциональная неготовность к обучению в школе.
  • Неудовлетворенность в общении со взрослыми.
  • Неадекватное осознание своего положения в группе сверстников.
  • Низкий уровень образования матери.
  • Конфликтная ситуация из-за алкоголизма.
  • Отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс.
  • Низкий уровень образования отца.
  • Конфликтная ситуация в семье.
  • Отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса.
  • Неполная семья.

Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.

 Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства. Эти психологические качества определенным образом сгруппированы, а их группы рассматриваются как компоненты психологической готовности к школе.

Основными компонентами психологической готовности к школе являются:

  • умственная готовность к школе
  • мотивационная готовность к школе
  • эмоционально-волевая готовность к школе
  • готовность к общению с одноклассниками и учителем.

Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т.е. «школьной зрелостью». Психологи определяют школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении».

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки.

В нашем детском саду особое внимание уделяется выпускникам. Поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования.

В начале года проводится родительское собрание (приложение 13), на котором освещаются проблемы школьной готовности детей, даются рекомендации подготовки детей в домашних условиях.

В течение года проводятся развивающие занятия с детьми по подготовке к школе «Развитие произвольной познавательной деятельности у детей» (приложение 14), в результате которых  дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях (Электронное пособие для психологов «Психологическая работа в ДОУ»,  - Издательство «Учитель», 2009).

Формы организации занятий.

Педагог-психолог организует работу детей в полном составе группы, если численность детей составляет до 20 человек, свыше 20 – подгруппами по 10–12 человек. К концу учебного года можно постепенно увеличить продолжительность занятий в зависимости от состояния и возможностей детей от 25 минут до 30–35 минут.

Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку и два простых карандаша; у педагога-психолога – набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного материала.

Структура развивающих занятий.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

3. Симметричные рисунки.Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Графические диктанты.Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

5. Пальчиковая гимнастика.Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.

6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления.Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

На конец года проводится углубленная диагностика по тесту Векслера (приложение 15). По результатам углубленной индивидуальной диагностики составляются рекомендации для родителей и проводятся индивидуальные консультации.

V раздел. Повышение психологической компетентности педагогов.

Для эффективного протекания воспитательно-образовательного процесса  необходимо проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов в текущем году проведены:

  • семинары-практикумы с использованием новейших достижений психологической науки по проблемам педагогического общения:
  • «Самоанализ опыта общения с родителями»,
  •  «Особенности общения воспитателей с детьми»,
  • «Детская агрессивность»,
  • «Снятие эмоционального напряжения и повышение работоспособности педагогов» (приложение 16),
  • «Психологическое здоровье детей в детском саду» (приложение 17).
  • тематические консультации:
  • «Леворукий ребенок и его проблемы»,
  • «Плохие слова»,
  • «Дети и деньги»,
  • «Гиперактивный ребенок»,
  • «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»,
  • «Принципы изучения психики ребенка».
  • выступления на педсоветах:
  • «Психологическое здоровье и безопасность»,
  • «Использование психогимнастики в режимных моментах» (приложение 18),
  • «Преемственность дошкольного и начального образования».
  • семинары-лекции:
  • «Детские страхи»,
  • «Конфликты и пути их разрешения».
  • «психологические зарядки» (приложение 19), которые помогают овладеть приемами релаксации и концентрации, способствуют повышению энергетического потенциала воспитателей.
  1. Ожидаемые результаты.

Введение данной системы работы с детьми в дошкольное учреждение дает свои положительные результаты.

  • Положительная адаптация детей к условиям детского сада.
  • Психоэмоциональное благополучие детей.
  • Хорошая подготовка к школе.
  • Устойчивый процесс протекания адаптационного периода детей  при подготовке  и поступлению в 1 класс общеобразовательной школы.

В дальнейшем Программа «Комплексное психологическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса» будет совершенствоваться, развиваться  и  реализовываться.

Литература.

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.

  2. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128с.
  3. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. – 112с.
  4. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
  5. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2008. – 80с.
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекцияв детском возрасте. – М.: ACADEMA, 2002. – 306с.
  7. Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип.–М.:Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  8. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками. «Цветик-Семицветик». – СПб.: Речь, 2005. – 96с.
  9. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В

3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

  1. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В

3 кн. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – Кн. 2: Психология

образования. — 642 с.

  1. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия "Серебряная сова". — М.: Ижица, 2002. — 224 с.
  2. Абрамова Г. С.Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие для студ. вузов. — 2-е изд., стереотип. —М.:Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с.
  3. Райгородский Д. Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики итесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2001. — 672 с.
  4. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144с.
  5. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 256с.
  6. Психологическая работа в ДОУ. Компакт-диск для компьютера: Коррекционно-развивающие занятия. Консультации. / Авторы-сост. Григорьева М. Р., Калинина Т. В. и др. – Издательство: Учитель, 2011.
  7. Диагностическая работа в ДОУ. Компакт-диск для компьютера. /  АвторДоценко Е. В. – Издательство: Учитель, 2008.
  8. Адаптация ребенка к ДОУ. / Автор-сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
  9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72с.
  10. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н.Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191с.
  11. Психология. Занятия с детьми младшего дошкольного возраста / сост. Миронова М.М. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. – 112с.
  12. Эмоциональное развитие ребенка. Младшая и средняя группы / автор-сост. Т.Л.Мирилова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. – 96.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.

Основной  целью  психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей,             в основе которого л...

Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС

Тема довольно актуальная: как организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ....

Презентация: "Психолого - педагогическое сопровождение воспитательно - образовательного процесса в ДОУ"

описание системы работы педагога - психолога ДОУ по психолого - педагогическому сопровождению воспитательно - образовательного процесса...

«Газета в ДОУ – как пиар-сопровождение воспитательно- образовательного процесса в детском саду»

В статье рассказывается об инновационном методе работы с педагогическим коллективом, родителями в ДОУ....

Самообразование «Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов»

Тема самообразования педагога-психолога Бавшенко В.О.: «Метафорические ассоциативные карты (МАК)  как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родит...

Доклад на тему:"ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ".

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ....