НОД познавательное развитие "Народная игрушка Пеленашка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Шиналиева Динара Утигеновна

Развивать  интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа :     5 - 6 лет

Тема :                «Народная культура и традиции»

Тема НОД:       « Народная игрушка Пеленашка »

                         Познание. Познавательно-исследовательская  и продуктивная

                         (конструктивная) деятельность.

Цель:  Развивать  интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Интеграция

образовательных областей: «Коммуникативная», «Познание», «Музыка»,                      

                                                    «Художественное творчество».

Задачи: Познакомить детей с историей   народной  игрушки, показать разнообразие материалов при её изготовлении; познакомить с народной игрушкой – куклой-самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширять словарный запас; развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с  народной игрушкой, желанием  изготовить игрушку самостоятельно старинным способом; способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русской культуре, русскому языку) Развивать у детей творческие  и познавательные способности  с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Воспитывать уважение к народной культуре и традициям.

Виды деятельности:   коммуникативная, продуктивная,                

                                         игровая, познавательно-исследовательская.

Формы организации:     фронтальная,индивидуальная  

Формы реализации детских видов деятельности:

                               «Путешествие по времени».

Предварительная работа: знакомство со свойствами дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов -  Дымковская,  Филимоновская, Богородская,  Каргопольская, Тверская, матрёшка. Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», чтение сказки «Василиса Прекрасная», загадывание загадок об игрушках.

                                                 ХОД  НОД:

1.Вступительная часть.

                 Звучит русская народная мелодия. 

- Ребята вы слышите?

Дети: Да!

-  Это наш  волшебный экран приглашает  нас  в  путешествие, наверное, он нам хочет  рассказать что-то интересное.

               Педагог и дети проходят на лавочки.

              Давайте, посмотрим что же,  он нам приготовил на этот раз!

                               Педагог включает экран.

 - Интересно, что здесь написано? Давайте прочитаем.

                         Читает загадки.

Есть кабинка, кузовок,
Откидной на нём борток,
Есть колёсики и шинки
У игрушечной...(машинки)

Круглый, цветной, 
Прыгает, скачет, 
А называется...(Мячик)

Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить. (Кукла)

- О чем же эти загадки? (ответы детей). Правильно, об игрушках. Какие игрушки у вас есть дома? Во что вы любите играть? (ответы детей)

                            Д/игра  « Кому что подойдет?»

               (в какие игрушки играют мальчики, девочки, вместе)

- А хотите посмотреть, какие  игрушки  покажет наш экран?

                                    Рассматривание игрушек.

- Экран нам приготовил  игрушки-самоделки. Как вы понимаете, что значит «игрушки-самоделки»? (ответы детей)

- Правильно, это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим  маленьким детям. Дети постарше сами могли сделать такую потешку( игрушку)  без помощи взрослого.

                             Игра «Что из чего сделано».(Педагог называет прилагательное, а дети существительное.)

деревянная игрушка сделана из дерева,

глиняная из глины,

соломенная из соломы,

берестовая из бересты,

желудевая из желудей,

тряпочная из тряпок.

-  Все, что вы перечислили : дерево, глина, шишки, желуди, мох, солома, береста, тряпочки - материал привычный  для людей, он  всегда был под рукой.  И потому называют этот материал подручным.

- Видите, каких удивительных человечков умели делать  на Руси.

- Давайте остановимся на игрушках, которые сделаны из соломы..(Рассматривание игрушек из соломы) Очень забавные старинные соломенные куколки – стригунки. Они названы так потому, что их снизу подравнивали, подстригали ножницами. Если стригунка  поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает поворачиваться, как бы танцевать.  Солому иногда заменяли на траву или тонкие прутики, или мочало. 

- Но, пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной семье таких куколок могло быть до сто штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков (Показ куколки, выполненной одним из способов).

- Как вы думаете, почему у этой куколки  нет лица? (Размышления детей)

            Показ слайдов с изображением старинных кукол, у которых нет лица. Обращаю внимание  на эту примечательную особенность – безликость куклы, мысль о неоднозначности ее использования в народной традиции: кукла-игрушка, обрядовая кукла, кукла-оберег.

- Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще. ( показ слайдов)

Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, т.к. люди раньше были суеверные и думали, что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза - зеркало души – необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от  внешнего мира «сглаза», «наговора».

Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно менялась и кукла ( показ слайдов) . У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки. Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого ее можно было  и рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую  и замуж никто не возьмет. Куклы наших прабабушек, проживали в играх целую жизнь: они вели  «кукольное» хозяйство, «ходили в гости», «справляли свадьбы», «отмечали праздники» и т.д. Так играли девочки постарше. Если  девушка выходила замуж, она приносила свою куколку в дом мужа. А когда рождался ребеночек, клала эту куколку в колыбельку, для защиты малыша от злых сил. Чтобы малыш спал спокойно, мама говорила такие слова: «Сонница – бессоница,  не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».

А такие ребятишки, как вы, играли с куклой как с ребенком.

                Педагог  предлагает детям  подержать куклу, покачать ее.

            Ребята встают в круг и  по очереди передают куклу и качают ее.

Давайте споем колыбельную.  Пение  колыбельной  под  русскую народную мелодию.        

2.Совместная  продуктивная  деятельность.

- Какие вы, молодцы! Как красиво пели. А хотите сами «свертеть» тряпичную куколку по одному из способов?(ответы детей)

                Дети располагаются на ковре. Показ картинки-схемы, по которой они будут работать. Педагог  обращает  внимание на аккуратность выполнения работы, последовательность; оказывает  помощь детям, испытывающих трудности при выполнении работы.

3.Заключительная часть

Чтение стихотворения.  

Кукла у Паши

                                 Не отыщешь краше.

Свернута  из тряпки

Руки - словно лапки,

Глазки – пара точек,

А лицо – комочек.

Кукла смотрит косо,

Взгляд ее уныл,

Кто-то вместо носа

Пуговку пришил.

Но Паша любит.

Нежит и голубит,

И целует в щечку

Маленькую дочку.

                  Оформление  с  детьми  выставки « Кукла- самоделка».

- Ребята, вам понравилось  путешествие в прошлое?(ответы детей)

- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Что больше всего запомнилось? В какие игры вы играли? О чем  могли  рассказать  дома

маме, папе?   Как вы думаете, у кого кукла-самоделка получилась самая красивая? (ответы детей)

Давайте попрощаемся с нашим экраном, скажем ему спасибо за интересное путешествие. Звучит русская народная мелодия .     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП «Игрушки»

КПрограммное содержание:Обобщить и систематизировать у детей полученные знания. Закреплять знания  о геометрических формах. Продолжать учить  обследованию предмета по признакам - форме, цвет...

Конспект НОД для средней группы социально-коммуникативное развитие "Народная игрушка"

Данный конспект составлен для средней группы детского сада. Составлен в формате игра-экскурсия в музей. Для ознакомления детей с ближайшим окружением -  музеем. Конспект составлен в соответствии ...

Конспект игрового занятия с детьми раннего возраста по познавательному развитию "Наши игрушки".

На данном игровом занятии воспитатель обогащает  активный словарь детей словами-названиями игрушек, формирует устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве., учит детей составлять...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы, по познавательному развитию: Помоги игрушкам выбрать нужный транспорт!

конспект занятия представлен в игровой форме, в ходе занятия дети узнают о таких видах транспорта: водный, воздушный, пассажирский, легковой.   дети с помощью наводящих вопросов составляют просты...

ООД по познавательному развитию Народная игрушка - Матрешка

laquo;Народная игрушка-Матрёшка»  Матрешка — древняя красаСквозь времена дошла до нас.Ей имя русское дано.Она красива и мила,Всем улыбается она.Одета, как в былые времена,Одежда...

Познавательный материал "Народная игрушка"

Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Его можно использовать на индивидуальных и групповых занятиях. В представленной работе собраны виды народных игрушек, история их в...

Конспект занятия по познавательному развитию: "Народная игрушка - свистулька". Старший дошкольный возраст.

В группу внесли неизвестный предмет - старинный портфель.В нём находились коробочки, шкатулка,конверты. А главное - всё было пронумеровано. открывая цифру за цифрой, ребята узнали о народной игрушке -...