Конспект НОД для средней группы социально-коммуникативное развитие "Народная игрушка"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Краснова Евгения Борисовна

Данный конспект составлен для средней группы детского сада. Составлен в формате игра-экскурсия в музей. Для ознакомления детей с ближайшим окружением -  музеем. Конспект составлен в соответствии с ФГОС ДО. Является интересным, т.к. целью проведения данной игры-экскурсии было приобщение детей к искусству через развитие речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dlya_sredney_gruppy.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №17 «Алёнка»

Конспект для средней возрастной группы

    Игра-экскурсия  Тема: «Народная игрушка»        

Социально-коммуникативное развитие

                                  Составили:

                                                               Воспитатели средней группы

  Краснова Е.Б. и Фомичева И.А.

г. Серпухов 2016 год

Цель: формировать навыки общения через ознакомление с народной игрушкой.

Задачи:  Обучающие: знакомить детей с культурными явлениями (городским музейно-выстовочным цетнтром) и правилами поведения; совершенствовать диалогическую речь: понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их; пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Развивающие: продолжать знакомить  с произведениями народного искусства (потешки,  загадки, песни, хороводы, заклички, считалки, изделия народного декоративно-прикладного искусства); уточнять  представления о свойствах предметов; закреплять знания об общественном транспорте и ПДД; Воспитательные: воспитывать бережное отношение к произведениям искусства; уважение к взрослым и сверстникам при общении.

Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, музыкальная.

Предварительная работа: чтение разучивание художественного слова, хоровода, рассматривание изделии народно-прикладного искусства, сюжетно-ролевая игра «Автобус», беседы по ПДД.

 Демонстрационный материал: мини-музей «Народная игрушка» (матрешки, Дымковские, свистульки, ложки, тряпичные  куклы) посылка,  атрибуты сюжетно-ролевой игры «Автобус» , изображение музейно-выставочного центра г.Серпухова,  аудиозаписи фольклорной музыки, русский народный костюм для взрослого.

Раздаточный материал: подносы, лоскутки ткани, вата, красные нити –

по количеству детей.

Ход: 

1 часть. Воспитатель привлекает внимание детей:

- Ребята, посмотрите, что принес нам почтальон -  приглашение. Это наш городской музейно выставочный центр зовет нас в гости, то есть приглашает. Посмотрите, пожалуйста, вот он какой музейно-выставочный центр. Вы хотите там побывать?  Но прежде чем туда отправиться послушайте правила поведения в музее: там нельзя кричать, бегать и трогать все руками. Всем понятно.  Тогда нас ждет автобус.

- Скажите, а где останавливается автобус? (на автобусной остановке)

- Правильно, но наш автобус пуст, чтобы он  поехал, нужен…. (водитель), кто же хочет быть водителем? Сколько, вас много, как же нам быть? Как выбрать одного из вас? (посчитаться). Ну конечно.

(Воспитатель считалкой выбирает водителя, дети рассаживаются).

- Ребята, скажите, а где ездят машины? (по дороге)

- Где же тогда ходят пешеходы? (по тротуару)

- Кто самый главный на дороге? (светофор)

- Почему? (потому что он показывает кому ехать, а кому стоять)

- Молодцы, ребята!

- Вот мы и приехали. Выходите пожалуйста.

        2 часть. Выходит второй воспитатель в русском народном костюме.

- Здравствуйте, дорогие гости, спасибо что приняли наше приглашении.

- А вы знаете, что такое музей? (да) Правильно это такое место, где хранятся ценные и редкие вещи. Какие вещи хранятся в музее? (повтор хор, индивидуально).

- как называются эти вещи? Экспонаты. Повторите пожалуйста.

- Наш музей познакомит вас с народной куклой. То есть куклы это и есть экспонаты. И сделаны своими руками, поэтому они и ценны.  

- Куклы у нас разные, вот посмотрите на них. Это куклы народные. А почему их так называют, народные? Потому что их придумал и сделал народ. Какие это куклы? (повторяют дети – народные)

- А теперь отгадайте загадку .

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они живут в друг дружке. А всего одна подружка. (Матрешки)

- Догадались, молодцы. Из чего сделаны матрешки? (дерево) , правильно.

- Посмотрите какие они красавицы!

Расскажите пожалуйста, стихотворение о народных красавицах.

1-ый ребенок: Матрешечка, матрешка, русская краса:

Румяные щечки, глазки – бирюза,

Белая рубаха и русский сарафан,

На голове платочек – не найдешь изъян!

2-ой ребенок:

На первый взгляд  - простая, но радует взор

В росписи одежды затейливый узор,

Милая улыбка и секрет внутри

Сколько же в ней куколок?

Ну – ка разбери!

- Правда давайте, разберем и посчитаем по порядку наших матрешек. Первая, вторая, третья. Молодцы.

- Сейчас Матрешка, - это русский сувенир, ею любуются во многих странах нашей планеты.  Сувенир – это такой подарок, привезенный из другой страны или города.

- К нам в  музей почтальон принес посылку. Давайте вместе посмотрим, что в ней.  В  ней еще матрешки, давайте на них посмотрим. Чем они отличаются, чем похожи. Ответы детей.

- Теперь другая загадка.  

Знаменитая деревушка

Яркой глиняной игрушкой

Веселит, ласкает взор

Пестрый радужный узор:

Клетки, кольца, завиточки.

Змейки, ленточки и точки!

Просто загляденье! Всем на удивление!

- Найдите куклу в нашем музее, о которой говорилось в моей загадке. Как она называется (Дымковская).

Стихотворение о игрушке.

Кони глиняные мчатся, на подносе, что есть сил

И за хвост не удержаться, если гриву упустил.

- Из чего ее делали народные мастера.  

- Какими элементами ее украшали? (кружки, точки, змейки)  Какие цвета использовали?

- Ребята,  как вы думаете, Дымковская игрушка может быть сувениром? Почему? (да, потому что ее можно подарить людям из других городов).

- Постарайтесь ответить на последнюю загадку.

Кукла эта хороша

Из тряпочек ее коса,

В русском доме

Она жила, деткам счастья принесла.

- Какая это кукла? (тряпичная)

- Молодцы, вы очень внимательные гости. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Считалось, что она приносит здоровье, удачу и богатство.

- Посмотрите на нее , что в ней необычное? Ее делали без единой иголки, и у нее не было лица.

- Это кукла теплая и легкая. Как вы думаете почему? (потому что она сделана из ткани).

- Я вас познакомила с некоторыми экспонатами нашего музея. Может вы что-нибудь  еще хотите узнать?

- Ребята, у меня к вам предложение – хотите добавить экспонатов в наш, музей? Самим стать мастерами? (да) .

- Кто знает, что помогало мастерам трудиться? (песня и хорошее настроение). Хорошее настроение у вас есть? (да) Тогда не хватает песни. Давайте споем песню «Ложка, ложечка». Ведь на Руси ложку не только использовали как предмет посуды, но и как……(музыкальный инструмент).

Дети с музыкальным руководителем исполняют песню.

- Теперь, я приглашаю вас в нашу мастерскую. Усаживайтесь. Хочу  показать вам, как делать простую куклу оберег. Смотрите внимательно, как я делаю.

 1. Положите перед собой лоскуток ткани.  найти центр нашего лоскутка. Положите туда ватку.

2. Теперь соедините уголки лоскутка.

3. Возьмите нитку, положите к уголку, и вложите ткань в ладошку левой руки.

4. Держите крепко и начинайте заматывать нить. Вот так. До самого конца нити.

Понятно, ну а чтобы вам легче было делать смотрите на схемы. Если кому-нибудь понадобится помощь,  позовите, но не забывайте про волшебные слова. Все можете приступать.

        Звучит музыка русская народная.

Наша кукла – оберег готова.

Вот и смастерили  новые экспонаты для нашего музея. Вам понравилось быть мастерами?

-Скажите, а наш музей вам понравился? Чем? Хотели бы вы еще здесь побывать? (да). Тогда ждите еще приглашения. Ну а теперь до свидания. До новых встреч.

        Воспитатель просит детей пройти к автобусу. Чтобы возвратится обратно в детский сад.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной ООД В средней группе (Социально – коммуникативное развитие) Тема: «Светофор»

Конспект занятия для детей средней группы (4- 5 лет) направлен на формирование устойчивых навыков поведения  детей на улицах города...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе, социально-коммуникативное развитие: «Наши эмоции»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. Развитие эмоциональной сферы детей в средней группе....

Конспект занятия для средней группы детского сада: «Русская игрушка!»

Через  знакомство с народным  искусством  происходит ознакомление с историей, культурой своего народа. ...

Конспект занятия в средней группе по гендерному воспитанию «Игрушки для девочек и мальчиков»

Занятие в средней группе по гендерному воспитанию.  На занятиях мы формируем четкое представление о роли мужчины и женщины в семье. Учим детей видеть внешнее сходство и различие между...

Конспект НОД в старшей группе. "Социально-коммуникативное развитие, рисование". Тема: «Давайте творить добро.»

Конспект НОД в старшей группе. "Социально-коммуникативное развитие, рисование". Тема: «Давайте творить добро.»  Цель: уточнить представление детей о добрых и злых чувст...

Организованная образовательная деятельность в средней группе социально – коммуникативное развитие "Микробы и вирусы"

Организованная образовательная деятельность в средней группе социально – коммуникативное  развитие "Микробы и вирусы"...