Игры-импровизации
картотека по музыке по теме

Дорогая Дарья Федоровна

Игры-импровизации можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности детей, в качестве альтернативы традиционным физульт-минуткам,; а также в свободной  деятельности, для развития  воображения, фантазии, самостоятельного творческого поиска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_improvizatsii.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Игры импровизации для детей.

Я - КЛЕНОВЫЙ ЛИСТОЧЕК

      Педагог. Ребята, закройте глазки и представьте, что каждый из вас - кленовый листочек.

      Дети открывают глаза.

    -  Он висел на дереве, но вдруг подул сильный осенний ветер, листочек оторвался с ветки и полетел далеко-далеко.

Мы - листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.         Имитируют движения листочка по желанию. Каждый выполняет по-своему.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.          

Листочки плавно  и бесшумно падали на землю.

    Я вижу, как красиво движется Наташин листочек, Колин, Дашин... Листочки, разноцветные, золотистые, парят в воздухе, освещены лучами осеннего солнца.

    Дети делают произвольные движения.

    Но вот ветер стих. Листочек опустился на землю и остался лежать с другими и ждать следующего случая, когда вновь подует ветер и перенесет его в другое место.

    Дети приседают на корточки, сворачиваются калачиком. Во время игры звучит специально подобранная мелодия.

ПОДСНЕЖНИК

      Педагог. Ребята, представьте, что мы с вами находимся под землей, мы - корни растения - подснежника. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Пробиваются сквозь землю нежные листочки подснежника.

      Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул легкий ветерок. Стебелек растения колышется, приклоняется к земле. Ветер стих. Растение снова ожило, радуя окружающих.

     Дети наклоняются вправо, влево, приклоняются к полу.

    Наступил вечер, листочки закрываются в бутоны и готовятся к ночному отдыху.

    Дети соединяют руки, изображая бутон.

   Используется запись из альбома «Времена года» П.И. Чайковского.

БАБОЧКА

   Педагог. Ребята, помните, мы сегодня на прогулке видели бабочку-лимонницу? Она была такая красивая, желтая-желтая, маленькая.

     Вы знаете, зачем она прилетела к нам на участок? А для того,  чтобы пригласить нас в чудесную страну цветов. Вы хотите там побывать?

    Но, чтобы туда попасть, мы должны произнести волшебные слова: «Раз, два, три - в страну цветов неси!»

    Закрыть глаза, покружиться 3 раза в правую сторону, 3 раза в левую и 3 раза хлопнуть в ладоши и открыть глаза. Все готовы?

    Тогда отправляемся.

     Дети произносят слова, выполняют оговоренные движения под музыку.

    Вот мы и в стране цветов, и стали все мы бабочками. Расправили бабочки крылья. Ах, какие мы красивые! Любуются собой, друг другом. Здесь и лимонницы, и капустницы, и крапивницы, и адмиралы... Разглаживают лапками крылышки, умываются утренней росой. Ой, какая холодная!

      Дети разводят руки в стороны, любуются собой, рассматривают друг друга, восхищаются. Умываются, моют глаза, лицо, «усики».

      Вот и подготовились к полету. Огляделись вокруг. Сколько здесь кругом цветов! (Вырезанные из бумаги, лежат на полу.) Какой приятный аромат! Глубоко вдохнули, расправили крылья и легко вспорхнули. Крылышки нежно трепещут в полете, легко-легко порхают бабочки.

     Дети оглядываются вокруг, рассматривая воображаемые цветы. Вдыхают воздух, разводят в стороны руки и имитируют полет бабочек.

    Садимся на цветы, сложили крылья на спине. Пьем нектар. (Имитируют.) Ах, какой он сладкий, ароматный, приятный. Наелись и напились вдоволь. Как хорошо! Тепло! Как греет солнышко! Подставим правый и левый бочок, крылышко, спинку.

      Дети греются на солнышке, сидя на цветах.

     Ой, похолодало, солнышко спряталось за большую черную тучу. Какой сильный ливень начался. Скорее разлетайтесь, бабочки, и прячьтесь от дождя, кто под навес, кто в щелки, кто под листву деревьев!

      Дети прячутся.

     Холодно бабочкам, прижимаются друг к другу, крылышками машут на ветру. Скорее бы солнышко выглянуло! А вот и оно! Как сразу стало тепло и светло! Вылетели бабочки и снова стали летать, прохладной дождевой водой умываться. Теперь нам пора домой возвращаться, а полетим мы домой на спинке у большой бабочки.

ГРИБОЧКИ

        Педагог. Ребята, закройте глазки, представьте, что вы - грибочки. Вы спрятались в травку, вставать совсем не хочется, тесно прижались друг к другу. Но вот первый луч солнца упал на землю. И грибочки потянулись к нему, вылезли из травы, подняли голову, посмотрели на солнышко, показали друг другу свои красивы1e шляпки, порадовались солнышку!

        Дети закрывают глаза. Присели на корточки, прижались друг к другу. Медленно поднимаются, смотрят вверх, встали во весь рост, показывают руками шляпки, поворачиваются в одну сторону, в другую.

       Показали друг другу ручки, подняли их вверх, погрели на солнышке.

       Дети показывают друг другу руки ладошками вверх, делая фонарики.

       Но вот туча набежала, дождик закапал: кап-кап-кап.

       Дети звукоподражают.

       Убрали свои ручки грибочки, спрятали под шляпку и стоят прямо, чтобы их дождик не намочил.

       Дети опускают руки, прижимают к телу.

       Но вот он кончился дождик, выглянуло солнышко. Радуются грибочки, прячутся в траве, чтобы их никто не нашел.

       Дети улыбаются, садятся на корточки.

       Вот и день прошел. Пора спать. Закрыли глазки, прижались друг к другу и заснули.

       Дети закрывают глаза, прижимаются друг к другу.

СТРЕКОЗА

Действия большой стрекозы выполняет воспитатель.

       Педагог. Случилось это на озере. Прилетела большая стрекоза и стала кружить над озером. Вскоре она выбрала себе место в зарослях камыша и начала откладывать яйца. Окунет кончик хвоста в воду - одно яичко, постоит над водой, окунет – еще одно яичко. Побросала их в воду и улетела. (Касается каждого ребенка рукой, превращая в яйцо. Тот, в свою очередь, садится на корточки, опускает голову.) Сначала яички лежали неподвижно, затем зашевелились, и из них вылупились личинки. (Обхватывают руками колени. Покачиваются, сидя на корточках.)Они совершенно не были похожи на свою мать, у них не было крыльев, поэтому они только ползли. Они были очень прожорливы и быстро хватали свою добычу челюстями.

        Дети делают захватывающие движения руками, как будто стараются кого-то обнять.

       Затем кладут себе в рот и проглатывают.

       Дети выполняют загребающие движения поочередно каждой рукой. Делают глотательные движения.

Так проходили дни.

      Настала пора личинкам превращаться в стрекоз. Ухватились они крепкими лапками за стебель тростника и начали карабкаться вверх.

     Выползли личинки из воды и стали выбираться из тесной одежды, которая держится крепко и трудно от нее освободиться, как из скафандра. Последние усилия - и вот на тростнике молодые стрекозы.

      Дети имитируют движения вылезания, как из тесной одежды.

      Погрелись они на солнышке и стали расправлять свои крылышки.

       Дети шевелят растопыренными пальцами. Небольшие Движения руками вверх-вниз. Машут руками с растопыренными пальцами.

     Расправили свои крылышки, а лететь боятся. Надо сделать специальную зарядку для крыльев. Сначала ими надо немного пошевелить. Затем ими часто помахать. Теперь хорошенько расправить и помахать.

     Можно лететь. Закружились стрекозки над рекой. Потом взмыли высоко-высоко и полетели.

     Дети «летают». Кого воспитатель коснется, тот и «летит», куда он скажет.

     Весь день до вечера на лугу резвились. Устали и решили отдохнуть. Одна села на малиновый куст, другая - на лист яблони, третья - на забор.

    Можно сделать цветы из бумаги и разбросать в разных местах комнаты.

     Сели отдохнуть, да так и проспали до самого утра. Так и прожили стрекозки все лето без забот и хлопот на лугу.

ПТИЦЫ

    Метод привлечения: через рассматривание картин с изображением разных птиц и цветов, через наблюдение за ними на участке.

    Педагог. Ребята, представьте себе, что вы - птички. Закройте глазки и присядьте - птички отдыхают на ветке и спит. Вот пригрело теплое весеннее солнышко, и птички проснулись, расправили крылышки, перышки, потянулись.

      Дети закрывают глаза и приседают. Открывают глазки, плавно взмахивают руками, привстают на носочки и тянутся.

    Взмахнули крылышками и полетели по голубому небу. Летали птички и устали. Опустились на травку возле ручейка, попили водички. Снова полетели и опустились на птичий двор.

    Дети взмахивают руками и бегают по залу. Приседают и наклоняют голову.

    Поклевали зернышек и стали рассматривать обитателей птичьего двора. А там кого только нет: и важный - преважный индюк, и гордый петух, куры-хохотушки, и утята непослушные, и уточка кряква, и гусь-задира.

     Дети наклоняют головы. Имитируют движения птиц: медленно ходят по залу с поднятой головой (петух), цыплята бегают, семенят. Курица ходит неторопливо. Идут вперевалку (утка), вытягивают шею, руки отводят назад. Бегают по залу.

     Погостили птички у них и полетели домой. А солнышко уже садиться стало, небо потемнело, птички уселись снова на веточки, сложили свои крылышки и уснули.

    Дети приседают, руки отводят назад за спину, закрывают глаза.

    А теперь откроем глазки и снова станем детьми и нарисуем того,

кого видели на птичьем дворе.

    Дети открывают глаза. Встают. Рисуют.

КАПЕЛЬКИ

    Педагог. Ребята, помните, вчера вечером шел дождь? С неба летели капельки - большие и маленькие. Вот и вы сейчас в них превратитесь. Хотите? дождь шел сильный, но теплый. Капельки, одна за другой, падали на землю, на травку, на листочки деревьев. Вот дождь и кончился, капельки лежат на листочках, не высыхают, ведь уже наступила ночь. Капельки так устали, что заснули. А утром проснулись.

   Дети кружатся, затем по очереди подпрыгивают и садятся на корточки. Дети складывают руки, опускают голову, закрывают глаза «спят».

   Было холодно: (Брр.) капельки потянулись, зевнули, задрожали.

   Дети открывают глаза, поднимаются, тянутся, зевают, дрожат.

   Вот подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку. Но вот уже и самая последняя, нижняя ветка. Капельки посмотрели вниз. До земли ой как далеко! Ведь они такие маленькие. А ветер все сильнее, капельки слетели с дерева и закружились в воздухе. Они плавно летали то в одну, то в другую сторону, то опускались вниз, то кружили вокруг себя. А вот и земля, и наши капельки упали на травку, на цветочки.

   Дети прыгают на месте, с небольшим продвижением на одной, двух ногах. Смотрят вниз, прыгают на двух ногах. Кружатся, свободные движения, плавные. Подпрыгивают, плавно приседают, встают, успокаиваются.

     Выглянуло долгожданное солнце, капельки потянулись к нему, погрели один бочок, другой.

    Дети встают, тянутся, поднимают руки вверх, подставляют бочок, спинку.

    День становился жаркий, солнце пекло все сильнее, и наши капельки стали понемногу испаряться.

    Дети приседают медленно, опускают голову, руки, делаются как можно меньше.

    А капельки, которые испарились, собрались на небе в большое облачко. Им стало очень весело вместе.

    Дети встают в круг, берутся за руки.

   Понравилось вам быть капельками? Хотите еще побыть кем-нибудь? Кем? Хорошо, в следующий раз еще поиграем.

ТОПОЛИНЫЕ ПУШИНКИ

Педагог. Ребята, какое у нас сейчас время года? (Весна.) А какое время года идет за весной? (Лето.)

А знаете ли вы, что в самом начале лета бывает все белым-бело? А почему? А это потому, что с тополей облетает пух. Вот сейчас я превращу вас волшебной палочкой в тополиные пушинки.

Мы легкие, воздушные пушинки и летим на землю плавно, купаемся в воздушных волнах и постепенно садимся на землю.

Дети разбегаются в разные стороны, садятся на корточки.

Вдруг поднялся теплый, легкий ветерок. Он нежно собирает нас в небольшую кучку и поднимает вверх над землей.

Дети собираются в небольшую кучку, встают с корточек на носочки и поднимают руки вверх.

Но мы, пушинки, любим свободу, и поэтому мы разлетаемся в разные стороны и кружимся в легком танце.

Дети разбегаются, кружатся.

Как это приятно - летать над землей. Наверное, люди завидуют нам, что мы, вот так просто, можем подняться вверх. Нежный ветерок закружил нас в хороводе.

Дети собираются в хоровод и выполняют произвольные движения.

 Ему очень нравится с нами играть, резвиться. Но он не может оставаться больше с нами, ему нужно лететь в другие места, быть может, к другим пушинкам. Но мы не обижаемся на него, ведь он обязательно вернется. До свидания.

Дети машут руками, прощаются.

А мы летим к земле, чтобы опять подняться в небо.

Дети постепенно садятся на корточки.

В ходе упражнения играет легкая, тихая музыка.

СНЕЖИНКИ

Педагог. Ребята, хотите отравиться на зимнюю полянку? Тогда закройте глазки, и я вас сейчас превращу в снежинок, котopыe очутились на облаке. Оно такое легкое, мягкое, пушистое, белое-белое. Раз, два, три - глаза открыть.

Педагог касается до них рукой (волшебной палочкой), дети закрывают и открывают глаза, встав в круг.

Вот мы и очутились на снежном облаке. Но вдруг от тяжести оно не выдержало и отпустило все снежинки, которые закружились в воздухе. Они все такие красивые, легкие, пушистые. Упали на землю и стали исполнять свой танец снежинок. Сначала вправо-влево покружились, теперь вперед-назад покружились. Молодцы!

Дети собрались вместе, образуя снежное облако. Кружатся в разных направлениях. Плавно покачивают туловищем и руками в разные стороны. Кружатся. Выставляют ноги вперед-назад, поднимают руки вверх, кружатся.

Но тут подул ветерок, и все снежинки разбежались кто куда, в разные стороны.

Бегут врассыпную, на носочках.

Ветер успокоился, все снежинки набегались и упали на снежную поляну, образуя красивые сyrробы, и уснули. Молодцы!

Дети приседают на корточки, обхватив голову руками.

А теперь нам пора возвращаться в группу. Опять закройте глазки. Раз, два, три - глаза открыть. Вот мы снова превратились в ребят и очутились в нашей группе.

Снежинки

Тихо падают снежинки,                         Дети выполняют пружинку, руки в стороны. Встают в            

Легкий ветер rонит их.                           хоровод, кружатся все отдельно.

 То построит хороводы,

То, как в вальсе, закружит.        

Ветер стих, снежинки плавно

Ниже опускаются.                                     Разводят руки в стороны, немного приседают.

Собрались в комок пушистый,                 Наклонившись вперед, в полуприседе,

 На ветру качаются.                                   собираются в кучку. Медленно машут руками.

Лишь земли коснулась вата,

И снежинки разлетелись.                       Садятся на корточки. Разбегаются. Кружатся, суетятся,

 По замерзшему асфальту                      бегают.

Закружил, понес их ветер.

Кувыркаются снежинки,

Поворачивают спинки,                       Кувыркаются. Лежа на спине, поворачиваются с боку на бок.

Веселятся и резвятся,                          Прыгают, бегают.

Радуясь зиме.

Вначале воспитатель предлагает детям посмотреть на улицу, какая погода. Затем спрашивает, хотели бы они быть снежинками.

 Тогда закрывайте глазки, и, как только я произнесу волшебные слова и коснусь до вас волшебным пером, вы превратитесь в снежинки.

Раз, два, три - в снежинки превратились мы.

Дети открывают глаза. Звучит нежная, плавная музыка, и дети выполняют движения в соответствии с текстом. В конце опять предложить детям закрыть глазки и сказать волшебные слова, касаясь их волшебным пером.

Раз, два, три - вот опять ребята мы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры импровизации использованные в работе по экологичнскому воспитанию

ИГРЫ ИМПРОВИЗАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ...

Этюды,сценки,игры, импровизации.

В данный период работаю над постановкой музыкального спектакля -мюзикла в детском саду. Для развития актерского мастерства у дошкольников, проанализировав методическую  литературу, сд...

игры-импровизации

Данные игры можно использовать  в работе с детьми для ознакомления с окружающим миром, используя прием эмпатии....

презентация для педагогов ДОУ "Музыкальные игры - импровизации как средство творческого развития дошкольников"

Данную презентацию я показывала 21.11.2012 на консультации на педагогическом совете педагогов нашего детского сада....

Игры - импровизации

Игры-импровизации для детей 2 мл. группы...

Занятие № 4 по ФЭМП в 4 младшей группе Игра-импровизация «Лесные жители»

             Занятие № 4 по ФЭМП в 4 младшей группеИгра-импровизация «Лесные жители»Подготовила воспитатель Ю.В. Шулепова,...