История и теория исследовательской деятельности дошкольников
статья (младшая группа) на тему

Леонтьева Тамара Викторовна

1. История исследовательской деятельности в дошкольном возрасте;

2. умения которые необходимо развивать у детей;

3.необходимые приёмы для создания проблемной ситуации;

4.типы исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Сегодняшний день, наше Государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, с умением решать самостоятельно поставленные задачи, принимать решения, социально подготовленного к взрослой жизни.

Дети по своей природе исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования – является любознательность.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы : как? Почему?

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет знать всё, исследовать, изучить.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, является метод экспериментирования, относящейся к познавательно-речевому развитию.

Детское экспериментирование, тесно связано с другими видами деятельности: наблюдение, развитие речи.

Презентация:

1. Этапы исследовательской деятельности.

- выделение и постановка проблемы (например: после знакомства с героями сказки «пузырь, лапоть, соломинка», задуматься : как помочь героям сказки перебраться через реку. В ёмкость с водой поочередно опускали материалы разного качества: бумагу, ткань, деревянную пластину. Сделали вывод, что дерево обладает свойствами и качествами . Возникает желание познакомиться с этими свойствами.)

- Выдвижение  гипотезы (обладает ли дерево различными свойствами).

- поиск и предложение вариантов решения (составить схему: дерево спилили – отвезли на фабрику – распилили, сделали деревянные брусочки).

- сбор материала (литература, загадки, через которые выясняем, из каких частей состоит дерево).

 - обобщение полученных данных (выводы). (Дерево легкое, плавает, не тонет, твердое, непрозрачное). Таким образом, героям лучше переплыть через реку на деревянном плоту.

2. слайд

У детей через разные виды деятельности необходимо развивать определенные умения:

- видеть проблему (проблема-это затруднения, чтобы устранить, требуется исследование).

- выдвигать гипотезы, строить предположения.

- задавать вопросы (познание начинается с вопроса).

- умение оперировать понятиями (явление, причина, следствие, событие).

- умение классифицировать (разбивать на группы).

- умение быть наблюдательным.

-  делать выводы и умозаключения.

3. слайд.

Для создания проблемной ситуации, педагогу можно использовать следующие приёмы:

- подведению детей к противоречию, предложить самостоятельно найти решение.

- изложение различных точек зрения на один  и тот же вопрос.

- предложить детям рассмотреть явление с различных позиций.

- побуждение детей к сравнению, выводам.

- постановка конкретных вопросов на обобщение, логику, рассуждение.

-постановка проблемных задач.

4. слайд

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны ТИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- экспериментирование (опыты);

- коллекционирование;

- путешествия по карте (представления о пространстве мира);

- путешествие по «реке времени» (представления об историческом времени);

 5 слайд

- в младшем дошкольном возрасте  ИД  направлена на:

Предметы живой и неживой природы, через использование опытов и экспериментов (глина, песок, вода, воздух), с помощью игровых ситуаций (персонажей).

- во второй младшей группе

 дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и в-в; знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы (вода, солнечные лучи, лёд, снег, стекло, звуки, тень).

- старший дошкольный возраст

Знакомство с переходом одного тела в другое. Дети проявляют первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим  (для безопасности и моральной поддержки, т.к. интерес быстро угасает).

Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодородного контакта с семьей и взаимоотношений между ребенком и педагогом  (родительские собр., буклеты, консультации).

В заключение   хочется процитировать слова К.Е.Тимирязева : «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопрос и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

"История утюга". Познавательно- исследовательская деятельность.

Интеграция видов деятельности: П-и., двигательная, коммуникативная, изобразительная. Воспитывать интерес к культуре родного края. Учить уважать труд людей. Познакомить детей с историей утюга.Мате...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

Семинар «Формирование математических представлений дошкольников как части познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Данный материал поможет выявить и повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....

Активизация исследовательской деятельности дошкольника по технологии А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольника" (из опыта работы)

Активизация исследовательской деятельности дошкольника по технологии А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольника"(из опыта работы)...