История и теория исследовательской деятельности дошкольников
статья (младшая группа) на тему
1. История исследовательской деятельности в дошкольном возрасте;
2. умения которые необходимо развивать у детей;
3.необходимые приёмы для создания проблемной ситуации;
4.типы исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодняшний день, наше Государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, с умением решать самостоятельно поставленные задачи, принимать решения, социально подготовленного к взрослой жизни.
Дети по своей природе исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования – является любознательность.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы : как? Почему?
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет знать всё, исследовать, изучить.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, является метод экспериментирования, относящейся к познавательно-речевому развитию.
Детское экспериментирование, тесно связано с другими видами деятельности: наблюдение, развитие речи.
Презентация:
1. Этапы исследовательской деятельности.
- выделение и постановка проблемы (например: после знакомства с героями сказки «пузырь, лапоть, соломинка», задуматься : как помочь героям сказки перебраться через реку. В ёмкость с водой поочередно опускали материалы разного качества: бумагу, ткань, деревянную пластину. Сделали вывод, что дерево обладает свойствами и качествами . Возникает желание познакомиться с этими свойствами.)
- Выдвижение гипотезы (обладает ли дерево различными свойствами).
- поиск и предложение вариантов решения (составить схему: дерево спилили – отвезли на фабрику – распилили, сделали деревянные брусочки).
- сбор материала (литература, загадки, через которые выясняем, из каких частей состоит дерево).
- обобщение полученных данных (выводы). (Дерево легкое, плавает, не тонет, твердое, непрозрачное). Таким образом, героям лучше переплыть через реку на деревянном плоту.
2. слайд
У детей через разные виды деятельности необходимо развивать определенные умения:
- видеть проблему (проблема-это затруднения, чтобы устранить, требуется исследование).
- выдвигать гипотезы, строить предположения.
- задавать вопросы (познание начинается с вопроса).
- умение оперировать понятиями (явление, причина, следствие, событие).
- умение классифицировать (разбивать на группы).
- умение быть наблюдательным.
- делать выводы и умозаключения.
3. слайд.
Для создания проблемной ситуации, педагогу можно использовать следующие приёмы:
- подведению детей к противоречию, предложить самостоятельно найти решение.
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.
- предложить детям рассмотреть явление с различных позиций.
- побуждение детей к сравнению, выводам.
- постановка конкретных вопросов на обобщение, логику, рассуждение.
-постановка проблемных задач.
4. слайд
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны ТИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- экспериментирование (опыты);
- коллекционирование;
- путешествия по карте (представления о пространстве мира);
- путешествие по «реке времени» (представления об историческом времени);
5 слайд
- в младшем дошкольном возрасте ИД направлена на:
Предметы живой и неживой природы, через использование опытов и экспериментов (глина, песок, вода, воздух), с помощью игровых ситуаций (персонажей).
- во второй младшей группе
дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и в-в; знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы (вода, солнечные лучи, лёд, снег, стекло, звуки, тень).
- старший дошкольный возраст
Знакомство с переходом одного тела в другое. Дети проявляют первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим (для безопасности и моральной поддержки, т.к. интерес быстро угасает).
Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодородного контакта с семьей и взаимоотношений между ребенком и педагогом (родительские собр., буклеты, консультации).
В заключение хочется процитировать слова К.Е.Тимирязева : «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопрос и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс...
"История утюга". Познавательно- исследовательская деятельность.
Интеграция видов деятельности: П-и., двигательная, коммуникативная, изобразительная. Воспитывать интерес к культуре родного края. Учить уважать труд людей. Познакомить детей с историей утюга.Мате...
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/20/picture-128329-1350757831.jpg)
Коллекционирование одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/02/picture-542939-1417517995.jpg)
Семинар «Формирование математических представлений дошкольников как части познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС»
Данный материал поможет выявить и повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/29/picture-1309800-1611905402.jpg)
Активизация исследовательской деятельности дошкольника по технологии А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольника" (из опыта работы)
Активизация исследовательской деятельности дошкольника по технологии А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольника"(из опыта работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/12/picture-1120979-1570890976.png)
«Исследовательская деятельность дошкольников-необходимое условие успешного познавательного развития ребенка дошкольника.»
laquo;Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»Ральф У. Эмерсон....