Методическая разработка (для музыкальных руководителей) "Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников"
методическая разработка по теме

Гутова Евгения Владимировна

Конспект методического объединения музыкальных руководителей района по теме: «Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_primernyy_mo_muz_ruk_1.docx36.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект

методического объединения музыкальных руководителей района

по теме: «Элементы проектирования  

в музыкальном воспитании дошкольников»

Цель МО: выявление и распространение педагогического опыта работы по      использованию эффективных форм, методов и приемов работы с детьми для совершенствования уровня педагогического мастерства музыкальных руководителей по музыкальному воспитанию.

Задачи:

  1. Познакомить с идеями по использованию элементов проектирования в музыкальных занятиях.
  2. Формировать  желание педагогов поделится опытом работы по музыкальному воспитанию своих ОУ.
  3. Продолжать поиск эффективных форм, новых методов и приемов работы, активизируя творческую фантазию педагогов в ходе МО.
  4. Развивать практические умения и навыки педагогов, повышая активность и коммуникативную компетентность музыкальных руководителей. 

СЛАЙД

Старший воспитатель: Здравствуйте уважаемые педагоги, мы очень рады видеть  Вас у нас в гостях. 

Тема нашего сегодняшнего МО «Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников»

План проведения МО:

1. Встреча и регистрация гостей.

1.1.Вступительное слово заведующей МБДОУ д/с № 16 И.Н. Ковалёвой

1.2.Танцевально-вокальное  приветствие воспитанников ДОУ

2. Игры с участниками МО для настроя на работу старший воспитатель МБДОУ д/с № 16 Е.В. Гутова

3.Из опыта работы муз. руководителя МБДОУ д/с № 16 Е.П. Лебедевой «Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников»

 (презентация).

3.1. Практическая часть «Поделись с коллегами» с использованием видеоматериалов по применению элементов проектирования в НОД.

3.2. Обсуждение с участниками мероприятия применения элементов проектирования в своих ОУ.

3.3. Игровое упражнение «Оркестр парикмахерской».

4. Из опыта работы муз. руководителя МБДОУ д/с № 10 Э.А. Бесхлебная «Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество»

5. Танцевально-вокальное  приветствие воспитанников ДОУ

6. Беседа об итогах МО за чашкой чая.

Заведующая: Спасибо Вам за проявленный интерес к нашему мероприятию, надеемся, что вы сможете использовать полученную информацию в своей работе. Мне хотелось бы выразить Вам слова благодарности за выбранную Вами профессию:

На свете много разных есть профессий,

Но есть одна, которая, быть может, всех нужней,

Профессия - учить детей!

В зале появляются воспитанники МБДОУ д/с № 16 с танцевально-вокальным номером (частушки к Масленице).

Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслина неделя —

Будьте счастливы, как мы!

Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Мы с подружкою гуляли,

Сыром гору налепляли,

Всю блинами устилали,

Сверху маслом поливали!

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

У частушек есть начало,

У частушек есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем – молодец!

 Дети исполняют «Русскую пляску с ложками»

Старший воспитатель: Для того чтобы Вас настроить на рабочий лад, после такого зажигательного танца наших детишек, я предлагаю немного поиграть. Итак, внимание на экран:

СЛАЙД

  1. Вам необходимо прочесть текст, в котором присутствуют слова, где вместо слогов используются ноты. Попрошу Вас хором или индивидуально зачитать его вслух.

СЛАЙД  

  1. Следующее игровое упражнение также представлено на слайде, в нем зашифрованы названия цветов. Давайте все вместе их разгадаем.

СЛАЙД

  1. Предлагается отгадать музыкальные инструменты.

СЛАЙД

  1. Упражнение «Составь пословицу».

На этом наша игровая часть закончена, очень приятно видеть профессионалов своего дела. Предлагаю перейти к основной части нашего МО, в которой педагоги поделятся опытом своей работы.

Музыкальный руководитель: Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку. Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей, развить артистизм и воображение.

Между тем, многие недооценивают влияние музыкального воспитания на интеллект ребёнка. Умение слышать, распознавать и воспроизводить музыкальные элементы в комплексе (мелодика, ритмика, сопровождение и т.д.) – очень сложная координационно-интеллектуальная задача. С возрастом круг задач музыкального воспитания и развития детей расширяется.         

Задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из

возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств (это представлено на слайде, можно не озвучивать). Музыка является источником особой детской радости, а применение на музыкальных занятиях разнообразных педагогических  методов и приемов, с использованием современных технологий позволяет решить все эти задачи.

Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности ребёнка. Поэтому цель моей работы - создание комфортных условий для творческого самовыражения, формирование у дошкольников способности воспринимать окружающий мир, чувствовать его. 

В соответствии с требованиями  ФГОС  педагогу необходимо активно применять  современные методы и новые  интегрированные технологии. Поэтому  передо мной  встал вопрос: что сделать, чтобы занятия были интереснее насыщеннее, давали бы детям возможность активного участия в них. Видя положительную динамику проектной деятельности в работе с воспитанниками ДОУ, решила внедрять элемент проектирования в музыкальном занятии. Изучив имеющуюся литературу, интернет ресурсы по данному вопросу, поняла, что для достижения положительного результата необходимо начать строить свою работу со старшими дошкольниками, постепенно приучая их к такой методике построения занятия или серии занятий, где используются элементы проектирования. Конечно же, все зависит от степени готовности детей к творческой работе, ведь на это рассчитаны результаты в освоении материала на моих занятиях. Степень сложности творческой работы может быть различной: от простой (с целью заинтересовать) до более сложной (нужно “добыть” недостающий материал).

Методика использования:

Применяя  элемент проектирования -  происходит синтез проблемного метода  с технологией проектирования. Используя элемент проектирования, предполагается решение воспитанниками  проблемы, смоделированной педагогом.  Очень важно создать такую образовательную ситуацию (игровую), в которой дети ставят и решают проблему самостоятельно, добиваются определённого результата, а педагог сопровождает деятельность детей, помогает сделать итоговый продукт, то есть найти выход из положения, решение. Однако работа в данном направлении требует широкого обсуждения. Поэтому сейчас я предлагаю Вашему вниманию видеоматериалы по использованию элементов проектирования в моих занятиях, а после просмотра мне бы хотелось узнать ваше мнение по данному вопросу, может быть кто-то захочет поделиться своим опытом работы.

 

Практическая часть «Поделись с коллегами» с использованием видеоматериалов по применению элементов проектирования в НОД.

         1 Сюжет: тематический  проект:

Проводилось цикл занятий, посвященных музыкальным жанрам.

Цель: Закрепить музыкальные жанры с  использованием модели 3 вопросов.

Моделирование игровой ситуации на занятии: Могут ли музыкальные жанры дружить между собой? Помогите мне, пожалуйста, правильно разложить  карточки-схемы.

Варианты детей: Дети пробуют экспериментально (Танец можно пропеть, марш можно пропеть, а марш и танец дружить не могут, потому что нельзя и маршировать и танцевать)

Итоговый продукт: Созданные детьми  опорные карточки-схемы  предложено использовать в музыкальном уголке.

Пояснения к сюжету музыкального руководителя: Объединила метод интеграции с элементом проектирования и применила этот метод в разделе «Слушание музыки». Использую на НОД для детей старшего дошкольного возраста. Эффективен, когда работа проводится в системе. Элемент проектирования дает ребенку возможность синтезировать полученные знания и умения, позволяет ребенку познавать окружающий мир и себя через исследования и эксперимент. Примером может служить определение музыкальных жанров. Ставится задача перед детьми: «К какому музыкальному жанру относится это музыкальное произведение? » Эта задача решается с ответов на 3 вопроса:

-«Что мы знаем? » (знаем три жанра «Песня», «Танец», «Марш»)

-«Что мы не знаем? » (могут ли жанры сливаться песня-танец, песня-марш, марш-танец)

-«Как можем узнать?» (дети предлагают способы решения; например: можно ли петь и маршировать, или петь и танцевать, возможно, ли танцевать и маршировать и. т. д.)

        2 Сюжет: «Сказочные образы в музыке».

Цель: Повысить интерес к слушанию классической музыки через совместную поисковую деятельность. Воспитывать в детях чувство доброты средствами музыки.

Моделирование ситуации:  После  прослушивания  пьесы П.И.Чайковского «Баба Яга» и отрывка из балета «Щелкунчик»  беседуем о музыке. Задаю вопрос: «Скажите, ребята, о каких человеческих качествах нам рассказывает музыка, какие образы передаёт?»

Д.   злой образ бабы Яги. Добрый образ Мари и принца.

М.Р. А может ли музыка помочь человеку стать добрее?

Д.  В сказке может.

М.Р. А как вы думаете, почему в сказке баба Яга сначала злая?

Д.   Потому что у неё нет друга, её скучно одной, у неё в избушке  только животные, ей не с кем поговорить.

М.Р. А что можно посоветовать бабе Яге, чтобы она стала добрее?

Д. Почаще улыбаться, завести друзей, петь весёлые песни.

М.Р. А давайте сделаем альбом пожеланий для бабы Яги.

Итоговый продукт: Создание детьми  альбома,  предложено использовать в музыкальном уголке.

         3 Сюжет: «Игра на музыкальных инструментах» из цикла занятий «В мире музыки».

Цель: расширять знания детей об окружающих звуках (дать понятия музыкальные и немузыкальные звуки)

Моделирование игровой ситуации на занятии: Детям предлагается через проблемно-исследовательскую деятельность  классифицировать звуки по характеру их звучания. К музыкальным звукам относятся: пение человека и игра на разных инструментах (фортепьяно, виолончель, гитара, аккордион, гусли, колокола и т.д.), а шумы и голоса природы являются не музыкальными.

М.Р. – Ребята, а мы можем сейчас, не выходя на улицу, услышать в зале … (шуршание опавших листьев, пение птиц, стуки дождя о крышу дома и др.)? Как это можно сделать? Что поможет нам?

Дети предлагают различные варианты, пробуют извлекать звуки из разных предметов, лежащих на столе, сравнивая получаемый звук с предложенным к воспроизведению (шуршание листьев – трение ладони о ладонь, медленное сминание  бумаги, трение палочек друг о друга и прочие; капли дождя - удары барабанными палочками о барабан, о металлофон, о крышку стола, используя струну гуслей, напевание кап-кап-кап и др.; пение птиц - игра на дудочке, на свистке, использование голосового свиста и т.п.).

Итоговый продукт: озвучивание стихов, рассказов о временах года при помощи музыкальных и немузыкальных инструментов. Зарисовывание услышанных различных звуков в альбом.

Вывод: И так мы видим, что использование  синтезирования   элементов  проектирования  и проблемного метода на музыкальных занятиях, позволяют включить воспитанников в исследовательскую деятельность и нацелить их на получение результата.   Конечно же, эта технология должна быть использована систематически для получения наилучшего результата. Ведь в ходе этой работы дети осваивают не только программное содержание занятия, но и ведут деятельность проектного характера позволяющую сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и рассказывают другим детям о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. Элементы проектирования помогают связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества дошколят.

В ходе данной работы, несомненно, виден положительный результат. У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста). Дети самостоятельно следят за осанкой во время занятий, соблюдают охрану голоса, активны во время игр, упражнений.

Для большего результата, конечно же, необходимо взаимодействие и просветительская работа с родителями. Она производится посредством проведения консультаций, собраний на темы проектирования ребенка в семье, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребенком вне ДОУ на информационных стендах, проведение мастер-классов с родителями по применению проектной деятельности.

Кроме этого работа должна вестись совместно с педагогами ДОУ и включать в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми  на информационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов  по использованию элементов проектирования, как современного метода интеграции деятельности, позволяющей решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе.

Восприятие классической музыки позволяет показать ребенку красоту, выразительность и изобразительность лучших примеров музыкальных произведений композиторов – классиков, воспитывать любовь к музыке, увидеть ее красоту и научиться ее понимать.

        При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.

Обсуждение с участниками мероприятия применения элементов проектирования в своих ОУ.

Игровое упражнение «Оркестр парикмахерской» с участниками МО (используем ножницы, бигуди, расчески)

Выступление с опытом работы муз руководителя МБДОУ д/с № 10

Э.А. Бесхлебная по теме: «Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество».

-Эссе педагога

-Музыкальный репертуар по Кубанскому фольклору

-Викторина

-Подвижная игра

 

Старший воспитатель: Наши воспитанники приготовили вместе с педагогами для Вас - гостей,  небольшие сувениры, которые им бы хотелось Вам вручить. И так встречайте воспитанников старшей и подготовительной групп с танцевально-вокальным сюрпризом «Самовар».

Вручение памятных сувениров воспитанниками ОУ и приглашение к столу.

Анкетирование участников МО (чтобы увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного мероприятия).

В конце нашего мероприятия  предлагаем посадить цветные нотки на нашем нотном стане. Красные нотки – мероприятие понравилось, мне было интересно, жёлтые – ничего нового я не узнал, активно использую данную работу в своем ОУ, фиолетовые – я зря потратил своё время (участники выбирают цветы и наклеивают на коллаж с нарисованным нотным станом).

Заключение.  Вывод по теме. Решение.

Наше мероприятие мне бы хотелось закончить словами: «Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Искренне желаем вам успехов в работе, счастья, благополучия в семье. Пусть дети радуют Вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Опыт работы по использованию русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников...

Методическая разработка воспитателя Агарковой Ирины Михайловны на тему «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду»

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться ...

Методическая разработка «Современные подходы в организации работы по экологическому воспитанию дошкольников»

В разработке представлены новые направления в работе по экологическому воспитанию дошкольников:метод  моделирования, элементы сказкотерапии, телесно-ориентированные технологии. Также описывается ...

Методическая разработка «Трудовая деятельность как средство умственного и нравственного воспитания дошкольников»

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...

Методическая разработка Русские народные игры как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста

Большое место в духовно-нравственном воспитании детей мы отводим  народным играм. Особенностью  которых является то, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружаю...

Методическая разработка авторской песни казачьего характера в рамках патриотического воспитания дошкольников «Едут наши казаки охранять границы»

Историю создания песни можно связать с многолетней работой в нашем МБДОУ л/с №27 «Казачок», детского казачьего фольклорного ансамбля «Лазорик», в ...

Методическая разработка «Использование ресурсов дошкольного образовательного учреждения в экологическом воспитании дошкольников»

Бесконечно разнообразный, он  пробуждает у детей живой интерес, любознательность, пробуждает к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми...