Методическая разработка
методическая разработка (средняя группа)

Боровкова Галина Ильинична

Триз как средство развития творческих способностей у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_triz.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ Детский сад № 4 Кировского района г. Санкт- Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ :

«ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

 Воспитатель: Боровкова Г.И.

                               

Санкт- Петербург

2016 г.

                                                                                              «Каждый ребенок изначально талантлив

                                                               и даже гениален, но его надо научить

                                                                      ориентироваться в современном мире,

                                                             чтобы при минимуме затрат достичь                                   максимум эффекта»                                  

(Г.С. Альтшуллер).

ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

ТРИЗ- является одной из моделей перспективного образования. Творчество - самый эффективный способ активного развития личности. Теория решения изобретательских задач является уникальным инструментом для поиска нетривиальных идей, развития творческого и сильного мышления, формирования творческой личности .Творчеству можно и нужно обучать.

Технология ТРИЗ - технология развития творчества.

 ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.

Самая главная цель- формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное.

Девиз ТРИЗ – «творчество во всем». Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.

Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Рассмотрим некоторые из них:

ИГРА «ХОРОШО- ПЛОХО» (ОО «Речевое развитие»,  ОО «Художественно- эстетическое развитие», ОО « Познавательное развитие» )

I вариант игры:

1 ИГРА.(ОО «Развитие речи»)

Цель:  учить детей самостоятельно находить противоречивые свойства.

Правила игры: Выбирается любой объект, который нейтрален для ребенка, не связан с жестко положительными или отрицательными эмоциями. Предложить ребенку придумать плюсы и минусы для такого явления (объекта).

Например: лужи на улице.

Положительные качества: бегать по лужам, весело, пускать кораблик.

Отрицательные качества: намокнут ноги, сыро, не перепрыгнуть лужу.

I Iвариант игры: «Хорошо-плохо»

1 ИГРА.(ОО «Развитие речи»)

Цель:  учить детей самостоятельно находить противоречивые свойства у объекта, который имеет социальную значимость.

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

Лиса – это хорошо. Почему?

Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Лиса – это плохо. Почему?

Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

Далее дети называют положительные и отрицательные свойства объекта.

Лиса пушистая – это хорошо, лиса ворует кур – это плохо.

2 ИГРА. (ОО «Речевое развитие»; ОО «Художественно- эстетическое развитие»)

Цель: развивать творческое воображение, фантазию учить наделять известных сказочных персонажей качествами,  которые им не присущи. Развивать нетрадиционное мышление.

Оборудование: книга "Колобок"

настольный театр  "Колобок".

Ход игры:

- Дети, посмотрите внимательно, кто может сказать, как называется эта книга? Правильно, "Колобок". Я открою книгу, а вы позовите Колобка, может быть он придет к нам.

Дети зовут, появляется Колобок (настольный театр).

- Колобок, а почему ты такой грустный? Ребята, он грустный потому, что забыл, с кем встречался в своей сказке, с какими персонажами. Давайте поможем ему.

Дети перечисляют героев сказки, пересказывают ее содержание.

- Лиса очень хотела съесть Колобка. Это хорошо или плохо?

- Что хорошо (лиса наелась)?

- Что плохо (Колобка съели)?

 – Что можно   сделать,  чтобы Колобок не достался Лисе, как спасти? (накормить до встречи с Колобком)? Каким надо стать Колобку, чтобы Лиса не захотела его есть (несъедобным, грязным, чёрствым, ядовитым)?

Обговариваются все предложенные детьми варианты. Самые интересные разыгрываются детьми куклами настольного театра.

Например: встретила Лиса Колобка, а он только что прокатился по грязи. Захочет ли съесть такого Колобка Лиса? Что она ему скажет («Фу, какой ты грязный, Колобок, тебя нельзя есть, вдруг, заболею, живот болеть будет»)?

III вариант игры: 

1 ИГРА.(ОО «Развитие речи»)

Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.

Ход игры: Ведущий называет предмет или явление, а дети подбирают положительные и отрицательные качества предмета или явления в зависимости от конкретных условий.

Например:

 «Укол.»

Лечит, быстро выздоравливаешь – это хорошо        

Больно, лекарство дорогое, страшно – это плохо

«Дождь»        .

Растут растения, воду пьют, водой моются, сбрызгивает пыль, красиво, успокаивает.- это хорошо.

Промокнешь, появляются лужи, намокнешь, холодит – это плохо.

«Шкаф»

Если шкаф большой- это хорошо – почему?

Если шкаф большой –это плохо – почему?

Дети продолжают:

Хорошо потому, что можно в нем прятаться от мамы.

Хорошо потому, что в нём помещается много разных вещей.

Плохо потому, что ничего в нём не найдешь

 Если шкаф маленький-  это хорошо- почему?

Если шкаф маленький- это  плохо – почему?

Дети : Хорошо потому, что с ним можно играть.

Хорошо потому, что он занимает мало места в комнате.

Плохо потому, что в нём мало полок и ящиков.

2 ИГРА.(ОО «Познавательное развитие»)

Цель: учить детей выделять противоречия в предметах, познакомить со свойствами предметов, окружающим миром.

Ход игры: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети подбирают положительные и отрицательные качества предмета или явления в зависимости от конкретных условий.

Неживая система

Например:

Стеклянный стол .

Что хорошего в стеклянном столе?

Ответы: Оно красивое, можно видеть, как под столом лежит кошка.

А что плохого в таком столе?

Ответы: Такой стол может разбиться и осколками могут порезаться люди.

Живая система.

Например:

Листопад - это хорошо?

Ответы: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

Листья под ногами - плохо. Почему?

Ответы: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

IV вариант игры :(динамический)

1 ИГРА.(ОО «Развитие речи»)

Цель: Выбрать объект и дети подбирают (противоречия) положительные и отрицательные качества предмета или явления.

Ход игры: Предложить  ребенку простой вопрос из повседневного быта или сказки.

Например:

"А что, если ты промочишь ноги на прогулке?"

- Если я промочу ноги, то, наверное, пойду домой.

- А дом находится далеко, ты замерзнешь и заболеешь…

- Тогда я поеду на автобусе, но в автобусе много людей.

Например:

В этом комбинезоне ты будешь очень красивая, но в нем неудобно играть в песке;

Мы можем подольше погулять, но тогда закроется магазин, и мы не успеем купить игрушку.

V вариант игры:(модификация)

1 ИГРА.(ОО «Развитие речи»)

Цель: Выбрать объект и дети подбирают признаки, которые отражают переход количественных качеств в качественные .

Например:

Солнце – это хорошо и плохо. Почему?

 Хорошо- греет, плохо- долго на солнце находиться – можно сжечь кожу, перегреться.

Конфеты – это хорошо и плохо. Почему?

 Хорошо – вкусно, плохо – если съесть много конфет, начнется аллергия.(заболят зубы)

VI вариант игры:

1 ИГРА.(ОО «Развитие речи»)

Цель: учить детей выбрав объект, подобрать хорошее качество объекта и его противоположное качество.

Например:

 Съесть конфету - хорошо. Почему?  Потому, что она сладкая.

Съесть конфету - плохо. Почему? Могут заболеть зубы.

Например:

Огонь-это хорошо, почему?

От него становиться тепло. Папа разведет костер, будем жарить шашлыки.

Огонь - это плохо. Почему?

Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

ИГРА «НАОБОРОТ» (ОО «Развитие речи», ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие»)

I вариант игры:

1 ИГРА.(ОО «Развитие речи»)

Цель: выбрать слово и подобрать противоположное ему  по значению.

Например:

Воспитатель предлагает слово - прилагательное, а ребенок говорит противоположное по значению (хороший - плохой, умный - глупый, твердый - мягкий).

Предлагается слово - существительное, играющие называют противоположное (правда - ложь, Незнайка - Знайка).

Предлагается глагол с последующей заменой на противоположное значение данному действию (лечь - встать, плакать - смеяться).

Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.

 Например:

Горячее - холодное.

 Ребенку предлагают назвать как можно больше предметов, имеющих оба указанных в антониме свойства:

горящая свеча (пламя - парафин),

самовар (огонь - ручки),

Твердое - жидкое:

кокосовый орех, кувшин с водой, свежее куриное яйцо, фляга с водой, улей с медом, чайник с кипятком.

Быстро - медленно:

спицы колеса и педали двигаются значительно быстрее рамы велосипеда

Длинное – короткое:

карандаш пишет длинную линию, а грифель укорачивается очень медленно; ножницы длинные, а ось ножниц короткая.

Называется предмет. Например, часы.

Ребенка просят назвать как можно больше частей этого предмета с противоположными свойствами, или выполняющих противоположные функции, или находящихся в противоположных состояниях, в том числе и агрегатных.

Итак, что в часах противоположного?

Подвижное - неподвижное.

Подвижное: стрелки, маятник, шестеренки.

Неподвижное: корпус, циферблат.

Прозрачное - не прозрачное.

Часовое стекло - все остальные части.

Круглое - не круглое,

Гладкое - ребристое,

2 ИГРА.(ОО «Художественно- эстетическое развитие», ОО «Развитие речи»)

:

«Теремок»

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять признаки путём сравнения.

Ход игры:

Дети по очереди подходят к «теремку». Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет слово противоположное по значению .Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?».

Например:

Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Я- мышка-норушка, я маленькая.

А ты кто?

А я (ребенок должен подобрать противоположное по смыслу слово) – подушка, я большая.

Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Я – подушка, я мягкая.

А ты кто?

А я камень- я твердый и т.д.

3 ИГРА. (ОО «Физическое развитие», ОО «Развитие речи»)

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять признаки путём сравнения, развивать ловкость.

Ход игры: Дети стоят по кругу, внутри круга стоит ведущий. Ведущий по очереди бросает детям мяч и называет какое – то слово, ребенок ловит мяч, называет противоположное по смыслу слово и бросает мяч ведущему.

II вариант игры:

1 ИГРА.(ОО «Развитие речи»)

Цель: предложить детям придумать обратные признаки, действия (функции) предметов. Придумайте, что совмещает в себе эти свойства?

 Например:

холодный и полный одновременно? (Снеговик: холодный (сделан из снега) и полный-большой)

Например:

острое и тупое одновременно? (Нож: лезвие острое, ручка - тупая.)

2 ИГРА.(ОО «Развитие речи», ОО «Познавательное развитие»)

ЦЕЛЬ: Закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойствами. Активизировать в речи детей понятия о свойствах предметов. Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков.

Например:

СИЛЬНЫЙ + ДОБРЫЙ= ЧЕЛОВЕК

ЗВОНКИЙ+ ГРОМКИЙ= звонок

БОЛЬШОЙ + КРУГЛЫЙ = стол

ПУШИСТЫЙ+ СЕРЫЙ=  ЗАЙЧИК

В усложненном варианте можно использовать 3 признака предмета.

III вариант игры:

1 ИГРА.(ОО «Развитие речи»)        

Цель: придумать обратные действия предмета (функция и антифункция)

Ребенку называют какую-нибудь функцию или действие, а он должен назвать антифункцию.

Например:

Резать – соединять (нож –скотч, клей)

Вливает воду - выливает воду.(Кран – раковина)

Охлаждает - греет.( Холодильник - электроплитка.)

Мочит - защищает от намокания(Душ – зонтик).

Созидает - разрушает.( Цемент - порох. Сеялка - косилка.)

IV вариант игры: (динамический)

1 ИГРА.(ОО «Физическое развитие»)

Цель: Эта игра для детей, которые любят делать все наоборот. Попробуйте «легализовать» их страсть перечить. Взрослый в этой игре будет ведущим. Он должен демонстрировать самые разные движения, а ребенок тоже должен выполнять движения, только совершенно противоположные тем, что ему показывают.

Например:

Ведущий- поднял руки, ребенок - опускает руку

Ведущий подпрыгнул –ребенок приседает,

Ведущий вытянул вперед ногу – ребенок отводит ее назад.

V вариант игры:

1 ИГРА.( ОО «Развитие речи»)

Цель: выбрать объект и подобрать два противоположных значения предмета.(разные свойства предмета  при определенных условиях)

Ход игры: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.

Например: 

- Что может быть и горячим  и холодным (одновременно).

(утюг, чайник, плита, человек, самовар)

- и легким и тяжелым;(коробка, чайник)

- и длинным и коротким;(карандаш, доска, зонт)

- и гибким и твердым;(карандаш, ствол дерева)

- и гладким и шероховатым;(лицо, наждачная бумага)

- и мягким и твердым;(смола, пластилин, сугроб, зонт)

- и острым и тупым.(нож, карандаш)

- и мокрый и сухой(ботинок, тряпка)

2 ИГРА. (ОО  «Художественно- эстетическое развитие», ОО «Развитие речи»)

«Весёлый – грустный»

Цель. Учить детей понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображённых на картинках, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы сказок (разные свойства предмета  при определенных условиях).

Оборудование:

Предметные картинки:

  • Колобок (весёлый, грустный)

  • Репка (весёлая, грустная)

Сюжетные картинки:

  • Персонажи «Теремка» (весёлые, грустные)

  • Персонажи «Репки» (весёлые, грустные)

  • Персонажи «Курочки Рябы»: дед, баба (весёлые, грустные).

Ход игры:

      В гости к детям приходит сказочный персонаж . Он «читает» детям выдержки из строк, отражающие эмоциональные состояния персонажей. При этом он «показывает» картинки с эмоциональным состояниями персонажей. Дети должны найти ошибку (если она есть)  при выборе соответствующей картинки.

V вариант игры :

1 ИГРА.(ОО «Развитие речи»)

Цель: выбрать 2 противоположных действия и подобрать объект, подходящий под эти действия.

Например:

  • быстро и медленно(танец, электроинструмент)
  • открой- закрой (холодильник, шкаф)
  • громко- тихо (голос, магнитофон)
  • изогнутое- прямое (река, пластиковые панели)

VI вариант игры:

1 ИГРА.(ОО «Развитие речи»)

Цель: найти в помещении объект, обладающий разными свойствами.

Например:

1.Воздушный шарик.

В простом состоянии шарик маленький.

Если его надуть- он большой.

2.Пластилин.

В простом состоянии он твердый.

Если пластилин нагреть, он становиться мягким.

3.Лист бумаги.

В обычном состоянии он гладкий.

Если мы на нем порисовали, он становиться шершавым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...