Кристаллы
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

 Михайлова Джамиля

В природе существуют сотни веществ, образу­ющих кристаллы. Вода — одно из самых распро­страненных из них. Замерзающая вода превраща­ется в кристаллы льда или снежинки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kristally.docx122.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

  «Детский сад комбинированного вида № 17»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Занятие по познавательной

деятельности

в подготовительной группе

"Эти удивительные и загадочные кристаллы"

(занятие из кружковой деятельности: "Лаборатория неживой природы")

                                                                                                                       Составила: воспитатель

Татакова  Джамиля  Алибековна

Программное содержание:

уточнить представления детей о свойствах воды, вспомнить вещества которые растворяются в воде, закрепить умение детей фильтровать воду при помощи бумажных фильтров, познакомить детей с понятием "кристалл", учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли, развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.

Материалы и оборудование:

стеклянные стаканы с водой на каждого ребенка, ложки, бумажные фильтры, бумага, деревянные палочки, нитки, солонки с солью, поваренная соль, электрическая плитка, емкость с водой,

Ход занятия:

 -Ребята, сегодня мы с вами вновь оказались в нашей лаборатории.  А чем мы с вами будем сегодня заниматься,  я сейчас расскажу. К нам в группу пришло письмо, от нашего друга Незнайки, побывал в гостях в научной лаборатории, узнал много нового, но больше всего его удивили "кристаллы". Вы знаете, что такое "кристаллы"?  (ответы детей) Сейчас я вас с ними познакомлю (воспитатель показывает детям картинки кристаллов).

r27

93045322 article_759_16893724ef7409fed9433eec503fc6211303195057 crystal-growing-kit

        Кристалл — это редкий и красивый минерал или драгоценный камень. Изумруды и бриллианты являются кристаллами. Но не все кристаллы редки к красивы. Каждая отдельная частица соли или сахара — тоже кристалл! Многие из самых обычных веществ вокруг нас,  представляют из себя кристаллы. Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней (сторон). Все кристаллы одного вещества имеют одинаковую форму, хоть и могут отличаться размерами.

        В природе существуют сотни веществ, образующих кристаллы. Вода — одно из самых распространенных из них. Замерзающая вода превращается в кристаллы льда или снежинки.

         Глубоко под землей находится огромные количества горячих и расплавленных горных пород.  Когда они выталкиваются к поверхности земли, они начинают остывать.

Они охлаждаются очень медленно, превращаются в кристаллы, когда переходят из состояния горячей жидкости в холодную твердую форму. Помните на одном из занятий, мы рассматривали гранит? Миллионы лет тому назад гранит был расплавленной массой минералов в жидком состоянии. В настоящее время в земной коре имеются массы расплавленных горных пород, которые медленно охлаждаются и образуют кристаллы различных видов.

        Кристаллы могут иметь всевозможные формы и размеры.  Кристаллы очень распространены в природе, часто они вырастают до очень больших размеров. Но возможно и самостоятельно вырастить кристалл, даже у нас в детском саду.  Посмотрите,  какой красивый кристалл вырастил наш друг Незнайка.

Для этого нам  понадобятся предметы, которые размещены на столе, рассмотрите их внимательно и назовите. Как я уже говорила, вода - это тоже кристалл. Давайте вспомним, что мы знаем о воде? (Педагог показывает детям карточку, на которой нарисованы: нос, глаза, рука, язык.)  Просить рассказать о воде по данной схеме). на прошлых занятиях мы ставили с вами опыты с водой, скажите какие вещества растворяются в воде, а какие нет? Вы сказали, что соль растворяется в воде, это правильно, меняется или у воды при этом цвет? (Нет, вода осталась прозрачной) http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/i2010/09/13/9.jpg

Сегодня мы будем выращивать с вами кристаллы из обычной соли и воды. У вас на столе стаканы с обычной, чистой водой, нам нужно растворить большое количество соли в воде. При помощи ложки вы будете насыпать соль в стакан и размешивать, до тех пор пока, соль не перестанет растворятся,  и останется на дне стакана. Потом нужно будет очистить воду от лишней соли, как это сделать? (воду нужно профильтровать при помощи бумаги) Чистую соленую воду, мы переливаем опять в стеклянный стакан и все готовые стаканы ставим вот в эту емкость с водой и помещаем на электрическую плитку. Вода в емкости будет греться,  и нагревать соленую воду в стаканах. Пока соленая вода будет греться, мы приготовим основу для наших кристаллов. Для этого насыпаем в солонки соль, переворачиваем и начинаем трясти, до тех пор пока вся мелкая соль не высыпается на тарелку.

 -В солонке остались только крупные кристаллы соли, выбираем самые крупные и крепим (привязываем на капроновую нить) их на нитку. У кого не получится, не страшно я приготовила для вас нити с кристаллами соли.  Другой конец нитки прикрепите к карандашу, когда раствор будет нагрет до нужной температуры, уложите его на край банке, а нитку с крупинкой опустите в раствор. (Можно раствор не греть, а положить в холодный, но эффект лучше с горячим растворам). Стакан мы накроем чистым листком бумаги, чтоб ни пыль, ни грязь в стакан не попали.  Поставьте банку в такое место, чтобы дети могли легко за ней наблюдать, и объясните ему, что тревожить раствор нельзя, можно лишь смотреть. Иначе ничего не выйдет. Рост кристалла -  дело небыстрое. Постепенно на нашей солевой крупинке будут оседать кристаллики соли, и она будет увеличиваться. Недели через две зрелище будет достаточно впечатляющим. Если привязать кристаллик соли на нитку не получилось, попробуйте опустить в раствор металлическую канцелярскую скрепку или гвоздик. Прикрепляются они аналогично. А можно попробовать вырастить кристаллы сахара.  Вся процедура подготовки абсолютно такая же, только теперь на скрепке и нитке появятся сладкие кристаллы, которые можно будет даже попробовать.  Можно завести дневник наблюдения и записывать или зарисовывать наблюдения в него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выращиваем соляные кристаллы

Эксперимент по образованию соляных кристаллов...

Проект "Загадочный мир кристаллов"

Познавательно – исследовательская деятельность в системе организации  режимных моментов....

Мастер - класс "Выращивание кристаллов"

Познавательно – исследовательская деятельность в системе организации  режимных моментов...

"Волшебные кристаллы"

Чтобы активность детей не ослабевала. Наряду с ясными, отчётливыми знаниями должна оставаться зона неопределённых. Важно, чтобы дети самостоятельно искали решение поставленных перед ними задач, ...

Проект кристаллы

Познакомить с разнообразием кристаллов и создать условия для эксперименирования с ними....

проект «Как вырастить кристаллы?»

проект «Как вырастить кристаллы?»Цель проекта:·        Формировать представление о соли как   необходимом для человека продукте.·...

Конспект НОД "Кристалл здоровья"

Данное занятие направлено на закрепление  культурно-гигиенические навыков, привычку к аккуратности, чистоте у детей старшего дошкольного возраста....