"Путешествие в сине-голубую сказку"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект интегрированное занятие НОД "Познание", "Художественное творчество"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия НОД         «Познание», «Художественное творчество»

Старший дошкольный возраст.

«Путешествие в сине- голубую  сказку.

Посуда для  бабушки Федоры».

                                                               Подготовила воспитатель МКДОУ №1

                                                                Григорьевых Инна Николаевна

Цель: формирование эстетических чувств и развитие художественно творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.

Интеграция образовательных областей:

О.о. “Познание” - закрепить представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев.

О.о. “Художественное творчество” - побуждать детей к созданию декоративной композиции по мотивам гжельской росписи.

Предварительная работа.

Чтение произведения К. Чуковского “Федорино горе”. Рассматривание предметов быта и посуды в технике “Гжель”. Д/и упражнения по ознакомлению детей с элементами гжельской росписи. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

Материал к занятию.

Акварель, кисти, баночка с водой, салфетки. Декоративные тарелки из соленого теста. Открытки, альбомы с Гжелью. Гжельская посуда, предметы народных промыслов – Городец, Хохлома, Дымка. Альбом элементов и алгоритмов выполнения народной росписи.

Словарная работа: Гжель, гжельская роспись, элемент гжельской росписи, цветок, капелька, завиток, дуга, бордюр, мастер, умелец.

Ход занятия

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече  здороваться « Доброе утро»

«Доброе утро» солнцу и птицам,

«Доброе утро» улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь и подарите свои улыбки друг другу

I. Воспитатель обращает внимание детей на красочно оформленное письмо. На письме крупно написано “От Федоры”.

Воспитатель: Ребята, ведь это же письмо от той самой Федоры, от которой разбежалась вся посуда.

Воспитатель читает  письмо  «Здравствуйте ребята, у меня случилась беда – разбились все тарелки. А остальная посуда разбежалась по лесам и полям. Даже часы, хлопнув дверьми от меня навсегда ушли. Горе, Федоре, горе! Но я обещаю исправиться! Помогите, ребята мне!»

Воспитатель:

Снова горе у Федоры

 Не пошел ей впрок урок.

 В доме вновь порядка нету

 И опять переполох.

Раскололась вся посуда

 Нет тарелок, а еда

 Фрукты, овощи, продукты

 Раскатились кто куда!

Воспитатель: Ребята, Федора опять взялась за старое - посуду не жалела, - все тарелки побила - только одна и уцелела (Рассматривание тарелки). А чашки, блюдца и остальная посуда в страхе разбежалась. Посмотрите, может быть, они спрятались где-то здесь, у нас?

Д/и “Найди похожую посуду”. Игровая задача: найти похожую посуду, украшенную подобными узорами. Ход игры: дети выбирают нужную посуду и ставят ее на заранее приготовленное выставочное место.

Рассматривание посуды. Беседа с детьми:

- Что общего у всей посуды, которую мы выбрали? (Предполагаемые ответы: белый фон, сине-голубые цвета)

Воспитатель: - Сегодня я приглашаю вас в сине – голубую сказку. А почему она так называется, вы сейчас поймёте сами. Присаживайтесь.

Основной цвет гжельской росписи – синий  на белом фоне. Послушайте легеду о выборе синего цвета: Жили- были три девочки-подружки: Дымка, Хохлома и Гжелька. Были они красивые, веселые, озорные, хохотушки такие и мастерицы славные. Они несли людям радость, красоту и хотели, чтобы везде царила красота и люди были счастливыми. И вот стали они искать чудеса. У какой же подружки узор будет лучше?  Поскакала  Дымка и нашла себе узоры. Какие? (точки, мазки, круги и полоски). Дымка осталась довольной. А подружка Хохлома нашла себе чудо дивное, красоту невиданную. Рисовала  травку солнечной окраской, а цветы – огоньки красной- красной от зари. А Гжелька долго  искала: побегала, поискала, устала и упала на землю. Упала и увидела  над головой синее небо с белыми облаками. А белые облака казались ей белыми лебедушками. Ей очень понравилось синее небо с лебедушками, и решила создавать сине- белые чудеса.

 Давайте подойдем к столу и рассмотрим что же там лежит.

Изготавливают эту посуду в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.

 Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Изделия, созданные художниками и имеющие практическое применение в быту, относятся декоративно–прикладному искусству.

 Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее.

А что делает эту посуду такой? Да, бело–синяя роспись.

 Рассмотрим роспись поближе.

 Воспитатель беседует у каждого экспоната, обращая внимание на характерные особенности.

Синеглазая посуда –

Вазы, чайники и блюда –

Ярко светится оттуда,

Как родные небеса.

- Какие слова можно подобрать, чтобы рассказать какая это посуда?

Дети: - Нежная, тонкая, красивая, необычная, снежная, словно сделана изо льда, зимняя.

Воспитатель: - Вся посуда разная, но есть в ней что – то общее. Что?

 Дети: - Посуда украшена сине – голубым узором.

 Воспитатель: - Правильно, она раскрашена в сине – голубые цвета на белом фоне. А из чего сделана эта посуда?

 Дети: - Из глины.

Воспитатель: - Да, из глины. До сих пор в старинном городке Гжель работают внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают гжельскую посуду. Большого умения, труда и терпения для этого требуется.

Элементы гжельской росписи: Цветок, капелька, завиток, дуга, бордюр.

А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка «Посуда» Вот большой стеклянный чайник, («Надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (Другая изогнута, как носик.) Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (Рисуют  руками круг.) Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос - он посуду нам принес. (Сделать большой круг.)

А давайте, дети поиграем с вами в игру. Игра называется «Укрась посуду гжельским узором». Победит та команда, у кого узор получится быстрее, красивее и лучше.  А наблюдать за нами будет девочка Россиночка. Делимся на 4 команды. Выбираем фигурки.  Рисуем.

Очень здорово у вас получилось!

Я вот про Федору все думаю. Как она без посуды жить будет? Как бы ей помочь?

А давайте  мы нашу  посуду  подарим Федоре. Ведь она исправилась и больше посуду обижать не будет!

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поработали – думаю, Федоре обязательно понравится.

Вопросы для самоанализа детей:

- Что из посуды  вам понравилась больше всего? Почему?

- На какой посуде  использовано больше разнообразных элементов? Каких?

Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и терпенье Русская, звонкая Гжель! Синие розы по белому фону Море цветов голубых. Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сине-голубое чудо Гжели

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  - так ласко...

Сине - голубая сказка

Программное содержание: Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками – гжельский узор. Продолжать знакомить детей с русскими народными пр...

Конспект занятия "Сине-голубое чудо" Вторая младшая группа

Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это....

Конспект занятия "Сине-голубое чудо" Вторая младшая группа

Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это....

Тема:«Сине-голубая гжель».

Учить воспитывать   нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высо...

Календарное планирование работы группы: «Умники и умницы» месяц:4-8 февраля,1 неделя по теме: Путешествие в сине-голубую сказку гжели

Календарное планирование работы группы: «Умники и умницы» месяц:4-8 февраля,1 неделя по теме: Путешествие в сине-голубую сказку гжели    Цели: повышение у детей интереса к н...

Путешествие в сине - голубую сказку. Досуг с родителями.

Совместный досуг детей и родителей в старшей группе по гжельской росписи....