Конспект занятия "Сине-голубое чудо" Вторая младшая группа
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа) на тему

Колесникова Елена Викторовна

Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Сине – голубое чудо»

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это.

Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы здесь видите? Да, здесь и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник.

Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому, что сделана она на фарфоровом заводе, который находиться в селе Гжель Московской области.

Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

П.Синявский

Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.

Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая легенда – сказка.

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили , что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Давайте рассмотрим их. Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе – гирлянда с крупным цветком, с гжельской розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сети.

Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих городах российских. Полюбилась людям такая посуда и стали они ее называть «сине – белое чудо», или «нежно-голубое чудо». 

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла!

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочными композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок( сюжетные или бытовые сценки, т. е. сценки, взятые из праздников, народных гуляний, обрядов и которые встречаются в нашей повседневной жизни), а также детские игрушки.

По сей день не далеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

На весь мир прославили свой любимый край мастера. Всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете Вы

Красоты такой!     П.Синявский

Я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Чудо Гжели» о гжельской керамике.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем отличаются изделия гжельских мастеров? Из какой глины они изготавливаются?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Какую посуду делали гжельские мастера?

Что вылепил мастер и как украсил свое изделие?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

Разминка с кисточкой.

Держим кисточку вот так: (рука на локте. Кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону. Затем вверх и вниз).

Побежала наша кисть. (движения убыстряются)

А потом, а потом (держим кисточку вертикально)

Кисточка бежит кругом.(вращаем кисточкой по кругу)

Закрутилась, как волчок. За тычком идет тычок! (выполняют тычки без краски на листе)

                                             Организационный момент.

Деятельность детей.

Деятельность педагога.

Примечание.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Рассматривают посуду.

«Сине – голубое чудо»

     Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми

Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Давайте рассмотрим их. Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе – гирлянда с крупным цветком, с гжельской розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сети.

Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих городах российских. Полюбилась людям такая посуда и стали они ее называть «сине – белое чудо», или «нежно-голубое чудо». 

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла!

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочными композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок( сюжетные или бытовые сценки, т. е. сценки, взятые из праздников, народных гуляний, обрядов и которые встречаются в нашей повседневной жизни), а также детские игрушки.

По сей день не далеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

                                             Организационный момент.

Деятельность детей.

Деятельность педагога.

Примечание.

На весь мир прославили свой любимый край мастера. Всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете Вы

Красоты такой!     П.Синявский

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем отличаются изделия гжельских мастеров?

 Из какой глины они изготавливаются?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Какую посуду делали гжельские мастера?

Что вылепил мастер и как украсил свое изделие?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

Если бы вы были мастерами, какое изделие изготовили бы и как его расписали?

Развитие памяти и мышления.

                                             Организационный момент.

Деятельность детей.

Деятельность педагога.

Примечание.

Берут с подставок кисти, пододвигают вырезанные из белой бумаги фигуры чайников, слушая воспитателя, расписывают их.

(рука на локте кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)

(водим кисточкой в левую и в правую сторону. Затем вверх и вниз).

(движения убыстряются)

(вращаем кисточкой по кругу)

Ответы детей.

 А сейчас я предлагаю вам взять в руки кисти, пододвинуть к себе вырезанные из бумаги чайнички, и расписать их гжельской росписью.

Разминка с кисточкой.

Держим кисточку вот так:

.Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз 

Побежала наша кисть.

А потом, а потом Кисточка бежит кругом

Закрутилась, как волчок. За тычком идет тычок! 

Дети докрашивают свои чайники, воспитатель, наблюдая за этим, хвалит  их.

Когда все чайники раскрашены в-ль спрашивает:

Понравилось вам наше занятие?

А что больше всего вам понравилось?

После того как наши с вами чайники высохнут мы оформим выставку для родителей.

Расслабление мышц кисти рук и снятие зрительного напряжения.

           Конспект занятия второй младшей группы.

                Тема: Гжельская роспись.

                                                                                                             2014 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в первой младшей группе Развлечение «Поездка в лес» (Первая младшая группа)

Конспект развлечения в первой младшей группеРазвлечение «Поездка в лес»(Первая младшая группа)...

Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе, в соответствии с требованиями ФГОС «Дружная семейка» Конспект НОД в первой младшей группе по теме: «Поиграем с пирамидками» Сенсорное развитие.

Статья на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 2-3 лет »Организация процесса адаптации детей младшего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.Конспект непрерывной образовател...

Конспект беседы с детьми первой младшей группы на тему: «Чистота – залог здоровья». Конспект беседы в первой младшей группе «О пользе утренней зарядки и физкультуры»

Конспект беседы с детьми первой младшей группы на тему:«Чистота – залог здоровья».Задачи:- Формировать представления о гигиене;- Прививать навыки бережного отношения к своему здоровь...