Путешествие в сине - голубую сказку. Досуг с родителями.
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Невиницина Наталья Леонидовна

Совместный досуг детей и родителей в старшей группе по гжельской росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sine_golubaya_skazka.doc346.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение цент развития ребенка детский сад №5 п.Вахруши

Совместный досуг детей и родителей

«Путешествие

в сине – голубую

сказку»

(старшая группа)

Выполнила воспитатель:

 Невиницина Наталья Леонидовна,

первая квалификационная категория,

Педагогический стаж: 10 лет


Цель: Создание благоприятных условий для взаимодействия детей и родителей в теплой, дружеской атмосфере.

Задачи: Закрепить знания и представления детей о дымковской игрушке, городецкой росписи,  гжельской росписи.

Учить рисовать мотивы гжельской росписи «точки», «линии», «капельки», создавать выразительные узоры на круглой поверхности.

Вызвать у детей хорошее настроение, удовлетворение от проделанной работы.

Предварительная работа: Знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства, с элементами городецкой росписи, с гжельским промыслом, чтение стихов и загадок о промыслах.

Материал: Посылка, дымковская барыня, доска с узорами городецкой росписи, презентация «Сине – голубая сказка», изделия гжельской росписи.


         Воспитатель:  Добрый вечер, нашей дружной, веселой компании. Все вы, наверняка, любите путешествовать. Сегодня  я  вам предлагаю совершить путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас  расскажете сами. У меня есть волшебный сундучок, в котором живут изделия народных умельцев.

Показывает волшебный сундучок.

Воспитатель: Чтобы узнать, что здесь лежит нужно отгадать загадку.

Слушайте внимательно:

 - Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назови-ка меня!

Дети: Дымковская игрушка.

Воспитатель:  Из чего делают дымковские мастера свои игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель: А где Родина дымковской игрушки?

Дети: Дымково.

Воспитатель: Про дымковскую барышню нам прочитает стихотворение Ксюша.

Ребенок: Посмотри, как хороша эта девица-душа.

           Щечки алые горят, удивительный наряд,

           Сидит кокошник горделиво,

           Барышня так красива.

           Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

Воспитатель:  А вот следующее изделие из нашей посылки. Это разделочная доска, она, наверняка, есть у всех ваших мам. Но какой росписью ее украсили, вы должны угадать, отгадав загадку:

- Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки 

Цветами разрисованы.

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые.

На солнышке блестят.

 Словно капельки росы,

Расцветают здесь розаны

Удивительной красы.

Дети: Городецкая роспись.

Воспитатель: А Родина городецкой росписи?

Дети: Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец.

Воспитатель: Что характерно для городецкой росписи?

Дети: Используются яркие краски на желтом фоне, изображают растения, животные

Стих про городецкую роспись:

  Ребенок:  Городецкая роспись - как ее нам не знать.

             Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

             Здесь такие букеты, что нельзя описать.

             Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Воспитатель:  Послушайте стихотворение и найдите предметы, который украшены этой росписью.

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда? 

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Дети: Гжельская роспись.

Дети выбирают из шкатулки предметы, которые украшены гжельской росписью

Стих про гжель:

Ребенок: Синие птицы по белому небу,

           Море цветов голубых,

           Кувшины и кружки –

           Быль или небыль?

           Изделия рук золотых!

           Да! Это синяя сказка –

           Глазам загляденье,

           Словно весною капель!

           Ласка, забота, тепло и терпенье –

           Русская звонкая Гжель!

 

Воспитатель:  Скажите, дома у вас есть изделия с такими синими узорами?

Ответы детей:

Воспитатель:  Почему  называется гжельская роспись? Сейчас вы поймете сами.

Просмотр презентации «Сине – голубая сказка».

1 слайд.  Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька. Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь

Известно всем в народе

Ее названье Гжель.

2 слайд. Город Гжель расположен недалеко от Москвы. Пришло это название из седой старины от слова «жечь, обжигать».

Отсюда и название промысла – гжель.

3слайд: Делали гжельцы посуду и игрушки самые  разнообразные презабавные.

4 слайд: Не потерялось народное искусство во глубине столетий, наоборот, только ярче стало, жизнерадостнее.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идет.

В  1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика по  производству  майоликовой посуды.

Майолику изготавливают из белой глины, а рисунок  наносится  на сырое изделие, т.е. до обжига.

5 слайд: Мы  - на фабрике (иллюстрации фабрики показываются по мере рассказывания).

 Формочный цех.

Здесь  фарфоровую массу (шликер)  заливают в гипсовые формы.

Литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки.

Цех оправки.

Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой.

Цех художественной росписи.

Рабочее место мастера.

Каждое изделие мастер расписывает вручную.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой.

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

Исполнитель росписи ставит свою подпись на каждом изделии.

Завершается процесс изготовления гжельской майолики обжигом. T= 1350 С.

6 слайд: Белый чайничек из Гжели вам запомнится навек.

Неужели – неужели это сделал человек?!

  • Вазы
  • Кувшины
  • Квасники.
  • Маслёнки
  • Супницы и салатницы
  • Набор для  специй

Воспитатель:  Основной цвет гжельской майолики – синий  на белом фоне. А знаете почему? Вот послушайте легенду о выборе синего цвета:

Жили- были три девочки-подружки: Дымка, Хохлома и Гжелька. Были они красивые, веселые, озорные, хохотушки такие и мастерицы славные. Они несли людям радость, красоту и хотели, чтобы везде царила красота и люди были счастливыми. И вот стали они искать чудеса. У какой же подружки узор будет лучше?  Поскакала  Дымка и нашла себе узоры. Какие? (точки, мазки, круги и полоски). Дымка осталась довольной. А подружка Хохлома нашла себе чудо дивное, красоту невиданную. Рисовала  травку солнечной окраской, а цветы – огоньки красной- красной от зари. А Гжелька долго  искала: побегала, поискала, устала и упала на землю. Упала и увидела  над головой синее небо с белыми облаками. А белые облака казались ей белыми лебедушками. Ей очень понравилось синее небо с лебедушками, и решила создавать сине- белые чудеса.

Гжельский узор – растительный. В авторских работах видим картины нашей Родины, сказочные сюжеты. Линии и точки. Бордюры. Капельки.

Этот мазок  лежит в основе многих узоров. Название связано с внешним видом. Капелькой изображают листочки, лепестки.  Очень красиво смотрится капельки, расположенные по стеблю.

Агашка – гжельская роза.

Синяя роза – один из главных мотивов росписи.

Воспитатель: Давайте отдохнем.

Физкультминутка «Посуда»:

Вот большой стеклянный чайник,

(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг)

Воспитатель:  Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить тарелочки гжельским узором.

Выполняют совместную роспись дети с родителями.

Воспитатель: Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз.  Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сине-голубое чудо Гжели

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель»  - так ласко...

Сине - голубая сказка

Программное содержание: Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками – гжельский узор. Продолжать знакомить детей с русскими народными пр...

Конспект занятия "Сине-голубое чудо" Вторая младшая группа

Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это....

Конспект занятия "Сине-голубое чудо" Вторая младшая группа

Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это....

"Путешествие в сине-голубую сказку"

Конспект интегрированное занятие НОД "Познание", "Художественное творчество"...

Тема:«Сине-голубая гжель».

Учить воспитывать   нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высо...

Календарное планирование работы группы: «Умники и умницы» месяц:4-8 февраля,1 неделя по теме: Путешествие в сине-голубую сказку гжели

Календарное планирование работы группы: «Умники и умницы» месяц:4-8 февраля,1 неделя по теме: Путешествие в сине-голубую сказку гжели    Цели: повышение у детей интереса к н...