Творческий проект "Ложкари"
проект (подготовительная группа) по теме

Шамина Светлана Владимировна

Проект "Ложкари", целью которого является обогащение духовной культуры детей через игру  на русских музыкальных инструментах,  методический материалы к нему для работы с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt-lozhkari.zip293.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Ложкари»

Музыкальный руководитель Шамина С.В.

Проект «Ложкари»

Тип проекта: долгосрочный.

Срок реализации: 2013-2014 учебный год.

Участники проекта: дети подготовительных групп, воспитатели,  родители.

Вид проекта: творческий, познавательный, практический, игровой.

Актуальность: одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным  обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому наша задача - посредством музыки помочь ребёнку пробудить и утвердить в его душе благородные чувства, переживание, сопереживание, доброту, сердечность, развить художественный вкус, способствовать формированию общей духовной культуры; ввести каждого маленького человека, независимо от его возможностей и музыкальных способностей, в мир познания искусства. Решение этой задачи возможно в процессе целенаправленного систематического воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные музыкальные произведения, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания творческой активности в различных видах детской музыкальной деятельности, в том числе и игре на русских музыкальных инструментах. Ведь игра на детских музыкальных инструментах - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются музыкальные способности и исполнительские возможности всех детей. Она является замечательной формой приобщения детей к совместному,  коллективному элементарному музицированию.

Проблема: вопросы   обучения   дошкольников    игре    на русских народных  музыкальных инструментах  мало освещаются в современной литературе. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации ансамблей и оркестров  народных музыкальных инструментов в ДОУ, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности музыкального руководителя к работе в данной области.  

Цель проекта:  обогащение духовной культуры детей через игру на русских  народных музыкальных инструментах.      

Задачи проекта:

  1. Образовательные:

формировать необходимые умения и навыки в игре на русских      

народных  музыкальных инструментах;

расширять и обогащать знания детей (о быте, костюме, ремесле,  

художественных промыслах, традициях, праздниках и др.);

углубить представление детей  о происхождении  русских народных  

музыкальных инструментов.

  1. Развивающие:

 развивать музыкальные способности детей в процессе слушания                              

музыки,   пения, игры на русских народных музыкальных инструментах;

развивать образное и ассоциативное мышление, творческое    

воображение;

 развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, чувства ритма;

создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения                    

детей  во время занятия.

  1.  Воспитательные:

 воспитывать в детях чувство радости и удовлетворения от  процесса        

беседы о музыкальных инструментах, исполнения песен, чтения  

стихотворений, игры на музыкальных инструментах;

воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке,                

слушательской и исполнительской культуры детей;

 воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыкой;

 пропаганда музыкальной культуры и искусства.

Планируемые результаты:

  • знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и др.);
  • самостоятельное исполнение произведений на русских народных инструментах;
  • развитие творческих способностей.

Этапы работы по проекту: 

  1. Подготовительный этап.

Длительность 3 месяца (сентябрь-ноябрь).

Подбор материала  для реализации   проекта.
Беседа    с воспитателями   о   целях и задачах   проекта, привлечение их  к сотрудничеству.
 Выявление   первоначальных знаний у детей по данной  теме путем вводной  диагностики.  Подбор потешек, скороговорок. Знакомство с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи. Проведение НОД по данной теме. Составление глоссария и словаря старинных слов.

  1. Основной этап.

Длительность 4 месяца (январь-апрель).

          Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.
Знакомство детей с приемами игры на ложках.
Освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных песен. Просмотр видео выступлений музыкантов на русских народных инструментов. Разучивание малых фольклорных форм, экскурсия в музей «Русская изба».
Работа над музыкальными произведениями.
Выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Освоение техники игры на двух ложках. Консультации с родителями о русском фольклоре. Изготовление игрушек-самоделок для шумового оркестра.

  1. Заключительный этап.

Длительность 1 месяц.

Подготовка и проведение праздника  с участием детей подготовительных групп, воспитателей, родителей воспитанников, сотрудников детского сада.

***

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

***

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***

Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.

***

Наши уточки с утра – 
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора – 
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно – 
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!

***

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

***

Скучно волку жить в лесу – 
Он заводит песню.
Так неладно, так нескладно –
Хоть беги из лесу.
Перед ним лисица пляшет –
Рыжей лапой машет.
Хоть ни ладу и ни складу –
Пляшет до упаду.
Воробей пищит на ветке
Изо всех силенок.
Пусть нескладно, непонятно –
Все равно приятно.

***

Аты-баты! Шли солдаты,
Аты-баты! На базар.
Аты-баты! Что купили?
Аты-баты! Самовар!
Аты-баты! Сколько стоит?
Аты-баты! Три рубля.
Аты-баты! Он какой?
Аты-баты! Золотой

***

Стуки-стуки, глянь в ворота:
Верно, в гости едет кто-то:
Едет целая семья,
Впереди идет свинья.
Гусли гусь настроил,
А петух с трубою.
Кот и песик удивились –
Даже помирились.

***

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

***

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

***

- Котятки, котятки,
Малые ребятки!
А кто у вас больший?
А кто у вас меньший?
- Мы все подрастем,
За мышами пойдем.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас с добром поджидать.

***

Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала –
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая».

***

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Упал Ваня и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Путь-дорогу показали,
Да наказывали:
- Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!

***

Гречку мыли, гречку мяли,
Мышку по воду послали
По мосту-мосточку,
Желтому песочку.
Проплутала долго – 
Испугалась волка,
Заблудилась, слезы градом,
А колодец – рядом.

***

Ой ты, заяц косой – вот так!
Не ходи ты за мной – вот так!
В огород попадешь – вот так!
Всю капусту сгрызешь – вот так,
Как поймаю тебя – вот так,
Как за уши схвачу – вот так,
Да и хвост откручу – вот так!

***

Солнце, солнце, уходи до утра.
Всем ребятам спать пора, спать пора.
Пастушатам – молока через край,
Тем, кто пашет, - каравай, каравай.

***

«ПРИЛЕТЕЛИ ГУЛИ»

Прилетели гули,                            Махать руками, как крылышками             

Гули-голубочки.                   

Сели на головку,                    Положить руки на голову

На головку дочке.

Ты, моя дочка,                            Махать кистями рук, «прогоняя гулю»

Помаши ладошкой.

Кыш-кыш-кыш!

«КОТ МУРЛЫКА»

ВОТ КОТ Мурлыка ходит,        Легкими свободными 

Он все за мышкой бродит.        Кистями рук выполнять         движение «кошечка».

Мышка, мышка, берегись,        Погрозить пальчиком

Смотри, коту не попадись!        левой руки, затем правой.

«А-а-а-ам!»        Сделать резкое движение          пальцами обеих рук и сжать

пальцы в кулаки (цап-царап)

«СОРОКА»

Сорока-белобока        Скрестить кисти рук и         помахать ими, широко         разведя пальцы.

Кашку варила,        Указательным пальцем

Детишек кормила        одной руки выполнять         круговые движения по         ладошке другой руки.

Этому дала,        По очереди загибаем         

Этому дала,        пальчики.

Этому дала,

Этому дала,

Этому не дала:        Большой палец не загибается,

Ты воды не носил,        указательный ему «грозит».

Дров не рубил!

 

«ШЛА ТОРГОВКА МИМО РЫНКА»

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в яму – бух.

Раздавила сорок мух.

«БЕГАЛ ЗАЯЦ ПО БОЛОТУ»

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

«КУЗНЕЦ»

Идет кузнец из кузницы,

Несет кузнец два молота.

Тук, тук, тук.

Да ударил разом вдруг.

BD21370_

ANTN015

Котик серый, хвостик белый.

Приди, котик, ночевать,

Мою Ирочку качать,

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Кувшин молока

Да кусок пирога.

BD21370_

Пошел котик во лесок,

Принес Тане поясок.

Пошел котик по лавочке,

Принес Тане бараночки.BD21370_

Ай, люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.

                 Стали гули ворковать,

       Стал мой Юра засыпать.

              Лисичка-сестричкаBD21370_

Сидит за кустом,

Лисичка-сестричка

Машет хвостом.

А бедный зайчишка

Глядит из куста.

У зайчика нет

Такого хвоста.BD21370_

«Копытца»

И.П.: пальцы рук в «замке». Ритмичные хлопки («щелчки») основаниями ладоней у запястья, не разъединяя пальцев.

Еду, еду на лошадке                        по 4 «щелчка» запястьями на сильную долю

Еду, еду – путь не гладкий

Скок,                                         «щелчок» – руки перед собой

Скок,                                                «щелчок» – руки вверх

Пере-                                        «щелчок» – руки вниз                                        

Скок!                                                «щелчок» – руки вверх

Через речку на мосток!                Удары запястьями на каждый слог, постепенно

                                                          вытягивая руки вперед

(словарь узкоспециализированных терминов)

Акцент – выделение, подчёркивание звука или аккорда, преимущественно путём его усиления.

Гармонический слух – способность слышать объединение звуков в созвучии и связной последовательности таких созвучий.

Звуковысотные музыкальные инструменты – инструменты, производящие звуки определённой высоты в отличие от шумовых.

Лад – это организация звуков вокруг устойчивого, опорного звука.

Метрическая пульсация -  равномерное чередование сильных и слабых долей в такте – система организации ритма.

Музицировать  проводить время, играя на каком-нибудь инструменте, занимаясь, развлекаясь музыкальной игрой.

Музыкальные способности – индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения музыкальной деятельности.

Ритм – закономерное чередование музыкальных звуков – одно из основных формообразующих средств в музыке.

Сильная доля – доля, которая имеет ударение.

Слабая доля – доля, которая не имеет ударения.

Созвучие  одновременное сочетание нескольких звуков.

Темп – абсолютная скорость исполнения музыкального произведения – скорость движения (частота следования) счётных единиц метра.

Шумовые музыкальные инструменты – инструменты, производящие шум, разнохарактерные звуки с неясно выраженной тональностью.

СЛОВАРЬ старинных русских слов

Амбар – помещение для хранения зерна.
Баской – красивый, нарядный.
Баять – говорить, сказывать.
Браный – узорчатый.
Бредень – небольшой невод которым ловят рыбу вдвоем, идя бродом.

Бубене́ц (уменьшительная форма бубе́нчик) — небольшая металлическая погремушка (колокольчик); представляет собой полый шарик с маленьким цельным шариком (несколькими шариками) внутри.
Веретено – деревянная удлиненная палочка для собирания нити.
Вечер – вчера, вечером.

Вица – хворостина, прут, длинная ветка.

Голик – веник без листьев.

Гумно – помещение, сарай для сжатого хлеба, площадка для молотьбы.

Деревянная коробочка или вуд-блок — один из самых распространённых ударных музыкальных инструментов с неопределённой высотой звучания. Звучание инструмента — характерный цокающий звук.
Доха – шуба с мехом внутрь и наружу.
Дроля – милый, дорогой, любимый.
Жито – всякий хлеб в зерне или на корню.
Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна, без воротника.
Катанки – валенки.
Кичка – старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.
Коромысло – для переноски воды.
Косарь – большой нож с толстым широким лезвием.
Красный угол – угол в избе, где висели иконы.
Ксилофо́н  —
ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков, либо металлических брусьев разной величины, настроенных на определённые ноты. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки (на жаргоне музыкантов эти молоточки называют «козьими ножками»).

Крынка – глиняная банка для молока.

Курить – вытворять.

Кутья – разваренные и подслащенные пшеничные зерна.

Лавка – скамейка.

Ладка – маленькая плошка.

Ладом – хорошо, как следует.

Лапти – обувь из лыка.

Лучина – источник света.

Миска – тарелка, блюдо.

Образа – иконы.

Онучи – обмотки для ног под сапог или лапоть, портянки.

Орава – группа людей.

Отава – свежая трава, выросшая после покоса.

Подзор – выбитая или вылитая «полоска» для украшения кровати.

Половик – дорожка, которую стелют на пол.

Половицы – доски на полу.

Половник – поварешка.

Пороша – падающий ровно снег, слой только что выпавшего снега.

Прялка – деревянное приспособление для прядения шерсти.
Пяльцы – деревянный круг для поддержки ткани для вышивания.
Радеть – стараться, заботиться, оказывать содействие.
Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.

Рубель  — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали.
Рушник – полотенце.
Супостатка – соперница.
Сусек – отсек или ларь в амбаре где хранится зерно.
Танок – хоровод.
Тенетник – паутина.

Трещотка — народный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши.
Тябло – полка для икон.

Ухват – палка, с надетой на нее металлической рогаткой.

Чело – передняя часть русской избы.

Чугунок – посуда из чугуна для приготовления пищи в печи.

Шесток – площадка перед устьем русской печи.

Ширинка – полотенце, полотнище, кусок ткани во всю ширину.

Яства – еда, пища.


Русский костюм

Армяк – крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана.
Душегрея – женская короткая одежда без рукавов, которую одевали в прохладную погоду, иногда с мехом и застежкой спереди.
Зипун – крестьянский кафтан из грубого сукна.
Китайка – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр.
Кожух – верхняя одежда из вывернутой кожи, надеваемая зимой поверх шубы.
Косоворотка – мужская рубаха с особым покроем ворота. Его разрез располагался не посередине, а сбоку.
Крашенник – специалист, умелец в краске тканей. Краску делали на растительной основе, используя зверобой, василек, чернику, листья бузины, кору ольхи, шелуху лука и многое другое.
Кумач – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет.
Кушак, или пояс – обязательный и очень важный атрибут женской и мужской одежды. В давние времена пояса выполняли много разных функций – служили показателем благосостояния своего владельца, оповещали о принадлежности к тому или иному сословию, а также являлись наградой и подарком, передавались по наследству.
Онучи – кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх которого надевали лапти и перевязывали веревками.
Позумент – золотая, серебряная или мишурная тесьма, золототканая лента, повязка, обшивка.
Рубище – грубая, толстая будничная одежда.
Сафьян – тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз и овец.
Сермяга – так называли грубое сукно, а человека, одетого в крестьянскую одежду из грубого неокрашенного домотканого сукна – сермяжным.
Убрус – нарядный женский головной убор, свадебная фата.

Вводная диагностическая карта

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Сколько  рус. нар. инстр. ты знаешь?

Чем отличается хохломская роспись от других?

Повторить ритмический рисунок

Какие русские народные песни, игры ты знаешь?

Консультация для воспитателей и родителей

«Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка»

 

        Сейчас в России остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания. Что-то было упущено педагогикой 5-10 лет назад, если средства массовой информации пестрят о неуважительном отношении к памятникам старины и засорении великого русского языка иностранными словами. Если мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем и дарить ромашки. Если, усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до конца. Бесконечные «если»… Что-то изменилось в русском человеке? Конечно изменилось – потерялось, забылось в каждодневной суете.

        Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить  складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина – «орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее – «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой. Думаю серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из этого чистого родника, он познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций.

        Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

        Произведения русского народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Знакомство с народным творчеством нужно начинать с раннего возраста, с потешек, с колыбельных песенок.

        Детям нравится когда берешь куклу на руки и нежным, ласковым голосом начинаешь припевать:

«Баю, баю, баю-бай,

Ты собачка не лай.

Белобока не скули,

Нашу Таню не буди».

        Чтобы  малыши быстрее запомнили потешку, можно показать, как громко лает собачка, что она может разбудить Таню. Можно дружно попросить «ты, собачка, не лай, белобока не скули»: после таких обыгрываний дети как правило быстро запоминают песенку и переносят ее в повседневную жизнь. Знакомство с потешками можно начинать с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Нужно дать детям возможность рассмотреть игрушку, потрогать, а потом рассказывать о персонаже потешки, о ее особенностях. Обязательно объяснить значение новых слов, которые дети услышат в потешке. До чтения потешки «Конь» у детей уже сформировано представление о том, какое это красивое гордое животное:

«Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Он головушкой потряхивает

Золотой уздой побрякивает…»

        Во время умывания, причесывания малышей можно приговаривать и такие песенки: «Водичка, водичка умой мое личико…», «Чешу, чешу волосыньки, расчесываю косыньки». Приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игры «Дочки-матери»; как бережно и с любовью они относятся к своим куклам.

        Дети взрослеют. Потешки нужно подбирать с более сложным смыслом.  Детям уже ставится задача не только запомнить потешку, эмоционально прочитать ее, но и самим обыграть. Например, дети учатся говорить, как лисичка, заяц, медведь и т.д.

«Тень, тень, потетень, выше города плетень

Сели звери на плетень, похвалялися весь деть…»

        В старшем возрасте нужно много внимания уделять сказкам, их нужно не читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это поможет понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Можно накинуть на плечи шаль или еще лучше надеть костюм бабушки или сказочницы. Начинать сказку можно присказкой:

За ступенькою ступенька – стоит лесенка,

Слово к слову ставь складенько – будет песенка…

        Не нужно спешить задавать детям вопросы по содержанию сказки, интересно наблюдать, как ребята делятся впечатлениями друг с другом и вступают в беседу только тогда. Когда возникает спор или создается не верное понимание смысла сказки.

        Чтобы узнать, как дети запомнили сказку и поняли ее, можно подобрать соответствующие игрушки и внести в группу обращаясь к детям: «Из какой сказки пришли эти герои?» Вот здесь и может начаться беседа, в которой дети вспомнят события сказки, поступки героев, выяснится отношение детей к ним. Можно провести конкурс на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок. Самые лучшие работы отобрать на выставку для родителей. Очень интересно не объемные сказки драматизировать. Этот этап, я думаю, самый интересный. Обязательно использовать атрибуты, предметы ряжения и  полную самостоятельность детям. Дети, не занятые в драматизации будут зрителями. Довольны будут все. Можно прослушивать сказки в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки персонажей помогают детям вслушиваться в музыку, вдумываться в характер героев, насладиться нежностью, наивностью народного языка.

        Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум,  но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку, напомнить медлительному ребенку: «Семеро одного не ждут». Или ребенок оделся не так аккуратно: «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают детям лучше понять различные явления, события.

«Весна красна цветами,

Осень красна – плодами»

«Март с водой, апрель с травой».

А сколько пословиц о труде, которые можно использовать в повседневной жизни.

«Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Кончил дело, гуляй смело» и т.д.

        Чтобы лучше запомнить пословицы, можно предложить детям предметы или сюжетные картинки и предложить назвать соответствующие по замыслу пословицы. Для закрепления можно использовать игры – соревнования между девочками и мальчиками «Продолжи пословицу» или «Кто больше назовет пословиц» на какую-либо тему. Например о дружбе.

Девочки: Человек без друзей что дерево без корней.

Мальчики: Дружба и братство дороже богатства.

        Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки можно так: на стол выставляется несколько игрушек и для каждой подбирается загадка: «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры, грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка».

        Дети быстро отгадывают если предмет перед глазами. Можно начинать занятие загадкой. Дети отгадывают что они будут рисовать или лепить. На прогулке когда дети наблюдают за деревьями, птицами и т.д. предложить соответствующие загадки: «Сияют в лучах сестрички, желтый глазок, белые реснички», «Нет ног, а идет».

        Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире можно проводить игры: «Кто и что это?», «Я загадываю, а ты отгадай»,. Много радости доставляют детям загадки «Подскажи словечко», «Летом в болоте ее вы найдете», «Зеленая квакушка это – лягушка».

        Дети очень любят вечера загадок или когда приходит в гости бабушка-загадушка, или сценки: «Загадки на грядки». Чтобы не пропадал у детей интерес к этим видам деятельности можно организовать прямо в группе развлечение. Пригласить малышей к себе или самим к ним сходить с обыгрыванием потешек или песенок, показать драматизацию сказки. Такие развлечения как на «Бабушкином дворе», «Труд кормит, а лень портит», «Посиделки мы проводим».

        Колыбельные несли в себе народную мудрость, красоту, это частица фольклора. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», народная мудрость. Можно сказать, что народная  педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, использующая искусство своего народа, берет начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия – это «душа» музыки. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления ребенка. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям в пении взрослого, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладевать речью, понимать содержание. Через колыбельную ребенок получает первые представления об окружающем мире, животных, птицах. Колыбельные содержат элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама нежность, любовь матери, бабушки или того кто ее исполняет, составляющие стихию колыбельных.

        Для полноценного развития ребенку необходимо чувствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная, в которой мать с ласкою обращается к малышу, помогает удовлетворить его потребность в общении со взрослыми. У ребенка возникает ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким. В колыбельной отражалась  тревоги  матери о ребенке, каждодневные заботы: как одеть, чем накормить. Стремление повернут к ребенку  светлую сторону жизни, отсюда – пожелание счастья, благополучия:

Будешь в золоте ходить,

Чисто серебро носить.

        Исследователи фольклора (Аникин и др.) считают, что многие древние колыбельные песни близки к заговорам, о чем свидетельствуют общие или близкие пожелания сна и роста:

«Спи по ночам,

Расти по часам!»

«Ты спи, усни,

Угомон тебя возьми»

        Иногда в колыбельной запугивают плачущего ребенка страшным букой, старичком, волчком, чтобы овладеть его вниманием:

«Придет старый старичок

Хворостинкой посечет».

«Придет серенький волчок и ухватит за бочок».

        Есть много колыбельных которые содержали обращение к ребенку с пожеланием сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды:

«Баю, баю, баиньки,

Скатаем Насте валенки…»

        Особенно часто встречается обращение к коту:

«Шел котик во лесок,

Нашел котик поясок».

        В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Забывая народные обычаи, песни, мы безусловно что-то невосполнимо теряем для себя и детей. В детском саду колыбельные песни звучат на занятиях, в повседневной жизни. Некоторые колыбельные дети могут петь сами, используя их в своих играх, но многие колыбельные трудны для детского исполнения, поэтому воспитатели должны их петь сами. В колыбельных допускается незначительное   обличение мелодии или замена распевов основными звуками мелодии. Если текст трудный можно опустить отдельные куплеты.

        Основное время дети проводят с воспитателем, поэтому именно он может ввести в их жизнь  народные колыбельные. Одни песни поет он сам, другие разучивает с детьми или закрепляет выученные на занятиях, побуждает использовать их в играх. Если дети слышат и поют колыбельные песни, являющиеся высокохудожественными эталонами народного творчества, то более успешно импровизируют и свои собственные мелодии, «убаюкивая» куклу или мишку.

КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И КАК ИХ ПРОВОДИТЬ В ДЕТСКОМ САДУ»

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями, обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыть, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

        Жаль, что молодые люди, стараясь продрожать чужой «массовой культуре», все чаще включая в свою лексику инородные слова, создавая себе кумиров из мультипликационных и художественных фильмов Запада, имеют очень смутное представление о своей родной культуре. А ведь русский фольклор—песни, былины, сказки—православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом и весельем—это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

        Народные (фольклорные) праздники  являются  одной из форм организации праздничных утренников в детском саду, они подчиняются культурно-историческим традициям, но естественно адаптированы к современным условиям. При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников, не сфальсифицировать содержание, а изучить соответствующий материал об этом празднике, подобрать атрибуты, песни, стихи, игры и т.д.

        Каждое время года хорошо по-своему.

        Весна радует сердце веселыми брызгами солнечных зайчиков в голубых от ясного неба лужах. Ароматом таинственных трав наполняет душу лето. Радуга ярких красок восхищает нас осенью. А зима!.. Зима—это всегда ожидание чуда. Самое волшебное, ослепительно праздничное и сказочно красивое время года!

        Таким оно было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши пра, пра, прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы, встречая и провожая гостью свою дорогую и любимую – Масленицу.

        Нельзя прерывать связь веков и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как в старь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников: петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

        В детском саду очень интересно можно отметить зимние фольклорные праздники, как в форме развлечений, досугов, так и в форме бесед и даже комплексных занятий, тематических прогулок. Например: посиделки на Николу зимнего и на Рождество, развлечения с колядованием, как в детском саду, так и на улице.        

        Масленица – самый любимый в народе праздник. Он отражает всеобщую радость и ликование в связи с приближением долгожданной весны, с расцветом природы и самого человека.

        Сколько бы ни отмечались между собой в разных уголках старой России масленичные обычаи и обряды, общий характер и основа праздника были одинаковы – это борьба сил Зимы и Весны, завершающаяся сожжением масленицы (олицетворения холода и тьмы) и всеобщим праздничным весельем: катанием на лошадях, с гор, на льду, «пиршеством», в центре которого были блины – символ солнца.

        В детском саду перед проведением праздника Масленицы, который всегда проходит на улице, воспитателям необходимо провести с детьми беседы и занятия, на которых будут рассказаны традиции проведения масленичной недели, разучены народные стихи, потешки, игры, песни. Детей подготовительных групп можно привлечь к изготовлению чучела Масленицы из соломы, лоскутков, цветной бумаги, лент.

        

        

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ»

        Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.

Цель: развитие ребенка, формирование средствами фольклорной  музыки, ритмических движений, произведений устного народного творчества, пальчиковых игр, просмотром русских народных сказок разнообразных умений, способностей, качеств личности.

В соответствии с поставленной целью проведение динамического часа позволяет решить следующие задачи:

1. Развитие музыкальности.

1)развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

2)развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

3)развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

4)развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений.

1 )развитие ловкости, точности, координации движений;

2) развитие гибкости и пластичности;

3) воспитание выносливости, развитие силы;

4) формирование правильной осанки, красивой походки;

5) развитие умения ориентироваться в пространстве;

6) обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.

1) развитие творческого воображения и фантазии;

2) развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4.Развитие и тренировка психических процессов.

1) развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике;

2) тренировка подвижности нервных процессов;

3) развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5.Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности.

1) воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

2) воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Использование фольклора в работе с дошкольниками.

Главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста – развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней, доставлять радость. А радость – это эмоция, выражающая ощущение большого душевного удовольствия. Она возникает лишь тогда, когда человек удовлетворяет свои потребности. Следовательно, ребенок должен испытывать ощущение удовлетворения и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, самоутверждаться, становиться личностью, способной творить, творчески мыслить.

Важным средством эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Дополнительное игровое время дает возможность осуществлять просмотр мультфильмов, созданных отечественными авторами и на основе русских народных сказок и былин. Мне кажется, что он имеет большой потенциал для воспитания  детей. Во-первых, дети просматривают сказки в присутствии взрослых, то есть материал отбирается педагогами, носит не только развлекательный, но и большой познавательный характер. Малыши могут в любое время задать вопрос о непонятном, на который получит квалифицированный ответ. Педагог может познакомить детей и с  национальными костюмами. Они  видят русских народных сказочных героев, одетых в национальные костюмы, рассматривают части одежды, знакомятся с элементами русского костюма: сарафан, кокошник, косоворотка — и сами могут наряжаться и одевать кукол. Обращается внимание на предметы быта, орудия труда, чтобы дети имели представление о названиях предметов, которые часто используются в фольклорных играх, песнях, сценках. Часто  дети не знают даже имен героев русских народных сказок. Мы решили заполнить эту пустоту.

Одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста является музыкальное искусство. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыкальное искусство воспитывает у дошкольников эмоциональную чуткость, способность сопереживания, создает настроение радости, подъема.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся в практике дошкольных учреждений на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги — словом, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие.

Наиболее распространенное и доступное средство — песня. Народная песня — одно из ярких произведений музыкального фольклора — входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота — характерные черты русского песенного народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, высоко художественны. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает особую притягательность.

Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Даже песни, сопровождающие быт ребенка, отличаются ярко выраженным характером. Маленькие дети с удовольствием слушают эти песни: подпевают, эмоционально откликаются на них.

Народный песенный материал помогает эффективно решить задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Произведения устного народного творчества бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше прикасается с ним человек, тем лучше. Об этом стоит задуматься всем, кто причастен к трудному делу формирования личности, — родителям, педагогам.

Детский  фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Прибаутки, пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле народу. М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость. И печален жребий того, кому не дано ее испытать.

Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему важно, чтобы колыбельная песня, прибаутка входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному.

Большое значение в развитии ребенка, в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества имеют и такие жанры детского фольклора, как потешки, прибаутки, заклички, приговорки. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Приобщение ребенка к народному творчеству — очень важная и благородная задача, решить которую можем  мы.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук, пальцев и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания. Она помогает лучшему усвоению программных навыков.

В методике дошкольного музыкального воспитания определены 2 вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.

В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определенные персонажи, развертывается действие и решается основная задача – передать музыкально- игровой образ персонажа, и  несюжетные (разновидность подвижных игр), правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания.

Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

Своеобразной   формой   музыкально-ритмических   движений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных  танцевальных движений.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ.

ТЕМА: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».

С самого раннего возраста взрослые через былины и песни, загадки и пословицы старались рассказывать детям о народных музыкальных инструментах. В доме ими становились самые простые предметы из крестьянского быта: пузырь с горохом - погремушкой; сухие дрова, по которым ударяли деревянными молоточками, - ксилофоном; медный таз или горшок - звонким барабаном; связка деревянных пластинок - трещоткой...

В детские игрушки входили свистульки. Их лепили из глины, чаще всего в форме птиц и животных. В корпусе делали пальцевые отверстия, при помощи которых менялась высота звучания.

На ярмарках детям покупали всевозможные игрушечные музыкальные инструменты: гусельки и балалайки, барабаны и бубны, домры и дудочки. Хотя они были маленькие, но на них можно было издавать звуки и даже играть простейшие мелодии песен.

На дворе у нас играют,

Ребятишек забавляют:

Гуси - в гусли,

Утки - в дудки,

Чайки - в балалайки,

Свинки - в скрипки, 

Бараны - в барабаны,

Кони - в гармони.

А бык в бубен - бух, бух!

Бьет копытом во весь дух!

Ребенок подрастает, выходит из-под опеки родителей, он уже начинает самостоятельно осваивать окружающий мир, соприкасается с природой, животными, прислушивается к звукам родной земли. Он узнает, что природа не молчалива, а полна всевозможных звуков: щебетания и пения птиц, шума ветра в кронах деревьев, звонкого журчания ручейка. Появляется радостное удивление от звучащей природы, возникает чувство соприкосновения с неизведанным.

        Когда ребенок общается со старшими сверстниками, он видит, как они по дороге на речку срывают обыкновенную травинку, соединяют ладони лодочкой, зажимают ее между двумя большими пальцами, подносят к губам и струей воздуха извлекают короткие сигналы. Впервые видит, как они делают свистульки из «мышиного гороха» (стручков акации). Ребенок начинает перенимать их опыт и скоро уже сам мастерит музыкальные инструменты. Для этого ему нужно только протянуть руку к цветку или травинке, ветке дерева или стеблю тростника.

Самые простые в изготовлении свистульки - из стеблей одуванчиков. Берут часть стебля длиной 4-6см, толстый его конец чуть расщепляют; в рот берется тонкий конец, через него и вдувается воздух. Звуки образуются сочные, тенорового тембра.

Большой популярностью среди сельских детей пользуется игра на стручках гороха, бобов и стебле лука. Например, часть цветоножки лука разрезается вдоль стебля. С краю разрезанной части ногтем большого пальца слегка поддевают и расслаивают внутренний слой, отделяя ее от кожицы примерно на 5-7мм.

Затем подготовленную таким образом часть стебля вместе с пальцем берут в рот. При игре воздушную струю втягивают в себя. Образуются сочные свистящие глис-сандирующие звуки, напоминающие птичьи свисты, трели. Дети подражают на луковом стебле пению соловья, жаворонка и других птиц.

Из детских духовых инструментов наиболее сложны в изготовлении дудочки, которые вырезают из веток орешника (вербы, ивняка, рябины). Делают их дети только в мае и начале июня, когда кора легко отделяется от ствола. Берется ровный отрезок ветки орешника длиной 20-30 см и диаметром 1,5-2 см. Часть коры срезается, чтобы держать заготовку за ствол рукой. На коре делают 3-4 пальцевых отверстия, а на верхнем конце — косой срез. Затем рукояткой ножа осторожно стучат по коре, чтобы она отслоилась, осторожно прокручивают кору, затем медленно снимают со ствола. Та часть ствола, которую держали в руке, отрезается. На стволе по центру пальцевых отверстий по всей его длине прорезают неглубокий желобок, и только потом кору «надевают» на прежнее место. Такая дудка - простейший музыкальный инструмент с фиксированным строем. О дудочках рассказывается в детской прибаутке.

Ай ду-ду, ай ду-ду,

Сидит ворон на дубу,

Он трубит на дубу В золоченую трубу,

Во трубу во золотую,

В золотую, в завитую.

А под дубом заиньки

Невелички-маленьки:                                                            

Двое пляшут, двое спят,

Трое в дудочки свистят:

Подпевают, как умеют

Трубачу искусному...

Дать бы зайкам-музыкантам

 По листу капустному!

История пастушьего рожка

На широких необозримых просторах нашей Родины с незапамятных времен звучат пастушеские наигрыши на рожках, жалейках, дудках.

На полях и лугах короткими сигналами-зовами пастухи «сманивают» скотину. «Сгонные» наигрыши особенно хорошо слышны «по утренней росе» возле леса или реки. Сгонные пастушеские сигналы сменяются мелодически прихотливыми песенными наигрышами. Во время дневной дойки, где-нибудь возле речки, к пастуху-рожечнику порой подходят женщины-доярки - возникает песня под рожок.  

        Звуки пастушеского рожка издавна пленяли слух любителей народной музыки, творцов народной песни, поэтов и композиторов,

        Народное название рожка - «труба», «рог» - подчеркивает особенности мелодического строения сигнальных наигрышей, близкие «звукорядовому» колориту натурального рога, натуральной сигнальной трубы.

        Сельские самодеятельные музыканты рассказывают:

«Раньше умелым рожечником вся деревня гордилась. Рожки умельцы вырезали из березы или липы. Лучшими считались можжевеловые. Дерево это прочное, тугое, звук в нем не вязнет, а исходит чистым. Длина их не больше двух четвертей (примерно 40 см). Толщиной они с узкого конца - в большой палец, а в раструбе - с донышко бутылки, пожалуй, поуже. Дырок шесть. Кое-где вокруг разными украшениями опоясаны или зубчики вырезаны».

        В народной практике рожки изготовляются двумя способами. Первый заключается в том, что из деревянных заготовок выдалбливаются и затем вырезаются две половинки рожка в продольном разрезе, а затем склеиваются вместе и крепко обертываются берестой. Второй предусматривает вытачивание цельного инструмента из сплошного куска дерева на токарном станке. Внутренний канал, как у всякого духового инструмента, должен быть тщательно очищен и отшлифован. Мундштук может составлять одно целое с рожком или вставляться в него. Чашечка мундштука должна быть удобна для губ, неглубокая у рожков высокого тона - сопрановых, более продолговатая - у альтовых и теноровых. Принцип просверливания или прожигания и подстройка пальцевых отверстий у рожка тот же, что и у всех деревянных духовых инструментов.

                О широком и устойчивом бытовании в прошлом рожечного искусства в селах и городах мы узнаем из исторических записок, периодической печати, старинных рисунков, а также из самих поэтических текстов русских народных песен.

                Лирические свадебные песни, исполнявшиеся на девичниках в самый торжественный момент жизни женщины (накануне и в утро свадебного дня), - подлинная классика русской народной музыки. В песнях этих, полных любви к родному краю, сокровенных дум о будущем, «трубушка» - один из типичных и проникновенных музыкально-поэтических образов.

Не трубушка трубила рано на заре,

Плакала свет-Марьюшка по русой косе.

В звучаниях трубушки слышатся и радость, и горе:

Ты, труба ли моя, трубушка,

Ты, труба моя серебряная,

Воструби громко, звонко,

Громко, звонко - жалостно.

Не трубите, трубы, радостно,

Вострубите, трубы, жалостно -

От меня дитя везут...

                Всеобщим уважением и любовью односельчан пользовались умелые пастухи-рожечники, организаторы девичьих хороводов.  

                             

Товарищи меня звали,

И девчата приглашали

На всю ночь гулять,

В рожки, эх, играть.

                Популярная песня «Не будите меня, молоду», хорошо известная и как песенный наигрыш рожечников, напоминает о современной оценке утренней игры пастухов, под которую «просыпаться приятно».

Не будите меня, молоду,

Ранним-рано поутру;

Разбудите меня, молоду,

Когда солнышко взойдет;

Пастух выйдет на лужок,

Заиграет во рожок,

Хорошо пастух играет,

Выговаривает.

Тембр рожка самобытен. В нем словно слиты тембры трубы и голоса, а порою слышатся также оттенки тембра смычкового альта и даже гобоя. Однако очаровательная звучность этого инструмента в полной мере может быть оценена лишь на просторах полей, когда в прихотливой смене то плавные, то затейливые мелодии наигрышей изумительно звучат, особенно при восходе солнца. Эти звуковые впечатления незабываемы.

Гусли звончатые

Гусли - инструмент струнный. Название его происходит от древнерусского слова «густы» - гудеть, а так как гудела струна, то она и получила наименование «гусла». Значит, гусли - это струны, гудящие струны.

Любая струна при колебании звучит сама по себе сравнительно тихо, а полые, то есть пустотелые, предметы издают более гулкие, громкие звуки; звук той же струны преображается, если ее приблизить к дуплу или поместить в деревянное корыто, ящик. Так возникло понятие о резонаторе - одной из необходимейших составных частей любого музыкального инструмента. Струны начали закреплять не на доске, а как бы поверх специально выдолбленного корытообразного ящика, покрытого сверху тонкой деревянной пластинкой, которая называется декой (дека - значит крышка). Именно эта дека заставляла колебаться заключенное между ней и резонатором воздушное пространство, усиливая звук, делая его более продолжительным и полным.

При этом не безразлично, из какого вида дерева сделана та или иная деталь музыкального инструмента. Корпус резонатора обычно выдалбливался из сосны или ели, а покрывался сверху декой из явора. Отсюда и пошел эпитет - гусли «яровчатые».

Первое упоминание о русских гуслях относится к VI веку. Изображение гуслей - трапециевидный кузов-резонатор и от пяти до двадцати пяти струн, натянутых на него параллельно, - можно встретить на многих старинных гравюрах.

Гусли были известны в Древнем Киеве, вспомните легендарного Бояна - сказителя и музыканта.

Боян же, братья, не десять соколов,

Не стаю лебедей напускал.

Но свои вещие персты на живые струны воскладал.

Они же сами князьям славу рокотали.

Гусляр был не только музыкантом, но и поэтом и сказителем. А старинная былина была своеобразной хроникой важнейших событий. Например, известный былинный герой Садко действительно жил в Новгороде и  построил в 1167 году церковь. Не был он богатырем, как Илья Муромец или Добрыня Никитич, не совершал подвигов.

И все-таки сложили о нем былину, потому что сила его была  под стать богатырской –

это  была  сила искусства. И   в былине  речь идет о том незабываемом    впечатлении,

которое   производило на новгородцев искусство много веков назад.

Со времени       Киевской    Руси   упоминания   о   гуслях   встречаются   в   летописях, сказаниях, сказках, пословицах, а также в песнях.

Гусли звончатые

Да яровчатые,

Струны золотые.

Скоморохи удалые

В гусли заиграли.

Мои ноги заплясали.                     |

Выходи-ка из ворот,

Попляши со мной, народ!

                Гусли   были   массовым народным   инструментом, что вытекает из их простой

конструкции, легкой  для  освоения   игры, и   что  подтверждают   новгородские

археологические находки (гусли  были  обнаружены в домах  рядовых    городских  

обывателей). Находили они также применение и в профессиональном музыкальном

исполнительстве скоморохов. Об этом красноречиво свидетельствуют заставки

новгородских церковных рукописей XIV века, на которых изображены скоморохи-

с гуслями в руках.

             Из основных разновидностей этого музыкального инструмента

выделяются гусли звончатые. Инструмент крыловидной или трапецеидальной

формы. При игре его опирают на колени колками в левую сторону. Струны  

защипываются либо пальцами обеих рук, либо пальцами только правой руки; левая

рука в этом случае служит для приглушения струн.

Позже звук стали извлекать медиатором (перышком, тонкой пластинкой из

слоновой кости, дерева), отчего он стал ярче и звонче, а последнее и

определило наименование инструмента. На звончатых гуслях можно играть и

бряцанием, как на балалайке, и извлекать аккорды арфообразно.

Исполнять одноголосные мелодии на звончатых гуслях сравнительно просто: защипывается струна, соответствующая звуку данной мелодии. При переходе на следующий звук предыдущий глушится пальцами левой руки. Несколько сложнее исполнение аккордов. В этом случае пальцы левой руки приглушают те струны, которые не входят в состав аккорда. Свободные же струны, звуки которых образуют аккорд, в этот момент звучат, так как по ним ударяют медиатором.

        В старину люди не менее чем сегодня нуждались в музыке. Их потребности в этом удовлетворялись скоморохами. Гусли вместе с домрой и гудком составляли ансамбли скоморохов. К ним добавлялись волынка, дудка бубны. Это были зачатки первых оркестров русских народных инструментов.


Играй, гармонь!

        Из русских инструментов наиболее популярна гармонь, а самая распространенная ее разновидность - хромка. Она появилась в 1870 году в городе мастеров - Туле. На хромке можно было сыграть любой местный наигрыш. Ее называли еще «двухрядкой» за то, что кнопки в правой руке были расположены в два ряда, чтобы все было, как говорят, под пальцами.

                Гармонь звучит на всех деревенских праздниках. Под ее аккомпанемент поются песни, романсы, частушки; гармонь сопровождает пляски крестьян. Из других разновидностей гармони встречаются ливенки и саратовские гармошки. Чаще всего саратовские гармошки употребляются в деревенском быте для сопровождения пляски. Нередко на них исполняются самостоятельные инструментальные наигрыши имеющие, как правило, плясовой характер, а также песенные наигрыши.

Популярность гармони в России велика. И в этом нет ничего удивительного. В самом деле, это портативный инструмент, его можно легко переносить с места на место, даже играть на нем при ходьбе. Правда, при ходьбе можно играть на любой дудочке. Но у дудочки один голос, а для того, чтобы был еще аккомпанемент, нужны гитара, бубен или какие-нибудь еще инструменты. Тут-то и выявляется основное преимущество гармони. Она заменяет целый оркестр: на ней можно одновременно исполнять и мелодию, и аккомпанемент, и все это может делать один музыкант. Вот первая причина быстрого распространения гармони. А другая причина - это то, что очень легко организовать массовое производство гармони не только на специальной фабрике, но и в мастерской.

С середины XIX века русские фольклористы с удивлением наблюдали за тем, как гармоника стала вытеснять рожки, свирели, балалайки и другие привычные музыкальные инструменты. Уже начали ценить в деревне не рожечника, как прежде, а гармониста. Распространилось такое мнение, что фабричная гармошка «съела» все другие народные инструменты. Но, к счастью, это суждение оказалось преждевременным и неосновательным. Гармонь впоследствии стала самостоятельной, очень яркой краской в многоцветной палитре народной музыки.

Приемы игры на двух ложках

«Лошадка» - ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;
«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На счет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;
«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);
«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ НОД  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ТЕМА: ХОХЛОМА»

Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки.



Цель: знакомить с хохломской росписью, назначением предметов, их названием (посуда, мебель, панно), растительным узором: характерные элементы - ягоды, цветы, листья, травка, рыбы, птицы и прочее. Основа узора – завиток, который завивает все, предметы, традиционное сочетание цветов (золотой, красный, черный и немного зеленого).

Задачи: составлять узор на круге (ложке), украшая его завитком, ягодкой и травкой. Продолжать формировать и отрабатывать навыки рисования кистью; прививать любовь к русскому народному творчеству; совершенствовать мыслительные процессы и творческие способности.

Материал: Предметы с хохломской росписью, иллюстрации, открытки, плакаты.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас пройдет необычное занятие. Мы познакомимся с одним видом росписи и попробуем этой росписью расписать ложки из картона. Но что, же необычного будет у нас на занятии? А то, что вместе с новой росписью на занятие к нам пришла и музыка. А раз музыка пришла к нам на занятие, то нельзя начать занятие не спев песню (песня ).

(похвала за хорошее исполнение песни)

2. Сказка про хохлому.

- Ребята, сегодня я расскажу вам сказку. Вы, пожалуйста, внимательно послушайте её. После того как вы её прослушаете я задам вам несколько вопросов по сказке.

«Много лет назад жил-был царь Михаил Романов. Жил он и правил Нижегородской землёй. В его государстве была небольшая деревушка, названная Хохломой. Вот приехал как-то царь в Хохлому. Его стали подчевать разными блюдами. А еду -то приносили всю в деревянной посуде. Посуда была вся чёрная, но цветы, ягоды, разные листочки были такими красивыми, что царь никак не мог наглядеться на эту посуду, ведь он никогда в своей жизни не видел такой удивительно-красивой посуды. Когда царь пообедал, он встал из-за стола и сказал: «Что за умельцы делают такую красивую посуду». Вышел купец, поклонился и ответил царю: «Есть в нашем селе умельцы и умелицы, которые эту посуду сделали и расписали». Царь недолго думая, приказал: «Прислать мне этих умельцев».
       Придя к царю, умельцы поклонились и спросили: «Вызывал ли ты нас батюшка-царь?» На что царь ответил: «Не вы ли те люди, которые делают такую посуду».Показывая посуду стал заглядывать им в глаза.
«Мы.»
«А не согласитесь ли вы поехать со мной в Нижний Новгород и делать посуду мне такую?»
      На что умельцы ему ответили: «Ехать – не поедем. А вот посуду для батюшки-царя нам сделать будет честью».
      И когда посуда была готова, царь Михаил Романович собрал свою свиту и уехал к себе во дворец. Приехав, он ещё долго не мог налюбоваться своей посудой и росписью на ней. И когда его спрашивали: «Что это?». Он только отвечал: «Хохлома».

3. Преемственность хохломы и осени.

- Итак, ребята, прослушав сказку, скажите, что понравилось царю в деревне?

- А что особенного было в этой посуде?

Теперь ребята посмотрите, какая посуда есть у нас? А еще, какие рукотворные предметы имеются у нас?

- Какими красками они расписаны? (чёрными, красными, золотыми и немного зеленого).

- Ребята, а на какое время года похожа эта посуда, и почему вы так решили?

4. Знакомство с элементами хохломской росписи.

Сегодня мы с вами попробуем тоже расписать посуду, а точнее ложку - хохломой - с осенним настроением, с таким же солнечным и веселым, как осенние жёлто-красные листья. Но для того чтобы ее расписать нам надо познакомиться с ее элементами, то есть из чего эта роспись состоит.

- Посмотрите внимательно на предметы, расписанные хохломской росписью и скажите, какие рисунки вы на ней видите? Чем украшена хохломская роспись? (цветы, ягоды, листья, травка, усики и т.д.) Показать травку – тоненькая, похожа на реснички, а называют ее «осочка».

- Какие ягоды рисуют мастера, на что они похожи?

Посмотрите, как нарисованы ягодки у мастеров (точки, черточки, дуги). Кто из вас расскажет нам, как вы нарисуете свои ягодки?

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5. Порядок выполнения узора.

- А теперь переходим к самой сложной работе. Давайте посмотрим и выясним, какого цвета нам нужна ложка? (предлагаю ложки разного цвета). (Дети выбирают чёрную, желтую).

- Давайте посмотрим, какие краски нам понадобятся?

А теперь давайте выясним, что вначале мы будем рисовать, что потом? (завиток, ягоды, травка). Показываю на доске, дети вместе со мной на листочках для упражнения.

6. Самостоятельное рисование.

А сейчас попробуйте нарисовать свою картинку у себя на ложке.( дети рисуют, а я напоминаю , что рисуем самым кончиком кисточки, и не забываем постоянно смотреть на иллюстрации с хохломской росписью.

(звучит спокойная, тихая мелодия)

7. Выставка работ

В конце занятия на выставке рассмотреть все узоры, выбрать самые яркие, легкие, нежные завитки, реснички, красивые ягоды.

Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы…
Расписная, лёгкая,
Нет ее нужней;
С ней и щи отменные,
И кисель вкусней!

Ребята, вы догадались, что это? (ложка).

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! И наши ложки переходят в наш уголок красоты.

Хохломская роспись. Рисование на бумаге разной формы.

Цель: Продолжать работать с хохломской росписью, видеть связь формы предмета, величины с узором, чередование одинаковых элементов (ягоды, листья, цветы, травка), их расположение.

задачи: составлять узор на бумаге разной формы и величины (круг, овал, квадрат, прямоугольник), украшая его завитками-веточками, одинаковыми ягодами, листьями, травкой. Выбирать элементы, цвет, форму бумаги и ее цвет.

Материал: Предметы с хохломской росписью: столы, стулья, панно, блюда, иллюстрации, открытки, рисунки. Бумага красного, черного, желтого цветов формата А4 (круг, овал, квадрат, прямоугольник), бумага для упражнении, гуашь.

Ход занятия.

  1. Орг.момент. 


- Сегодня ребята мы дальше продолжим знакомиться с хохломской росписью, познакомимся с новыми элементами этой росписи.

  1. Особенности росписи.


- Ребята посмотрите внимательно на эти предметы и скажите, что особенного в этих предметах.

  1. Информация о росписи.


- Я сейчас расскажу откуда пришла к нам эта роспись.

- Село Хохлома Нижегородской области, где с давних-давних времен проходят ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу под названием хохлома. Вот уже много-много лет умельцы делают здесь деревянные ковши, поставки, ложки и многое другое. В наше время мастера научились делать современные наборы посуды, декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель.

Вот и у нас посмотрите есть красивый украшенный хохломой стол…

4. Знакомство с новыми элементами хохломы.

А теперь давайте сравним узор на подносе, и узор на столе и кто-нибудь пальчиком проследит, как далеко по завитку уедет его пальчик….

Что же мы выяснили? Выяснили то, что чем больше предмет, тем завиток будет длиннее и больше.

А теперь ребята выберите ту форму и тот цвет, на котором вы будете рисовать свой завиток, свою травку, усики и ягодки.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

6. Прорисовка элементов вместе с воспитателем.

- Прежде чем вы приступите к росписи своей фигуры, давайте в воздухе прорисуем те элементы, которые вы будете рисовать у себя на листке. А теперь потренируйтесь на маленьких листочках, которые лежат у вас на столах.

7. Самостоятельное рисование.

- Приступай те к работе, но не забывайте, что рисуем мы все легкими, нежными движениями, на кисточку не нажимаем. 

В ходе занятия обращать внимание на заполнение листа, рисовать без пауз, выбирать сочетание цветов.

  1. Выставка работ. 


Выявляем красоту собственных завитков. Что получилось, а что нет?

Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились!

Хохломская роспись. Рисование узора на полосе.

Цель: Учить видеть основной элемент росписи – завиток, как он завивается, выходит один из другого и каждый украшен одинаково (ягоды, листья, травка). Видеть характерное сочетание цветов золотой хохломы (красный, золотой, черный и немного зеленого), вариативность ягод, листьев, травки.

Задачи: Составлять узор на полосе, чередуя завитки в разном направлении (вверх-вниз), украшать их ягодами, листьями, травкой. Выбирать цвет элементов и полоски.

Материал: Посуда с хохломской росписью, иллюстрации, открытки.
Бумага желтая, красная, черная размером 7õ25, лист для упражнений, гуашь.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный 

Праздничный наряд.

- Посмотрите, пожалуйста, на выставку предметов и иллюстрации и скажите, что вы видите за предметы?

- Скажите, как называется та роспись, которая представлена на этих предметах и про которую я вам прочитала стихотворение?

2. История хохломских изделий.

- Вот теперь послушайте, как же русские мастера из села Хохлома добиваются того, чтобы их изделия были такими красивыми.

- Все предметы, сделанные народными умельцами, очень яркие, красочные, праздничные и нарядные. Для этого мастерам приходится потрудиться. Сначала посуду вырезают из дерева и вытачивают на станке. Затем покрывают слоем жидкой глины, просушивают, пропитывает льняным маслом и слегка подсушивают. После этого покрывают специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывают особым маслом (олифой) и высушивают в шкафах-печах. Металлический порошок и масло после нагревания в печи придают изделиям неповторимый золотой блеск, из-за которого сам промысел и все изделия называют «золотой хохломой». Золотая, - потому что все предметы блестят, как золото.

3. Знакомство с новым элементом хохломской росписи.

А теперь давайте обратим внимание на роспись на тарелочках, стаканчиках. Скажите, как идет узор по чашке (по кругу). Веточка поднимается то вниз, то вверх.

Попробуйте тоже в воздухе прорисовать такую веточку, которая, то поднимается вверх, то опускается вниз.

4 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5. Тренировочное рисование нового элемента.

- Сейчас возьмите ту полоску, на которой вы будете рисовать свою веточку.

- Но прежде чем приступить к работе, потренируйтесь рисовать элементы на листочках, которые лежат перед вами.

6. Самостоятельное рисование.

(Дети рисуют, а воспитатель смотрит правильность выполнения последовательности).

Выставить детские узоры-полоски в подготовленные трафареты, показать связь предмета и узора.

Соединить стороны полоски и получить объемную форму (бокал), проследить движение завитка.

7. Выставка работ.

Послушайте стихотворение про Хохлому.

Хохлома, хохлома-

Наше чудо дивное!

Мы рисуем хохлому

Красоты невиданной.

Рисуем травку

Солнечною краской,

А цветы огоньки

Красной краской от зари.

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали!

Хохломская роспись. Рисование узора на бокале.

Цель: учить видеть красоту формы предметов с хохломской росписью, сочетание цветов, элементы узора, заполнение формы.

Задачи: учить украшать объемные предметы (бокал завитками), ягодами, травкой по выбору детей.

Материал: предметы с хохломской росписью, иллюстрации, открытки.
Предметы – бумажные стаканчики или из папье-маше красного, желтого, черного цвета, гуашь.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.


Песенка исполняется детьми про осень с музыкальным руководителем.

  1. Рассматривание выставки.


- Ребята посмотрите на те предметы, которые выставлены у нас на столе.

- Какие они? Что это за предметы?

- А теперь посмотрите, что у нас на столах? (стаканчики).

- Сегодня с вами мы тоже побудем мастерами и мастерицами из Хохломы и попробуем тоже наши стаканчики сделать такими же красивыми, как у Хохломских мастеров.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий-

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

3. Последовательность выполнения узора.

- Для того, чтобы украсить свой стаканчик, его надо научиться правильно держать. Показать, как держать бокал при росписи, поворачивая его в руке.

- Но прежде чем приступить к работе давайте вспомним последовательность рисования узора: завитки, ягоды, листья, травка; показать кайму: вверху и внизу бокала.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5. Самостоятельная роспись стаканов из папье-маше

- Приступаем к работе. Если кто-то забудет как рисовать, можете потихоньку встать и посмотреть как рисуется узор на бокале.

6.Выставка работ.

- Как красиво у вас получилось. Все бокалы у нас неповторимые, каждый как художник придумал свой узор.

- Теперь возьмите свои бокалы и давайте их снесем в уголок красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От творческого занятия по бисероплетению к творческому росту ребёнка»

Художественно- эстетическое воспитание дошкольников....

Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

"От творческого воспитателя - к творческому ребенку"

 Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитание в семье, но и специальными  занятиями организуемые в детском саду, и может о...

Презентация «Развитие творческих качеств педагога как условие развития личностных качеств и творческих способностей дошкольников»

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного. Необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своео...