Влияние семейного воспитания на усвоение агрессивного поведения детьми.
статья на тему

Виноградова Людмила Ивановна

В настоящее время увеличилось число агрессивных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление агрессивности связано с неудовлетворением возросших потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием агрессивность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями «Я – концепция», отношением к себе. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление агрессивности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который порождал в свою очередь негативные прогностические оценки и способствует увеличению и сохранению агрессивности. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya.odt26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние семейного воспитания

на усвоение агрессивного поведения детьми.

В настоящее время увеличилось число агрессивных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление агрессивности связано с неудовлетворением возросших потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием агрессивность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями «Я – концепция», отношением к себе. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление агрессивности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который порождал в свою очередь негативные прогностические оценки и способствует увеличению и сохранению агрессивности.

 Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают агрессию большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы. Эти возрастные пики агрессивности являются следствием социальных потребностей.

Агрессивность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но агрессия, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личные структуры. Потому знание причины возникновения агрессивности приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствующей снижению агрессивности и формированию адекватного поведения у детей дошкольного возраста.

Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Н.И.Лисина, В.К.Копырло и др.).

Авторы, занимающиеся этой проблемой отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.

       Опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:

  • Образец отношений и поведения родителей;
  • Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

Итак, формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими путями:

  1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.
  2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. Из исследований видно, что:
  • Родители, которые очень редко подавляют агрессивностью своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.
  • Родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.
  • Родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

Говоря об отношениях “родители - ребенок”, мы говорим о взаимоотношении между ними и о положении, которое занимает ребенок в семье. Как отмечают Хансон и др. в своих исследованиях, что если у ребенка (независимо от того, к какой возрастной группе он принадлежит) плохие отношения с одним или обоими родителями, если ребенок чувствует, что его считают никуда не годным, или не ощущает родительской поддержки, он, возможно, окажется втянутым в преступную деятельность, будет ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться о нем как об агрессивном, он будет вести себя агрессивно по отношению к родителям.

Отношения родителей к своему ребенку можно описать двумя парами важных признаков

  • неприятие - расположение;
  • терпимость- сдерживание.

Существует три типа негативных отношений родителей к ребенку:

  1. Тип А - отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения)
  2. Тип Б - гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность)
  3. Тип В - гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать.

Первый тип формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, “стены” за которую можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). При холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческих моделей реагирования. Это снижает способность саморегуляции ребенка.

         Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам - озлобленности, стремлению делать запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критика со стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительнм результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач. Агрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе.

Также, родители, предъявляя завышенные требования  к ребенку, не учитывают его особенностей и возможностей. И отсюда чрезмерная загруженность ребенка занятиями. Причем занятия,  несоответствующие возрасту и интересам ребенка могут привести к возникновению невроза, провоцирующего агрессивное поведение.

Третий тип (гиперопека) также нарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляци.

Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.).

Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье также ведет к формированию агрессивных тенденций в поведении ребенка.

В заключении  можно сделать вывод, что:

агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где  дистанция   между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Влияние семейного воспитания на развитие ребенка. "

Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семейное воспитание органичн...

Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка»

Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образова...

Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка»

Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образова...

«ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА»

Психопрофилактические рекомендаций для родителей, с целью предупреждения детской агрессивности....

Конспект индивидуальной консультации по вопросам семейного воспитания "Влияние семейного воспитания на нравственное развитие ребёнка"

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности - именно они, окрепнув, станут фун...

Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Влияние семьи на становление агрессивного поведения является общепризнанным. Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать подкрепление, наказания как уроки агрессии в ...